Как дизайнеру брифовать клиента: советы «Логомашины»

Многие начинающие дизайнеры воспринимают клиентский бриф как формальность и спрашивают заказчика только про базовые вещи — деятельность компании, географию и конкурентов.

«Логомашина» забрифовала более 3000 клиентов по всему миру: в этой статье мы рассказываем, какие вопросы дизайнер должен обязательно задать клиенту, чтобы впоследствии не вносить в работу кучу правок.

Не задавайте слишком сложные вопросы

Не спрашивайте у клиента, какая у компании миссия или, чего еще хуже, какие у нее корпоративная и коммуникационная стратегии. Подобные вопросы собьют заказчика с толку, а вы в лучшем случае получите формальный ответ, имеющий мало общего с настоящим положением дел в компании.

Лучше спросить о том, почему проект получил такое название. Отвечая на простые и понятные вопросы, клиент гораздо быстрее расскажет вам важную информацию о компании.

Узнайте, почему дизайн нужен именно сейчас

Спросите у клиента, почему компания решила обратиться к вам сейчас, а не вчера, неделю или год назад.

Скорее всего, происходят какие-то изменения: может быть компания начала сдавать позиции и дизайн ей нужен для отстройки от конкурентов, а может новый дизайн понадобился из-за смены рынков (бренд перешел из масс-маркета в другой ценовой сегмент).

Поймите проблемы целевой аудитории

Вместо того, чтобы просить заказчика описать целевую аудиторию, задавайте ситуативные вопросы. При разработке дизайна вам вряд ли помогут знания о том, что среднестатистическому клиенту компании двадцать пять лет и он зарабатывает пятьдесят тысяч рублей в месяц.

Изучая аудиторию, нужно смотреть немного глубже: узнайте, почему люди обращаются в компанию (к примеру: это продуктовый магазин и большая часть покупателей туда ходит не из-за качества продуктов, а из-за близости к дому), какие у этих людей боли (высокая стоимость продуктов, узкий ассортимент фруктов и овощей), поймите их отношение к компании в целом (довольно нейтральное, но если рядом с домом появится магазин с более низкими ценами, они будут совершать покупки в нем).

Попросите клиента представить свою компанию живым человеком

Предложите заказчику оживить компанию: она будет ярким экстравертом, который заряжает энергией окружающих, или спокойным, уравновешенным интровертом, для которого важны рациональность и внимание к деталям?

При составлении портрета компании очень хороши на первый взгляд весьма абсурдные вопросы: «Какая у вашей компании была бы собака?», «Какой автомобиль водила бы ваша компания?», «Если бы ваша компания была героем фильма, она была бы Джеймсом Бондом или Терминатором?». Все эти вопросы про то, что изначально обладает характером. Так, если клиент на вопрос про героя фильма отвечает: «Конечно, Терминатором», становится понятно, что свою компанию он воспринимает как мощного лидера, способного победить всех конкурентов.

Узнайте о предыдущих попытках клиента разработать дизайн

Уточните, не работал ли заказчик раньше над дизайном для проекта.

Бывает так, что клиент уже пробовал разрабатывать дизайн как своими силами, так и силами фрилансеров и целых студий: в таких случаях обязательно попросите его показать вам предыдущие попытки.

Если вы видите, что клиенту предыдущие исполнители предлагали действительно хороший дизайн, а он отказался — возможно, это сигнал о том, что заказчик очень сложный и стоит подумать о работе с ним в целом. Если же вы понимаете, что предыдущие варианты неоднозначны — уточните у клиента, что именно ему не понравилось, чтобы сэкономить ваше общее время.

Поймите, что нравится клиенту, на конкретных примерах

Одни и те же эпитеты означают совершенно разное для дизайнера и заказчика. Для вас современным дизайном кажется то, что сегодня висит в топе на Behance, а клиент под этим понимает обилие шрифтов и теней.

Прежде, чем приступать к работе, соберите для клиента мудборд и попросите его прокомментировать понравившиеся варианты (обязательно уточните, что именно понравилось: графика, цвета, градиенты).

Никогда не перекладывайте эту задачу на клиента: он ее с 99% вероятностью либо проигнорирует, сославшись на нехватку времени, либо перечислит бренды, которые ему нравятся, например, из-за качественной продукции, а не из-за понравившегося дизайна.

При согласовании дизайна исключите лишних людей

Уточните, кто принимает решение при утверждении дизайна, и работайте с ним. Со стороны дизайнера идеальная ситуация выглядит следующим образом: дизайн согласовывает один человек — например, генеральный директор.

Если заказчик хочет, чтобы решение принимало несколько человек, вы должны понимать, что единого мнения добиться будет трудно и скорее всего по каким-то субъективным причинам кому-то дизайн не понравится и работу придется переделывать.

Если к вам изначально обратился посредник (например, менеджер), который не будет участвовать в утверждении дизайна, попросите его поговорить с лицом, принимающим решение, и убедитесь, что ожидания второго совпадают с теми, что указал в брифе первый.

Кроме того

В конце брифа можно добавить еще несколько полезных вопросов: готов ли заказчик купить платный шрифт, какой будет основной носитель дизайна (у кофейни — стаканчики, у такси — машины), какие предметы или образы не стоит использовать. Кроме того отдельно стоит уточнить, существует ли возможность для экспериментов: предложите заказчику по шкале от 1 до 10 оценить готовность к смелым и нестандартным решениям.

В дополнение к статье мы прикрепляем бриф, который отправляет клиентам Логомашина при разработке логотипов и фирменных стилей: сохраняйте и пользуйтесь.

Еще больше полезной информации для дизайнеров можно найти на нашем YouTube-канале, а также на странице «Логомашина учит» в ВКонтакте.

0
4 комментария
Дмитрий Бодров

И ещё совет. Никогда не скидывайте бриф клиенту, чтобы тот самостоятельно его заполнял. Иначе вы получите отписки "да", "нет", "не знаю". Только живой брифинг, по телефону, только хардкор.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Ayer

А как же "адаптивные" логотипы, где кроме выше перечисленных четырёх вариантов (лого, текст, лого+текст, лого в тексте) может добавиться ещё упрощённый вариант эмблемы ? То есть сделать всё сразу в одном нельзя ? Или как у татьяныча - это уже совсем другая ценовая категория ?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Yakovlev

Интересная статья! 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail R.

Del

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда