С каким дизайном справляются алгоритмы и насколько хорошие получаются результаты

Восемь лет я собираю примеры алгоритмического дизайна. Это инструменты, которые должны (были) упростить построение интерфейса, подготовку графики и контента, а также персонализацию продукта (оригинальная статья).

Три года назад я запустил сайт-коллекцию и регулярно делал мини-подборки интересных экспериментов и инструментов для генеративного дизайна.

Но в прошлом году тема потихоньку сдулась — возможно, вы заметили, что я давно не делал свежих подборок. Причины три:

  1. Обещания были сильно завышены, смехотворно малый процент пошёл дальше концептов.
  2. То, что реально работает, быстро начинает восприниматься «а что тут такого, так и должно было быть всегда».
  3. Человеческий труд, к сожалению, бывает дёшев и проще нанять пачку дешёвых фрилансеров с Fiverr, чем писать сложные технологические решения.

Самостоятельных инструментов толком не появилось — команды долго пилили их на деньги инвесторов, но за годы научились делать только самые примитивные вещи. Сто двадцать пятый конструктор промо-сайтов или генератор логотипов больше не выглядят прорывом — ни по факту, ни как прокапывание новых территорий.

Короче, аналог Autodesk Dreamcatcher для цифрового дизайна не случился, а эту модель все считали как основную. Реальный прогресс есть в улучшении массовых продуктов от Adobe (они поставили внедрение реально прорывных функций на поток) и Microsoft (много важных улучшений в MS Office). Поэтому главное событие в мире алгоритмического дизайна — секция Sneaks на Adobe MAX. Эти эксперименты постепенно попадают в основные продукты.

Adobe Sensei

Примеры из коллекции:

Вторым прикладным решением были кастомные инструменты для конкретных компаний. Но алгоритмический дизайн должен выдавать осмысленный и качественный результат, решающий бизнес-задачу.

С этим проблемы: либо генерация в очень узком пространстве решений (есть много примеров генеративной айдентики, но эти решения работают только в конкретном проекте). Либо визуальный мусор, который с натяжкой можно считать художественным экспериментом, но не решением задачи.

Примеры из коллекции

Oi

Alibaba и её LuBan

Третий путь — эксперименты от университетов или инциативных групп. Но они крутятся вокруг переноса стиля, генерации людей и объектов. Примеры вокруг дизайна интерфейсов и графического дизайна как были редки, так и остались.

Да и они дальше экспериментов не выходят — скорее показывают, что генерация может выдавать какой-то набор решений на конкретную тему. Но переложить его на конкретную задачу конкретной компании не получается.

Примеры из коллекции

Генераторы интерфейсов: UI Bot и плагин для Sketch BillUI

UI Bot — если нажать на Style again, появится новый вариант вёрстки

Логотипы: LoGAN

Анимация: Photo Wake-Up

Четвёртая категория — это банальное шарлатанство, когда ключевые слова «нейросеть», «искусственный интеллект» или «машинное обучение» добавляют к прозаичным решениям типа генераторов цветовых палитр. А то и вовсе врут, привлекая внимание к простейшему алгоритму. Таких примеров на Product Hunt хватает.

Такое в коллекцию не попадает.

В приличном обществе в анонсах алгоритмического дизайна принято показывать технологическое обоснование — абсолютное большинство дельных экспериментов делают это. Многие публикуют код на GitHub. Кто-то показывает видео рабочего процесса с инструментом.

Шарлатанам достаточно пресс-релиза или пустого видео-ролика с изображением культурных кодов «умная» штука — примерно как показывали хакеров в фильмах 90х, взламывающих сервер по IP в адресной строке браузера.

Жаль, что у многих СМИ и дизайнеров отсутствует критическое мышление и проверка фактов. При том что на рынке полно примеров надувания пузыря — Juicero, Theranos, «ё-Мобиль» и многие другие. Тем более печально, когда речь идёт об уходящем тренде, о котором было достаточно написано в последние годы.

Как и на любом рынке, в отечественном дизайне хватает компаний и команд мирового уровня, много крепких локальных игроков. Хватает и откровенно слабых, которые заменяют реальные достижения пресс-релизами и показухой на уровне представителей стареющей телевизионной эстрады. Эпатаж не оправдывает позорный результат.

Уверен, что ориентироваться нужно на первых — таких ребят хватает как среди дизайн-агентств, так и среди продуктовых компаний. Тогда общий уровень профессии будет расти, а не оставаться местечковым.

Если подытожить восемь лет наблюдения за алгоритмическим дизайном (и четыре года его активного развития):

Плохая новость: экзоскелета для дизайнера не получилось — в лучшем случае палки для спортивной ходьбы.

Хорошая: мы сейчас внизу кривой хайпа Gartner. Нереализованные обещания уже случились и поток попыток сотворить чудо уменьшился. Зато продолжают появляться реальные внедрения в массовые продукты, которые влияют на жизнь людей. И здесь главный локомотив — Adobe (а Autodesk поставили генеративный дизайн на поток работы с клиентами).

Это гораздо сложнее, чем выдавать поделку за технологический прорыв. Но это реально решает задачи, ради которых работает дизайнер.

P. S. Сайт-коллекцию я какое-то время не обновлял — нужно переехать на новый движок. Накопились пара десятков ссылок — подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Логомашина

Только хотели написать подобный пост)
Молодец, Юрий, классная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov
Автор

Меня крепко бомбанул "анонс", хотел дать хорошую фактуру для тех, кто не следил за темой алгоритмического дизайна :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Таж

Супер, спасибо!!!

Ответить
Развернуть ветку
Andy Ch

Очень интересно, спасибо! 👍

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ковалев

благодарствую! отличная подборка

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smolnikov

Не понял, почему ёмобиль - это надувание пузыря? Там Прохоров свои деньги вложил и никого не обманывал как джусеро или теранос. Ёмобиль честно освещал весь процесс и вехи того что получается, что не получается и не скрывал как проект менялся. Да, в итоге не вышло. Не бывает такого, чтоб такие рискованные проекты всегда осуществлялись.

Но мне кажется плохо, что новых попыток не происходит. Было бы 100 проектов подобных емобилей и тогда бы хоть один да выстрелил.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov
Автор

Долго думал, включать ё-Мобиль или нет, но показалось что он всё-таки был ближе к игрушке, чем серьёзному проекту.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Smolnikov

Ознакомьтесь полнее с историей проекта. Пузырем бы точно его не назвал. Если уж говорить про пузыри то посмотрите на другие проекты в США где аля электромобили делают с гарантией на сто лет и ещё непонятно чем имея только одну презентацию и нее ездящий прототип.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Soschenko

Я слегка знаком и там откровенный пузырь, только на деньги Прохорова. Почитайте про его инженеров, которые руководители разработкой — сейчас один из них точно так же банкротит мутный проект с транспортом на канатах, другой аэротранспорт. Там историй — просто Санта-Барбара

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Чомуто все забывают, что нейросетки это помощь дизайнеру, а не его замена. Они могут взять на себя кусок работы, но за ними всеравно надо подрихтовывать.

Такие инструменты не заменят дизайнеров, но сильно поднимут их производительность. Грубо говоря из 10 дизайнеров\художников останутся 2, которые будут делать работу за десятерых.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov
Автор

Об этом была моя самая первая статья на vc в 2016 году — https://vc.ru/flood/16351-algorithm-design :) Ну и вся коллекция вокруг этого крутится.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Забыли про этот

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov
Автор

Это как раз результат псевдо-нейросети, которую впаривали на прошлой неделе :)

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Главное, что результат не хуже)

Ответить
Развернуть ветку
Oleksii Sidorov

Хорошая статья, ссылка на подписку не работает, обратите внимание.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov
Автор

Упс, поправил :)

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Чудо

Забавляет, что за последние дни вышло несколько статей, рассматривающих достижения генеративного дизайна, в которых будто демонстративно даже не упоминается Лебедевское изделие.

Ответить
Развернуть ветку
S K

Так результат не стоит упоминания. Ближе к псевдо. Интересен просто сам факт, что студия из топ 30 использовала для продажи клиентам такой результат нейросуперсети

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko

Кажется, в схему закралась ошибка :–)

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда