{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как стать промышленным дизайнером?

Кто такой промышленный дизайнер? Как получить эту профессию? Изучаем вопрос с Алексеем Шаршаковым, шеф-дизайнером Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.

Под дизайном подразумевается главным образом то, как будет выглядеть предмет или объект. Мы не отдаём себе отчёта, а между тем 97% того, что нас окружает дома и на улице, создано не природой, а человеком, а значит, кем-то придумано, оформлено и сконструировано. И этот кто-то, этот маг, фантазёр, а вместе с тем инженер и технолог, как раз и есть промышленный дизайнер.

Само слово «дизайн» появилось в нашем лексиконе после перестройки. Но это не значит, что в Советском Союзе ничего подобного не было. Наоборот, было и даже в большем масштабе: на всех крупных предприятиях существовали художественные отделы, целые отрасли обслуживались специализированными конструкторскими бюро. Промышленного дизайнера тогда называли художником-конструктором – и до сих пор это сочетание можно считать исчерпывающим определением профессии.

Кафедры и даже факультеты промдизайна (так для простоты сокращают название дисциплины) есть во многих ВУЗах. В МГХПА им. С.Г. Строганова такая кафедра существует ещё с 1962 года. Топ-5 высших учебных заведений, где преподают промдизайн сейчас, – это, помимо с МГХПА, МГТУ им. Н.Э. Баумана (оба – в Москве), петербургские Политех (СПбПУ) и Художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, а также УрГАХУ в Екатеринбурге.

По набору школ опять же видно, что профессия двоякая: она требует и художественной, и технической подготовки. У каждого ВУЗа – своя программа и свой уклон. Так, Бауманка и УрГАХУ дают фундаментальное образование, Строгановка – академическое, Академия Штиглица – более прикладное, Политех – скорее техническое. В программе Строгановки больше рисунка и живописи, а у Политеха те же часы отданы сопромату. Но большинство курсов объединяет базовый набор дисциплин, которые впоследствии понадобятся для работы.

Как говорит Алексей Шаршаков: «В дизайн-бюро задачи разноплановые: сегодня ты можешь проектировать салон самолёта или гоночный болид, а завтра будильник или рюкзак. Проекты будут постоянно меняться. Например, лично мой любимый заказ – это вертолёты «Скаут» КБ «Горизонт».

Бакалавриат даёт базу: наряду с рисунком и живописью учат компьютерному проектированию и макетированию. В числе обязательных дисциплин: психология зрительного восприятия, цветоведение и прикладная механика. Два года магистратуры в плюс дают весь необходимый инструментарий: 3D-моделирование и прототипирование, и даже юридические аспекты вроде защиты интеллектуальной собственности и правил оформления патента на своё изобретение.

Все учебные заведения принимают как на бюджет, так и на платной основе. Количество мест разнится. В среднем расценки на обучение в топ-пятёрке вращаются вокруг цифры 300000 рублей в год. Бауманка просит до полумиллиона. Озвученные приёмной комиссией МГХПА расценки на сезон 2020/21 – 350 тыс. руб. в год. Для поступления нужны результаты ЕГЭ (по предметам «Русский язык» и «Литература», к кому-то можно с баллами по обществознанию и математике). Но надо понимать, что это скорее формальность: главным для приёма на эту специальность будет творческое испытание, которое каждый университет определяет сам.

Строгановка потребует закалку продвинутого чертёжника, недюжее знание композиции и рисунка. В Бауманке захотят оценить нестандартность мышления и умение создавать ассоциативный ряд, переводя общее понятие на язык визуальных образов. Так, например, алые босоножки могут стать отправной точкой для дизайна спорткара (задание из вступительного билета). Для подготовки есть курсы разной длительности, от года и до двухнедельного экспресс-варианта. Конечно, нужны хотя бы базовые навыки: художественной школы или мастерских моделирования.

«Я также советую брать конкретные проекты известных дизайнеров и студий и делать деконструкцию: разбирать их по частям, дознаваться, из чего родился образ конкретной вещи, как она работает, как увязаны художественная составляющая и функция», – говорит Алексей.

https://2050lab.ru/ Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ

Необязательно учиться в Москве или Петербурге. Специальность «54.03.01», как кодируется в учебных планах направление «Дизайн», есть во многих технических и художественных ВУЗах по всей стране. Вот лишь малая география: Саратов, Самара, Воронеж, Липецк, Брянск, Томск, Ижевск и др.

Кстати, там расценки на платное обучение совсем другого порядка: 30-40 тыс. руб. в год. Можно сразу определиться с направлением будущей деятельности: если ты хочешь создавать ткани, то тебе в РГУ им. А.Н. Косыгина (Текстильная академия); если грезишь автомобилями, то в МАДИ или в МАМИ (кстати, исторически сложилось так, что многие ныне известные русские промдизайнеры вышли как раз оттуда); если помешан на роботах, то в томский Политех. А если, например, хочешь проектировать корабли, то можно в Астрахань, в Государственном университете которой есть отдельная специальность «Дизайн средств водного транспорта», а практики не занимать.

Наряду с государственными ВУЗами есть престижные частные. Так, Британская высшая школа дизайна (Москва) зарекомендовала себя как инкубатор идей и концептов. Образование здесь строится по западным стандартам, где основное внимание уделяют развитию фантазии и поиску нетипичных подходов к решению проблемы. Наконец, можно поехать учиться в Европу. Главные ВУЗы ближайшей доступности – в Милане: это Политех, Politecnico di Milano, откуда вышла львиная доля европейских звёзд промдизайна, и Институт Марангони (Istituto Marangoni), в основном кующий кадры для fashion-индустрии. У российских ВУЗов есть программы обмена и варианты практики и стажировок за рубежом.

Отвечая на вопрос, где учиться там или здесь, Алексей Шаршаков говорит: «Западная модель отличается от нашей. У нас выпускают скорее прикладников и инженеров, в Европе – художников, а сейчас уже скорее мультидисциплинарных специалистов, во многом маркетологов. Я бы посоветовал комбинировать: базу получить здесь, а затем уже по обмену, на стажировку или на платные курсы, если возможности позволяют, туда».

Можно выбирать даже не столько ВУЗ, сколько преподавателей. Например, Школа дизайна НИУ ВШЭ в Москве предлагает поучиться у гуру российского промдизайна, например, Тимура Бурбаева или Святослава Саакяна. Практикующие дизайнеры знают процесс изнутри, более того они всегда могут рассказать и показать, чем хорош или плох тот или иной проект, и как его доработать, чтобы он оказался жизнеспособным.

«Как в любой сфере, в промдизайне есть свои тренды, и они меняются, — говорит Алексей. – Так, несколько лет назад дизайн был заточен под функцию: визуальное восприятие предмета основывалось на его использовании. Дизайн поработила эргономика (удобство пользования). Сейчас больше интереса даже не столько к образу, сколько к подаче, презентации продукта. Европейские бюро, например, часто уже не предлагают заказчикам отрисовку объекта, а придумывают сервис по его продаже. То есть дают производителю другой взгляд на его продукцию. Скажем, не новый дизайн дрели, а сервисное обслуживание в течение часа. Заказчик, таким образом, получает концепт: но уже не визуальный, а маркетинговый. Не буду отстаивать тот или иной подход. Я считаю, что важно понимать, что ты хочешь сказать, зачем ты вообще пришёл в эту профессию. Тренды будут меняться и дальше. Когда мы кого-то берём на работу, мы прежде всего смотрим, как это человек мыслит, видит. То, что сейчас называется дизайн-мышление, а раньше проходило как творческий потенциал».

У выпускника два пути: пойти работать на конкретное производство или устроиться в дизайн-бюро, которое сотрудничает с самыми разными заказчиками. «Кому что близко, – говорит Алексей. – Можно работать на одном предприятии и полностью погрузиться в тему. Можно пойти в бюро с многоплановой деятельностью. Можно искать фриланс, сделав несколько проектов «в стол»: самому себе ставить задачи, выступая в роли заказчика, а результат показывать на профплатформах типа behance, сформировав таким образом online-портфолио».

Внутри дизайн-бюро тоже есть своё разделение. Так, дизайнер – основной генератор идей, которые воплощают в жизнь моделлеры и конструкторы. Первые делают модель продукта: от обычного пластилина до отпечатки на 3D-принтере, вторые придумывают техническую основу конструкции, как будут крепиться детали. «В моделлеры, кстати, часто приходят из дизайна компьютерных игр. Конструктор – по сути дела инженер и может иметь чисто техническую специальность, – говорит Алексей. – Но сейчас границы ответственности всё больше стираются. Все делают всё. Побеждает мультидисциплинарный подход. Бюро – это всегда работа в команде!»

Нанимая, будут смотреть даже не на диплом, а на портфолио. Поэтому, ещё учась, нужно включаться в процесс: ходить на стажировки, участвовать в конкурсах. «Многие компании устраивают так называемые хакатоны, – рассказывает Алексей. – Производитель обращается на кафедру ВУЗа и просит придумать дизайн изделия. Компания на этом прилично экономит, а для студентов это прекрасный шанс попробовать себя. Что называется – сразу в бой. Тут будет уже не учебное задание, а реальная разработка продукта, со всеми стадиями: от эскиза до обточки, со всеми плюсами и минусами. И, конечно, результатом, который можно использовать в своём портфолио».

Звезда дизайна Ора Ито начинал с… выдуманного портфолио. Оно состояло из классных концептов для Louis Vuitton, Apple и других компаний. С одним «но» – никто из них работу Ито не давал. Но смелость, а главное интересный дизайн, нахального самоучки заметили, и он буквально ворвался в индустрию. И сейчас уже его сайт пестрит реальными заказами ранга LV. Можно ли прийти в профессию самоучкой? «Конечно, можно! – говорит Алексей. – Например, Дитер Рамс был вполне успешным архитектором, пока однажды не попал в дизайн-отдел фирмы Braun, и его не затянуло, на целых 40 лет".

Промдизайнеры работают в ряде программ, это такой профинструментарий. Изучив те же продукты компании Autodesk, находящиеся в открытом доступе, можно начать придумывать свои проекты. И, если видишь, что получается что-то крепкое и интересное, смело стучаться в двери студий и дизайн-бюро. Не возьмут в одну, возьмут в другую. Сразу поставят конкретные задачи. Все навыки приходят в процессе, образное же мышление – либо есть, либо нет. Если есть, то грамотное руководство его разовьёт.

Пара лет такой стажировки часто может дать больше, чем любой диплом. А, может быть, в процессе ты как раз поймёшь, что, нет, всё же это не твоё и пойдёшь искать дальше. Надо осознавать, что промдизайн – это не только творчество. На две третьих каждодневная работа состоит из технических, рутинных мелочей. Неправильно думать, что вот ты взял и сразу, с ходу всё придумал. Придётся переделывать и не раз. Может быть, в итоге вообще всё в корне поменять. Но это имеет смысл, если ты в процессе, что называется, ловишь кайф, если тебя захватывает, увлекает то, что ты делаешь. Это главное! На самом деле это невероятная эмоциональная отдача – понимать, что ты стоишь за какой-то вещью, ты автор, и люди каждый день пользуются тем, что ты придумал».

0
3 комментария
Кирилл Казаков

Пожалуйста, разбейте материал на абзацы по пять-шесть строк, сейчас фрагменты очень большие. Еще в редакторе есть инструменты для акцентов: врезки, цитаты, маркер.

Ответить
Развернуть ветку
2050.ЛАБ
Автор

Кирилл, спасибо ) 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Алексеева

Спасибо за материал, очень интересно!

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда