Почему цена логотипа равна нулю, или как наконец посчитать сколько стоит мой дизайн

За годы работы в сфере графического дизайна понял одну простую вещь –делать дизайн и его продавать, разница такая же большая, как если сравнивать мультиварку и крем для рук.

В своей жизни видел много ребят, которые хорошо делают дизайн и плохо или совсем не умеют его продавать. Да и вопрос ценообразования до сих пор стоит у многих ребром, люди творческих профессий совсем не дружат с калькулятором и зачастую цены достают с балкона. Ниже привожу два диалога дизайнера (или того, кто продает дизайн услуги) с клиентом.

Такой вариант.

– Добрый день, мне нужен логотип, сколько стоит?

– Здравствуйте, стотыщмильёнов.

– Спасибо, до свидания.

Или такой вариант.

– Добрый день, мне нужен логотип, сколько стоит?

– Здравствуйте, скажите, а зачем вам логотип?

– Чтобы был.

– Чтобы был зачем?

– Ну, хочу на коробки (например, это доставка пиццы) разместить и на сайт в шапку поставить.

– Это все задачи которые должен выполнять логотип?

– Ну да, теперь на продукции моей доставки будет стоять логотип.

– А вообще зачем должен стоять логотип на вашей продукции.

– Ну, чтобы люди отличали мою доставку от другой, например.

– А зачем это нужно, чтобы отличали?

– Блин (тупой что-ли), ну чтобы, когда человек захотел покушать пиццы, сел в интернет, открыл несколько сайтов с доставкой еды, увидел в шапке наш логотип и заказал у нас пиццу.

– Т.е. логотип вам нужен чтобы продавать пиццу?

– (я что общаюсь с имбицилом) Ну да.

– Т.е. не для того, чтобы нанести на коробки и поставить в шапку сайта, а для того чтобы продавать пиццу, в итоге?

– Ну, конечно.

– И наверное, эти продажи вы хотите еще и увеличить.

– Дак естесна.

– Вы знаете, открою вам большую тайну – логотип не поможет вам продавать, а тем более увеличить продажи вашего продукта. Если вы хотите себе новый логотип, зайдите на Фрипик, скачайте любой бесплатный логотип по теме, поменяйте название и у вас будет логотип. Он будет новый, правда влиять ни на что не будет.

Все перечисленные процедуры разумеется тоже надо уметь делать, это для дизайнера не сложно, а для людей, кто использует интернет только для Ютуба и соцсетей это зачастую невыполнимая задача. Но тем не менее.

Продолжать этот диалог смысла не вижу, думаю вы и так поняли к чему я вел. А вел я к тому, что только полная визуальная упаковка с проработкой всех носителей, с рекламными кампаниями, с хорошим копирайтингом, с этим со всем продажи возможно вырастут, и то не факт.

В идеале потребитель должен влюбиться в вашу доставку, ему должно быть по-кайфу сфоткаться с вашим стаканом, он должен сам хотеть транслировать, что он ест именно вашу пиццу, что заказывает именно у вас. Старбаксу, например, не надо ни кого уговаривать, чтобы потребитель транслировал их бренд через фотки в инстаграмм.

Более того, я всегда говорю своим заказчикам такие слова: У хороших ребят все должно быть хорошо – и дизайн, и упаковка, и сайт, и соцсети, и сервис, и продукт, и сами они должны быть хорошими ребятами и не кидать машины где попало а за своими собаками убирать какашки. Только так в руках собственника будет инструмент с которым он пойдет в кипящее море ярости и гнева современного бизнеса. ИНСТРУМЕНТ! Или даже ОРУЖИЕ!!! Дизайн это ОРУЖИЕ, которое уничтожает конкурентов, расчищает путь к священному граалю прибыли и успешного успеха судьбы.

Вы продаете не логотип, не набор фирменной графики, не брендбуки с руководствами, не сайты с приложениями. Вы оружейные бароны, вы делаете и продаете оружие! А-аа-ааа-ааа!!!

Теперь возьмите в руки калькулятор, откройте на телефоне, и начинайте считать. Предположим разработка фирменного стиля (той самой айдентики) в регионах для, например, доставки пиццы стоит 350 000 руб. У нас стоит во всяком случае так, минимум. С логотипом, фирменной графикой, проработкой упаковки (коробки, стаканы, менюшки, салфетки-марфетки и пр.), разработкой фирменного персонажа-маскота (если мы понимаем, что он нужен) и пятого и десятого.

Так, ок, 350 000 рубликов, ок. Сколько такая работа будет выполняться по времени? Поверьте моему опыту, минимум два месяца, минимум. При условии, что со стороны исполнителя не будет просадки по срокам, но они будут точно со стороны заказчика: долго отвечают/согласовывают, что-то там еще не отфоткали по меню, и пятое и десятое.

Так, ок, два месяца работы. Сколько будет участвовать специалистов в таком проекте. Минимум двое, минимум. Первый: арт-директор – он же и менеджер проекта, и главный мозг, он же и главный дизайнер, и съездить к заказчику и все основные вопросы, все на нем. Второй: дизайнер в помощь Первому. Что-то отрисовать, найти, принести, подать, не мешать.

В идеале, конечно, такое звено должно состоять минимум из трех человек, но об этом сейчас не будем. Что дальше – делим 350 000 на два месяца, и на двух человек, получается на каждого в месяц по 87,5 тысяч. ОГОО-ГОООО!!!! Какие деньжища, не унести, развяжется пупок! Теперь вычитаем все расходы, все по минимуму. Копирую из Трелло прям свои цифры расходов за месяц:

– Аренда офиса + коммуналка – 23 000 руб

– Сайт – 750 руб

– Интернет – 600 руб

– Envato – 2100 руб

– Счёт ИП – 700 руб

– Отчисления ИП – 3000 руб

– Подписка на Adobe CC – 2000 руб.

ИТОГО: 32 150 руб

Получается за два месяца работы слетает с этих 350 000 руб. 65 касарей. Это, кстати, еще без вычета налогов (6%) и всяких разных мелочей, типа опыта и образования. И ведь вся прибыль это не только зарплатный проект, надо же и отложить на собственное развитие и продвижение.

Вот и считайте, что работа дизайнера по деньгам будет плюс минус равна зарплате продавца из Пятерочки (при всем уважении ко всем продавцам нашей страны). Вот только я смогу встать за кассу в магазин и исполнять функции продавца, а продавец не сможет выполнять функции дизайнера, слишком долгий вход в профессию на более-менее какой-то приличный уровень.

Я еще забыл упомянуть в самом начале, что работа дизайн-студии или агентства заключается не только в рисовании графики, но еще нужно и в тему вникнуть, и рынок изучить, и на конкурентов посмотреть и пятое и двадцатое, потом только начинать что-то набрасывать в плане визуала.

Ладно, что я всем этим хочу сказать? Я не пытаюсь оправдаться почему это и это столько стоит (хотя, поверьте, периодически такой ликбез я провожу клиентам), я лишь хочу сказать дизайнерам, чтобы они считали свою работу на калькуляторе. Считали на том же калькуляторе, сколько потенциально своей работой вы принесете денег клиенту, какое влияние на бизнес ваш дизайн окажет. Это очень важный момент. Пример: новая (относительно) айдентика Магнита в графическом плане сделана не бог весть как креативно-по-дизайнерски. Но влияние на весь ритейл гигантское, поэтому и стоит такая работа миллионы рублей.

Автор: MXD

Ребята (дизайнеры) кто берет по 3000 руб. за логотип – просто не понимают что они вообще делают, не понимают что такое визуальная идентификация, на что она влияет, какая вообще работа за всем этим стоит. И заказчики не понимают. Опять же, речь про регионы. В крупных городах нашей страны, а тем более на западе уже давно понимают ценность и влияние дизайна и почему он стоит дорого.

Заказчикам скажу одну простую вещь – считайте так же на калькуляторе свои расходы на бизнес. Бывает так, что в проект люди вбухали миллионов пять, а на всю визуалку выделяют 30 000 руб. У вас из-за этой тридцатки пять мультов и пролетят. Чужих денег жалко, честно.

Я надеюсь эта статья поможет, как тем, так и другим понять откуда вообще растет стоимость на дизайн-услуги.

Если вы до сих пор хотите заказать логотип и ищите исполнителя за 3000 рублей, идите лучше на Фрипик – три тысячи будут сэкономлены.

Если я что-то забыл, друзья, кидайте свои правки в комментарии, поделитесь своим опытом в области ценообразования и продаж своих услуг.

0
168 комментариев
Написать комментарий...
Артем Сав

Никто не будет сейчас уже тратить денег на дизайн, тем более больших. Это единичные фирмы из миллиона. Один может и закажет и за 500тыс и за мульён, остальные миллион заказчиков закажут за 2-3т у фрилансера. Если вообще не получат результат бесплатно. 
ПС. От себя добавлю. Вся эта демагогия понятна, что поставив 3к за лого, ты по сути украдешь 300 тысяч у  рынка, но вот я лично уже давно в этой сфере варюсь и знаю что заказчик не просто не готов тратить хоть какие то деньги на дизайн, он желает его бесплатно! Просто потому что так. И он находит способы это получить. В этой сфере и конкретно в этой деятельности зарабатывать деньги НЕВОЗМОЖНО физически. Нет никаких критериев. нет никаких четких курсов по человека-дизайнерочасу или фирма-часу данной работы.
У меня лично таких случаев когда тебя либо кидают либо какими-то обходными путями добиваются чего-то дизайнерского с минимальной тратой денег или вообще не тратя гораздо выше в процентном соотношении чем вообще те заказчики которые готовы потратить денег на дизайн. Из 10 логотипов только 1 заказчик адекватно подходит к моим условиям работы. Все остальные либо выпрашивают отсутствие предоплаты, либо выпрашивают какой-то бартер, либо торгуются жестко.
Об этом всем можно говорить бесконечно, однако ситуация такова что работа дизайнера даже высококвалифицированного и с большим опытом и большим портфолио оценивается рынком и заказчиками НИЖЕ чем всё остальное. /С точки зрения типичного заказчика дизайна - дизайнер ниже компьютера находится на котором он делает свой дизайн. Компьютеру они с большей охотой заплатят чем дизайнеру за работу. И это не просто мои мысли, это факт в котором я убеждаюсь каждый день. И не только я. Сколько мемом в сети? Сколько у каждого дизайнера подобных "заказчиков" в день звонят которые делают крайне выгодное предложение "что если ты им сделаешь готовый сайт то они тебе клиентов очень много приведут".

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Нестеренко
Автор

Вот именно поэтому и надо выходить на другой рынок, где другие заказчики, другие обороты, где люди думают другими категориями. На рынке мелкого предпринимательства опытному дизайнеру или студии делать нечего (для этого есть начинающие или кто просто не растет годами). Нужно делать не логотипы, а решения, упаковывая все в кейсы. Думать не как дизайнер, а как бизнесмен. Говорить с бизнесменами, не как дизайнер, а именно как бизнесмен. Я например неплохо разбираюсь в ресторанке (много сделал, много видел, читал, много говорил с собственниками). Следующий проект в хореке я продаю не только графику, а возможные советы и наблюдения вообще в этой сфере. Как выйти на другой уровень и на другие рынки? Смотреть на студии и агентства из этих других рынков (зайдите хотя бы на АБКР, посмотрите, что делают брендинговые агентства нашей страны, определите для себя ориентиры). Постоянно развивайтесь, как дизайнер и как бизнесмен, наращивайте компетенции. Человек из Брендошной, который продает логотипы за 3900 руб. не понимает, что стратегически он позиционирует себя, как дешевый дизайнер (разумеется, там ни какой студии нет, все делает сам) и потом будет очень сложно (или невозможно) выйти из этого образа дешевого дизайнера. Только когда дизайнер поверит сам, что он стоит дорого (естественно это должно быть подкреплено уровнем, компетенциями, знаниями и правильным позиционированием) – к вам придут те клиенты у которых другие масштабы, другие обороты и другие бизнес задачи. Мелкие дизайнеры (новички или которые стагнируют всю жизнь) работают с мелкими предпринимателями, средние дизайнеры или студии (типа меня) работают со средним бизнесом, крупные агентства (Лебедев, ONY, Супрематика, Aic, Linii, Creative People и др.) работают с самым дорогим сегментом рынка (крупный ритейл и пр.) Иногда бывает, что на тендерах студиям отказывают за выставление слишком низкой цены, хотя это например 5 млн., но это уже другая тема.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сав

очень хорошо написали конечно, прям все грамотно. Один только вопрос? Зачем себя мучить и делать действительно сложные вещи дизайнерские, копить опыт, постоянно самообразовываться, расти в конкретно этой сфере? вот вы говорите, понимание бизнеса, советуете заказчику,  позиционировать его в комплексе и тд. зачем оказывать этот вид услуг заказчкику если куда больше можно заработать если со всеми этими знаниями и пониманием позиционирования в этой же сфере общепита можно самому ей заняться. Заказчик зарабатывает деньги, из этих денег он готов что-то (или не готов, что чаще всего и получается) поделиться с дизайнером или агенством. Это всего лишь крохотная часть от его прибыли. И таких кто хочет поделиться очень мало, единицы. К примеру. Я знаю как растут программисты, сколько они зарабатывают. с каждым новым умением час работы дорожает, а у дизайнеров и в сфере дизайна сколько не работай, какой уровень не повышай на самом деле как говорит этот чел из брендошной "порешает рыночек" и заказчик с огромнейшей вероятностью пойдет к нему, сэкономив 300 тыс. Я к сожалению слишком много времени потратил на дизайн в своей жизни, прежде чем понял что эта сфера на самом деле тупиковая абсолютно. даже при условии что будет заказчик, даже что будет хорошо отстегивать. Он будет отстегивать из своей огромной прибыли, и деньги которые он будет платить - гроши в сравнении с его маржой. К примеру. Нет никакой разницы межжду тем что бы продать 100 коробок кофе, и 1000. Принципиальная конечно есть, но в плане усилий и потраченного времени разница околонулевая. Но продав 1000 коробок человек заработает в 100 раз больше денег. С дизайном такое не прокатит никак. Одна единица дизайна - один заработок. Хочешь в сто раз больше, пожалуйста, сделай работы в сто раз больше. Или вот. Блогер делает ролики, один ролик в 500 просмотров, другой фартануло и в 500000. Ресурсов блогер потратил плюс минус одинаково, а заработал в разы больше. В дизайне это невозможно. Вот об этом я и говорю. С моей точки зрения диз не стоит ни того времени потраченного,  ни тех сил которые приходится в него вкладывать.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сав

Еще и с каждым годом все больше нужно знать, все больше предлагать, заказчик все больше портится, избалован, становится все глупее и жаднее. И вот ради чего это все? мало того что не получится продать дважды одну и туже работу, один и тот же продукт, так еще и этот продукт всегда индивидуален, требует подхода, внимания сил и времени. И тут уж извините, но какая бы политика не была, на какую ца агенство с этими услугами небыло бы расчитано, на огромные ритейлы, или на дядю Васю с чебуречной, маржа все равно сводится к нулю практически. Я сейчас не говорю о разных способах продажи дизайна несколько раз, стоки, и прочее. Я о конкретной работе на конкретного абстрактного и не очень заказчика с солюдением его хотелок, выслушивания и консультациями. Лебедев у Дудя тоже сказал об этом напрямую, что сфера диза она крайне не маржинальна, и что несмотря на то что они делают логотипы за миллионы долларов, часто бывали такие ситуации когда его фирму спасала другая сфера деятельности, а именно блог и продажа рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Нестеренко
Автор

Артем, спасибо за развернутый комментарий. Я уже отвечал в другой статье (на эту статью) на комментарий в том же примерно ключе, что на дизайне не заработать и пр. Да, эта сфера сложная, это действительно так, и надо извернуться и так выстроить все процессы, чтобы с этой деятельности зарабатывать. Причем, у всех опыт очень особенный, индивидуальный. Выход вижу только один – выходить на рынок средних и крупных компаний. С мелким предпринимательством денег можно не ждать. Потому что их там просто нет. Но, нужно четко понимать, способен ли дизайнер или студия вывозить своими компетенциями задачи более крупных бизнесов. Формула выхода на такие рынки проста – делать максимально хорошо, правильно позиционироваться, прокачивать личный бренд (за собой тянуть и бренд студии). И потихоньку придут те клиенты, с теми оборотами, на которые мы хотим влиять. Деньги в бизнесе есть, но, еще раз повторюсь – не на рынке стартапов и мелкого предпринимательства. 

Ответить
Развернуть ветку
165 комментариев
Раскрывать всегда