Для чего анимационные студии просят референсы от клиентов, где их найти и почему это так важно?
Референс — от англ. отсылка, рекомендация.
Для создателей творческого продукта референс — это вспомогательное изображение или ролик, которые используют в качестве ориентира при работе над новым проектом. Для заказчика — это пример того, что нравится и того, что он хотел бы получить от студии или специалиста.
Референсы используют в различных творческих сферах деятельности: кино, музыке, дизайне, геймдизайне и так далее. Я работаю в анимационной студии, поэтому расскажу про подбор референсов в анимации.
Для чего нужны референсы?
Мы всегда в брифе* просим клиентов прикрепить ссылки на референсы. Но даже если их не присылают, мы подбираем сами по следующим причинам:
1. Они помогают нам лучше понять клиента и выбрать подходящие для ролика стилистику иллюстрации, цветовое решение, анимацию, темп повествования, звуковое сопровождение. А клиенту дают представление о том, как можно визуализировать идею.
2. Поиск референсов — это способ проанализировать текущую ситуацию на рынке: тренды в анимации, дизайне и иллюстрации, что делают конкуренты, и почему это работает или не работает.
3. По референсу можно оценить предварительную стоимость проекта и предстоящий объем работы: сколько понадобится времени на отрисовку иллюстраций в выбранной стилистике и на их анимирование.
*Бриф — техническое задание, в котором прописываются основные параметры заказанного продукта.
Виды референсов: на что обратить внимание при их подборе
Искать идеальный пример, в котором понравится всё, бессмысленно и опасно, так как может закончиться чрезмерным копированием. Лучше найдите несколько анимационных роликов и изображений, обозначив, что конкретно вас зацепило в том или ином случае.
Мы делим референсы на три вида.
1. Тематические — примеры идей и драматургической основы.
Проанализируйте анимационные ролики у конкурентов, оцените их идеи, сценарий и его воплощение. Этот анализ необходим для понимания того, как выделиться на общем фоне, какие истории хорошо сработали, а какие — провалились.
2. Стилистические — примеры визуальных решений.
В этом случае референсом может быть, как анимационный ролик, так и изображение. При выборе стилистических примеров, ориентируйтесь не только на принцип «нравится/не нравится», но и на тренды. В 2020 году в работах иллюстраторов часто встречаются гиперболизированные пропорции, смелые цветовые сочетания, неоновые подсветки, атмосферные градиенты, коллажи, 3D-арт, изометрическая иллюстрация (трехмерные объекты на плоской поверхности) и абстракция.
3. Технологические — примеры анимации.
При выборе технологического референса, обратите внимание на приемы анимирования: переходы от сцены к сцене, походку персонажей, визуальные эффекты, взаимодействие объектов друг с другом.
Три совета от Collby по поиску референсов
1. Ищите референсы на нескольких ресурсах, не ограничивайтесь одной площадкой. Самый популярный видеосервис — YouTube, но мы рекомендуем обращаться к нему в последнюю очередь. Площадка создана для массового творчества, так что в потоке контента, можно просто никогда не найти хорошей анимации.
Вот несколько ресурсов для поиска референсов:
Vimeo
Профессиональное сообщество дизайнеров, иллюстраторов и 3D-визуализаторов. Сервис подходит больше для поиска стилистических решений, так как позволяет публиковать только изображения и гифки.
Создана кинематографистами для художников, режиссеров, аниматоров и других творческих людей. Поэтому эстетически ценных видео на этой площадке значительно больше, чем на YouTube.
На Vimeo видео сортируются по категориям и есть тематические каналы, по которым транслируется контент. Еще одной классной особенностью видеохостинга является подборка Staff Pick. Редакция Vimeo регулярно отсматривает загруженные видео и публикует лучшие по их мнению работы.
Behance. Профессиональное комьюнити для художников, иллюстраторов, фотографов и аниматоров, где делятся своим портфолио. Особенность этого ресурса в том, что можно посмотреть не только готовый проект, но и этапы работы над ним.
Dribbble
Профессиональное сообщество дизайнеров, иллюстраторов и 3D-визуализаторов. Сервис подходит больше для поиска стилистических решений, так как позволяет публиковать только изображения и гифки.
2. Используйте запросы близкие по теме с вашей сферой деятельности. Например, если компания занимается переработкой мусора, набирайте «экология”, «природа”, “мусор», “загрязнение окружающей среды» и т.д. В таких роликах можно найти визуальные образы, подходящие конкретно вашему бизнесу. Только при вводе запросов используйте английский язык: результат выдачи будет значительно выше, так как все сервисы являются международными ресурсами. Если у вас узкая тема и примеров нет, не расстраиваетесь, ищите в более широком сегменте или просто переходите к следующему пункту.
3. Выбирайте то, что нравится. На этапе подбора референсов не стоит думать о том, сколько стоит тот или иной анимационный ролик. Если вы будете ориентироваться на бюджет, рискуете отказаться от понравившегося и доступного для вас решения в пользу более тривиального.
Кажущаяся простой иллюстрация, не всегда дешевле, чем более сложная. На цену влияет насыщенность (это называется детализация) картинки (чем больше деталей и прорисовок, тем более трудозатратный и, как следствие, дорогой будет иллюстрация) и сложность анимации, а не сама стилистика.
Например, ниже две иллюстрации, выполненные в разной стилистике. Первая кажется минималистичнее, чем вторая. Но на их отрисовку иллюстратору понадобилось одинаковое количество времени. А значит, стоимость анимационного ролика не будет зависеть от того, какую из этих стилистик вы выберете.
Поэтому присылайте все, что пришлось по душе. А уложиться в бюджет мы поможем.
P.S. Может ли студия сделать точь-в-точь как в референсе?
Мы не рекомендуем вам просить от анимационных студий картинку точь-в-точь как в референсе, даже если вам очень понравился ролик. Полный и беспощадный копирайт запрещен авторским правом, а нарушение законодательства вряд ли улучшит репутацию вашей компании. Да и в целом, что-то копировать неправильно. И студии, которые ищут свой путь, таким не занимаются.
Для нас референс — это лишь отправная точка в работе, которая помогает сформировать общее представление о проекте и запускает творческий процесс.
Мы всегда стремимся создать уникальный продукт, который возьмет лучшее из референсов, не потеряв своей самобытности. Поэтому в работе с примерами мы руководствуемся принципом Остина Клеона:
А как понять, какие референсы будут актуальны в будущем? Есть какая-то тенденция, к чему все движется?
Довольно сложно спрогнозировать какой тренд будет в будущем, не всем подходят и текущие тенденции, меня например часто просят сделать разрешение 4К с заделом на будущее.
Роман, я имел в виду тенденции развития дизайна, а не формата видео
На YouTube полно референсов, сам часто ищу каналы компаний-конкурентов связанные с тематикой или продуктом заказчика, уже на них можно найти довольно много интересных референсов.
Вот в этом и беда, что клиент обычно и ищет на Ютубе референсы, по какому-нибудь запросу "ролик экспленер" или "продающее видео для вашего бизнеса" , смотрит на уже давным-давно устаревшие ролики, в голове складывается ощущение, что это сейчас модно и современно и просит сделать также
Объясняю, как искать референсы на youtube. К примеру, приходит заказчик который занимается продажей к примеру тормозных дисков (специально для вас пример, Константин), я ищу популярные компании-конкуренты у которых есть свой канал, и зачастую на этом канале можно найти подходящие референсы.
Да, возможно для того, чтобы оценить, что у конкурентов этот способ и рабочий, но для поиска референсов именно как ДИЗАЙНА я бы все же советовал более специализированные сервисы, которые, как раз и описаны в статье, я бы еще конечно инстаграмм добавил в ту подборку, но там нужно знать где и у кого искать
Youtube полезен в плане поиска именно нишевых референсов, так как компании-конкуренты размещают свой контент на ютюбе, не на вимео, и искать их проще. В плане дизайна, соглашусь лучше искать на более профессиональных графических ресурсах.