{"id":13456,"url":"\/distributions\/13456\/click?bit=1&hash=6bf95d5850d39a632d71d9ebb94b8a4e644bc6a23b4e4c2644b39e47003b100d","title":"80 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u0440\u0443 \u0434\u044b\u0440\u044f\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043d\u043e\u0441\u043a\u0443 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430","buttonText":"\u0427\u0442\u043e\u043e\u043e?","imageUuid":"a05ce1a7-0771-5520-b8cb-45c9bdd65351","isPaidAndBannersEnabled":false}

Дома с открытой планировкой, скоростные дороги и связь с природой — каким видел город будущего Фрэнк Ллойд Райт Статьи редакции

Райт построил по своим проектам сотни домов, но город мечты с архитектором-руководителем во главе так и не воплотил.

Начало карьеры Райта и новый стиль в архитектуре

Фрэнк Ллойд Райт родился в 1867 году в городе Ричланд-Сентер, штат Висконсин, США. Семья была небогатой, поэтому с 11 лет он работал на ферме у дяди. Подросток научился любить и ценить землю — это отразится в его будущих проектах.

В 18 лет Райт поступил в инженерную школу Висконсинского университета, начал подрабатывать на стройке и в проектном бюро. Архитектор так и не доучился и впоследствии плохо отзывался о «схоластическом» университетском образовании.

Спустя два года он переехал в Чикаго и устроился к архитектору Джозефу Силсби, позже Райта приняли в фирму «Адлер и Салливан». Луис Салливан, один из руководителей, под началом которого Райт работал шесть лет, повлиял на его взгляды на архитектуру.

Фрэнк Ллойд Райт в 1950-е годы в Талиесин-Уэст — своём «западном» доме, где он жил, работал и преподавал зимой architecturaldigest

В 1893–1920 годы в американской архитектуре процветала эклектика, смешение стилей. После промышленной революции 19 века архитекторы получили новые материалы для строительства, но «правила» для них ещё не сложились.

Поэтому архитекторы вдохновлялись историей и сочетали в своих проектах разные стили прошлого. Своего национального стиля в архитектуре в США на тот момент не было.

Райт уже тогда осознал, что современной архитектуре нужна простота, естественность и целесообразность. Основываясь на достижениях предшественников (Анри Лабруста, Эжена Виолле-ле-Дюка, учителя Луиса Салливана), молодой архитектор сформулировал альтернативу историческим стилям и эклектике — «органическую» архитектуру, или, как он говорил, «органичную».

Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж ещё более прекрасным, чем было до того, как здание построено.

Фрэнк Ллойд Райт

С самого начала и до конца архитектурной карьеры Райт пытался создавать такие здания, которые будут органично вписываться в ландшафт. Райт любил «привязаться» к местности, учитывал особенности земли и старался сохранить каждые дерево и камень.

Дом не должен стоять на холме. Он должен быть холмом. Быть его частью. Дом и холм должны существовать вместе.

Фрэнк Ллойд Райт

Кроме природных условий, архитектор учитывал ассоциации и образы, вызванные пейзажем. Прерии Чикаго, субтропики Калифорнии или пустыни Аризоны — для каждой местности Райт создавал такой дом, который будет связан с ней.

Дом Роз Пойзон, построенный в 1947 году в Финиксе, штат Аризона, словно вырос из окружающей его каменной пустыни и служит её продолжением

Boomer-Pauson House, architizer

Дом Роз Пойзон

architizer

Дом Эдгара Дж. Кауфманна, или «Дом над водопадом», Пенсильвания, внесен в список наследия ЮНЕСКО

Edgar J. Kaufmann Sr. Residence, Gene J. Puskar, AP Images

«Дом над водопадом»

Andrew Pielage

«Дома прерий»

С 1894 года Райт сам реализовывал идеи органической архитектуры. Первый творческий период (1900–1915 годы) был самым плодотворным в карьере. Его результат — «дома прерий».

«Стиль прерий», по мнению архитектора, отлично подходил для строительства усадеб на Среднем Западе. Он хотел с помощью архитектуры подчеркнуть красоту американских равнин, сделать дом продолжением земли, на которой тот стоит. Таки дома почти всегда отличала горизонтальность линий.

Дом Уильяма Уинслоу построен в 1894 году в Ривер-Форесте, штат Иллинойс. Это был первый проект Райта как независимого архитектора. Считается, что дом Уинслоу — первый «дом прерий»
William Winslow House, franklloydwright

Он отказался от подвалов, которые считал «негигиеничными» и ненужными в условиях американских прерий. Так же он относился к чердакам и мансардам, поэтому крыши домов Райти были невысокими двускатными или вообще плоскими.

Системы хранения архитектор предусматривал в самом здании и стремился к наименьшему количеству этажей и наибольшему соприкосновению дома с землей.

Дом Дарвина Мартина в Буффало, Нью-Йорк, 1905 год Mike Shriver, buffalophotoblog

Особое внимание Райт уделял естественному освещению: вдоль стен второго этажа обычно шли ряды непрерывных окон. Широкие карнизы прикрывали их от солнечных лучей и создавали рассеянный свет в комнатах.

Архитектор называл привычные оконные и дверные проемы «дырками в стене». Он старался делать так, чтобы в его проектах окна и двери были вписаны в само здание, логично продолжали стены. Иными словами, чтобы стены были «ширмой» между внутренним пространством и внешним.

Райт стремился привести здание в соответствие с человеческими пропорциями, и поэтому он отказывался от слишком высоких потолков и делал дверные проемы высоты, достаточной для прохода человека

architecturalrecord

Для строительства архитектор выбирал натуральные материалы: камень, кирпич, дерево. Он избегал декоративных элементов, чтобы не допустить стилевой пестроты.

«Дома прерий» своими подчёркнутыми горизонтальными формами связывались с участком, создавали единство с окружением. Дом Уиллитс построен в 1902 году в северном пригороде Чикаго Ward Willits House, Teemu008

Отказ от «клеток» и открытая планировка

«Дома прерий» отличались от других домов не только снаружи, но и внутри. Архитектор называл функциональные комнаты «коробками» и «клетками». Желая избавиться от них, Райт прибегал к открытым планировкам, непривычным для американцев.

Весь первый этаж Райт проектировал как одно большое пространство, выделяя только кухню и комнаты для слуг. Оно визуально делилось на зоны для приёма пищи, для чтения или общения с гостями. В домах не было лишних дверей и перегородок, поэтому они ощущались свободными и просторными.

План второго этажа дома Фредерика Роби в Чикаго. Большую часть пространства занимает общая гостиная

kannelura.info

Сердцем дома Райт считал камин, поэтому отводил для него центральное место, которое притягивало бы всю семью.

Всякий дом — это чрезвычайно сложное, неуклюжее, беспокойное механическое уподобление человеческому телу. Электропроводка — вместо нервной системы, трубопроводы — кишечник, отопительная система и камины — артерии и сердце, а окна — вместо глаз и носа.

Фрэнк Ллойд Райт

Чтобы дом выглядел единым целым, архитектор старался совмещать предметы обстановки с элементами здания. Райт сам проектировал мебель — удобную, простую и вписывающуюся в пространство.

Кресла, сконструированные Райтом, в доме Роз Пойзон. Эту историческую модель запустили в производство и выводят на рынок

architizer

Юсонианские дома: «дом прерий» для небольшого бюджета

В начале 1930-х годов Райт стал размышлять о «домах прерий» для американцев со средним достатком. Они тоже должны были быть из натуральных материалов, вливаться в ландшафт, но стоить недорого. Райт называл их североамериканскими, или юсонианскими (от акронима USONA, The United States of North America).

История юсонианских зданий (usonian house) началась с дома Малкольма Уилли, распорядителя в Миннесотском университете. В 1933 году его жена Нэнси Уилли написала письмо Райту, в котором попросила создать «произведение искусства» с ограниченным бюджетом. Одноэтажное здание площадью около 110 м² обошлось Уилли в $10 тысяч.

Впервые Райт создавал дом, в котором не предполагалось наличие слуг. Уилли жили скромно, Нэнси готовила на кухне сама, и когда приходили гости, ей хотелось быть с ними на связи.

Архитектор решил эту проблему открытой планировкой: кухня, гостиная и столовая стали одним общим пространством. Столовая отделялась от «рабочей зоны» лишь стеклянной стенкой и полками.

Такое новаторское для того времени решение сделало из кухни место, в котором хозяевам было приятно находиться так же, как и в других комнатах.

Столовая и кухня разделены полкой с фужерами, практически половина площади дома — одно общее пространство

Matt Schmitt, franklloydwright

Остальные комнаты Райт проектировал намеренно небольшими, чтобы члены семьи больше времени проводили вместе в гостиной

franklloydwright

С 1936 года Райт спроектировал больше 40 домов юсонианского типа. Все они были практичными, компактными и функциональными.

Чаще всего дома имели вытянутую Г-образную форму и открытую планировку, которая визуально увеличивала пространство. Архитектор вновь отказался от чердаков и подвалов — в пользу удобных систем хранения внутри дома, полноценный гараж заменил навесом.

Резиденция Лорена Поупа, Александрия, штат Вирджиния. Дом был построен в 1941 году, отреставрирован в 2015 году

Pope-Leighey House, Lincoln Barbour, savingplaces

Райт часто использовал кипарис. Его запах отпугивает насекомых, а смолистость сохраняет древесину Lincoln Barbour, savingplaces
Дом Розенбаума, построен в 1939 году во Флоренции, штат Алабама

Rosenbaum House, wrightinalabama

Высокие, во всю стену окна и длинные карнизы создавали эффект парения крыши над домом, остекление визуально расширяло внутреннее пространство. Тепло в доме поддерживали отопительные трубы под полом

wrightinalabama

«Город широких горизонтов» — проект деурбанизации города

Юсонианский дом стал основным типом застройки частного сектора в проекте Райта «Город широких горизонтов» (Broadacre City). В 1932 году вышла его книга «Исчезающий город», 14 апреля 1935 года архитектор вместе со своими учениками из Талиесина представил на выставке в Рокфеллер-центре проект своего Акрогорода.

Райт и его ученики работают над моделью Broadacre City

franklloydwright

Центральное место на выставке занимала модель площадью 13 м². Она представляла почти 11 км² «типичной сельской местности» на 1400 семей.

В модель было включено все необходимое для жизни: фермы, фабрики, офисы, школы, парки и места отдыха, правительственные постройки и отдельные частные дома twoworldsfoundation

Основная идея проекта заключалась в том, чтобы горожанин получил хотя бы по акру земли (около 40 соток). Жители могли бы распоряжаться ей на своё усмотрение: использовать для жилья, работы или как огород. Благодаря участку семейство жило бы экономически независимо в условиях Великой депрессии в США, надеялся Райт.

Каждый гражданин становился собственником земли, был обязан жить на ней, развивать её, но не сдавать в аренду. Ни банки, ни правительство не могли угрожать особняку, за распределением земли, по задумке, следил главный архитектор города.

Макет города Райта. На стене — лозунги. Первый, к примеру, — «акр земли каждому»

franklloydwright

Акр земли — довольно много, расстояния между зданиями получались немалыми. Райт не видел в этом проблемы: он верил в современные технологии. Личный автомобиль у каждой семьи позволил бы не переживать о дальних расстояниях, власти общались бы с горожанами по радио.

Чтобы избежать пробок, Райт предлагал изменить транспортную систему: отказаться от трамваев и железных дорог, которые замедляли движение машин.

Он хотел провести трассы с отдельными полосами для легковых и грузовых автомобилей и монорельсовой дорогой в центре. Они помогли бы жителям тратить меньше времени на дорогу до работы и проводить больше времени с семьёй.

Рисунок к проекту «города широких горизонтов» Фрэнка Ллойда Райта Franklloydwright

Архитектор видел в «городе широких горизонтов» выражение демократических идей в том виде, в каком он их понимал: не как форму управления, а как стиль жизни. Он считал, что город — не расположение дорог и зданий относительно друг друга, а общество в действии, и что его Акрогород обеспечит пространство, свободу и красоту, необходимые для роста личности.

Доска с лозунгами градостроительного проекта Райта Franklloydwright

«Город широких горизонтов» не был построен. Тем не менее Райт до самой смерти воплощал в отдельных проектах архитектурные и общественные концепции, которые он представлял естественным выражением нового города.

Жилые дома, общественные объекты, производственные здания — все они должны были стать центром гармонии и красоты и совершенствовать жизнь.

Прайс-тауэр в Бартлсвилле, штат Оклахома. Модифицированная версия многоквартирных домов из «Города широких горизонтов», сегодня — отель

Price Tower, OKC Lifestyle

Большой кабинет административного корпуса Джонсона Вакса, построенного в 1939 году в Расине, штат Висконсин. Офис, в котором работник чувствовал себя комфортно и достойно scjohnson
«Юсонианский автомат». В 1950-е Райт развивал тему юсонианского стиля и проектировал дома из бетонных блоков, которые покупатель мог собрать сам, как конструктор

Usonian automatic house, franklloydwright

Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года. За свою жизнь он спроектировал около 800 зданий, восемь его работ вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1991 году Американский институт архитекторов признал Райта «величайшим американским архитектором всех времен». Созданное им направление органической архитектуры до сих пор не теряет актуальность.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Voronkov

Вы путаете массовую застройку с одиночными проектами.
Это как сравнивать большой театр с каким-то локальным маленьким театром.
Райт все же проектировал частные пространства, причем часто избыточной площади, когда у него были полностью развязаны руки.
И да, у него есть и убогие проекты, которые не дожили до наших дней.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Art

Весь вопрос в деньгах при их наличии можно не хуже Райта построить и сейчас. А человейники - естественный ответ на потребности большого города (это не сравнимые вещи)
По поводу писающего  соседа могу поделиться лайфхаком - я живу в офиснике (Апартаменты в офисном здании) и поэтому попадаю в противофазу с соседями - я на работе они в доме я дома- в доме нет людей (практически), свободная Парковка, нет детей домашних животных в доме ), никто не готовит вонючую рыбу и проч)

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Ну всегда же можно заказать себе персональный дом у известного архитектора. 

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Kostya Golikov

1. «Вот это настоящий художник, а не те дауны, что стены красят». На одного архитектора вроде Райта, Гери, Либескинда приходятся тысячи и сотни тысяч рядовых архитекторов, которым приходится заниматься их работой, хотя конечно каждый хотел бы быть Райтом. В России положение архитекторов примерно такое же бесправное, как и у учителей.
2. У Райта тоже были проблемы с эксплуатацией домов: есть его знаменитый дом на водопаде, который имеет кучу проблем с сыростью и его никак не могут спасти уже десятки лет (ссылка). Или, например, другой товарищ: Калатрава, который тоже новатор в плане архитектуры, но к его мосту и зданию в Нью-Йорке (на картинке) куча вопросов, вплоть до того что им нужно расставлять ведра что бы собирать воду. 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Muchow

Частный проект и массовая застройка очень отличаются. Но даже, если это опустить, то другого общественного запроса нет. Если вы в таком живете, значит вас все устроило и таких как вы целый дом, а если есть спрос - то будет и строительство.
Другой вопрос, если бы вы начали капризничать при покупке, то застройщик был вынужден удовлетворить запрос, иначе прогорит. Тут нет великого заговора. Есть спрос на такие коробки и только

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
user name

Причём Setl считается одним из лучших застройщиков, по качеству своих строений. 
Да, я знаю, что они то ещё барахло строят. Просто, насколько мне известно, остальные ещё хуже. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mandor Sawall
Живу сейчас в новостройке от Сэтл Сити.

Так а зачем там купили/сняли, если не нравится? =) 

Одна из причин почему в России строят такое говно - то что люди это покупают. 

Не единственная, конечно. Но тоже значимая. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Magistr Architecture

Это не архитекторы в массе своей предлагают такую застройку, а требуют застройщики для удешевления строительства со всеми вытекающими (причем, в прямом смысле слова в том числе) проблемами

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Syzygy

Проектировщики делают так, как прописано в стандартах. Хотите больше комфорта - платите больше денег или меняйте стандарты. Большинство устраивает.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иванка Сегодина

Интересная статья, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Art

Статья супер побольше бы таких на этом ресурсе!

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gruzdev
Личный автомобиль у каждой семьи позволил бы не переживать о дальних расстояниях, власти общались бы с горожанами по радио.

Как же меня бесят эти визионеры, пытающиеся превратить город в сельскую местность. Я живу в городе для того, чтобы никуда не ездить.

Ну хотя бы виллы у него получались красивые.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Калашников

Похоже на какой-то вечный философский вопрос: в квартиру въехать или дом построить? Кажется, это дело вкуса. Хотя плюсы и минусы есть везде.

Мне, например, близки идеи неоурбанистов:
а) Взгляд на город с точки зрения пешеходов и велосипедистов
б) 5-10-минутная пешая доступность всех необходимых объектов от дома и работы
в) Целостность, единство, «органичность» города
г) Разнообразие и территориальная идентичность

Тем более что к автомобильным пригородам и спальным кварталам можно предъявить претензии:

1. Экологического характера:
1. 1. Транспортная перегрузка, регулярные пробки и, следовательно, высокий углеродный след
1.2. Расползание мегаполисов, ведущее к нарушению естественных экосистем

2. Социального характера:
2.1. Необжитость, запущенность, отчуждённость
2.2. Вынужденные потери времени на дорогу
2.3. Усложнение адаптации и интеграции мигрантов
2.4. Появление «богатых» и «бедных» районов (сегрегация, маргинализация)
2.5. Рост преступности

3. Экономического характера:
3.1. Частичная загрузка и недоиспользование пространств из-за маятниковой миграции (деловой центр /промышленная зона оживает днём и замирает вечером; спальные районы - наоборот)
3.2. Как следствие, более высокие объёмы инвестиций в строительство и низкая окупаемость (по сравнению с многофункциональными объектами и районами смешанного использования)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Art

Ну по сути он проектировал коттеджный посёлок )

Ответить
Развернуть ветку
Vlad B.

Читая статью, вспомнил главного героя произведения «Источник» Айн Ренд, Говарда Рорка .

Ответить
Развернуть ветку
Paul Kashirskyi

Она же Розенбаум, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Калашников

Да, точно, Райт - основной прототип Рорка

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Архитекторы всегда вызывают "вау" эффект ввиду того, что денег на воплощение таких фантазий имеется у считанных единиц.  
Не факт что внутри все дома настолько же функциональны по современным меркам.

Ответить
Развернуть ветку
Art

Да, это как концепты машин, они не выходят в серийное производство но задают направление в дизайне в целом

Ответить
Развернуть ветку
Олег Калашников

Сейчас пришла мысль, что, возможно, Айн Рэнд взяла идею города Райта для своего «Атланта», в котором поселила ушедших от властей бизнесменов

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

А как же музей Гуггенхайма архитектором которого тоже был Райт? Про него можно отдельную целую статью: параллели с религиозными зданиями, непривычность изогнутых стен для музея, споры критиков. А тут даже не слова о нем.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шарапов

А я думаю, что-то слишком знакомое. Фрэнк Ллойд Райт - был прототипом для Говарда Рорка - героя романа "Источник" Айн Ренд. Эта писательница написала Атлант расправил плечи. 

Ответить
Развернуть ветку
К X

Архитектор не ахти какой-то, дома-коробки как и везде, а проект города с пустырями и огромными шоссе. А ведь середина 20го века совсем рядом с нормальной красивой архитектурой прошлого 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Он отказался от подвалов" - Одна из функций подвала заключается в сборе эмиссии радона из грунта и отправка этого "богатства" за борт, в атмосферу.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Горюхин

Ого, восемь его работ вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, действительно талантливые архитектор был

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 62 комментария
null