{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как быстро находить идеальные дизайн-решения в сложных задачах?

Привет! Меня зовут Никита, продуктовый дизайнер, собираю сильные и интересные ux-референсы.

В этой статье я чётко и структурировано показываю, как можно использовать концепции ТРИЗ в дизайне. А именно, что такое ТРИЗ, плюсы и минусы этой теории, как она помогает решить любую проблему, какие концепции ТРИЗ бывают и как их использовать в дизайне.

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) — систематический метод для решения нестандартных проблем и генерации новых идей. Её главная идея заключается в том, что в основе большинства проблем лежат общие закономерности. Поэтому существует набор принципов и инструментов, которые могут помочь решить эти проблемы. Часть этих принципов мы разберём в этом материале.

Где применяется ТРИЗ сейчас

— Инженерия и технологии;
— Менеджмент и бизнес;
— Исследования и разработка;
— Маркетинг и продажи;
— Интерфейс и пользовательский опыт.

Алгоритм решения любой проблемы

Сначала расскажу как я раньше решал проблемы: просто перебирал решения под проблему…

Другими словами, я просто перебирал разные решения методом «проб и ошибок», тратил много времени и надеялся на удачу. Выглядит это примерно так:

ТРИЗ же дает очень понятный алгоритм:

В этом материале мы разберёмся с этапом, когда мы только формулируем ИКР (Идеальный Конечный Результат), а в следующем материале речь пойдёт про противоречия и конфликты.

Концепция №1 — Идеальная система

Это закономерность развития любой системы. Звучит так — идеальная система та, которой нет, но ее функции выполняются.

Конечно, идеальность не нужно понимать буквально. Идеальность — представление об идеальности, направление, приближение к идеалу. На пути к идеалу необходимо стремиться избавиться от лишних, ненужных, неэффективных элементов. При этом важно помнить, что улучшать объект нужно так, чтобы система не потеряла смысл, не снизилась функциональность и в целом увеличился КПД системы.

Полезное действие системы стремится к бесконечности, а конструкция или вредный эффект уменьшается (стремиться к 0).

Примеры из жизни. Телевизоры

Полезное действие телевизора (трансляция изображения) во всю ширину и высоту самого телевизора, а конструкция становится тоньше

Такой же принцип и в следующих примерах. Пылесосы:

Компьютеры:

Домашняя аудиосистема:

Наушники:

Продуктовые магазины:

Банки:

Концепция №2 — Идеальный конечный результат (ИКР)

Это идеальное, оптимальное состояние системы или продукта, которого следует достичь при решении проблемы или улучшении существующего решения. ИКР описывает желаемое, конечное состояние системы, в котором нет никаких недостатков, противоречий или проблем.

В дальнейшем ИКР используется как целевой ориентир при генерации идей.

Другими словами: начинаем решать задачу не с начала, а с конца. Да, реального решения мы не знаем, но мы можем представить идеальный конечный результат. Как бы нам хотелось, чтобы это задача была решена в идеальном случае? Именно такое представление открывает для нас самые сильные решения. Находим идеи очевидным и понятным путем, а не случайным:

Как формулировать

ИКР можно разделить на усиление полезного действия или устранение вредных эффектов или конструкции. Для каждого направления есть свои формулировки. Они могут быть абсолютно разные — здесь представлены лишь те, которые я чаще всего встречал как шаблон. Но нас никто не ограничивает в формулировках)

Усиление полезного действия:
1) Задача решается сама собой;
2) Процесс или система достигают максимальной эффективности без создания нежелательных эффектов;
3) Задача решается без каких-либо дополнительных затрат или ресурсов;
4) Решение проблемы не вызывает появления новых проблем или недостатков;
5) «Полезное действие»/«функция» системы «Х» обеспечивается без участия системы «Х»;
6) Проблема полностью устранена без затрат и создания новых нежелательных эффектов.

Устранение вредных эффектов или конструкции:
1) Негативный эффект исчезает сам по себе без каких-либо усилий;
2) Система или продукт автоматически нейтрализует негативный эффект без дополнительных действий;
3) Проблема устраняется без создания новых проблем или недостатков;
4) Негативный эффект устраняется без воздействия на другие элементы системы или окружающую среду;
5) То, что нам мешает, то нам и помогает;
6) Система (или ее элемент) «Х», которая создает негативный эффект «Y» полностью устраняет эффект «Y» сама без использования дополнительных затрат.

Примеры ТРИЗ в дизайне

Начну со своих примеров.

Проект 1

Контекст: сотрудник хочет повысить или понизить цены в своем магазине. Для этого он загружает или самостоятельно указывает новые цены. Но для повышения цены для каждого товара нужно заполнить всего 4 поля, а для понижения 5 полей. Поэтому, в первой версии мы разделили эти 2 загрузки: отдельно на повышение

и отдельно на понижение цены:

Позже я решил объеденить оба процесса в один. Сформулировал так: «Пусть система сама определяет "понижение или повышение" и в зависимости от случая — сама подсказывает какие поля надо заполнять на экране».

То есть, изначально сотрудник видит поля для «повышения цены» (потому что их меньше) → система определяет по полю «Причина изменения цены» и сама подсказывает какие поля надо дозаполнить:

Проект 2

Контекст: когда сотрудники магазина находят аналог своему товару в магазине конкурента, они указывают внутри мобильного приложения название товара конкурента, цену и тд.

Вбивание названия товара конкурента → самый сложный этап. Пользователи не хотели или не могли заполнить товар конкурента слово в слово… Вместо названия товара конкурента «Пила дисковая Wesco WS2393.9 1ForAll 18V , Без ЗУ, Без АКБ» получалась как-то так: «Пила диск веско».

ИКР: поле «Название» заполняется самостоятельно без участия пользователя.

Инструменты, которые нам помогут достичь такой результат:
— сканирование текста:

— использование названия нашего товара;

— подсказки во время заполнения.

Примеры из вне

Пример 1: Ошибки

Когда пользователь заполняет форму и пропускает какое-то поле или ошибается при его заполнении, то он не может отправить форму, потому что необходимо исправить ошибку. Один из вариантов ИКР: поле само говорит о том, что оно не заполнено или есть ошибка.

Усиляем ИКР: поле не только скажет, что в нём есть ошибка, а ещё и укажет, что за ошибка.

Усиляем ИКР: поле само исправит ошибку или просто не даст возможности ошибиться.

Пример 2: Создание аккаунта

В этом кейсе я предполагаю, как все развивалось

Создание аккаунта обычно состоит из уникального id и генерации надежного пароля. Яндекс просто говорит сколько символов нужно:

Mailchimp требует использовать определенные символы:

Такие требования могут быть сложными и именно шаг «Генерация пароля», скорее всего, имеет самую низкую конверсию. Идеальное поле с вводом пароля — такое поле, которое соответствует правилам надежного пароля, имеет конверсию в заполняемость 100% и заполняется само (без пользователя) . Именно такое решение предлагает Timeweb:

Пример 3: Поиск в книгах Горбунова

Бюро Горбунова реализовали идеальный поиск книг: его нет ни на одной странице, но при этом его функции выполняются. Не надо отдельно нажимать поиск → просто вводи ключевое слово или номер страницы и система сразу же откроет окно с поисковой строкой и результатами поиска.

Где применять ТРИЗ в дизайне

— Решение проблем и задач;
— Работа над новым продуктом, флоу или элементом;
— Общение с разработчиками;
— Пользовательские исследования;
— Решение ошибок в дизайне;
— Везде, где надо решать нестандартные проблемы, создавать новые продукты или флоу и преодолевать противоречия.

Плюсы ТРИЗ

ТРИЗ предлагает ряд инструментов и техник для анализа проблемы, выявления противоречий и генерации новых идей для их разрешения. Благодаря своей системности и фокусу на уже существующих решениях, ТРИЗ сокращает время для разработки новых продуктов или улучшения существующих. Одна из ключевых концепций ТРИЗ — методы решения противоречий, которые помогают найти решения, удовлетворяющие требованиям обеих сторон.

Минусы ТРИЗ

Концепции и методы могут быть сложными для понимания и применения. Недостаточное знание области применения снижает эффективность метода, не даёт конкретных решений, а лишь задаёт направление. ТРИЗ применима только для нестандартных проблем. ТРИЗ основана на анализе прошлого опыта и принципах эволюции технических систем, поэтому есть риск застоя в развитии и ограниченности мышления в рамках существующих концепций. Применение ТРИЗ может потребовать времени и усилий относительно конкретной проблемы и поиска идей, что не всегда подходит, когда нужны мгновенные результаты.

Вывод

Идеальный вывод — вывод, которого нет, а его функция выполняется))

В следующем материале — как решать противоречия и конфликты — то, что нам мешает сделать идеальное решение!

Оцени статью, пожалуйста. И спасибо за внимание!)

Каждый день я качаю насмотренность в UX, а сильные и интересные референсы собираю в телеграм-канале.

0
5 комментариев
Антон Ребров

Жаль, что банки так изменились, шариков в отделениях сейчас не хватает) Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Матвей Семёнов

Не так давно решил взяться за изучение «ТРИЗ» и понял, что ничего не понял, поэтому решил, что не смогу найти применение для себя)) может быть это от моего слабоумия…НО, В этой статье ТРИЗ открылся для меня совсем с другой стороны - понятный и доступный к применению! 🤝

Спасибо автору, моему брату, за такую работу, раскрытие этого инструмента, который теперь мы можем применять во всех сферах, особенно в ДИЗАЙНЕ! ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Никита Семёнов
Автор

Спасибо, брат!
Но скорее ты прав почему не смог найти применение ТРИЗ для себя ранее...

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Шапкин (ARTIST HOSTEL)

Интересненько... начал думать, как применить к своему проекту, но что то идет со скрипом=)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Семёнов
Автор

Спасибо за комментарий) в личке обсудим)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда