Почему UX- и UI-дизайнер — это два разных человека

Многие удивляются, когда узнают, что я работаю UX-дизайнером и при этом не являюсь дизайнером интерфейсов в классическом понимании, когда нужно сделать красивую и сочную картинку. Признаться честно, этому удивляются даже некоторые UX- и UI-дизайнеры.

UX/UI окутан мистической дымкой. Все понимают, что это важно, ведь если пользователю не понятен продукт, он не будет им пользоваться. Но далеко не все понимают, чем занимается UX дизайнер и UI дизайнер по отдельности. Сложней всего приходится предпринимателям и бизнесменам, которые хотят запустить IT проект или перевести свой бизнес в онлайн. Многие помнят времена, когда для запуска проекта требовался web дизайнер и программист, но сейчас все усложнилось, появились новые профессии с непонятными названиями специальностей.

Куда делись web дизайнеры или краткая история интернета.

Прежде, чем мы разберемся в отличиях UX и UI дизайнеров и в их зонах ответственности, предлагаю небольшой экскурс в историю развития интернет проектов. Посмотрим, какие специалисты были нужны на каждом из этапов. Тезисно, для общего понимания картины:

Этап первый. Просто сделай сайт. Эпоха, когда в интернете еще жили мамонты и многие верят, что это теория заговора и такого никогда не было.

Зарождение интернета и первых сайтов. Первопроходцы начали изучать создание сайтов, появляются первые специалисты. Для реализации сайта нужен один знакомый, который за символическую плату сделает сайт. Этап характерен вырви-глаз-дизайном, когда использовались все возможные цвета, тени и прочие эффекты. Каждый отрывался как мог. Но чтобы получить первых клиентов из интернета, этого было достаточно.

​Пример вырви-глаз-дизайна. Дальний родственник современного дизайна

Этап второй. SEO. Нужно больше текста и ключевых слов. Сайтов становится все больше, начинают развиваться поисковые системы, улучшаются алгоритмы поисковой выдачи. Уже недостаточно просто запустить сайт, его нужно продвигать. Клиентов получит тот, чей сайт будет выше. Для этого кроме знакомого разработчика появляется копирайтер / seo специалист, который через web дебри выведет сайт на вершину SEO горы, где по легендам можно найти трафик. Сайты стали похоже на огромные библиотеки с текстом и разделами.

Сайт-простыня. Огромное количество текста и разделов. Лишь бы Google заметил​

Этап третий. Web дизайн. Просто сделай красиво. Всех утомили простые и скучные сайты. Развиваются технологии, анимации. Компании активно ищут человека с хорошим чувством вкуса. Визуальная привлекательность вышла в приоритет. Уделать конкурентов и удивить пользователя. Этап экспериментов и бесконечных поисков цифрового Грааля. Для реализации сайта или проекта требуется уже полноценная команда с дизайнером, разработчиком, контент менеджерами и др. Многие помнят этот этап, а многие до сих пор в нем живут.

Эпоха web дизайна. Сайты и приложения становятся визуально приятными. Основной акцент на оформление​.

Этап четвертый. UX/UI. Хочу, как у Apple. За всей визуальной красотой скрывалась ловушка. Маркетологи стали изучать веб аналитику, смотреть вебвизор. Оказалось, что пользователь не понимает некоторых моментов, которые были очевидны бизнесу и команде разработке. Кто-то не находил нужный раздел в меню, кто-то не понимал, какие действия от него ожидают, другие узнавали о наличии важного функционала только спустя пару месяцев активного использования. Небольшие промахи становились причиной потери прибыли для бизнеса. На этот этап огромное влияние оказала компания Apple, которая сделала свои телефоны и другие устройства максимально простыми и интуитивно-понятными. Кроме этого начинают развиваться мобильные приложение и появляется необходимость корректного отображения контента на различных устройствах. Тогда и появились UX/UI дизайнеры, которые пришли на смену web дизайнерам. Которые не просто рисуют, а понимают пользователя и создают интерфейсы, легкие для использования.

Проект roobinium. Пример эпохи UX/UI дизайна. Всего два возможных действия пользователя - связаться, либо посмотреть портфолио.

Кто такой UX дизайнер? Обязанности и ответственность

User Experience - пользовательский опыт. UX дизайнер - это специалист, который обладает эмпатией и понимает бизнес процессы. Переводчик, между бизнесом и пользователем. Ключевые обязанности:

  • Проведение брифингов с бизнесом
  • Проведение face-to-face интервью с пользователями
  • Интерфейсный анализ решений конкурентов
  • Составление информационной архитектуры проекта
  • Прототипирование
  • Аналитика и тестирование

Задача UX дизайнера создать понятную структуру проекта, чтобы были учтены интересы, как бизнеса, так и пользователя. Проект начинается именно с UX дизайнера. Он собирает и структурирует информацию, создает прототип, который будет понятен пользователю, проводит тестирования, чтобы проверить гипотезы и отыскать пользовательские тупики. UX дизайнер отвечает за удобство будущего проекта и сохранение бизнес-процессов проекта. Выступает в качестве адвоката пользователя, который получает удовольствие от взаимодействия с интерфейсом, тем самым став лояльным, постоянным клиентом.

UI дизайнер. Что делает и за что отвечает.

User Interface - интерфейс пользователя. UI дизайнер отвечает непосредственно за визуальную составляющую проекта. Выбор иконок и изображений, определение стилистики и визуальных акцентов. Кроме этого UI дизайнер отвечает за микро UX в рамках интерфейса. Каждый элемент должен быть интуитивно понятен пользователю. Например, если UX дизайнер отражает в прототипе слайдер, задача UI дизайнера отрисовать слайдер таким образом, чтобы пользователь понял, что это именно слайдер.

Основные обязанности UI дизайнера:

  • Общая стилистика проекта
  • Визуальные акценты
  • Типографика
  • Брендирование
  • Подготовка UI к верстке

Почему бы не сделать UX и UI за одну цену?

UX и UI два важных этапа при разработке IT проекта. Кто-то совмещает в себе роль UX/UI, но здесь логично сравнить архитектора и интерьерного дизайна. Можно сказать, что оба участвует в строительстве дома, но вряд ли будут выполнять работу друг друга.

Как UI дизайнер может сосредоточиться на интерфейсе, если его постоянно отвлекать вопросами структуры проекта или изучением бизнес процессов?

Как UX дизайнер может собрать воедино всю картину и учесть интересы как бизнеса, так и пользователя, если будет зациклен на выборе цветового решения?

UX и UI - это большие сферы, в каждой из которых есть свои законы, правила и инструменты. При этом компетенции UX и UI дизайнера сильно переплетены, UX должен обладать базовыми компетенциями в UI, а UI базовыми компетенциями в UX.

Прошли времена, когда за создание сайта или IT проекта может отвечать один человек. Для создания успешного цифрового продукта требуется команда, где у каждого своя зона ответственности и навыки.

В завершение моя любимая фотография, которая показывает разницу между дизайном и реальным опытом пользователя. 
0
113 комментариев
Написать комментарий...
Гриша Булыжников

все это полная х..ня. UX имеет значение в проектах с огромной нагрузкой, где каждый штрих может обернуться колоссальным эхом конверсии. в проектах с малой и средней нагрузкой это бесполезная трата человеко-часов. современный дизайнер вполне может совмещать две эти роли при необходимости. да и если продукт- говно, никакие ux-ы не помогут. 

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

продукт-говно — это тоже ux. хуёвый, разумеется

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

раньше все как-то из без ux-ов справлялись

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

раньше разделения на фронт и бэк тоже не было, один чел пилил весь сайт с базой данных и прочим.
и кстати на админа тоже не делилось т.к. этот же чел выкладывал сайт на апач/нжинкс и админил его.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

вообще-то это было всегда, просто фронт-энд раньше назывался верстальщик)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

ну так я же предлагаю, переквалифицируйтесь в эксперта по кнопкам. проведите исследование, анализ..плюсы-минусы, в конце помпезно выкатываете кнопку, которая должна поднять продажи на 100500%

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

так речь не о том что поиск волшебной кнопки которая поднимает продажи на 1000% а о том что при разделении труда возрастает качество проработки решения.
ну это вот на примере как выше - я могу и сам любой сервер админить по ходу дела. но если есть выделенный админ это лучше т.к. он будет его админить более качественно, будет следить за всякими патчами всего (мне то патчи пофиг, я сайт выложил, апач настроил, файрволл проверил что ничего не торчит - и готово, я же не админ чтобы там лезть смотреть нужно ли опенссл обновить или еще как).

так и UX. можно интуитивно накидать - это влепи сюда, это туда, можно его продумывать с точки зрения юзера, как что где. что чаще используется что реже. что более интуитивно что менее. если этим занимается выделенный человек общий результат будет лучше чем если этим на коленке занимается вся команда понемногу в отрыве от рабочих задач.

при этом никакое разделение труда само по себе не поднимает продажи на 1000%. как и например профессиональный админ их не поднимает. он просто повышает общее качество сервиса. весь смысл создания любого сервиса это чтобы он был качественный от и до. чтобы и грузился быстро и работал везде и выглядел норм, и дизайн понятный интуитивно. чем меньше разделения труда тем большая часть этих задач сжимается со смежными и дается одному человеку который их решает "как бог положит".

Ответить
Развернуть ветку
Artem Milovanov
так речь не о том что поиск волшебной кнопки которая поднимает продажи на 1000% а о том что при разделении труда возрастает качество проработки решения.
весь смысл создания любого сервиса это чтобы он был качественный от и до. чтобы и грузился быстро и работал везде и выглядел норм, и дизайн понятный интуитивно. чем меньше разделения труда тем большая часть этих задач сжимается со смежными и дается одному человеку который их решает "как бог положит".

Расскажите пожалуйста про разделение двум дизайнерам Notion, у которых без всяких бесполезных прототипов получилось такой сложный продукт сделать таким простым, они посмеются. 

Такие продукты в очередной раз подтверждают, что на конечный результат не разделение труда и серые прямоугольники влияют, а профессионализм конкретных людей.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

вы просто назвали какой то продукт (я его не знаю например) и утверждаете что в нем дизайн норм.
я же утверждаю что соберу вам несколько сотен людей которые скажут что дизайн говно, разобраться невозможно, ничего непонятно, шрифты выбирал осел, кодил козел и бородатый мишка, продукт на помойку выкинуть. 

вы поаккуратнее с тем чтобы назвать конкретный продукт.
ЕМНИП в истории еще не было продукта который бы в каментах не называли говном.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

может и так, только когда этот сервис привлекает 50 лямов и увеличивает свою оценку до двух лярдов, это уже роли не играет. поэтому я и писал, если продукт говно никакой ux ему не поможет)

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

 тогда надо оговориться что мы исключительно обсуждаем сервисы с оценкой от двух лярдов причем стартапные. причем которые денег уже привлекли и которым ничего не надо. и еще которые созданы были до того как юикс специальность появилась вообще в принципе.

так то много сервисов например которые были сделаны без ДБА. или без бэк девелопера. некоторые денег тоже привлекали.

а вот пример сервиса у которого оценка намного выше двух лярдов и он денег не привлекает вообще. Альфа банк например. вот как им делать дизайн. нужен им юикс или им надо что - пойти 50 миллионов привлечь?
у них задача, сделать более менее хороший сервис для юзеров.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

перечитайте первый пост. речь как раз и шла изначально, что все эти ux гуру нафиг не сдались вначале, но они полезны на проектах с большими нагрузками.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

ну юикс с нагрузками не связан. скорее он связан с общим обьемом разных форм и интерфейсов. если их больше чем какой то порог ИКС (который для каждой команды свой) то их проработка начнет хромать. неявно и явно. неявно для тех форм где вроде бы наколенный юикс вполне себе выглядит ок (хотя может его можно улучшить) а явно для каких нибудь сложных вещей где нужно реально продумывать какой именно экспириенс для юзера будет удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

какой еще порог ux?

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

имел ввиду порог ИКС (возьмите ИГРЕК) что если общий обьем проекта его превышает то без выделенного юикс дизайнера проект начнет хромать.

как вы выше сказали - для крестиков ноликов юикс дизайнер будет перебором.
но вопрос для какого проекта он не будет перебором - это вопрос для каждой конкретной команды. в одном из проектов у меня был сильный юикс юай один человек и он вообще неплохо это закрывал в одно лицо.

вы про ДБА определились нужно ли их уволить?

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда