Форум Альфа-Банка про диджитал
До начала осталось:
Дизайн
Собака Павлова
1237

Как провести интервью и юзабилити-тестирование прототипа онлайн

Задача исследователя — не просто созвониться по видеосвязи, а еще и проследить за невербальными сигналами респондента: мимикой, позой, жестами, темпом речи и даже паузами в разговоре.

В закладки

Юзабилити-тестирование онлайн

Юзабилити-тестирования желательно проводить вживую, потому что ваша задача — наблюдать, как человек пользуется интерфейсом. Здесь важно все: куда нажимает респондент, как он это делает, как водит мышкой/пальцами по экрану, какие эмоции возникают на его на лице и что он говорит. Когда вы сидите рядом, это просто.

В онлайне, казалось бы, тоже все должно быть просто. Нужно лишь, чтобы устройство одновременно транслировало экран, снимало респондента на камеру и передавало звук, а мы могли все это записать. И вот здесь встречаются сложности. Или не встречаются, если у вас есть деньги на платные готовые решения вроде «Фабрика Юзабилити» или UXCrowd, который просит 150 000 рублей за полгода использования. У нас на такое денег нет.

Так что нам понадобятся две пластиковые бутылки, моток веревки и волшебство. Если их нет, сделайте вот что:

  • подготовьте компьютер, на котором вы будете наблюдать за респондентом;
  • найдите респондента с компьютером или смартфоном — зависит от того, какой дизайн будете тестировать, десктопный или мобильный;
  • подготовьте интерактивный прототип в Figma или софт, который вы хотите протестировать;
  • создайте конференцию в Zoom.

Теперь все зависит от того, на чем респондент будет смотреть дизайн.

Десктоп

С десктопным дизайном все просто: созваниваемся по Zoom, присылаем респонденту ссылку на прототип/софт и проходимся по сценариям. Теоретически любой компьютер может транслировать одновременно экран и видео с камеры. То что нужно.

С мобильным дизайном и приложениями сложнее — их нужно тестировать на смартфонах. И тут все зависит от того, какие устройства есть у человека.

Мак + айфон

Если у респондента мак и айфон, созваниваемся с компьютеров, скидываем ссылку на прототип, а затем просим включить волшебную трансляцию экрана смартфона. Это можно сделать по кабелю или airplay. Камера мака записывает лицо, а смартфон транслирует экран. Мы видим оба видео одновременно.

Айфон или андроид

Если у респондента только айфон или просто андроид, ему придется установить приложение Zoom. Дальше все по-хитрому: респондент должен созвониться с вами и включить демонстрацию URL. Не экрана, который тоже можно транслировать, а именно ссылки. Она откроется во встроенном браузере Zoom.

Если респондент расшарит экран, камера перестанет транслировать его лицо. А вот c URL такого не происходит. И, кажется, такой способ не подходит, если нужно тестировать не дизайн, а готовое приложение. Увы.

Если знаете, как справиться с этой бедой, пишите в комментарии?

Дальше уже понятно, что делать. Включаем запись экрана и проводим тестирование, внимательно рассматривая лицо респондента.
Кстати, посмотрите, как мы проводили образцовое UX-исследование приложения для финансовых трейдеров. Правда, по Скайпу и на костылях — сейчас бы мы использовали Zoom.

Интервью онлайн: плюсы, минусы и как подготовиться

Как и юзабилити-тестирование, интервью лучше проводить вживую. Но встретиться с респондентом вы сейчас вряд ли сможете, так что придется общаться онлайн.

Если совсем не знакомы с методами качественных интервью, прочитайте наши статьи про методы и распространенные ошибки.

Почему вживую лучше

1. Невербальное иногда важнее, чем артикулируемое. Опытному интервьюеру язык тела расскажет много всего интересного. Он точно обратит внимание на позу человека, его движения, жесты, мимику, взгляд, громкость и темп речи, интонацию, паузы, смех.

2. Во время интервью важно расположить к себе человека. Чем лучше контакт, тем откровеннее и подробнее человек будет отвечать на ваши вопросы.

В чем онлайн-интервью проще

1. Для онлайн-интервью проще договориться о времени разговора. Никуда ехать не надо. А если что, созвон можно безболезненно перенести.

2. В онлайн-разговоре сложнее смутить собеседника. Во время живого разговора респондента может сбивать с мысли мигающий диктофон или даже интервьюер, который что-то там записывает себе в блокнот, угукает на любую фразу, чтобы поддержать разговор, и отвлекается на гайд.

В онлайне с этим проще. Запись смущает редко, гайд можно расположить прямо на экране, а печать на клавиатуре легко заглушить шумоподавлением.

3. Респондент не сможет заглянуть вам в блокнот. А они любят так делать, будто вы туда записываете какое-то тайное знание о человеке. И в целом один вид, как вы что-то записываете в блокнот, заставляет респондента зажиматься. Не сболтнуть бы какую-нибудь глупость, думает он.

Так как же провести интервью онлайн?

Воссоздайте условия личного общения в закрытой комнате. Ну да, вот так просто.

Вот что мы советуем.

1. Договоритесь заранее, что для интервью респондент найдет тихое место. И поговорит с вами не на ходу, не в маршрутке и не в шумной квартире. По возможности, пусть он постарается устранить посторонние шумы и спрятаться от детей, если они есть.

2. Респондент не должен отвлекаться на посторонние дела. Если интервью будет проводиться с компьютера, попросите закрыть вкладки браузера и другие окна — все, что может отвлечь. Например, Телеграм. И пусть поставит телефон на беззвучный режим. В разговоре обычно понятно, что респондент отвлекся, уже читает что-то в интернете и пошел печатать сообщения.

3. Если человек созванивается с вами по видеосвязи с телефона, попросите выключить на время уведомления.

4. Предупредите, что у вас будет видеозвонок. Соответственно, нужно отклеить стикеры с камеры и немного подготовиться, чтобы не было неловко.

5. Договоритесь о канале для связи — пусть он скачает необходимые программы. Тут проще, чем в тестировании. Подойдет и Скайп, и Зум, и Фейстайм, и ВотсАпп.

Главное — предупредите обо всем этом заранее. Вот прямо заранее, не за десять минут до разговора. Человек может отнестись к интервью несерьезно — он-то думает, что нужно просто поболтать. Поэтому куда-нибудь уедет с легкой душой, а с вами созвонится из маршрутки. Куда уж тут до считывания невербальных знаков.

Другой вопрос — как настроить человека на разговор и расположить к себе

Так, чтобы человек понял серьезность мероприятия, вы должны выглядеть серьезно. То есть не сидеть перед камерой в домашней одежде на фоне бардака. Это расслабляет и позволяет относиться к разговору снисходительно.

В остальном — пользуйтесь теми же приемами, что и в жизни. Меняйте ход интервью и отвлекайтесь от темы, если респондент начинает скучать. Демонстрируйте искренний интерес — фальшь по видеосвязи чувствуется так же, как и в обычном общении. Будьте собеседником, а не человеком со списком вопросов.

Если вы не пишете диссертацию и тема разговора не слишком сенситивная (как наркомания или расстройство пищевого поведения), то проблем не будет.

Рассказали UX-дизайнер Антон Илларионов и исследователь Ксения Власова, записал Дмитрий Макаров.

{ "author_name": "Собака Павлова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 15, "favorites": 36, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 125835, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 May 2020 17:06:50 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Комментарии

null