Перестань рисовать ячейки — большой гайд по Figma Auto Layout

За последние года полтора я нашёл себя в создании и оптимизации дизайн-систем, а инструменты для дизайна начали подыгрывать мне и постоянно подкидывают новую функциональность на изучение. В этой статье я покажу хардкорное применение последнего нововведения в Figma — Auto layout.

Экраны «Яндекс.Музыки» на одном компоненте​

Три явных плюса от ультимейт-компонента

  1. Не нужно собирать компонент ячейки в каждом проекте заново.
  2. UIkit получается компактным, но при этом легко кастомизируемым.
  3. Ускоряет создание диза… Ой ладно, это просто круто!

Вот такие штуки можно делать после этого гайда. Если хочешь так же, открывай фигму, сейчас научу :)

Это и есть наша ячейка, разложенная по частям:

  • Какие-то форматы картинок слева.
  • Текст по центру.
  • Различные контролы справа.

Сейчас объясню, за что отвечает каждый из чёрных квадратов и почему их столько.

Ссылка на этот Figma-проект есть в Telegram-канале. Там я всё аккуратно разложил по полочкам и добавил подсказки, а то когда я пришёл к такой ячейке в первый раз, было примерно так :D

Ну вот и гайд

Рисуем Frame и включаем вертикальный Auto layout с фиксированной шириной, которая тебе нужна в дизайне, — это контейнер ячейки, в котором кроме слоя с контентом и Padding’ов больше ничего не будет.

Примечание 1: в компонентах на лэйаутах часто получается много «пустых» слоёв, не паникуй, они все чуть-чуть влияют на компонент.

Примечание 2: каждый нарисованный шаг заводи в компонент, чтобы в дальнейшем можно было всё кастомизировать по отдельности, не затрагивая всю ячейку.

Следующий этап — слой с контентом. В этом артборде настрой только Spacing между частями ячейки, разумеется, переключи лэйаут по горизонтали, это же горизонтальный компонент.

Теперь переходим к самим деталям ячейки, но через несколько шагов вернемся к «пустым» контейнерам.

Это детальки, которые я использовал для демо, у тебя их может быть гораздо больше (помнишь скриншот моей первой ячейки? :). Естественно заведи все эти детали в компоненты. У текстового компонента обязательно включи лэйаут c Fixed width, потом нам это понадобится.

Начинается самое интересное

Чтобы ячейка была гибкой и при этом растягивалась от контента внутри, нужно правильно настроить контейнеры деталей, которые ты сделал на предыдущем шаге, тут и кроются мелкие фишечки. Есть масса механик ячейки, описать все не получится, но, думаю, этой основной механики будет достаточно на первое время.

С левой частью всё легко. Просто группируем и включаем лейаут.

С текстовыми контейнерами дела обстоят поинтереснее, их нужно сделать столько, сколько у нас размерностей левой части. В моей демке есть маленькая иконка, средняя картинка и большая картинка, поэтому я сделал три контейнера, обычно больше и не требуется.

Сделать такие контейнеры не сложно, если ты включил Fixed width для текстовой детали (text root component) несколько шагов назад, просто растяни его на нужную ширину (вычти из ширины ячейки ширину левой и правой части ячейки).

Когда делаешь правую часть, закинь в неё все контролы, что тебе нужны, отключи Clip content у компонента и поставь фиксированную ширину, размером самой часто используемой детали, например иконки.

Это нужно, чтобы ячейка не разъезжалась при переключении деталей внутри правой части, если они разной длины. Обсуди этот момент с разработчиками, чтобы предотвратить различные вопросы :)

Теперь предыдущие компоненты с деталями закидываем в дополнительные контейнеры, и включаем лейауты. Для левой части — горизонтальный Auto height (в продвинутом mode закидывай туда систему отступов), для центральной — вертикальный Auto width, а для правой части — горизонтальный Fixed height, размер которой поставь по высоте средней левой части, в моём случае — 48 pt.

Правую часть делаем так специально, чтобы ваши контролы не ехали вслед за растягивающимся текстом. В таком способе есть мини-костыль, в маленькой ячейке нужно будет переключить правую часть с Fixed на Auto height либо сделать несколько контейнеров, для маленькой ячейки и для ячеек размером побольше, но в 95% случаев моего способа будет достаточно, чтобы покрыть все кейсы.

Теперь закидываем все три слоя Left, Center и Right part в наш компонент Content — и наша ячейка готова…

Почему это последняя в твоей жизни ячейка?

Это базовый компонент кита, который покрывает большинство кейсов. Если мне понадобится что-то добавить, я добавлю, а если нужно сделать редизайн общего стиля, то кастомизирую детальки компонента — и вуаля.

Пример кастомайза из начала статьи​

По сути, я скруглил края аватарки в левой части, добавил кнопку (тоже на лэйаутах) в правую часть, и ячейка уже подходит под другое приложение.

Окей, круто! А как перенести компонент в другой проект-то?

Если у вас платная версия Figma, то всё легче некуда, ну а если бесплатная, то придётся потратить минуты две… О нет…

Принцип простейший:

  • Копируешь инстанс cell component в новый проект, он должен стать детачнутым.
  • Идёшь в самый низкоуровневый слой и делаешь из него компонент.
  • Формируешь компонент из слоя уровнем выше, что заставит нижнеуровневый компонент выпрыгнуть рядом, оставив внутри свой инстанс.
  • Profit!

Гайд закончился

Надеюсь, ты понял, что я тут наворотил. Если что-то не получилось, чекай Figma-файл в Telegram-канале, ну а если и это не помогло, задавай вопросы в комментарии или мне в личку (Telegram, «ВКонтакте»).

Спасибо, что дочитал. Если интересно, в следующей статье, я разберу не менее важную тему — неправильного использования стилей в дизайн-системе и как настроить их супер гибко, bye :)

0
64 комментария
Написать комментарий...
Pixel Lens

Из-за этих авто-лейаутов я пришёл к наплевательству на сетку 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov

Квадратные сетки и не нужны)

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

давно от них отказался, как и от колонок. Перешел сначала на 8рх линейки горизонтальные, а потом на 4рх линейки.

Счас думаю да пошло оно всё нахуй

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov

Пользуюсь готовой системой отступов (2 4 8 12 16 18 24 34 48 68 96 134 188) - это кайф. Ну, в новом проекте понадобилось ещё 6px. Такие системы сразу несколько проблем решают:
1. Не надо подгонять интерлиньяж под сетку
2. Не надо думать какой отступ выбирать, когда шаг 8px.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

А что именно за отступы, хде? чёт не понял

можно скрин?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov

Это готовый список отступов, которые я использую в проектах сейчас. 2px, 4px и т.д

Вот представь что у тебя теперь есть вот этот список с отступами и никакие другие тебе использовать нельзя)

P.S Идея не моя, но мне максимально удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Иванов
Автор

Пхах, ничего себе у тебя заготовочка, не путаешься в таком количестве отступов? Ты их как-то системно используешь или «на глаз» где квадратик 16px заходит, туда и ставишь?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov

Это только кажется, что их много) Их абсолютно достаточно, чтобы не думать, какой отступ выбирать в этот раз.

Конечно же ты делаешь макет так, чтобы тебя визуально устраивало. Дополнительный бонус - легко соблюдать правило внешнего и внутреннего.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Иванов
Автор

Просто тоже эту тему с системой отступов сейчас активно использую, но немного сдерживаю себя с их количеством, чтобы не жестить для разработчиков

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
чтобы не жестить для разработчиков

Вот-вот. Еще поди вдолби это им в голову, про отступы-хуётступы. Покрутят пальцем у виска и сделают как получается, а не как надо.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov

Ты усложняешь всё)

Разрабу не надо знать ни про какие системы отступов. Он просто верстает макет, а макет (его элементы) имеют заданные отступы по системе.

Кстати, одно дело делать отступы в шотике на дрибле, а другое в большом проекте. Как будешь соблюдать отступы тогда? На каждой странице новые придумывать? Или запоминать те, которые ты придумал на первом странице?)

Эту проблему решает система. Тебе не надо придумывать и выбирать отступы.

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Запоминать. 

Система отступов не всегда работает без осечек. Я бы даже сказал, что она настолько часто даёт осечку, что руки чешутся ее выкинуть. Например, в одном окружении заданные отступы работают хорошо, а в другом - не работают. Проблема именно в окружении, оно слишком сильно влияет на вроде бы уже отлаженные и отдизайненные объекты. И приходится выковыривать из мозгов нативное чувство прекрасного, чтобы собрать экран так, как будет удобно юзеру, а не дизайнеру или фронту. Да, на гомогенизации экранов можно ставить крест. Зато на выходе получаем реально удобный инструмент, а не шотик в дрибл) 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov
Система отступов не всегда работает без осечек. Я бы даже сказал, что она настолько часто даёт осечку, что руки чешутся ее выкинуть.

Эх, наглядные примеры бы...

Системы-то можно разные делать. Под стандартную верстку, под воздушную и т.д. 

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда