{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему UX- и UI-дизайнер — это два разных человека

Многие удивляются, когда узнают, что я работаю UX-дизайнером и при этом не являюсь дизайнером интерфейсов в классическом понимании, когда нужно сделать красивую и сочную картинку. Признаться честно, этому удивляются даже некоторые UX- и UI-дизайнеры.

UX/UI окутан мистической дымкой. Все понимают, что это важно, ведь если пользователю не понятен продукт, он не будет им пользоваться. Но далеко не все понимают, чем занимается UX дизайнер и UI дизайнер по отдельности. Сложней всего приходится предпринимателям и бизнесменам, которые хотят запустить IT проект или перевести свой бизнес в онлайн. Многие помнят времена, когда для запуска проекта требовался web дизайнер и программист, но сейчас все усложнилось, появились новые профессии с непонятными названиями специальностей.

Куда делись web дизайнеры или краткая история интернета.

Прежде, чем мы разберемся в отличиях UX и UI дизайнеров и в их зонах ответственности, предлагаю небольшой экскурс в историю развития интернет проектов. Посмотрим, какие специалисты были нужны на каждом из этапов. Тезисно, для общего понимания картины:

Этап первый. Просто сделай сайт. Эпоха, когда в интернете еще жили мамонты и многие верят, что это теория заговора и такого никогда не было.

Зарождение интернета и первых сайтов. Первопроходцы начали изучать создание сайтов, появляются первые специалисты. Для реализации сайта нужен один знакомый, который за символическую плату сделает сайт. Этап характерен вырви-глаз-дизайном, когда использовались все возможные цвета, тени и прочие эффекты. Каждый отрывался как мог. Но чтобы получить первых клиентов из интернета, этого было достаточно.

​Пример вырви-глаз-дизайна. Дальний родственник современного дизайна

Этап второй. SEO. Нужно больше текста и ключевых слов. Сайтов становится все больше, начинают развиваться поисковые системы, улучшаются алгоритмы поисковой выдачи. Уже недостаточно просто запустить сайт, его нужно продвигать. Клиентов получит тот, чей сайт будет выше. Для этого кроме знакомого разработчика появляется копирайтер / seo специалист, который через web дебри выведет сайт на вершину SEO горы, где по легендам можно найти трафик. Сайты стали похоже на огромные библиотеки с текстом и разделами.

Сайт-простыня. Огромное количество текста и разделов. Лишь бы Google заметил​

Этап третий. Web дизайн. Просто сделай красиво. Всех утомили простые и скучные сайты. Развиваются технологии, анимации. Компании активно ищут человека с хорошим чувством вкуса. Визуальная привлекательность вышла в приоритет. Уделать конкурентов и удивить пользователя. Этап экспериментов и бесконечных поисков цифрового Грааля. Для реализации сайта или проекта требуется уже полноценная команда с дизайнером, разработчиком, контент менеджерами и др. Многие помнят этот этап, а многие до сих пор в нем живут.

Эпоха web дизайна. Сайты и приложения становятся визуально приятными. Основной акцент на оформление​.

Этап четвертый. UX/UI. Хочу, как у Apple. За всей визуальной красотой скрывалась ловушка. Маркетологи стали изучать веб аналитику, смотреть вебвизор. Оказалось, что пользователь не понимает некоторых моментов, которые были очевидны бизнесу и команде разработке. Кто-то не находил нужный раздел в меню, кто-то не понимал, какие действия от него ожидают, другие узнавали о наличии важного функционала только спустя пару месяцев активного использования. Небольшие промахи становились причиной потери прибыли для бизнеса. На этот этап огромное влияние оказала компания Apple, которая сделала свои телефоны и другие устройства максимально простыми и интуитивно-понятными. Кроме этого начинают развиваться мобильные приложение и появляется необходимость корректного отображения контента на различных устройствах. Тогда и появились UX/UI дизайнеры, которые пришли на смену web дизайнерам. Которые не просто рисуют, а понимают пользователя и создают интерфейсы, легкие для использования.

Проект roobinium. Пример эпохи UX/UI дизайна. Всего два возможных действия пользователя - связаться, либо посмотреть портфолио.

Кто такой UX дизайнер? Обязанности и ответственность

User Experience - пользовательский опыт. UX дизайнер - это специалист, который обладает эмпатией и понимает бизнес процессы. Переводчик, между бизнесом и пользователем. Ключевые обязанности:

  • Проведение брифингов с бизнесом
  • Проведение face-to-face интервью с пользователями
  • Интерфейсный анализ решений конкурентов
  • Составление информационной архитектуры проекта
  • Прототипирование
  • Аналитика и тестирование

Задача UX дизайнера создать понятную структуру проекта, чтобы были учтены интересы, как бизнеса, так и пользователя. Проект начинается именно с UX дизайнера. Он собирает и структурирует информацию, создает прототип, который будет понятен пользователю, проводит тестирования, чтобы проверить гипотезы и отыскать пользовательские тупики. UX дизайнер отвечает за удобство будущего проекта и сохранение бизнес-процессов проекта. Выступает в качестве адвоката пользователя, который получает удовольствие от взаимодействия с интерфейсом, тем самым став лояльным, постоянным клиентом.

UI дизайнер. Что делает и за что отвечает.

User Interface - интерфейс пользователя. UI дизайнер отвечает непосредственно за визуальную составляющую проекта. Выбор иконок и изображений, определение стилистики и визуальных акцентов. Кроме этого UI дизайнер отвечает за микро UX в рамках интерфейса. Каждый элемент должен быть интуитивно понятен пользователю. Например, если UX дизайнер отражает в прототипе слайдер, задача UI дизайнера отрисовать слайдер таким образом, чтобы пользователь понял, что это именно слайдер.

Основные обязанности UI дизайнера:

  • Общая стилистика проекта
  • Визуальные акценты
  • Типографика
  • Брендирование
  • Подготовка UI к верстке

Почему бы не сделать UX и UI за одну цену?

UX и UI два важных этапа при разработке IT проекта. Кто-то совмещает в себе роль UX/UI, но здесь логично сравнить архитектора и интерьерного дизайна. Можно сказать, что оба участвует в строительстве дома, но вряд ли будут выполнять работу друг друга.

Как UI дизайнер может сосредоточиться на интерфейсе, если его постоянно отвлекать вопросами структуры проекта или изучением бизнес процессов?

Как UX дизайнер может собрать воедино всю картину и учесть интересы как бизнеса, так и пользователя, если будет зациклен на выборе цветового решения?

UX и UI - это большие сферы, в каждой из которых есть свои законы, правила и инструменты. При этом компетенции UX и UI дизайнера сильно переплетены, UX должен обладать базовыми компетенциями в UI, а UI базовыми компетенциями в UX.

Прошли времена, когда за создание сайта или IT проекта может отвечать один человек. Для создания успешного цифрового продукта требуется команда, где у каждого своя зона ответственности и навыки.

В завершение моя любимая фотография, которая показывает разницу между дизайном и реальным опытом пользователя. 
0
113 комментариев
Написать комментарий...
жанна, но не дарк

Будто прочитала статью пятнадцатилетней давности, где дизайнерам закинули ярлыки будущего, а автор пытается разобраться, как ему ограничить свои обязанности, чтобы красиво нести выбранное клеймо.

Уж извините, просто печально смотреть, что в 2020 году все ещё поднимаются такие темы. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kononov
Автор

Как и говорил ранее, я согласен, что для дизайнеров тема не нова, но если брать мелкий и средний бизнес, там большая путаница и нет понимания, что стоит за новомодными названиями. Задача как раз и стояла немного по полочкам разложить. Т.к. если UX/UI еще понимают, когда приходит клиент, а у нас разделены эти функции - у него взрывается мозг ))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Artem Milovanov

Я не знаю где работает автор и в каком году застрял, но все нормальные ребята уже давно забили на SEO по ключевым словам, потому что они превращают сайт в говно. Отталкиваться нужно не от ключевых слов для поиска, а от смысла, который нужно вложить в текст.

А по поводу деления на UX/UI. Можно сколько угодно называть себя UX дизайнерами и исследователями пользовательского опыта, но пока вы рисуете аккуратные фиолетовые прямоугольники, оправдывая необходимостью делить UX и UI дизайнеров свое отсутствие вкуса и неспособность сделать нормально и то и другое, хороший дизайнер интерфейсов быстро накидает реалистичный прототип с реальной концепцией (может быть не идеальной, но которую уже можно показать) и пойдет собирать фидбэк. 

Кроме этого UI дизайнер отвечает за микро UX в рамках интерфейса.

А, то есть UI дизайнер за микро UX отвечать должен, а UX дизайнер за микро UI нет? :D

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kononov
Автор

Понятное дело, что сейчас не используется в SEO ) здесь задача была показать, какие события влияли на дизайн. Само собой очень поверхностно и крупными мазками ) событий много разных было, как и этапом. 

Основной посыл - UI дизайнер не должен отвлекаться на понимание бизнеса, собирать структуру, закладывать маркетинговые триггеры и.т.д. 

Здесь как раз работа UX дизайнера, когда он собирает всю необходимую информацию, прорабатывает общую структуру проекта, а UI дизайнер по прототипу уже рисует, как по ТЗ. При таком раскладе скорость UI дизайна сильно увеличивается. UX дизайнер больше как аналитик выступает. Каждый занимается своим делом. 

У всех по разному. Мы в команде высокодетализированный прототип делаем, с различными переходами и.т.д. Потом в качестве ТЗ выступает для UI дизайнера и команды разработки. 

Но в целом UX и UI очень сильно переплетены, но для оптимизации и скорости важно разделять )

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Гриша Булыжников

все это полная х..ня. UX имеет значение в проектах с огромной нагрузкой, где каждый штрих может обернуться колоссальным эхом конверсии. в проектах с малой и средней нагрузкой это бесполезная трата человеко-часов. современный дизайнер вполне может совмещать две эти роли при необходимости. да и если продукт- говно, никакие ux-ы не помогут. 

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

продукт-говно — это тоже ux. хуёвый, разумеется

Ответить
Развернуть ветку
43 комментария
Петр Иванов

1. это не хуйня
2. юикс имеет значение во многих проектах, а не только лишь во всех.
3. "в проектах с малой и средней нагрузкой это бесполезная трата человекочасов" - ложь чистой воды. юикс вообще слабо связан с нагрузками. может быть вообще не нагруженный проект, внутренний портал или справочный какой-то сервис битуби. юикс не нужен в маленьких по обьему проектах где можно все сделать на коленке.

3. "современный дизайне может совмещать" - ложь. Если под совмещать мы понимаем делать и то и то без ущерба для качества того и того. может лишь в малых проектах. впрочем в малых проектах и секретарша может нарисовать диз тогда уж (если по этой логике дальше идти).

"если продукт говно юикс не поможет" - тривиальщина. Фраза бессмысленная. Если продукт говно ему просто ничего не поможет, фраза не несет смысловой нагрузки никакой.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Жду комментарии сегодняшнего гуру - Александра Пискунова.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Piskunov

Получается дождался😅🙌

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

...появились новые профессии с непонятными названиями специальностей... и дальше будут появляться новые названия всего, что уже было, потому-что вас нужно постоянно "иметь и иметь" чтобы жизнь крутилась вокруг.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

просто разделение труда растет и специализация. UX можно делать обычным дизайнерам, а могут и сами программисты делать - они же тоже юзеры и понимают как нужно (примерно). но смысл в том что если это выделяется в отдельную специализацию и есть человек который по всем формам/страницам сайта/приложения продумывает именно пользовательскую часть и это его основная работа, не отвлекаясь от других задач находу налепить из головы - а именно продумывать как основную рабочую задачу - то результат получается лучше. проверено опытом.
без UX дизайнера тоже получается в целом норм, но именно что "в целом норм". если никто не думает про UX значит про него думают все понемногу просто в отрыве от основных задач. "А куда бы влепить вот это?  - а вон слева влепи".

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kononov
Автор

Для специалистов из области дизайна и разработки, эти тезисы само собой понятны. Но если выйти за пределы профессионального круга, то для народа просто темный лес, что за UX и UI. И почему нельзя нельзя найти дизайнера и сказать ему "Сделай мне портал про лесорубов". 

Что предпроектная работа, проектирование, дизайн - это все важные составляющие для успешного проекта. Но и для многих UX/UI дизайнеров может быть откровением, что им не нужно тратить время на коммуникацию и анализ бизнеса, как учили на курсах, а можно разделить эти функции и 100% внимания сосредоточить на визуальной составляющей. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Natalia

Visual design - это одна из составляющих user experience, то есть, решая какую-то задачу для бизнеса, проблему пользователя, UX дизайнер будет думать и про визуальную составляющую интерфейса, потому что это часть пользовательского опыта. В крупных компаниях, где проводят много исследований, есть куча данных, там есть не просто UX дизайнеры, а UX аналитики, UX ресёчеры, UX проектировщики, плюс люди, которые отдельно за текст в интерфейсах отвечают. В небольших компаниях, в стартапах на начальных стадиях, этим чаще всего занимается один человек и он ближе к product designer в своих функциях, так как прихватывает ещё и работу менеджера продукта, если таковой пока отсутствует. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kononov
Автор

я согласен, где раньше был web дизайнер, сейчас UX, UI, data-driven, информационный архитектор, аналитик и.т.д. ) все зависит от масштабов компании 

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

Ты Каштанка насекомое. Ты супратив человек все равно что плотник супротив столяра

Ответить
Развернуть ветку
жанна, но не дарк

«Нихуя не понял, но очень интересно»

Ответить
Развернуть ветку
Константин Виноградов

Направления UX и UI требуют принципиально разного мышления, разных скиллов, и тема эта как некогда актуальна, потому-что многие начинающие UI дизайнеры следуют рекомендациям и просьбам клиентов набросать дизайн например по текстовому тз, нет, это не работает и невозможно. Я например не могу реализовать дизайн по текстовому тз, точнее могу, но это неэффективно, потому-что уходит в разы больше времени, примерно раз в 10 и на выходе редко выходят адекватные решения. Я работаю исключительно по прототипам, никак иначе. Автор целиком и полностью прав, ветки профессий настолько разошлись, они абсолютно отпочковались и приобрели свои особенности, что уже даже не стоит пытаться освоить оба ремесла, а стоит сфокусировать на одном из.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

Если ux/ui не data-driven, то это очередная кормушка для хипстеров. Если все считают как надо, тогда это хороший инструмент роста. Но считать имеет смысл только большим проектам, т.к. на мелких, особенно с неустойчивым спросом, зачастую не добьешься релевантности выборки. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kononov
Автор

Если небольшой проект, то логично использовать наработанный опыт конкурентов, проводить реальные опросы аудитории. В больших проектах помогает аналитика данных

Ответить
Развернуть ветку
Yury
data-driven

Очередная священная корова, так то. Маркетологи при помощи подобных практик просто снимают с себя ответственность и это было еще до big-data в современном смысле. "Мы провели исследование, пользователи выбрали вариант A".

Хоть в больших продуктах хоть в маленьких, нишевых все данные имеют смысл если адекватно поставлена гипотеза которая проверяется. Можно на самой огромной выработке проверять насколько A лучше B и вынести из этого data-driven решение, потратить время, бюджеты на реализацию, а потом окажется, что ни A ни B вообще не нужны. 

Я не к тому, что исследования и сбор статистики не нужен, но полагаться только на данные это тоже крайность. Хотя и придает уверенности и оптимизма, снимает вопросы есть большая вероятность завести продукт не туда

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Макс Вилхард

Отличная статья. Автор глубоко разбирается в теме на мой взгляд. Не слушайте критиков, чтобы вы не написали, всегда найдется много недовольных умников).

Есть одно но в дополнение к написанному... Веб-дизайн никуда не делся. Ему продолжают обучать отдельно от UX и UI. То есть, во многих учебных заведениях обучают отдельно веб-дизайну и отдельно UX и UI. Это печально(((...

Если вдруг кто-то прочитав эту замечательную статью захочет узнать в каких отечественных и зарубежных вузах можно качественно обучиться UX и UI, то поможет эта статья:

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда