В digital без рамок: мы обновили логотип и корпоративный цвет «Райффайзенбанка»

Сложно ли менять элементы айдентики, если ты международная компания с более чем вековой историей? Да, но нам это удалось. Как мы в дизайн-сообществе банка смогли избавиться от рамки в логотипе, поменять желтый и приняли участие в международном проекте Raiffeisen Bank Identity Digital.

Дизайн-сообщество «Райффайзенбанка» насчитывает около 30 человек. Много команд и проектов, есть общебанковские digital-гайды — наш основной документ, описывающий то, как мы выглядим и позиционируем себя в digital-среде, и построенная с нуля дизайн-система.

Сейчас мы активно внедряем дизайн-систему во все банковские digital-продукты и сервисы — в общем, стремимся к консистентности.

При этом «Райффайзенбанк» — часть международной банковской группы, которая представлена в 13 странах, включая Россию. Digital-трансформация заглянула ко всем: кого-то волна накрыла раньше, кого-то позже, но в какой-то момент в венский головной офис стали прилетать вопросы: «Какая у нас палитра в цифровой среде?», «Есть ли общий гайд, на который можно ориентироваться при построении digital-продуктов и сервисов?».

С нашей стороны вопросов было еще больше: рамка у логотипа и ядовитый желтый цвет, который ну никак не подходил для digital ввиду своих физических свойств.

Логотип: безопасность и стабильность

Прежде чем рассказать про рамку и почему она приносит столько хлопот в цифровой среде — несколько слов про то, что символизирует наш логотип. На логотипе изображен так называемый Gable Cross — две скрещенные стилизованные головы лошадей (знаю, что некоторые не признают варваризмов, — можно «охлупень»).

Корни символа уходят в древние европейские народные традиции. Он использовался как элемент оформления домов и предназначался для защиты их обитателей от внешних опасностей и зла, крепился к фронтону дома, на крыше. Этот символ является частью торговой марки Группы Raiffeisen Bank International и всех входящих в нее банков.

На первых эмблемах организации была изображена пчела — символ предпринимательской деятельности. «Ты для меня — я для тебя» — это девиз, лежащий в основе благотворительных кооперативов, первый из которых Фридрих Вильгельм Райффайзен основал в 1862 году.

Чуть позже появились стилизованные головы лошадей, олицетворяющие собой защиту от экономических опасностей. Традиционный германский элемент архитектуры был выбран символом объединения в кооперативы в 1877 году.

Сама рамка — символ стабильности, в товарном знаке она присутствовала всегда. Рамка накладывает ряд ограничений и правил при формировании общего визуального стиля, например, для иконок и иллюстраций. А такие элементы цифрового дизайна, как кнопки, поддерживая логотип, должны быть более строгими, без каких-либо скруглений.

Мягкий и дружелюбный стиль никак не сочетался с логотипом, у которого есть подобная рамка. Еще один наглядный пример — иконка приложения, где уже есть естественная граница, и рамка здесь закрывает товарный знак, создавая ненужный шум.

Мы мечтали освободиться от рамки и согласовать возможность использовать логотип в черно-белом исполнении. Для этого нужно было провести исследование на узнаваемость бренда и договориться с коллегами из Вены. А еще мы хотели изменить желтый цвет…

Что не так с корпоративным желтым

Желтый цвет в логотипе символизирует оптимизм. Но то, как он раньше выглядел в digital, навевало лишь мрачные мысли: из-за излишней яркости он был едва различим. Мы хотели сделать его теплее и тем самым увеличить контрастность на белом, а чистый черный #000000 — наоборот, смягчить и снизить контрастность, увести в сторону темно-серого графита.

Эти две наши локальные мечты и масштабная идея привести весь дизайн в digital к единому стилю на уровне всей группы привели к тому, что в конце 2018 года головной офис в Вене принял решение создать международный digital-гайд. Было выбрано агентство для его разработки, и так стартовал международный проект RBID — Raiffeisen Bank Identity Digital.

Для нас, команды, отвечающей за бренд, было очень важно инициировать участие российского «Райффайзенбанка» в этом проекте. Мы сформировали полноценную рабочую группу в формате коллаборации наших ключевых стейкхолдеров и постарались создать действительно работоспособный инструмент, чтобы транслировать позиционирование бренда в цифровой среде.

Это был не только приятный эксперимент, но и настоящее событие. В результате мы разработали первый за всю историю «Райффайзенбанка» digital-гайд и просто хорошо провели время ;)

Марина Гореликова,

вице-президент по дизайну, «Райффайзенбанк»

Процесс работы: Россия и Вена

Формат работы с международным агентством заслуживает отдельного внимания: когда в проекте участвуют несколько стран, всегда непросто договариваться, особенно если речь идет об изменении айдентики. От России были эксперты по разным направлениям: дизайнеры, менеджеры, команда бренда, бизнес-эксперты.

Сам процесс можно разбить на этапы:

  • Поездка в Вену и работа над проектом (1–3 дня).
  • Возвращение в свои страны с идеями и решениями.
  • Презентация-резюме по результатам работы.
  • Тест решений на продуктах и сервисах внутри компании и вовлечение коллег.
  • Обратная связь агентству по результатам теста.

За год проекта было несколько таких итераций. Формат встреч — воркшопы (есть отдельная статья где разбираю несколько таких воркшопов) мы собирались в Вене, работали, генерировали идеи вместе с другими коллегами из группы «Райффайзен». Все было спланировано до минуты, за процессом следили фасилитаторы. Конечно, не обходилось без холиваров (сейчас мне кажется, что даже холивары были спланированы).

Мы возвращались и тестировали все решения в своих продуктах и сервисах: например, смотрели, чтобы новый желтый хорошо работал на всех возможных мониторах и устройствах или чтобы новый корпоративный шрифт содержал все нужные символы в кириллице.

Обязательно информировали дизайнеров и разработчиков, просили примерить новые решения на интерфейсах. Всех, кто будет использовать новые решения, необходимо вовлекать на самых ранних этапах — создавать рабочие группы, собирать обратную связь и открыто делиться результатами.

Это был, пожалуй, самый важный шаг в работе над проектом, который впоследствии привел к полному осознанию того, что мы создали это все вместе.

Финальная встреча с дизайнерами и сбор фидбека перед запуском

Подход, когда вы что-то разрабатываете в вакууме, а потом приходите и говорите командам, что у вас теперь новая айдентика, не работает, даже если все идеально. Очень важно, чтобы каждый чувствовал себя частью проекта, так как в дальнейшем именно активные и вовлеченные в проект эксперты будут амбассадорами изменений у себя в командах.

При работе над гайдами все дизайнеры продуктов из разных сегментов были частью проекта. На встречах формировали общее видение, обсуждали, как следует разработать элемент, как прийти к одному общему решению или предусмотреть вариативность в разных кейсах, семействах продуктов.

Наиболее ценным упражнением было использование нового визуала в интерфейсах своих продуктов. Мы смотрели, как ляжет компонент, как будет дружить с другими элементами, учитывали паттерны поведения, присущие пользователям этого продукта.

Это помогало получить точно жизнеспособный вариант по окончании проекта, учитывающий все индивидуальные особенности.

Важными были также концептуальные поиски внутри команд. Например, в то время мы тестировали гипотезы по новому корпоративному сервису, так что у нас была возможность прощупать новое визуальное направление. Поэтому появлялись концептуальные идеи, сонаправленные с общим вектором, которые затем обсуждались на общих дизайн-встречах, и достойные части мы добавляли в работу над общим гайдом.

Так что процесс завязывался с разных сторон. Активное участие дизайнеров на всех этапах помогало расширить пространство решений, предусмотреть все необходимые нюансы и получить общее решение, релевантное каждому продукту.

Илья Сергеев,

ведущий UX-дизайнер, «Райффайзенбанк»

На пути к полному обновлению

Проект длился почти год. Благодаря хорошо спланированной работе агентства и воркшопам нам удалось практически полностью обновить айдентику. Появился долгожданный логотип, а точнее, его цифровая версия без рамки, была разработана бренд-палитра, новый стиль для иконок, иллюстраций, а также был собран первый международный RBID UI-Kit.

Несколько страниц из гайда, о создании которого, мы расскажем подробнее чуть позже

Мы уже начали внедрять новую айдентику, когда на финальном этапе проекта нам запретили брать логотип без рамки. На защите перед бордом Raiffeisen Bank International один из членов совета директоров высказался против этого решения. Мы очень расстроились, но не опустили руки.

Спустя некоторое время я написал письмо менеджеру проекта, приложив дополнительный материал, который еще раз подтверждал, что проблема существует.

В итоге решение изменили на положительное: нам разрешили убирать рамку при условии наличия защитной зоны (protection area) вокруг логотипа. То есть, по сути, мы получили разрешение использовать логотип без рамки в иконках приложений, социальных сетях и там, где есть естественная граница, имитирующая рамку.

Это была маленькая победа на пути к полному обновлению айдентики и возможности использовать логотип без рамки везде.

Я очень горжусь тем, что наша команда приложила к этому усилия и что мы повлияли на дальнейшее развитие такого интересного бренда с большой историей, как «Райффайзенбанк». У нас впереди большие планы по улучшению наших digital-продуктов и сервисов как внутри страны, так и на уровне всей группы банков RBI.

После завершения очередной серии воркшопов в венском офисе
0
72 комментария
Написать комментарий...
Андрей Солозобов
Проект длился почти год.
Дизайн-сообщество Райффайзенбанка насчитывает около 30 человек. 
Мы сформировали полноценную рабочую группу в формате коллаборации наших ключевых стейкхолдеров

Поездки в Вену, воркшопы…

Убрали рамку, закруглили кнопку и добавили теплоты желтому.
Так выглядит полноценная работа специалистов по маркетингу и брендингу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Большой жёлтый робот

Как попасть в Австрию? Через вену

Ответить
Развернуть ветку
Денис Семенов

Логотип райфайзена еще через X-лет. Патентую в комментах, заплатите когда придете к этой гениальной простоте и стилю.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

ну вот всё испортили! Тут можно было коллективу из 30 человек год работать...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vasin

Ага, современненько, но райф уже не торт.

Ответить
Развернуть ветку
Банк Открытие

👏

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

😉

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gus

Дизайн вашего логотипа похож на открытый покебол, так и задумывалось?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Глотов

Сколько?
(Вот теперь сиди придумывай обалденную шутеечку)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Комиссаров

Тоесть в 2020 достаточно слегка поменять цвета и добавить закругленные углы, чтобы зарабатывать от #00 000 в месяц? (# подставьте сами, я не знаю ЗП в банках сейчас). Го еще градиент бахнем

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Градиент нельзя, надо думать о будущем, о развитии и т.п. А то сейчас все козыри выложить и ходить потом 10 лет ждать нового видения.

Ответить
Развернуть ветку
Аарон Малис

Рамки — мусор визуальный, это понятно, но зачем охуенный желтый на ссаный желтый поменяли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

"Сложно ли поменять айдентику, если ты международная компания с более чем вековой историей?"
цитата из википедии - 
"Банковская группа в Австрии была основана в 1927 году под названием Genossenschaftliche Zentralbank. Слово Райффайзен появилось в названии в 1989 году в честь Фридриха Вильгельма Райффайзена (1818—1888). "

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
NONCHALANT

smells like Тинькофф. Причем это не в упрек, а в схожесть восприятия для потенциальных клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Это в рамках глобальных изменений переименовали банк в Украине на Райф? Очень спорное решение. Я сомневаюсь, что такое название вызывает доверие к банку. Цвет желтого в иконке, цвет такси - согласен с предыдущим постом.  И если на совете директоров принимается решение об использовании рамки вокруг иконки, то, может быть,  стоит подумать о закрытии банка в принципе? С таким подходом принимать решения, например, решение об апгрейде некоторых сервисов банка, вы примите через несколько лет. 
Может быть,  я слишком критичен,  но,  блин, банковский бизнес проходит перезагрузку каждые полгода, а у вас Совет решает: оставить или нет рамку вокруг иконки. Это как - прибить или приклеить. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Константин, спасибо за комментарий! Райффайзенбанк – часть международной банковской группы, и по части айдентики нам необходимо защищать решения перед венским бордом. Решения, связанные с изменением банковских продуктов и клиентских сервисов принимаются в каждой стране самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ivan krapivin

Так. А где Ветров?

Ответить
Развернуть ветку
Yury Vetrov

Я присоединился к команде уже после. Статья говорит не только про логотип, но упоминает новые цифровые гайдлайны — это было основной задачей проекта. Моя первая задача – помочь этим гайдлайнам попасть в жизнь. Без этой основы очень сложно было бы сделать следующий шаг. В Mail.ru Group понадобилось много лет и заходов, чтобы переделать лого. Надеюсь, что в Райффайзенбанке это получится быстрее.

Так что ещё более важная задача — сделать этот следующий шаг. Для этого строится крепкий фундамент, поэтому я в эфире пока мало про рабочие вещи рассказываю. Когда он начнёт давать результаты – будет что показать и рассказать :)

Ответить
Развернуть ветку
Зеленый Крот

Как будто кому то не насрать на все эти рюшечки. Ну обновили логотип, просрав на это миллионы денег - а толку то?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Masha Shaykhutdinova

Посмотрела бы на это эпохальное письмо, которое так взяло и переубедило человека из совета директоров. 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Gus

"Слыш, меняй"

Ответить
Развернуть ветку
Vlad F

Ребята, да что вы начинаете. Стало же лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Спасибо! Мы тоже так считаем😌

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Долгов

Тинькоффайзен банк, получается, да

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Почему не избавится от этого креста?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Егор, спасибо! Интересный факт:)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

эт лошади? всегда думал две лопаты, типа рабоче-крестьянский банк, аля Совком или Почта Банк

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дудин

Оу, логотип-чекбокс

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Semenov ‏⚡☟

такси какое-то?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Д

Лого норм, но затраченные ресурсы.... 
При этом бизнес-процессы и сервис у банка одни из худших в моем личном опыте.
Не выбирают сейчас банк по оттенку лого...

Ответить
Развернуть ветку
Миша Ериков

Есть какая-нибудь статья об этом на английском?

Ответить
Развернуть ветку
НечеловеческаяЛогика

net

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фролов

Когда новый лого будет на сайтах?
Вывески теперь везде будут менять? Переклеивать оформление банкоматов?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Алексей, спасибо за комментарий! Пока логотип без рамки будет существовать только там, где есть естественная граница, это социальные сети, иконки приложений и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Yury Vetrov

Дополню Диму. За последние два года в Райффайзенбанке было сделано многое для нового позиционирования бренда и обновления айдентики. Эта статья говорит про цифровые гайдлайны, но до этого создали брендбук для общей маркетинговой коммуникации, для HR-бренда и сотрудников.

Следующий шаг — собрать всё это вместе, чтобы гайдлайн был единым. Можно ли было сделать это сразу? Сомневаюсь — переработать такой большой объём самых разных носителей и ситуаций за вменяемое время сложно, при приземлении любого гайдлайна возникает миллион проблем. Для этого также нужно перестроить орг.структуру, что команда бренда и команда интерфейсов стали единой (это произошло в конце прошлого года). Во многом для решения этой задачи я и появился в Райффайзенбанке.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий

Классно!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Спасибо! 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Ivanov Vladimir

Супер. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Спасибо! 😌

Ответить
Развернуть ветку
Artur Tomaili

Можно же было рамку оставить вдоль самой иконки, смотрелось бы интересно, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
Пластиковое Окно

Круто. Логотип для такси за 100500 млн. Молодцы, как всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kasakow

То что вы правели хорошее время, это думаю всем понятно, кто прочитал эту статью. )

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дубышкин

Гигантская проделана работа, гигантская.

Ответить
Развернуть ветку
illo

На первый взгляд стало лучше, знак соответствует образу вещей из 20-х, напоминает иконку приложения на телефоне. Интересно как новый логотип будет взаимодействовать с другими игроками дизайн-системы, как будет выглядеть
в контексте. Команде – респект за упорство и старания.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Myasnikov
Автор

Спасибо за интерес!:) Напишем отдельную статью про диджитал-гайды, где подробно расскажем и покажем связь элементов дизайн-системы с логотипом.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Андреянов

т.е. вот так было сделать нельзя? 

Да все правильно было сказано что кислотно желтый не ложится на белый но можно например затенить подложку. Да рамки дают ограничения но это фирменный стиль банка и сними можно работать а не отказываться от них. Теперь это еще одна безликая иконка "как у всех". Черный дает акцент, теперь его нет.

В общем Press F to Pay Respect.....

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Андреянов

P.S. а вот с логотипом можно работать по тому как если не знать что это это кони на крыше то лично я долгое время ассоциировал данный знак с самозатягивающимся ключом.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Coast

А что такого. Вон, теперь наши маркетологи приезжают в австрию и разводят их на деньги. Так что все нормально🤣👍

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда