Перестань рисовать ячейки — большой гайд по Figma Auto Layout
За последние года полтора я нашёл себя в создании и оптимизации дизайн-систем, а инструменты для дизайна начали подыгрывать мне и постоянно подкидывают новую функциональность на изучение. В этой статье я покажу хардкорное применение последнего нововведения в Figma — Auto layout.
Три явных плюса от ультимейт-компонента
- Не нужно собирать компонент ячейки в каждом проекте заново.
- UIkit получается компактным, но при этом легко кастомизируемым.
- Ускоряет создание диза… Ой ладно, это просто круто!
Это и есть наша ячейка, разложенная по частям:
- Какие-то форматы картинок слева.
- Текст по центру.
- Различные контролы справа.
Сейчас объясню, за что отвечает каждый из чёрных квадратов и почему их столько.
Ну вот и гайд
Рисуем Frame и включаем вертикальный Auto layout с фиксированной шириной, которая тебе нужна в дизайне, — это контейнер ячейки, в котором кроме слоя с контентом и Padding’ов больше ничего не будет.
Примечание 1: в компонентах на лэйаутах часто получается много «пустых» слоёв, не паникуй, они все чуть-чуть влияют на компонент.
Примечание 2: каждый нарисованный шаг заводи в компонент, чтобы в дальнейшем можно было всё кастомизировать по отдельности, не затрагивая всю ячейку.
Следующий этап — слой с контентом. В этом артборде настрой только Spacing между частями ячейки, разумеется, переключи лэйаут по горизонтали, это же горизонтальный компонент.
Это детальки, которые я использовал для демо, у тебя их может быть гораздо больше (помнишь скриншот моей первой ячейки? :). Естественно заведи все эти детали в компоненты. У текстового компонента обязательно включи лэйаут c Fixed width, потом нам это понадобится.
Начинается самое интересное
Чтобы ячейка была гибкой и при этом растягивалась от контента внутри, нужно правильно настроить контейнеры деталей, которые ты сделал на предыдущем шаге, тут и кроются мелкие фишечки. Есть масса механик ячейки, описать все не получится, но, думаю, этой основной механики будет достаточно на первое время.
С левой частью всё легко. Просто группируем и включаем лейаут.
С текстовыми контейнерами дела обстоят поинтереснее, их нужно сделать столько, сколько у нас размерностей левой части. В моей демке есть маленькая иконка, средняя картинка и большая картинка, поэтому я сделал три контейнера, обычно больше и не требуется.
Сделать такие контейнеры не сложно, если ты включил Fixed width для текстовой детали (text root component) несколько шагов назад, просто растяни его на нужную ширину (вычти из ширины ячейки ширину левой и правой части ячейки).
Когда делаешь правую часть, закинь в неё все контролы, что тебе нужны, отключи Clip content у компонента и поставь фиксированную ширину, размером самой часто используемой детали, например иконки.
Теперь предыдущие компоненты с деталями закидываем в дополнительные контейнеры, и включаем лейауты. Для левой части — горизонтальный Auto height (в продвинутом mode закидывай туда систему отступов), для центральной — вертикальный Auto width, а для правой части — горизонтальный Fixed height, размер которой поставь по высоте средней левой части, в моём случае — 48 pt.
Теперь закидываем все три слоя Left, Center и Right part в наш компонент Content — и наша ячейка готова…
Почему это последняя в твоей жизни ячейка?
Это базовый компонент кита, который покрывает большинство кейсов. Если мне понадобится что-то добавить, я добавлю, а если нужно сделать редизайн общего стиля, то кастомизирую детальки компонента — и вуаля.
По сути, я скруглил края аватарки в левой части, добавил кнопку (тоже на лэйаутах) в правую часть, и ячейка уже подходит под другое приложение.
Окей, круто! А как перенести компонент в другой проект-то?
Если у вас платная версия Figma, то всё легче некуда, ну а если бесплатная, то придётся потратить минуты две… О нет…
Принцип простейший:
- Копируешь инстанс cell component в новый проект, он должен стать детачнутым.
- Идёшь в самый низкоуровневый слой и делаешь из него компонент.
- Формируешь компонент из слоя уровнем выше, что заставит нижнеуровневый компонент выпрыгнуть рядом, оставив внутри свой инстанс.
- Profit!
Гайд закончился
Надеюсь, ты понял, что я тут наворотил. Если что-то не получилось, чекай Figma-файл в Telegram-канале, ну а если и это не помогло, задавай вопросы в комментарии или мне в личку (Telegram, «ВКонтакте»).
Спасибо, что дочитал. Если интересно, в следующей статье, я разберу не менее важную тему — неправильного использования стилей в дизайн-системе и как настроить их супер гибко, bye :)
Из-за этих авто-лейаутов я пришёл к наплевательству на сетку
Почему?))
Тяжело уложить все базовые линии текстов на определенную сетку если верстать авто-лейаутом. Приходится костылить прозрачными распорками, чтоб базовые линии дотягивали до линеек
Ааа, ну эт да)) Я не так давно перешёл на продвинутую систему отступов, всё благодаря тем же лейаутам, вроде как лечится нормально. Попробуй паддинги и марджины сделать компонентами и раскидывать во все компоненты
Да в пизду) Надоела эта мышинная возня. Решил, что новые проекты буду делать полностью бессистемно, полагаясь исключительно на глазомер.
Пхах, ну если ты дизайнер различных промо страниц и прочего рекламного, то я всеми руками и ногами за, но не трогай святые интерфейсы))
Именно их я и собираюсь трогать. Не бойся, больно не будет
}:-)
Кроме шуток, у меня давно зреет желание накатать статью, почему любые сетки и системы в макетах - это скрытое зло. При этом, я не топлю за хаос. Но истинная красота не рождается в оковах.
Ну мы с фронтом сейчас определили, что вот так ему будет удобно. То есть левый экран у меня полностью на лэйаутах и засунут в компонент, чтобы его можно было положить рядом и раскрыть сами отступы. Разраб просто пробегает по ним глазами и на раз-два вставляет условный padding-blue
Хэй, я в итоге пришёл к твоим квадратикам.
Возник новый проект, в котором я, как и обещал, решил полностью отказаться от любых колонок, сеток, линеек и прочего.
Очень удобным оказалось построить вообще ВСЁ на автолейаутах. И вот здесь я споткнулся об спейсинг в АЛ - он равен между любыми объектами. Выхода два:
1) загонять объекты в компоненты, внутри которых отступаешь от краёв как тебе нужно,
2) сделать спейсинг в АЛ равным нулю и отбивать объекты прозрачными плашками (или непрозрачными, но цветом фона, короч чтоб их не было видно).
Выбрал второй путь.
Всего спустя неделю я поймал себя на том, что использую плашки размером в 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28 и т.п.
Вспомнил тебя, побежал писать сей коммент. Сейчас планирую закомпонентить эти плашки-отступы, потому что вижу в этом потрясающую возможность контролировать макет: всего лишь с помощью настройки стилей шрифта и размеров этих плашек я могу тотально менять вёрстку сразу везде.
Правда показывать я их собираюсь не цветом, а нумерацией или литерацией, типа так:
A = 4 px
B = 8 px
и т.п.
По-любому споткнусь ещё обо что-нибудь, так что было бы прикольно если б ты разродился статьёй про этот плашечно-автолейаутный подход :)
Привет. Круто, что у тебя получается то, что ты описал. Тема системы отступов одна из самых сложных, потому что она затрагивает сразу множество элементов и легко ошибиться, поэтому её я оставил напоследок, после разбора всех хардкорных компонентов. Но если есть спрос, возможно я начну готовить эту тему пораньше, следи за обновлениями в телеге)
Спрос есть - на спектруме давно уже видел кривотолки про отступы в АЛ, люди сходятся во мнении что нужны вот эти вот плашечки искусственные :)
Прямо щас переделываю весь проект, ну то есть убираю автоматические отступы и внедряю компонентные.
Пока что столкнулся со следующим: если АЛ состоит из абсолютно однородных объектов, то внедрять туда компонентные отступы бессмысленно. Например, обычный список гиперссылок - вертикальный или горизонтальный. Или галерея карточек.
А вот если АЛ состоит из объектов различной природы - иконки, тексты, кнопки - вот там да, компонентные отступы рулят.
Еще сходу напоролся на оформление самих компонентов для отступов. Решил не делать нумерацию, потому что легко спутать номер и размер самого компонента (например из имени indent-04 можно ошибочно сделать вывод, что он равен 4 рх, а он просто четвертый по счёту)
Поэтому дал им буквенные имена: indent-a, -b, -c и т.п.
Красить их в различные цвета тоже не рискнул, так как цвета тоже легко спутать, да и не напасёшься цветов.
Тут кстати небольшой лайфхак: делать индент без заливки неудобно, так как его невозможно выделить. А с заливкой делать - замучаешься подстраивать цвет под фон в различных контекстах. Поэтому я залил их чёрным цветом и присвоил режим смешения Lighten - вуаля, инденты теперь не видны на любом фоне.
Так вот, про имена опять таки. У меня щас так:
a = 4 px
b = 6 px
c = 8 px
... после 'e' увеличение идёт на 4 рх, после 'h' - на 8, и вот тут заковыра: что, если мне понадобится некое промежуточное значение? Получать его суммируя имеющиеся? Тупо как-то. Внедрять новый компонент? Тогда как его называть, если пространство имён уже определено? Добавлять еще один суффикс? Какой? тоже буквенный? Запутанно. Числовой? типа indent-i-01 - ну, можно конечно, но выглядит не оч
Напрашивается полная независимость имени не только от размера индента, но и от его места в последовательности всей линейки индентов. Тут на помощь могут прийти эмодзи (см. скрин)
Однако и тут трабла - фигма почему-то не все эмодзи отображает. И, подозреваю, на разных компах и браузерах закономерность в глюках отображения тоже будет разная.
Короче! Охуенно много деталей всплывает.