Дизайн
Yury Vetrov
3445

С каким дизайном справляются алгоритмы и насколько хорошие получаются результаты

Восемь лет я собираю примеры алгоритмического дизайна. Это инструменты, которые должны (были) упростить построение интерфейса, подготовку графики и контента, а также персонализацию продукта (оригинальная статья).

В закладки
Слушать

Три года назад я запустил сайт-коллекцию и регулярно делал мини-подборки интересных экспериментов и инструментов для генеративного дизайна.

Но в прошлом году тема потихоньку сдулась — возможно, вы заметили, что я давно не делал свежих подборок. Причины три:

  1. Обещания были сильно завышены, смехотворно малый процент пошёл дальше концептов.
  2. То, что реально работает, быстро начинает восприниматься «а что тут такого, так и должно было быть всегда».
  3. Человеческий труд, к сожалению, бывает дёшев и проще нанять пачку дешёвых фрилансеров с Fiverr, чем писать сложные технологические решения.

Самостоятельных инструментов толком не появилось — команды долго пилили их на деньги инвесторов, но за годы научились делать только самые примитивные вещи. Сто двадцать пятый конструктор промо-сайтов или генератор логотипов больше не выглядят прорывом — ни по факту, ни как прокапывание новых территорий.

Короче, аналог Autodesk Dreamcatcher для цифрового дизайна не случился, а эту модель все считали как основную. Реальный прогресс есть в улучшении массовых продуктов от Adobe (они поставили внедрение реально прорывных функций на поток) и Microsoft (много важных улучшений в MS Office). Поэтому главное событие в мире алгоритмического дизайна — секция Sneaks на Adobe MAX. Эти эксперименты постепенно попадают в основные продукты.

Adobe Sensei

Примеры из коллекции:

Вторым прикладным решением были кастомные инструменты для конкретных компаний. Но алгоритмический дизайн должен выдавать осмысленный и качественный результат, решающий бизнес-задачу.

С этим проблемы: либо генерация в очень узком пространстве решений (есть много примеров генеративной айдентики, но эти решения работают только в конкретном проекте). Либо визуальный мусор, который с натяжкой можно считать художественным экспериментом, но не решением задачи.

Примеры из коллекции

Oi

Alibaba и её LuBan

Третий путь — эксперименты от университетов или инциативных групп. Но они крутятся вокруг переноса стиля, генерации людей и объектов. Примеры вокруг дизайна интерфейсов и графического дизайна как были редки, так и остались.

Да и они дальше экспериментов не выходят — скорее показывают, что генерация может выдавать какой-то набор решений на конкретную тему. Но переложить его на конкретную задачу конкретной компании не получается.

Примеры из коллекции

Генераторы интерфейсов: UI Bot и плагин для Sketch BillUI

UI Bot — если нажать на Style again, появится новый вариант вёрстки

Логотипы: LoGAN

Анимация: Photo Wake-Up

Четвёртая категория — это банальное шарлатанство, когда ключевые слова «нейросеть», «искусственный интеллект» или «машинное обучение» добавляют к прозаичным решениям типа генераторов цветовых палитр. А то и вовсе врут, привлекая внимание к простейшему алгоритму. Таких примеров на Product Hunt хватает.

Такое в коллекцию не попадает.

В приличном обществе в анонсах алгоритмического дизайна принято показывать технологическое обоснование — абсолютное большинство дельных экспериментов делают это. Многие публикуют код на GitHub. Кто-то показывает видео рабочего процесса с инструментом.

Шарлатанам достаточно пресс-релиза или пустого видео-ролика с изображением культурных кодов «умная» штука — примерно как показывали хакеров в фильмах 90х, взламывающих сервер по IP в адресной строке браузера.

Жаль, что у многих СМИ и дизайнеров отсутствует критическое мышление и проверка фактов. При том что на рынке полно примеров надувания пузыря — Juicero, Theranos, «ё-Мобиль» и многие другие. Тем более печально, когда речь идёт об уходящем тренде, о котором было достаточно написано в последние годы.

Как и на любом рынке, в отечественном дизайне хватает компаний и команд мирового уровня, много крепких локальных игроков. Хватает и откровенно слабых, которые заменяют реальные достижения пресс-релизами и показухой на уровне представителей стареющей телевизионной эстрады. Эпатаж не оправдывает позорный результат.

Уверен, что ориентироваться нужно на первых — таких ребят хватает как среди дизайн-агентств, так и среди продуктовых компаний. Тогда общий уровень профессии будет расти, а не оставаться местечковым.

Если подытожить восемь лет наблюдения за алгоритмическим дизайном (и четыре года его активного развития):

Плохая новость: экзоскелета для дизайнера не получилось — в лучшем случае палки для спортивной ходьбы.

Хорошая: мы сейчас внизу кривой хайпа Gartner. Нереализованные обещания уже случились и поток попыток сотворить чудо уменьшился. Зато продолжают появляться реальные внедрения в массовые продукты, которые влияют на жизнь людей. И здесь главный локомотив — Adobe (а Autodesk поставили генеративный дизайн на поток работы с клиентами).

Это гораздо сложнее, чем выдавать поделку за технологический прорыв. Но это реально решает задачи, ради которых работает дизайнер.

P. S. Сайт-коллекцию я какое-то время не обновлял — нужно переехать на новый движок. Накопились пара десятков ссылок — подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

{ "author_name": "Yury Vetrov", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0438"], "comments": 16, "likes": 32, "favorites": 119, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 138114, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 30 Jun 2020 11:15:31 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Продвижение интернет-магазина одежды Frihet в Facebook и Instagram. Ecommerce-кейс
Как эффективно проводить рекламную кампанию в соцсетях для ecommerce-проекта.
Объявление на vc.ru
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Только хотели написать подобный пост)
Молодец, Юрий, классная статья!

Ответить
2

Меня крепко бомбанул "анонс", хотел дать хорошую фактуру для тех, кто не следил за темой алгоритмического дизайна :)

Ответить
2

Супер, спасибо!!!

Ответить
1

Очень интересно, спасибо! 👍

Ответить
1

благодарствую! отличная подборка

Ответить
0

Не понял, почему ёмобиль - это надувание пузыря? Там Прохоров свои деньги вложил и никого не обманывал как джусеро или теранос. Ёмобиль честно освещал весь процесс и вехи того что получается, что не получается и не скрывал как проект менялся. Да, в итоге не вышло. Не бывает такого, чтоб такие рискованные проекты всегда осуществлялись.

Но мне кажется плохо, что новых попыток не происходит. Было бы 100 проектов подобных емобилей и тогда бы хоть один да выстрелил.

Ответить
0

Долго думал, включать ё-Мобиль или нет, но показалось что он всё-таки был ближе к игрушке, чем серьёзному проекту.

Ответить
–1

Ознакомьтесь полнее с историей проекта. Пузырем бы точно его не назвал. Если уж говорить про пузыри то посмотрите на другие проекты в США где аля электромобили делают с гарантией на сто лет и ещё непонятно чем имея только одну презентацию и нее ездящий прототип.

Ответить
0

Чомуто все забывают, что нейросетки это помощь дизайнеру, а не его замена. Они могут взять на себя кусок работы, но за ними всеравно надо подрихтовывать.

Такие инструменты не заменят дизайнеров, но сильно поднимут их производительность. Грубо говоря из 10 дизайнеров\художников останутся 2, которые будут делать работу за десятерых.

Ответить
0

Об этом была моя самая первая статья на vc в 2016 году — https://vc.ru/flood/16351-algorithm-design :) Ну и вся коллекция вокруг этого крутится.

Ответить
0

Забыли про этот

Ответить
0

Это как раз результат псевдо-нейросети, которую впаривали на прошлой неделе :)

Ответить
0

Главное, что результат не хуже)

Ответить
0

Хорошая статья, ссылка на подписку не работает, обратите внимание.

Ответить
0

Упс, поправил :)

Ответить
0

Забавляет, что за последние дни вышло несколько статей, рассматривающих достижения генеративного дизайна, в которых будто демонстративно даже не упоминается Лебедевское изделие.

Ответить

Комментарии