Проект надгробий с авторским дизайном и философские приложения

Несколько лет назад я закончил архитектурный, какое-то время занимался реставрацией зданий и малых форм. Сейчас работаю в камнеобработке и проектирую изделия из камня. Наверное, при таких исходных данных нет ничего странного в том, что я взялся за надгробия.

В закладки

Меня привлёк небольшой масштаб, работа с любимым материалом и шрифтами, возможность самому изготовить задуманное. Быстро появились мысли как это должно выглядеть, и какие ошибки не надо совершать, чтобы проект смотрелся выигрышно на фоне стандартных предложений. Однако чисто дизайнерское упражнение на форму и объём постепенно переросло в изучение проблем этики, культурологии и даже философии — тема действительно располагала.

Если вам интересен исключительно дизайн и описание проекта без теоретических рассуждений, вы можете читать только текст под иллюстрациями.

Другие ощущения

Погребение в земле до сих пор кажется мне самым естественным и романтичным способом того, как это вообще можно сделать. Уверен, такая традиция не исчезнет никогда, какими бы прогрессивными ни мнили себя будущие поколения. Единственное очень жаль, что от былой романтики старых, исторических погостов ничего не осталось на современных кладбищах. Их преследуют те же проблемы, что и наши города: стихийность застройки, уплотнение, слабое благоустройство, визуальная свалка.

Сами надгробия напоминают произведения в стиле ар брют в большинстве случаев. Почему люди рисуют на них портреты в полный рост, ставят столы и лавки, обносят всё забором по грудь — вопрос для культурологов будущего, но уже в настоящем это зрительно и эмоционально отталкивает. Не могу говорить за всех, но я бы хотел испытывать на кладбище и другие эмоции. Например, спокойствие или умиротворение, ведь смерть сопряжена не только со страданием — в ней есть и воспитывающее начало, отрезвляющее.

Любопытно, что такой подсознательный поиск «положительных» ощущений может быть вовсе не случаен, а вполне объясним в рамках той же культурологии.

Используется только одна порода камня — гранит, но самых разнообразных видов и оттенков. Ему нет равных по долговечности и прочности. Серые и бурые виды доступны в России, более непривычные — светлые и цветные, — родом из Китая и Индии.

Что делать со смертью

Во второй половине ХХ века европейские мыслители констатировали «вытеснение» смерти из современной им западной культуры. Исчезли многие традиции (тот же траур), живые стремились быстрее и тише дистанцироваться от умерших. Внешне общество стало вести себя так, будто смерти нет в природе, и люди вообще не умирают. Значение имела только жизнь, а остальное воспринималось как неудобство, о котором лучше не распространяться. Это явление окрестили «смертью перевёрнутой», и оно царило до конца прошлого столетия.

А потом такое игнорирование просто перестало работать. Сегодня вопрос «что делать со смертью» снова повис в умах и решается каждым человеком самостоятельно. Часть людей возвращается к традиционным взглядам, другая тешит себя фантазиями в духе трансгуманизма. Очень многие с головой погружаются в современную культуру и СМИ, где тема смерти необычайно взвинчена. Она постоянно мельтешит перед глазами, становится повседневностью, и человек уживается с ней по привычке.

Ещё один путь, который мне близок — умеренная эстетизация смерти и её принятие в жизнь как есть. Во всём ищется баланс, включая обсуждение, ритуалы и традиции. Живое и мёртвое начинают соседствовать открыто. Если говорить о кладбищах — они превращаются в парки, места для пробежек, а надгробия становятся почти элементами благоустройства. Трагизм и равнодушие замещаются сдержанностью и принятием. В какой-то мере это тоже маскировка проблемы, но тут есть честное желание с ней мириться, а не отрицать.

Стараясь руководствоваться этими мыслями, я взялся за проектирование. На выходе получались аскетичные варианты, но им недоставало единой концептуальной идеи и новизны. Тогда я продолжил искать материал для работы в философии.

Обтекаемая форма сделана из прагматических соображений, чтобы вода лишний раз не задерживалась и не проникала в камень, разрушая его зимой. Уклоны имеют все горизонтальные плоскости, даже маленькие полочки. У самой стелы тоже есть небольшой вертикальный уклон по четырём сторонам (как у пирамиды) для зрительной и физической устойчивости.

Одна личность

Сегодня все вопросы о человеческой смерти (и жизни) в конечном счёте сводятся к исследованию такого феномена, как сознание. Удивительно, но его фундаментальной, общепринятой научной теории до сих пор нет. Этот факт открывает простор для множества спекуляций, часть которых рассматривается в философии сознания.

Одну из точек зрения, черты которой прослеживаются ещё в древневосточных учениях, называют открытым индивидуализмом. Автор термина, философ Д. Колак задаётся вопросом — что, если ощущение индивидуальности, обособленности сознания каждого человека не вполне соответствует реальности?

Примерная аналогия: вспомните школьный курс физики и опыты со светом. С одной стороны, он ведёт себя как поток частиц, фотонов, с другой — как единая электромагнитная волна. Вдруг сознание обладает похожим свойством? Для нас оно разделено, собственное у каждого человека, а при рассмотрении с другого ракурса оказывается единой сущностью. Может «Я» у людей одно на всех и расщепляется только в восприятии субъектов?

Надгробия имеют привычное разбиение на стелу и базу, а также классическое профилирование. Вертикальный профиль у каждого памятника отличается: грани могут быть острыми, скруглёнными в любой степени, или перетекать в сплошной вал.

Сторонники открытого индивидуализма, среди которых не только писатели-мыслители, но и учёные уровня Шрёдингера, считают такой подход менее противоречивым, с философской точки зрения, чем привычный «закрытый» индивидуализм. Постоянно подчёркивается и его согласованность с реальным опытом.

В дело идут мысленные эксперименты с расщеплением мозга (человек может жить с одним полушарием; где окажется исходное сознание, если разделить мозг на половинки и пересадить каждую в своё тело? или будет уже два сознания?), иначе воспринимается феномен «раздвоения личности» и другие психические расстройства. Затрагиваются даже старшие размерности в физике. Как описывалось ещё во «Флатландии», раздельные объекты в младшем измерении часто оказываются «сечениями» единого объекта в старшем.

Раз я затронул литературу, очень советую осилить кратчайший рассказ Э. Вейера «Яйцо». В художественной форме там излагается та же идея: все люди во все времена — это один и тот же человек.

Авторы особо указывают на этическую ценность такого взгляда на личность. «Золотое правило нравственности» — относись к другому, как к самому себе, наконец-то получает логическое объяснение. Просто представьте, что вы одновременно и преступник, и его жертва. Причиняя зло другому человеку, вы причиняете зло себе. Изменится ли ваше отношение к окружающим после осознания этого факта?

В качестве шрифта используется гуманистический гротеск. В нём есть баланс между традициями и современностью, как и в архитектуре надгробий. Начертания меняются в зависимости от тона камня — на тёмных лучше делать шрифты пожирней, а на светлых хорошо получаются даже очень тонкие буквы.

Где исчезает сознание

На время предположим, что открытый индивидуализм прав, и у нас с вами одно сознание на всех. Как быть, если мы найдём его где-то ещё?

На ум сразу приходят животные, их самосознание исследуется больше века, и всё идёт к его научному признанию. Интуиция подсказывает, что сознание «растворяется» со степенью упрощения организма, но не обрывается внезапно. На мой взгляд, проблема его возникновения сложнее, чем вопрос появления жизни.

Для современной нейробиологии, которая исследует мозг с позиции чистой науки и это не предел. Одна из актуальных гипотез — «Теория интегрированной информации» Д. Тонони. Под заумным названием кроется доступная идея: сознание — это измеримая величина (обозначается как Φ), которая присутствует в любой системе, способной перерабатывать/генерировать информацию.

Φ максимальна у нашего мозга и минимальна у неживой материи, но между ними существует градиент, куда помещается практически всё. Φ есть у животных, бактерий, камней, у всей нашей планеты. Сознание похоже на гравитацию, которая пронизывает вселенную, где-то рассеивается, а где-то концентрируется. Согласен, что это звучит невероятно, но практически все гипотезы о природе сознания так звучат.

Философски такой взгляд на мир можно назвать панпсихизмом, он имеет давнюю историю начиная с античности и ренессанса, заканчивая Чалмерсом. Панпсихисты считают, что не только человек обладает сознанием, но и вся природа, все её составляющие. Не стоит воспринимать сознательность природы буквально, потому как любое «нечеловеческое» сознание для нас принципиально непредставимо.

На тёмных гранитах надписи высекаются глубоко и остаются внутри необработанными, белесыми, создавая нужный контраст. На светлых камнях техника другая — вырезанные буквы забиваются свинцом, который сам по себе темнеет на воздухе. В будущем не нужно будет ничего подкрашивать или обновлять.

Как быть

Теперь сделаем выводы, допуская правоту открытого индивидуализма, да ещё и современного панпсихизма в придачу:

  • Сознание, «Я» — одно на всех. Я это вы.
  • Сознание есть не только у людей, но и у всего живого, отчасти неживого, у всей Вселенной.
  • Вселенная это вы.

Такие умозаключения кардинально меняют восприятие жизни и смерти. По ним жизнь человека — это один из бесконечных процессов самосознания себя природой, и личность после его завершения никуда не исчезает. Она остаётся в мире и его частях, включая других людей. Жизнь — это один неповторимо прожитый «день», но впереди и позади ещё много-много лет. Мне кажется, подобное мышление помогло бы нам и примириться со смертью, и по-новому относиться к происходящему вокруг.

Всё сказанное, мягко говоря, философская гипотеза. Но большинству людей хочется иметь цельную и согласованную картину мира, пускай выбирать приходится из гипотетических кандидатов. Каждый невольно делает этот выбор, потому что открывать истину можно вечно, а жить и совершать поступки приходиться уже сейчас.

Очень мелкие буквы нельзя хорошо вырезать в граните из-за зерна и ограничений инструмента. Поэтому сначала ищется шрифтовая композиция с приемлемой высотой букв, и уже она задаёт величину и пропорции памятника. Получается, что содержимое диктует форму, а не компонуется в ней.

Смыслы в камне

Отвлечённая философия сильно влияет на искусство и архитектуру в частности, просто автор не всегда об этом подозревает. В моём случае, только после искреннего осмысления и принятия вышеописанных идей проект собрался, стал их иллюстрацией.

Каждое надгробие индивидуально. Абрис, пропорции и масштаб задаются надписью, текстура и оттенок гранита всегда уникальны, профили и шрифтовые начертания вариативны. В итоге получается комбинация, которая никогда не повторится.

В то же время каждый камень остаётся прочтением одного образа, единой формообразующей идеи. Она отсылает к уже упомянутой природе света, где аналогично уживаются взаимоисключающие вещи.

Наконец, сам факт, что рассуждения с элементами панпсихизма транслируются через надгробия символичен. Чаще всего, думая о неодушевлённом предмете, мы представляем себе именно камень, как абсолют неживого. Теперь же, может оказаться, что он не только «одушевлён», но и буквально связан с тем, кто покоится под ним.

На рендерах умышленно не показано благоустройство вокруг памятника — оно сильно зависит от места, грунта и фундамента. В любом случае не нужно делать аэродром из плитки и городить ограды. Лучше живописно выложить пятно гранитной брусчатки, булыжника, использовать отсев или просто оставить газон.

Такова, в общих чертах, моя идея. Кроме неё, есть рабочий проект, адаптированный под производство, есть все возможности для изготовления, есть почта: fggavrilov@gmail.com. Но сейчас мне важнее просто поделиться концепцией и поднять темы, которые редко когда обсуждают, хотя каждый с ними неизбежно встретится.

{ "author_name": "Филипп Глеб Гаврилов", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u0438\u044f","\u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0442","\u0430\u0440\u0445\u0438\u0442\u0435\u043a\u0442\u0443\u0440\u0430"], "comments": 33, "likes": 32, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 146735, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 02 Aug 2020 15:44:32 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Турбо-страницы «Яндекс.Директа»: отличный инструмент для тестирования ниши и не только
Показываю реальные примеры применения турбостраниц. В том числе конкретные цифры. Рассказываю о плюсах и минусах…
Объявление на vc.ru
0
33 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

В Германии кладбища примерно так и выглядят. По ним приятно погулять. Российские вызывают неприязнь.

Ответить
3

"Что делать со смертью" - Сжечь и высыпать в мусорное ведро.

Ответить
1

я бы вместо имен людей высек название умерших проектов. Винфон, кортана...

Ответить
1

Нельзя так склеивать буквы, тем более на надгробиях.

Правильные лигатуры работают иначе — они сохраняют исходные буквы, соединяя их между собой. В результате не сбивается ритм текста, и буквы читаются раздельно, как и должны.

Кроме того, традиция лигатур идет от рукописного текста (на письме удобно было объединять) и печатных книг (где нужно было обойти ограничение литер — рисунок одной литеры не может "залезть" на соседнюю". В традиции надписей на камне, где буквы, как правило, разрешены, этого не было и это совершенно не нужно.

Ответить
0

Ну это не так. Лигатуры часто применяются не только для улучшения читаемости (в наборных шрифтах), но и в оформительских целях. Тот же амперсанд — лигатура, превратившаяся в отдельный знак. æ — это тоже склейка. 

Ответить
0

Амперсанд уже давно превратился в отдельный символ, так же как "ае" в букву. Но в русском языке таких комбинированных букв не используется. Это связано, скорее всего, с тем, что ни одна комбинация букв не встречается настолько часто, чтобы появление новой буквы имело бы смысл.

Надгробия нацелены на десятки, а если повезет, и сотни лет вперед. Поэтому какие-то модные трюки на них не нужны. Все модное уже через 10-15 лет начинает смотреться нелепо.

Ответить
0

ни одна комбинация букв не встречается настолько часто, чтобы появление новой буквы имело бы смысл.

То есть ты против лигатур в русском языке в принципе? По твоей логике они все искусственны. Или считаешь их использование модой?

В традиции надписей на камне ... этого не было и это совершенно не нужно.

В словорубке издавна оплачивается количество знаков, потому что занятие трудоёмкое. Лигатуры ускоряют и удешевляют (для заказчика) процесс. Как тебе такое рациональное обоснование?)

Ответить
0

Нет, я не против лигатур. Но лигатуры не могут появиться мгновенно. Все существующие буквы прошли многосотлетнюю обкатку и выверены до мелочей. Любое нововведение потребует уйму времени, чтобы эволюционировать до достаточно гармоничной — и привычной глазу форме. Экспериментировать можно и нужно, но это уместно в плакате или айдентике, но не в текстовом шрифте и уж тем более не на надгробии.

Высеченное на камне невозможно сравнить с рукописью. В рукописи десятки тысяч знаков, а на камне их всего несколько десятков. Не могу себе представить, чтобы кто-то решил пожертвовать эстетикой надгробия, сэкономив пару-тройку знаков.

Ответить
0

Если серьезно, то слияние букв в этом проекте носит символический смысл, которые нетрудно уловить, прочитав статью.

Соглашусь, что чисто латинская Æ и ей подобные действительно странно выглядят в кириллице, пока убрал.

В традиции надписей на камне, где буквы, как правило, разрешены, этого не было и это совершенно не нужно.

Ответить
0

А вот надгробия

Ответить
0

Да ладно. А как же "Ia" превратилось в "я"?

Ответить
0

Я появилась как курсивная форма Ѧ.

Ответить
1

После реализации - пиши статью.

Ответить

Комментарий удален

0

Смерть - это часть жизни, но большинство почему-то живет так, как-будто никакой смерти нет.

Ответить
0

Неприятная и очень дорогая покупка.

Ответить

Комментарий удален

0

Прекрасная статья, спасибо.

Ответить
0

Хорошая статья, спасибо.
Преодоление страха смерти, только укрепляет ощущение жизни.

Ответить
0

Просто рынок захватила кремация и нужно было что-то придумывать...

Ответить
0

Прах не только развеивают

Ответить
0

Отфотошоплено красиво, а в реальности может выглядеть так себе.

Ответить
0

Вопросы, уюкотопыми задаётся автор и темы, которые он вскрывает хорошие, но увы, непроверяемые. Тут тебе и Параматма, и солипсизм, и квантовое бессмертие. Но доказать это все пока никак не представляется возможным, а значит это не более чем спекуляции

Ответить
0

Которыми. Что-то клавиатура совсем с ума пошла, а линк на правку не работает

Ответить
0

и Параматма, и солипсизм, и квантовое бессмертие.

Ничего из перечисленного в статье нет

значит это не более чем спекуляции

Перечитайте конец главы "как быть". Если человек мыслящий, он всегда стремится к какому-то цельному мировоззрению, так мы устроены. По проблеме сознания у нас сейчас только спекуляции на выбор.

Ответить
0

Практически все из обсуждаемого было поднято в перечисленном. Другими словами, ничего нового, Америки тут не открыто, все жевано-пережевано уже сотни лет

Ответить
0

Может в перечисленном и есть схожие мотивы, но я против того, чтобы приплетать из сюда

 >Другими словами, ничего нового
Ты бы на открытие атома в 18 веке также отреагировал, ссылаясь на древних греков?

Ответить
0

Ну ты можешь быть против, но факта это не отменяет

Ответить
0

О каком факте идёт речь я так и не понял, о разных вещах говорим

Ответить
0

Изменится ли ваше отношение к окружающим после осознания этого факта?

Это не факт.

Ответить
0

Буду краток.

Стоит начать с того, что считать большинство современных надгробий «произведениями в стиле...», по-моему, ошибочно. Потому что это не искусство как таковое (спор на тему «Что есть искусство?» оставьте сейчас в пределах своей черепной коробки, пожалуйста).

Следующее, с чем я не совсем согласен - это «взвинченность» темы смерти. Несмотря на то, что был период вытеснения упомянутой темы, факт остаётся фактом: человек умирает, а что после - неизвестно. Так было, есть и будет, наверное, всегда. Что-то взвинтить здесь довольно-таки сложно. А вот уже отношение каждого ко всему этому - субъективно. Мне же в целом так же, как и автору, близка умеренная эстетизация и «вживление» заявленной темы в осознанную повседневность.

И сейчас подходим, пожалуй, к самому главному.
Если брать во внимание упомянутые автором идеи открытого индивидуализма, «Теории интегрированной информации» и панпсихизма, проект автора - это адекватное осмысление вышеупомянутого с понятным и логичным продуктом.

Итог: не реализовать задуманное я считаю преступлением. Всегда будут «за» и «против». И даже если большинство будет против, это не значит, что большинство право (читай: большинство ошибается почти всегда).

P.S. Лигатуры. Считаю, что они должны быть опцией, однако готов признать, что в контексте проекта их использование более чем уместно. Просто каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Ответить
0

Привет!
с чем я не совсем согласен - это «взвинченность» темы смерти

Нам с тобой сложно об этом судить, потому что мы родились уже после периода «отрицания». Но если судить со стороны, по кино, например, то я вижу разницу.

А так спасибо на добром слове, хотя немного высокопарно получилось :) Ты мне лучше скажи как относишься к идеям ОИ/панпсихизма лично, что думаешь.

Ответить
0

Михаил Елизаров, перелогиньтесь!

Ответить
0

Погребение в земле выглядит романтично? Наверное, я ничего не понимаю в романтике...

Ответить
0

Не сам процесс, а итог

Ответить

Комментарии

null