Почему UX- и UI-дизайнер — это два разных человека

Многие удивляются, когда узнают, что я работаю UX-дизайнером и при этом не являюсь дизайнером интерфейсов в классическом понимании, когда нужно сделать красивую и сочную картинку. Признаться честно, этому удивляются даже некоторые UX- и UI-дизайнеры.

UX/UI окутан мистической дымкой. Все понимают, что это важно, ведь если пользователю не понятен продукт, он не будет им пользоваться. Но далеко не все понимают, чем занимается UX дизайнер и UI дизайнер по отдельности. Сложней всего приходится предпринимателям и бизнесменам, которые хотят запустить IT проект или перевести свой бизнес в онлайн. Многие помнят времена, когда для запуска проекта требовался web дизайнер и программист, но сейчас все усложнилось, появились новые профессии с непонятными названиями специальностей.

Куда делись web дизайнеры или краткая история интернета.

Прежде, чем мы разберемся в отличиях UX и UI дизайнеров и в их зонах ответственности, предлагаю небольшой экскурс в историю развития интернет проектов. Посмотрим, какие специалисты были нужны на каждом из этапов. Тезисно, для общего понимания картины:

Этап первый. Просто сделай сайт. Эпоха, когда в интернете еще жили мамонты и многие верят, что это теория заговора и такого никогда не было.

Зарождение интернета и первых сайтов. Первопроходцы начали изучать создание сайтов, появляются первые специалисты. Для реализации сайта нужен один знакомый, который за символическую плату сделает сайт. Этап характерен вырви-глаз-дизайном, когда использовались все возможные цвета, тени и прочие эффекты. Каждый отрывался как мог. Но чтобы получить первых клиентов из интернета, этого было достаточно.

​Пример вырви-глаз-дизайна. Дальний родственник современного дизайна

Этап второй. SEO. Нужно больше текста и ключевых слов. Сайтов становится все больше, начинают развиваться поисковые системы, улучшаются алгоритмы поисковой выдачи. Уже недостаточно просто запустить сайт, его нужно продвигать. Клиентов получит тот, чей сайт будет выше. Для этого кроме знакомого разработчика появляется копирайтер / seo специалист, который через web дебри выведет сайт на вершину SEO горы, где по легендам можно найти трафик. Сайты стали похоже на огромные библиотеки с текстом и разделами.

Сайт-простыня. Огромное количество текста и разделов. Лишь бы Google заметил​

Этап третий. Web дизайн. Просто сделай красиво. Всех утомили простые и скучные сайты. Развиваются технологии, анимации. Компании активно ищут человека с хорошим чувством вкуса. Визуальная привлекательность вышла в приоритет. Уделать конкурентов и удивить пользователя. Этап экспериментов и бесконечных поисков цифрового Грааля. Для реализации сайта или проекта требуется уже полноценная команда с дизайнером, разработчиком, контент менеджерами и др. Многие помнят этот этап, а многие до сих пор в нем живут.

Эпоха web дизайна. Сайты и приложения становятся визуально приятными. Основной акцент на оформление​.

Этап четвертый. UX/UI. Хочу, как у Apple. За всей визуальной красотой скрывалась ловушка. Маркетологи стали изучать веб аналитику, смотреть вебвизор. Оказалось, что пользователь не понимает некоторых моментов, которые были очевидны бизнесу и команде разработке. Кто-то не находил нужный раздел в меню, кто-то не понимал, какие действия от него ожидают, другие узнавали о наличии важного функционала только спустя пару месяцев активного использования. Небольшие промахи становились причиной потери прибыли для бизнеса. На этот этап огромное влияние оказала компания Apple, которая сделала свои телефоны и другие устройства максимально простыми и интуитивно-понятными. Кроме этого начинают развиваться мобильные приложение и появляется необходимость корректного отображения контента на различных устройствах. Тогда и появились UX/UI дизайнеры, которые пришли на смену web дизайнерам. Которые не просто рисуют, а понимают пользователя и создают интерфейсы, легкие для использования.

Проект roobinium. Пример эпохи UX/UI дизайна. Всего два возможных действия пользователя - связаться, либо посмотреть портфолио.

Кто такой UX дизайнер? Обязанности и ответственность

User Experience - пользовательский опыт. UX дизайнер - это специалист, который обладает эмпатией и понимает бизнес процессы. Переводчик, между бизнесом и пользователем. Ключевые обязанности:

  • Проведение брифингов с бизнесом
  • Проведение face-to-face интервью с пользователями
  • Интерфейсный анализ решений конкурентов
  • Составление информационной архитектуры проекта
  • Прототипирование
  • Аналитика и тестирование

Задача UX дизайнера создать понятную структуру проекта, чтобы были учтены интересы, как бизнеса, так и пользователя. Проект начинается именно с UX дизайнера. Он собирает и структурирует информацию, создает прототип, который будет понятен пользователю, проводит тестирования, чтобы проверить гипотезы и отыскать пользовательские тупики. UX дизайнер отвечает за удобство будущего проекта и сохранение бизнес-процессов проекта. Выступает в качестве адвоката пользователя, который получает удовольствие от взаимодействия с интерфейсом, тем самым став лояльным, постоянным клиентом.

UI дизайнер. Что делает и за что отвечает.

User Interface - интерфейс пользователя. UI дизайнер отвечает непосредственно за визуальную составляющую проекта. Выбор иконок и изображений, определение стилистики и визуальных акцентов. Кроме этого UI дизайнер отвечает за микро UX в рамках интерфейса. Каждый элемент должен быть интуитивно понятен пользователю. Например, если UX дизайнер отражает в прототипе слайдер, задача UI дизайнера отрисовать слайдер таким образом, чтобы пользователь понял, что это именно слайдер.

Основные обязанности UI дизайнера:

  • Общая стилистика проекта
  • Визуальные акценты
  • Типографика
  • Брендирование
  • Подготовка UI к верстке

Почему бы не сделать UX и UI за одну цену?

UX и UI два важных этапа при разработке IT проекта. Кто-то совмещает в себе роль UX/UI, но здесь логично сравнить архитектора и интерьерного дизайна. Можно сказать, что оба участвует в строительстве дома, но вряд ли будут выполнять работу друг друга.

Как UI дизайнер может сосредоточиться на интерфейсе, если его постоянно отвлекать вопросами структуры проекта или изучением бизнес процессов?

Как UX дизайнер может собрать воедино всю картину и учесть интересы как бизнеса, так и пользователя, если будет зациклен на выборе цветового решения?

UX и UI - это большие сферы, в каждой из которых есть свои законы, правила и инструменты. При этом компетенции UX и UI дизайнера сильно переплетены, UX должен обладать базовыми компетенциями в UI, а UI базовыми компетенциями в UX.

Прошли времена, когда за создание сайта или IT проекта может отвечать один человек. Для создания успешного цифрового продукта требуется команда, где у каждого своя зона ответственности и навыки.

В завершение моя любимая фотография, которая показывает разницу между дизайном и реальным опытом пользователя. 
0
113 комментариев
Написать комментарий...
Ogfrgfkar

...появились новые профессии с непонятными названиями специальностей... и дальше будут появляться новые названия всего, что уже было, потому-что вас нужно постоянно "иметь и иметь" чтобы жизнь крутилась вокруг.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

просто разделение труда растет и специализация. UX можно делать обычным дизайнерам, а могут и сами программисты делать - они же тоже юзеры и понимают как нужно (примерно). но смысл в том что если это выделяется в отдельную специализацию и есть человек который по всем формам/страницам сайта/приложения продумывает именно пользовательскую часть и это его основная работа, не отвлекаясь от других задач находу налепить из головы - а именно продумывать как основную рабочую задачу - то результат получается лучше. проверено опытом.
без UX дизайнера тоже получается в целом норм, но именно что "в целом норм". если никто не думает про UX значит про него думают все понемногу просто в отрыве от основных задач. "А куда бы влепить вот это?  - а вон слева влепи".

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

"куда бы влепить вот это вот" по логике автора делает дизайнер интерфейсов, а не эксперт по опыту взаимодействия) по мнению автора, ux дизайнер трет с директорами-клиентами в переговорке, изучает рынок, проводит анализ, тестирует...короче, продакт менеджеров, маркетологов, qa...всех вон! ux дизайнер все порешает.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

я условно сказал. конечно вопрос "куда бы влепить это вот" это дизайнер интерфейсов, а юикс это скорее про то, что и в каком порядке должно быть показано/спрошено у юзера.

то что вы говорите что продакт менеджера и маркетологов нафиг это как раз ваше непонимание разделения труда. продакт не думает о том какие конкретно элементы интерфейса нужны на каких то этапах. он это оценивает, но проработкой качественной он заниматься не может - это не его задача.

смысл разделения труда в том чтобы каждый делал более мелкую задачу и специализировался на ней.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

мне кажется вы не очень понимаете чем занимаются продакты)

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

продакт не может заниматься продумыванием юикс. это совершенно точно не его задача.
но под "не может" не стоит понимать что он физически не может.
он может и я могу и вы можете.
ну вот например будет задача сделать банкомат. что вы интерфейс банкомата не накидаете сами без всякого юикс?
да просто посмотрел банкомат какой нить у пары банков и сделал похоже. чего там запрос пина, выбор операции, запрос суммы, окошко хотите продолжить. вот и весь юикс.

то есть любой человек может накидать юикс, а может и дизайн сделать и закодить его тоже может.
физически ничто не мешает это сделать.

уж банкоматный интерфейс в одно лицо да тем кто еще помнит девяностые годы - я думаю вообще не вопрос.

но вопрос если есть большой сервис с кучей интерфейса - сможет ли продакт его продумать именно качественно, до последней вот формы? не отвлекаясь на пищащих программистов, кричащих заказчиков и прочую продактовую херню за которую ему денег платят.

я вот за себя скажу - заниматься этим тупо не буду.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

мне кажется вы не понимаете чем занимается ux дизайнер, он ничего не накидывает, накидывает чувак по интерфейсам

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

ну смотрите, мне тоже кажется что вы не понимаете чем занимается юикс дизайнер.

у меня в штате их было три штуки на одном из проектов которыми я руководил. но я не могу сказать что я эксперт в их работе.

тут вопрос в вашей точке зрения что все эти разделения труда вообще не нужны и это все херня.

поэтому я предлагаю сначала понять - должность ДБА нужна или нет? это более простой вопрос. ДБА это старая должность, она давно и по ней вроде как должно быть понятно нужна она или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

вы как-то определитесь что-ли. ux, дба...кони, люди.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

вы в принципе выступаете против разделения на рюшечки хрюшечки.

поэтому я для простоты предложил вам вопрос где меньше спорных моментов.
нужен ли в проектах ДБА. это такая же рюшечка как и юикс. 
ибо нормальный мужик свою базу админит сам и никаких ДБА близко не допустит к ней. если мужик конечно и пьет не смузи а виски.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

вы не ту аналогию приводите. ui/ux это скорее из разряда админ/девопс. они нужны? бывает да, бывает нет. я не понимаю, что вы мне пытаетесь доказать?)

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

я вам пытаюсь доказать что вы неправы в изначальном каменте. особенно ПЕРВОЕ и последнее предложение.
цитата вот:
***
все это полная х..ня. UX имеет значение в проектах с огромной нагрузкой, где каждый штрих может обернуться колоссальным эхом конверсии. в проектах с малой и средней нагрузкой это бесполезная трата человеко-часов. современный дизайнер вполне может совмещать две эти роли при необходимости. 
****

1. это не хуйня.
2. современный дизайнер далеко не всегда может совместить эти две роли так чтобы сделать результат равный команде в которой юикс есть выделенный. ИНОГДА может. 

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

а многочисленный опыт разных компаний показывает что это хуйня, без которой вполне себе обходились. и что делать?) и без всяких ux спецов обходились, без их методик и анализов и тд и тп..

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

вот кстати для иллюстрации логики.
миллионы компаний в мире обходились без Гриши Булыжникова.
будем дальше делать вывод по вашей логике?:) или пока на паузу поставим:)

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

что-то как-то подгорает у вас так с этим ux несчастным...

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

да нет просто это известное мнение что типа всякие смузи не нужны, я с ним не согласен, возразил, пояснил почему и как.
я то вообще не из этой области, руководил ими да, но к дизайну отношения не имею.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

вы так и не ответили, помогли вам ваши ux смузи?

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

а вот в чем был вопрос. я просто вопроса не понял изначального.
да, я вам же выше уже неоднократно писал. уровень проработки проекта, конечное качество лучше. там двусторонний эффект - с одной стороны есть отдельный человек на проработку этих вопросов, с другой стороны эти вопросы не грузят других людей. я руководил и проектами без юикс и юай - там было с деньгами плохо и было не до этого. кончалось всегда тем что в юикс вмешивался я лично.
поэтому да - помогли. 
несмотря на то что когда я был маленький не было не то что юикс и а юай тоже не было по сути вот так как сейчас. и девопсов не было. и gprs не было.

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Булыжников

ну так а в цифрах это как-то отображается? хотелось бы посмотреть

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

****
ну так а в цифрах это как-то отображается? хотелось бы посмотреть ***

напоминаю, изначально вы задали вот этот вопрос.
то есть вы задали вопрос о числовом выражении вклада в прибыль компании сотрудника из команды разработки продукта (а юикс это сотрудник команды разработки и никак иначе).

можно еще и такой вопрос задать - как на ваш взгляд в цифрах отображается прибыль от ресепшена в офисе компании. какую долю прибыли приносит ресепшен? 

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда