{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают

Где железнодорожные компании любят пассажиров? Сравним сайты и приложения госкомпаний. США не в лидерах, в Европе тоже всё сложно. Любите поезда — делитесь опытом путешествий в комментариях.

​Кинофильм "Девчата"

Паровой двигатель связал города — и по воде, и по суше. Конечно, паровозов уже не так много, но железные дороги продолжают использоваться. В Евросоюзе их около 220 000 километров, в США — 240 000, в Китае — 130 000. Вот только электрифицировано там 116 000, 1 600 и 90 000 соответственно.

Россия на четвёртом месте с 85 500 километрами железных дорог, где электрифицировано 43 700 км.

В принципе, по этим цифрам сразу становится ясно, где железные дороги меньше любят. Это США. Там гораздо легче путешествовать на самолёте, это часто дешевле и удобнее. А любят поезда в Великобритании, этот вид транспорта пережил возрождение и пользуется популярностью.

И эта любовь в эпоху модной нынче «цифровой трансформации», о которой гудит каждый чайник и журнал, должна отражаться в «клиентоориентированных платформах и качественном клиентском опыте». Вернее, в удобных сайтах и приложениях. Но, судя по всему, не везде можно билет-то купить онлайн.

Можно ли купить билеты онлайн?

Вот что сравним:

  • Deutsche Bahn в Германии
  • Национальное общество железных дорог Франции
  • National Rail Enquires в Великобритании
  • Amtrak в США
  • РЖД в России

Начнём виртуальное (а какое же ещё в самоизоляции) путешествие с Германии. Немецкая Deutsche Bahn — государственная компания, которую 30 лет назад открыли на базе нескольких государственных перевозчиков. Позже она купила частного британского перевозчика. За 2018 год эта компания перевезла 2,58 млн человек.

И на её сайте можно купить билеты! Есть, правда, одно «но»: в другую страну покупать билет сложно, потому как придётся переходить на другой сайт с другим личным кабинетом. Никакого «сквозного» партнёрства нет.Однако же, по опыту оказывается, что несмотря на такой косяк (и комментарии вроде «Полный треш» на Google Play к приложению) у Deutsche Bahn есть важное преимущество, о котором мне рассказали:

«10 лет назад надо было ехать из Брюсселя в аэропорт Амстердама. Бельгийские, голландские железнодорожники предлагали с одной пересадкой в Антверпене, а DB — с двумя или тремя пересадками. Поэтому поехал не немцами, и выяснилось, что после Антверпена ремонт путей, прямые поезда не ходят и нужно сделать кучу пересадок — как предсказывал Deutsche Bahn. Причем объявляют это только в поезде, и на сайтах нигде информации не было».

Теперь — во Францию. Там за железные дороги с 1937 года отвечает Национальное общество железных дорог Франции. Сотрудники общества устраивали фашистам диверсии и вооружённые сопротивления, когда во время Второй мировой войны по этим дорогам возили евреев в концлагеря.

Сайт выглядит весьма симпатично. Вот только на главной странице сайта можно найти маршрут, а для покупки нужно переходить в другое место.

Удивительно, но вот эту плашку, через которую нельзя купить билет назвали «Информационным пассажирским модулем». И посвятили этому инновационному высокотехнологическому решению целый релиз. Это у меня вызвало дикое недоумение. А как вы считаете, насколько такое решение полезно?

Допустим, мы с этим делом разобрались, и теперь отправляемся из Франции в Великобританию по знаменитому железнодорожному Евротоннелю под Ла-Маншем. Здесь, практически на родине железных дорог, люди делают больше поездок, чем во вместе взятых Испании, Швейцарии, Нидерландах, португалии и Норвегии.

Но эта любовь не очень отразилась на подходе железнодорожников к клиентоориентированности. Проблема в том, что здесь больше 25 операторов, которые выигрывают контракты и работают по франшизе. Все билеты можно купить на одном официальном сайте-агрегаторе National Rail Enquires.

А выглядит он реально жутко. Мало того, что его будто сделали в 2008 году и ни разу не обновляли, так в него ещё и напихали рекламы по самое не балуйся.

Но альтернативы есть — пользоваться региональными компаниями или сервисом Trainline.

А теперь — в США. На самолёте. Потому как далеко, нет прямого пути по суше, и в Америке больше любят летать. Билеты на самолёт чаще и стоят дешевле, и этот вид транспорта более комфортный.

За перевозки по железной дороге отвечает Amtrak. Несмотря на стагнацию, в которой находится эта отрасль в США, билеты купить на сайте можно. Можно и в приложении, но на сайте на него ссылку не дали — потому там всего 20 000 отзывов в Google Play — в пять раз меньше, чем у РЖД, и в шесть раз, чем у Deutsche Bahn.

А теперь виртуально возвращаемся в Россию. На сайте РЖД теперь билет купить можно. Раньше тоже было можно, но вспомните, как это было тяжело. В принципе, как сейчас в Великобритании, видимо.

Теперь всё выглядит так — больше похоже на какой-нибудь агрегатор вроде дудёвского Aviasales или Momondo.

Из плюсов тут: стоимость отображается сразу (как вообще может быть по-другому?); автоматом может подобрать составной маршрут — отправить поездом в Шереметьево, чтобы уже оттуда вы могли улететь самолётом.

Насколько эти сайты удобны?

На сайте Deutsche Bahn в выпадающем меню вверху страницы можно найти всю информацию о предложениях, обмене и возврате, расписании. При этом доступны семь языков. Русский почему-то не завезли.

Удобно ли им пользоваться? Из-за «несковозного» партнёрства с другими линиями — не очень. Цену нельзя будет увидеть, пока не вобьёте кучу данных, не выберете конкретный маршрут и так далее.

С другой стороны, тут есть и плюс — у DB почему-то более точные данные о всяких ремонтах на путях, так что маршрут он сделает правильный.

Если придираться, то можно ещё заметить абсолютно бесполезную фотографию, занимающую кучу места. Что вы думаете по поводу такого дизайна?

У Национального общества железных дорог Франции сайт — сугубо информационный. Этот их «Пассажирский информационный модуль», несущий гордое имя вкупе с отсутствием смысла, соседствует здесь с информацией скорее для инвесторов.

Из плюсов — наличие особой страницы для жалоб. На ней выбираете поезд, которым ехали, и переходите на страницу оформления жалобы на сайте перевозчика. Также можно заказать машину с водителем или арендовать велосипед.

А что в Великобритании? Отсталый дизайн не мешает сервису надёжно работать. Ещё бы не было этой рекламы. Будто в каком-то блоге на Wordpress.

Есть и плюсы — настройка оповещений и сохранение любимых маршрутов в личном кабинете.

се​

Американский Amtrak отличился неплохим подходом к дополнительным услугам: тут интуитивно понятно, как заказать машину и отель. При нажатии на эту кнопку перебрасывает на другой лендинг, где можно заказать тур.

Ну и к родным, так сказать, РЖД. Сайт сразу же предлагает покупку билета, после поиска видна стоимость. Сейчас, правда, особенно не покатаешься из-за самоизоляции — во всех странах расписание перекроили так, чтобы почти ничего не оставалось.

Для удобство можно залогиниться и насохранять избранных маршрутов — они будут видны на главной.

Реагирование на глобальные события (да, про коронавирус)

Пока все мы сидим дома, железнодорожники продолжают работать. И так во всём мире. Хотя многих отправили в вынужденный отпуск (в основном без зарплаты, видимо), кто-то ещё перевозит людей и грузы.

Все пять организаций, которые выше описаны, на кризис отреагировали молниеносно. Важно было сократить количество рейсов, чтобы с одной стороны — не обанкротиться на зарплатах, когда пассажиров нет, и с другой — уменьшить скорость распространения коронавируса.

А ещё им приходится массово возвращать деньги за купленные билеты.

И, видимо, с этими задачами все справляются неплохо. На сайтах у всех есть ссылки на изменения в расписании и на информацию о возможном возврате или обмене — пришлось перевозчикам пойти навстречу клиентам.

Но кто-то пошёл и дальше. В Великобритании решили проводить исследование и запустили опрос. Он большой, сложный, и только для тех, кто действительно ездит по этой стране.

В РЖД сделали памятку по профилактике инфекции.

В США стали мыть поезда и сделали ролик, который хоть на краудфандинговой платформе можно запостить, чтобы слёзной музыкой денег собрать. Интересно, раньше не мыли? Кстати, делают они это всё равно без масок. Протёрли, чихнули — и вуаля.

Как часто вы ездили по железной дороге до пандемии?
Каждый день
Пару раз в неделю
Раз в месяц
Только в аэропорт
Не ездил
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
А сейчас ездите?
Нет, дома сижу​
Да, приходится​
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Где покупаете билеты? 
На сайте​
В приложении​
В кассах на вокзале
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
51 комментарий
Написать комментарий...
Елена Берс

А что тяжёлого было в покупке билетов на РЖД? 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Савина

иногда через другой ресурс можно найти дешевле билет или вернуть кешбек 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Махаил Самойленко

У всех всё криво работает - какая там цифровизация! Хотя бы работает этот работает и развивается. Ну а билеты в кассах покупать - это уже моветон. 

Ответить
Развернуть ветку
Степанов Олег

До сих пор наблюдаю, как народ приносит либо распечатанные билеты, либо вот эти - с отрывными талончиками из касс. Ностальджи)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Михаил Петухов

Не у всех есть возможность покупать билеты онлайн - особенно пенсионерам. У них же льготы еще и нужно именно в кассе удостоверение показывать 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Ечина

Кто-то вообще ездит на поезде постоянно?

Ответить
Развернуть ветку
Степанов Олег

Я каждый день с работы. Ну, не сейчас. Сейчас дома сижу(((

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Панч

Думала, что я одинока, а оказывается и звезды тоже на поездах ездят. Вот смотрите и Пугачева тоже) https://moika78.ru/news2/2019/07/Bezymyannyj-15.png . Поэтому не стоит списывать железнодорожные сообщения со счетов, потому что если привести это хозяйство в порядок, как в той же Европе, то можно и на поездах очень быстро добираться по нужному назначению. 

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Голубева

Раньше ругалась на сайт ржд, очень неудобным казалось, что билет может купить только зарегистрированный пользователь и много переходов совершать приходится: выбор места, выводы данных, страховка. Но после того как покупала билет из Дрезден в Прагу, поняла, что зря наговаривала и наш сервис в разы логичнее и проще немецкого. Ну и конечно такого изобилия рекламы у нас точно нет! 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Кисанова

если билеты покупать регулярно, то сайт ржд кажется не таким и бестолковым. Но сегодня увидела обновление интерфейса....какая-то грусть-печаль. Зачем? теперь все будут только и тыкать "перейти на старую версию". Кстати, во Франкфурте пыталась купить билет до Праги,ничем не легче чем на наших сайтах, но это чисто мое субъективное мнение

Ответить
Развернуть ветку
Елена Берс

Неудобно для редких поездок. А я езжу часто, зарегистрировалась, один раз данные ввела - и всё, в дальнейшем автоматически заполняется.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Панч

Я вот больше предпочитаю на поездах путешествовать, чем на самолете. Пусть самолет - это быстро, но поезд это всегда безопасно и надежно, плюс в современных поездах еще и комфортно. В Европе любят ездить на поездах и соответственно сайтам для покупки билетов уделяется максимальное внимание, потому что пользуются ими очень много людей. Я тоже пользовалась и сайты оставили приятное впечатление. 

Ответить
Развернуть ветку
Елена Берс

Мы попробовали самостоятельно купить билет из Вены в Венецию. В конце концов пришлось идти в офис компании.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Архипова

Любовь к поездам - это навсегда)) Я помню, ещё в детстве летом ездила с мамой в деревню к бабушке, так сама поездка вызывала непередаваемое наслаждение. Мало того, профессия проводницы для меня была мечтой. Но в те времена с покупкой билетов в определённые направления была напряжёнка. Иногда даже зайцами приходилось ехать. Непорядок был в этой сфере. Не то что сейчас...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Ефимов

Интересная статья, получается, что заграничные железные дороги, в отличии от наших, не сильно заботятся о своей клиентуре и, как доказательство этому, можно понаблюдать за их сайтами, некоторые из которых, не то что билеты продать неспособны, а просто выдают информацию, да и сами по развитию устарели боьше чем на 10 лет. Приятно, что сайт в нашей стране, удобен и функционирует, да и пользоваться им удобно. Молодцы!!!

Ответить
Развернуть ветку
Lola Andreeva

Сайт классный, не спорю, да и поезда нормальные. Вот если бы люди еще научились себя вести в поездах https://pastenow.ru/8LFCP

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Степанов

Я думаю, что это связано с не слишком высокой популярностью железнодорожного транспорта на западе. Метро - да. А для междугородних поездок на Западе больше любят личные авто. Ну или самолёты, если далеко лететь. У нас тоже стоимость билета на "Сапсан" Москва-Санкт-Петербург сравнима с ценой на самолёт. Интересно было бы узнать побольше про ж/д транспорт на Востоке -в Японии и Южной Корее

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Архипова

С чего вы взяли, что заграница не заботится о своих дорогах? Вы видели, какие у них вагоны, какой комфорт в них? У нас в квартирах такого нет. Наш подвижной пассажирский состав только начинает обновляться. А то, как люди относятся к государственному имуществу, рассказывать не надо. Крушат, ломают, разрисовывают, откручивают...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Яна Юдаева

Вообще-то в многих странах железнодорожный транспорт используется больше для перевозки грузов чем пассажиров. Лично я обожаю поезда, да и вообще удобно перемещаться таким способом. Почти всегда покупаю билеты на РЖД, пока проблем не разу не было. Сайт вполне нормальный, покупать весьма удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Соколов

Ну я бы не сказал, что мало людей пользуется железнодорожным транспортом, вот взять электрички, на них как раньше был спрос, так и сейчас на них ездят много. Да и не только они, мы пару лет назад, в командировку ездили, по работе, так был выбор, лететь самолетом или на поезде 2 суток, так все выбрали поезд. Спокойно сели, заняли купе, достали бутылку, посидели, пообщались, на следующий день отоспались и на работу приехали свеженькие и отдохнувшие.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolay Frolov

🙄

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

В целом на поезда дальнего следования периодески покупаю билеты на сайте РЖД. Их два ( https://pass.rzd.ru/ старый и ticket.rzd.ru/ новый)
Новый (с современным дизайном) иногда глючит жестко - требовал телефон и сам же не давал его ввести.
Старый прекрасно дал купить.

Почему Тс не упомянул о дуализме сайта РЖД - удивительно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Синичка

Лично я летать на самолетах ужасно боюсь, а вот поезда и автобусные туры люблю. Да по статистике говорят что самолет это самый безопасный вид транспорта, а я не верю статистике. Вот и всё! Пробыв в Европейских странах заметила что и там поезда в большем почете чем летательный транспорт особенно в Германии и Швейцарии меньшей степени в Бельгии. Наши ЖДР в последнее время тоже стали подтягивать свои услуги к Европейским, но и до сих пор иногда встречаются бельё с пятнами которые не отстирались.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Каратаева

Согласна с вами. Поезда предпочитают не только те, кто хочет сэкономить.В поезде больше места, есть возможность выйти на остановке, подышать свежим воздухом, поспать под монотонный гул колес.Также люблю поезда из-за отсутствия проблем с багажом: нет никаких ограничений и заморочек с ручной кладью.Конечно,это дольше,чем на самолете, но если время позволяет, то отдаю предпочтение поездам.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Петухов

  Согласен в поезде своя романтика., правда время идет долго 

Ответить
Развернуть ветку
Nina Ananjeva

Ездила на наших российских поездах всего раз 6, но это было так давно, что у меня только хорошие воспоминания. Вроде было норм, плацкартик, все бесятся. Билеты через кассу брали заранее, чуть ли не за полгода.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Власенко

Можно подумать, у нашей РЖД сайт менее отсталый, чем у Великобритании ) Для интереса прям перешел на него глянуть. Тут важна функциональность, нежели распрекрасное оформление. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Медведев

А нам всё равно, не боимся мы ваш короновирус, как-то ведь передвигаться нужно)

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Ivanova

Ну я думаю что это не самый удобный вариант передвижения)) , да и короновируса бояться не нужно, но профилактика и меры по защите которые нужно соблюдать в любом случае. Так что лучше дома сейчас посидеть, а поездить на поездах с комфортом можно и после того как пройдёт это ситуация с вирусом, надеюсь что она скоро закончится и мы будем передвигаться по стране как обычно) 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Титова

Я люблю ездить на поездах, мне так намного удобнее и спокойнее. В нашей стране данная отрасль развита достаточно хорошо. Я полностью всем довольна. А вообще сейчас с нашей ситуацией лучше оставаться дома!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Николаев

Почему дома? Я знаю отличный выход, как даже в этой ситуации путешествовать по железной дороге!
Заходишь на новенький удобный сайт российских железных дорог, покупаешь сразу четыре билета в купе на поезд Москва-Владивосток и обратно это уже купе на этот же поезд. Запасаешься дошираком.
Изолируешься на две недели, путешествуешь, смотришь всю страну аж два раза))

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Крылова
Ответить
Развернуть ветку
Иван Смирнов

У нас традиционно "железка" очень развита в плане как грузо-, так и пассажироперевозок. Самолётом, конечно, быстрее, но я люблю по России ездить именно поездом. Для меня в этом есть какая-то своя "дорожная" романтика:) Особенно классно засыпать под бой колёс. А ещё люблю пить чай из стакана с подстаканником и смотреть в окно:)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Гусева

Наша РЖД в последние годы стала гораздо более клиентоориентированной. Действительно, не возможно не заметить как разных IT-удобств в виде сайта и приложения, где можно выбрать и купить билет, так и сами поездки в поездах стали намного более комфортными. В общем РЖД развивается, и это хорошо. Пусть и дальше нас радует)))

Ответить
Развернуть ветку
Лидия Тимофеева

Занимательная статья получилась. Интересно, почему в западных странах такие недоработки с приложениями и сайтами. И то, что у нас есть в этом преимущество - это действительно удивляет. Особенно на фото того, что мы привыкли ругать всё своё, российское и хвалить западное. А оно не так всё просто получается...

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Васильева

Может в разработке сайта и продаже билетов мы отчасти преуспели, однако по уровню комфорта нам явно ещё далеко до наших западных коллег.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Поводырь

Статья понравилась. Я тем более живу в г. Батайске. Это под Ростовом-на-Дону. Батайск - крупный ж/д узел. У нас тут полгорода железнодорожники. У меня родители, кстати, тоже. А с РЖД действительно всё в порядке. Пусть организация растёт и развивается и дальше)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Пан

В целом нельзя не заметить, что пусть у нас страна и самая большая, но километраж железнодорожных путей у нас все-таки не занимает первые места. Хотя я не могу сказать, что такое передвижение у нас не пользуется спросом. Многие люди отдают поездам предпочтение, потому что это намного дешевле, чем если покупать билет на самолет, плюс поезд это самое безопасное транспортное средство. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ильин

Я еще маленький был, мы с мамой и старшим братом, ездили во Владивосток из Иркутска, на поезде "Россия", так это было где-то 1989 год. "Россия" конечно с поездом Чита-Челябинск на в какое сравнение,, там даже видеосалон был и это в то время. Кто-то предпочитает самолетом, но порой им неудобно, а тут сел, поехал как человек, мне больше поезда по душе.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

А ещё приложение ржд сообщает сколько времени до отправления твоего поезда, какая следующая станция, и сколько стоянка. А на внутреннем сайте, который доступен во время поездки по Wi-Fi можно заказать горячее питание, вызвать проводника и посмотреть фильмы - хотя выбор фильмов пока небольшой.

Ответить
Развернуть ветку
Lucien Sorokin

Все этим сравнения обычно ошибочные, потому что оторваны от контекста. В каждой стране есть свой "культурный бэкграунд" и соответственно свои нюансы. Это как сравнивать чистоту в столицах в Европе и в России. Если в условной Франции 90% страны это ухоженные города и деревни, а грязь концентрируется в Столице и городах вроде Марселя. То в России наоборот, Столица более-менее ухоженная, а остальные 90% страны на 20 и более лет отстают в развитии. Свои особенности есть в каждой сфере. 
Мое предположение такое, скорее всего, жд компании в некоторых странах Европы, не видят целесообразности в смене дизайна, вернее в дополнительных тратах на это. Да и бывает так, что кроме гос.компаний есть частные, это тоже создает свои особенности. Большинство людей устраивают нынешние сайты, а для молодой аудитории всегда есть "стартапы-агрегаторы". Да я и сам пользовался немецким, польским, чешским, литовским и все там нормально. 
И в то же время, я предполагаю как было в России. В РЖД пришел "молодой" менеджер и протолкнул идею нового сервиса. А сверху поддержали, так как в  веб разработке, как и например на стройке, коррупционные схемы особенно удобны. Получается как в классике: "детям мороженое, бабе цветы". Плитка в центре Москвы тоже всегда свежая не из-за любви к порядку, а потому что ее перекладывать каждый год "выгодно" для определенных людей.
А все эти сравнения в России с Европейскими банками (очень популярное), с интернетом там и тут, и т.д. Это чаще всего ошибочные выводы и проявление комплексов.

Ответить
Развернуть ветку
Igor M-v

5 лет назад ездил по железке в Англии - если бы не вежливые соседи по "купе", точно проехал бы пересадку, т.к. ни на сайте ни в билете это четко не указывалось. 
К РЖД, как ни странно, вопросов не так много - от поиска билетов до покупки добраться можно без труда. 

А в тексте удивило упоминание возможности заказать отель или арендовать авто, как параметр оценки, - сайт ж/д перевозчика в первую очередь немного другой функционал несет =\

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда