Должен ли логотип быть уникальным

Дизайн, в отличие от искусства, решает прикладные задачи. Создание чего-то нового, единственного и неповторимого не входит в их число. Однако есть устоявшееся клише, что хороший логотип должен быть уникальным.

Почему сделать уникальный логотип почти невозможно? Когда попытки выделиться могут привести к убыткам? Как потребитель идентифицирует бренд? Дизайн-студия «Логомашина» ответит на эти вопросы.

Уникальность — залог успеха?

Недостаточно просто проинформировать людей о существовании бренда. Важно выделиться в информационном поле, запомниться, отстроиться от конкурентов. Привлечение внимания к продукту и компании — это задача маркетинга, для решения которой служит дизайн.

Может показаться, что у логотипа с нестандартной формой и мелкими деталями больше шансов зацепить ваш взгляд. В действительности же сложный концептуальный знак вполне может остаться незамеченным, если вокруг будут яркие крупные вывески с самым простым содержанием.

На логотипы с изюминкой приятно смотреть, как на картины в музее. Но креатив и уникальность — это еще не залог успеха. Ведь конечная цель любого бизнеса — продажи, а не развлечение публики. У многих крупных брендов очень лаконичные фирменные знаки, основанные на простых геометрических формах.

Большинство широко известных компаний имеют простой логотип

Можно предположить, что при создании этих логотипов не стояло цели достичь уникальности. Все элементы максимально упрощены и унифицированы — даже перья у птички. Вывод очевиден: степень уникальности логотипа вовсе не коррелирует с успехом бренда на рынке. Давайте разберемся, почему.

Почему все логотипы похожи?

Фирменные знаки крупных компаний похожи друг на друга сильнее, чем вам кажется: среди них найдутся почти близнецы:

Все эти фирменные знаки имеют в своей основе красный круг с белым рисунком внутри

Скорее всего и для более сложных детализированных логотипов найдутся дубли. Человеческое мышление неуникально: все мы вдохновляемся одними и теми же работами классиков или явлениями природы. У нас есть ограниченный набор цветов, фигур, вариантов компоновки. Поэтому новое — это просто забытое старое.

Уникальный на 100% логотип — это невозможно. Конечно, стремиться к уникальности можно, но для бизнеса это скорее вредно, чем полезно.

1. Носители айдентики неуникальны

Айдентика и логотипы не живут в вакууме. Графику разрабатывают под потребности бизнеса — исходя из того, где именно фирменный знак будет располагаться.

Например, фирменная галочка “Nike” удачно вписалась в дизайн кроссовок и стала фишкой компании

В отрыве от товара логотип может показаться скучным и слишком уж простым — будто дизайнер на нем решил отдохнуть. Галочка — общеизвестный позитивный символ, означающий «да», «сделано», «окей». Обобщенный позитивный знак мог подойти любой компании, кроме разве что похоронного бюро. Но именно благодаря такому минимализму и простоте галочка хорошо смотрится на обуви.

Носители определяют дизайн. Один и тот же знак должен хорошо смотреться и на торце шариковой ручки, и на рекламном баннере на улице, на светлом, темном или цветном фоне. Посмотрим на логотип пекарен «Буше»: он состоит только из четырех букв — названия компании.

Естественно, об уникальности тут трудно говорить: типографических логотипов с шрифтами без засечек вокруг полно
Зато эти простые буквы легко читаются даже с мелким шрифтом и на цветном фоне
В большом формате на белом фоне — тоже никаких проблем нет

С одной стороны, носители фирменного стиля ограничивают дизайнеров. Логотипы необходимо упрощать, стараться делать многофункциональными: чтобы на любой поверхности и в любом размере все оставалось красиво и понятно.

С другой стороны, именно носители дают возможность выделиться. Удачное размещение фирменного знака на товарах, упаковках и в рекламе — это тоже часть фирменного стиля: на примере “Nike” и «Буше» это хорошо видно.

2. Оригинальные идеи быстро устаревают

Редизайн фирменного стиля — сложное мероприятие для любого бизнеса. Во-первых, это большие затраты на смену всех вывесок, упаковок и мерча. Во-вторых, трудно спрогнозировать, как нововведения повлияют на продажи. Поэтому одна из целей дизайнера при разработке логотипа — сделать знак, который не устареет через несколько лет.

Простые формы и шрифты — это классика, которая в любые времена актуальна. А вот сложные формы, стремящиеся к уникальности, не всегда выдерживают проверку временем. Например, очень быстро устаревают декоративные шрифты.

Давайте посмотрим на ребрендинг сети книжных магазинов «Буквоед». Компания открылась в 2000 году и кардинально сменила фирменный стиль в 2019.

Шрифт слева выглядит очень креативно и индивидуально, но он устарел на 20 лет. Справа новая версия, гораздо более простая

Есть много компаний постарше «Буквоеда», которым удалось дожить до наших дней без смены дизайна. В большинстве случаев у них лаконичные логотипы, не претендующие на уникальность.

Этот всем известный логотип на первый взгляд ничем не примечателен, но он вполне современно смотрится с 1994 года по сей день

Мода изменчива, и сложные графические приемы, подчеркивающие уникальность бренда, характерны для дизайна рекламы и упаковки. Поскольку логотипы не планируют менять каждый год, их стараются упрощать.

3. Человеческое мышление неуникально

За любым, даже абстрактным, логотипом должна стоять понятная идея. И у дизайнера есть ограниченный набор средств, чтобы эту идею выразить, ведь люди мыслят стереотипами и штампами.

Можно нарисовать всем понятную реалистичную лягушку, но она не будет уникальной. Можно стилизовать рисунок, делая его более интересным и креативным. Но если чересчур увлечься, лягушка превратится в непонятное пятно.

Слева рисунок простой и понятный. Посередине — необычный, но все еще похож на лягушку. А по картинке справа может быть трудно угадать, что изображено zabka.pl | Logocreative via creativemarket.com | Matt Yow via dribbble.com

Уникальность не должна быть самоцелью. Разработка логотипа начинается с идеи, которую важно донести до потребителя. Если сосредоточиться только на оригинальности знака, можно упустить исходный месседж и дезориентировать зрителя.

Почему мы не путаем бренды друг с другом?

«Айдентика» — это англицизм от слова «идентичность», и цель дизайна — сделать компанию узнаваемой. Тогда почему мы спокойно ориентируемся на рынке среди неуникальных логотипов?

Фирменный стиль — это не конечная картинка, которую предъявляют потребителю. Это набор графических элементов и правил их использования. Логотипы, паттерны и шрифты доходят до публики не на белом фоне: они — часть рекламы, упаковки, сайта, мерча или самого продукта. Идеальный фирменный стиль является визуальным отражением философии компании и позволяет эту философию транслировать на любых носителях.

Уникальность каждого бренда — это не логотип сложной формы с кучей эффектов. Это продуманный месседж, который удалось донести до целевой аудитории. Давайте посмотрим на какой-нибудь сильный бренд с простым логотипом. Например, вот всем известная IKEA:

Устойчивые широкие буквы, простые формы и яркие цвета. По вывеске можно предположить: перед нами нечто простое, современное и качественное

Айдентика IKEA — это не просто скучный логотип из четырех букв. Это пропаганда скандинавского стиля жизни, минимализма и удобства. У них лаконичный фирменный стиль, простая и красивая мебель, недорогие фрикадельки в кафе, экологичная упаковка и остроумная реклама.

Логотип живет в смешных иллюстрациях, в приложении для планировки мебели, на пакетах из крафтовой бумаги…
И на всем известных карандашах!

Мы не путаем бренды друг с другом, потому что айдентика — более широкое понятие, чем набор фигур и цветов. Мы сталкиваемся с конкретным месседжем бренда, на конкретных носителях, в конкретных ситуациях. Фирменный стиль IKEA уникален несмотря на заурядный логотип. И даже благодаря этому логотипу: потому что он хорошо помещается на карандаши, узнаваем на иллюстрациях, а по вывеске магазина вполне понятен дух заведения.

Для успеха айдентики важны не затейливые графические приемы, а продуманный посыл и маркетинговая стратегия. Нужно понять, кто потенциальный потребитель, чего он ждет от покупки, где он столкнется с рекламой и что вызовет у него доверие. Хороший фирменный стиль — средство коммуникации с клиентом.

Не нужно выдумывать уникальные слова, чтобы звучать убедительно.

Автор текста: Дарья Тамилина для «Логомашины»

Если нравится наш полезный контент — подпишитесь на «Логомашину» в соцсетях:

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Vishnyakov

Шанель - говно с наручниками,
Буквоёб говно, надо было подштукатурить старый.
Икея норм, фидекс не нравится цвет, но все равно норм
Буше - просто говнище. Не логотип, а стаканы.
Найк хороший, потому что логотип бесит муслимов.

Сабвэй - какое-то говно на тему гендерного разнообразия
Сбербанк был бы неплох, если бы не непонятная круглая херня и буквы повыше.
Твиттер логотип норм, продукт говно =)

Белые круги внутри красных кругов - крутые.

Зёбка просто говнище. То что в центре нельзя показывать людям, которые смотрели что-то типа адвенчертаймс.

Хедхантер не может выбрать между заглавной и прописной h

Ответить
Развернуть ветку
Danila Linnik

Просто адский комментарий, смеялся минут 5

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Я извиняюсь за свое больное воображение просто нет особого смысла в разборе логотипов, потому что у всех вкусы разные. И разные ассоциации

Наручники и Chanel - это эмигрант в Европе пишет книгу про рытье каналов в ГУЛАГе. Подошло бы на книжку Солженицына

Мастеркард бы немного поменять - и готов новый смайлик для батхерта. Моя жепка подгорает, вот что говорит мне мастеркард

Ответить
Развернуть ветку
GoDLikUS

А почему найки бесит муслимов?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Там линия с изгибом. А имя их бога состоит из линий с изгибом

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

В каком пункте?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Это мое личное мнение, я нигде не писал что-то другое и не подавал это вообще никак

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Нет ничего плохого в вкусовщине, когда речь идёт о логотипах. Так хоть есть о чем поспорить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

У хх два разных акцента, они не могут себе букву выбрать.
Буше я писал про стаканчик, при беглом взгляде он противный

Зёбка плоха как тинькоф и всё, где много каши намешано.
Сабвей не может жить в мире, где стрелки постоянно используются для обозначения сексуальных отношений с мебелью зелёного цвета.

Про буквоёб пошутили все, его сложно воспринимать иначе после этого

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артур Борсоков

Да сколько можно?
Айдентика нужна для идентичности, а не узнаваемости.
Узнаваемость ≠ идентичность.

Ответить
Развернуть ветку
Логомашина
Автор

— «Айдентика» – это англицизм от слова «идентичность», и цель дизайна – сделать компанию узнаваемой.

Мы вроде и не приравниваем)

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Что такое идентичность?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов
Ответить
Развернуть ветку
Артур Борсоков

Гуглите

Ответить
Развернуть ветку
Darya Komissarova

Поддерживаю автора во многом. Не люблю так делать, но очень часто заказчики просили логотип разработать "похожий" или "напоминающий" на уже раскрученный бренд, предполагая, что потребители "сыграют" а ассоциации. Лично для своего бренда, я выбрала простой логотип в овале и возможность менять цвета, намучавшись, работая с чужими....подбирая сочетающиеся фоны, умещая на малоформатных носителях (типа ручки и пр.).  И ещё, прогуливаясь по магазинам, перед самоизоляцией, обратила внимание на товары в упаковке с самым простым дизайном на белом фоне. Они так выделялись на полке. Это было в Леонардо, в отделе детского творчества. Между насыщенными, цветными упаковками контрастировал товар с простым белым фоном. Но вот название не запомнила)))) наверное сам товар не заинтересовал.
А вообще, если товар классный, его даже с плохим лого купят. По поводу дизайна упаковки, думаю - красивая обёртка и презентабельный вид - это выбор покупателя для товаров "на подарок". 

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Nogin

🤦🏻‍♂️ о хоспади, еще одна попытка "пропихнуть" свои услуги; а ведь кто-то поверит в эту писанину 🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Рисуй логотипы

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
Ответить
Развернуть ветку
pencillo

Мне нравится самая первая ваша статья на эту тему: https://vk.com/logomachine/myths?w=wall-32754081_4018

Ответить
Развернуть ветку
Alex

FedEx со своей скрытой стрелкой в негативном пространстве вечен. Если и обновят, то она останется. 

Лишь потом это стало мейнстримом.  
https://www.pinterest.com/search/pins/?q=negative+space+logo&rs=direct_navigation 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Кравченко

Меня в последнее время пугает стремление дизайнеров упрощать. В любом случае это течение будет иметь своё логическое завершение, после чего появится громосткий, корявый, баныльный (просто отличный от "правильных")  логотип, который запустит тренд на новое течение.  А вообще, нет смысла в таком подходе - привлекает самовыражение и если фирма видит себя (в данный момент) в образе гипер реалистичного бобра жующего заглавную букву названия - ок, почему нет. Если ей суждено просуществовать на рынке и получить узнаваемость - можно будет оставить одну надгрызаную букву..)

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда