Дизайн
Ratio

Редизайн «Билеты РЖД»: 4 древних проблемы в UX, от которых пора избавиться

В работу к дизайнеру Ratio Кате Шведюк попало приложение, которое не менялось с 2014 года. Мы нашли в нём типичные UX-болячки того времени — избавляйтесь от этих решений, если они до сих пор используются в ваших интерфейсах.

Первое официальное приложение Российских железных дорог появилось в 2016 году и называлось «Билеты на поезд». Но значительно раньше разработчик Дмитрий Струков сделал независимое приложение «Билеты РЖД».

Дизайн не менялся с 2014 года, так что старая версия мумифицировалась и стала памятником UX и UI того времени.

Люди пользуются приложением до сих пор: «Билеты РЖД» установили более 1 млн раз, а ребята из Google даже включали его в подборки «Выбор редакции». В мелочах оно удобнее, чем официальное — например, можно выбрать сразу всех нужных пассажиров из списка сохранённых, а не добавлять каждого через отдельный поп-ап.

Когда я взялась за проект, сразу начала отмечать устаревшие моменты, которые нужно доработать. Часть изменений была связана с новыми услугами РЖД — их нужно было встроить в логику заказа. Так в приложении появилась возможность купить билеты туда-обратно.

Но ещё я нашла дизайн-артефакты: устаревшие решения в визуале и информационной архитектуре, которые не затрагивали функции приложения напрямую, однако мешали пользоваться ими. Мы решили написать об этом статью — вдруг кто-то до сих пор применяет устаревшие подходы.

Катя Шведюк
Дизайнер в Ratio

1. Приложение не заточено под быстрое использование

В старой версии важная информация была рассована по менюшкам: чтобы добраться до билетов, нужно найти соответствующий пункт и сделать лишний тап. Не самая удобная схема, особенно когда пассажир впервые купил билет через приложение.

При этом на главном экране оставалось много пустого пространства: там висела только форма поиска билетов. Казалось бы, зачем отвлекать пользователя от целевого действия — чем меньше загружен главный экран, тем лучше. Но такой подход не учитывает, как именно люди взаимодействуют с приложением.

В 2014 году сама возможность купить что-то в онлайне была фишкой — этот опыт не нужно было встраивать в жизненные ситуации, он был чем-то из ряда вон. Теперь же приложения стали частью ежедневной рутины, поэтому дизайнеры и проектировщики интерфейсов должны думать о том, как их в эту рутину встроить.

Обычно пользователи открывают приложение РЖД, чтобы показать билет проводнику или вспомнить, во сколько отправляется поезд. Хорошо, когда для этого достаточно свайпнуть вниз — без ковыряния в менюшках.

В новой версии билеты на ближайшие поездки находятся сразу под формой на главном экране. По плану приложение должно открывать билеты даже без интернета — при покупке они подгружаются и хранятся в памяти телефона. Сейчас разработчики трудятся над этой фичей.

Виджет с ближайшими событиями на главном экране — важная фишка для всех приложений, в которых есть продажа билетов или онлайн-запись на услугу. Если экран нужно показывать на кассе или администратору, то вся необходимая информация должна быть доступна сразу после открытия.

2. Интерфейс не рассказывает о возможностях приложения

В каком-то роде каждое приложение является профессиональным инструментом — чем сложнее процесс за ним стоит, тем дольше нужно учиться работать с ним. В 2014 году интерфейсы концентрировались на том, чтобы дать больше возможностей, но не всегда объясняли, как ими пользоваться.

В итоге у приложения мог быть богатый инструментарий, о котором никто не знал. Чтобы разобраться с функциями, приходилось либо читать мануалы, либо искать учителей среди знакомых. Это уместно, если мы говорим о профессиональном приложении, вроде Figma или Photoshop. Но приложение с билетами точно заслуживает того, чтобы отдельно в нём разбираться?

Всплывашки и пояснения в старой версии дизайна уже были, так что Катя добавила им глубины. Например, на схеме вагона теперь есть дополнительные отметки: входы/выходы, туалеты, купе проводника, бойлеры и мусорки.

Подсказок в интерфейсе стало больше и теперь там всегда достаточно информации. Старая версия иногда забывала дать пояснения (например, к цветам на схеме вагона).

Интерфейс стал дружелюбнее — если на выбранную дату билетов нет, приложение предложит попробовать ближайшие дни. Практически нет сценариев, когда утыкаешься в ошибку и приходится возвращаться на предыдущий шаг. Приложение ищет решение и не делает заявлений в духе «я умываю руки».

3. Не используется цветовое кодирование

Раньше выбор цвета был вопросом стиля: все элементы сайта выполнялись либо в корпоративных цветах, либо в цветах, которые нравятся руководству. Сейчас UX-дизайнеры используют цвет как дополнительный смысловой канал.

Выбор мест. Цветовое кодирование разделяет верхние и нижние места — пассажиры часто путают их при покупке билетов. В старом дизайне схема вагона тоже была цветной, но обозначения не расшифровывались. Было трудно понять, что розовый — это женское место, так что в новом дизайне Катя добавила расшифровку.

Ввод паспортных данных. Имя пассажира и кнопка подтверждения меняют цвет, когда все поля заполнены и пора переходить к следующему шагу.

Оплата. По правилам РЖД оплатить билеты можно только в течение 15 минут после заказа. Чем меньше осталось времени, тем агрессивнее становится цвет шапки.

4. Нельзя проверить все данные в чекауте

Чем сложнее форма с данными, тем чаще люди будут допускать ошибки — это неизбежно. Хорошо, если интерфейс не наказывает пользователей за косяки, а помогает их исправить.

Старый дизайн заставлял вернуться на предыдущий шаг, чтобы проверить паспортные данные. Теперь это можно сделать сразу после перехода в чекаут.

Посмотрите кейс на Behance

Это все UX-проблемы из 2014, которые мы нашли. А какие типичные косяки старых приложений помните вы?

Мы выложили больше скриншотов нового интерфейса на Behance — посмотрите и поделитесь мнением в комментариях. Если вам понадобится дизайн и разработка для приложения или веб-проекта, обращайтесь в Ratio.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Фёдор Трухин

Ээээ, только не испортите в этом приложении ничего, оно мне нравится, я им уже лет 5 пользуюсь и мне всё нравится!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шведюк

=) Не беспокойтесь, мы не тронули и не убрали ни одной функции, лишь наоборот, сделали более очевидными текущие фишки и немного освежили внешний вид) Новым пользователям с новыми привычками в UX тоже нужно дать шанс быстрее ориентироваться в этом приложении) 

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Трухин

хотите знать чего мне не хватало в приложении? ладно, всё равно скажу:
1) хотелось бы знать какой номер вагона ресторана в составе чтобы брать билет в соседний вагон и не брести через весь состав
2) чтобы на схеме вагонов указывались расположение розеток
3) для сапсанов кнопка "самое дешевое место  в поезде у окошка за столиком без разницы в каком вагоне" :)
4) если через приложение кто-то покупал билеты для детей до 5 лет, то эти места на схеме вагона указывались пиктограммой ребёнка
5) вагоны в которых разрешены поездки с животными были выделены другим цветом и пиктограммой кошечки или собачки и большими буквами было написано что вагон для животных. однажды я не увидел подобной приписки и попал в такой вагон, это была очень неоднозначная поездка, почти у каждого пассажира была кошка или собака, были и тихие животные и постоянно мяукающие и скулящие. второй раз попасть в подобный вагон я бы не хотел.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Шведюк

Спасибо! И это здорово, что сказали) На самом деле есть вероятность, что мы дальше продолжим улучшать и такие фидбеки очень будут полезны) Постараемся учесть большую часть из списка =)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ревенок

А как вы выкатывали такие капитальные изменения? Изменили главную страницу - и на всех апдейт вылили?
Перечислены вроде как логичные и оправданные улучшения, но нет информации о метриках, воронке, как было и как стало!) 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Фролов

А от гамбургера в 2020 не думали избавиться? Почему-то этот артефакт уходящей эпохи остался с вами)

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

У РЖД сейчас ну очень хорошее официальное приложение и цены без агентский комиссий. Думаю новый дизайн не спасет приложение Билеты РЖД.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Трухин

у этого приложения нет комиссий, приложение бесплатное, возможны добровольные донаты и всё.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Нилов

Не хочу вас разочаровывать, т. к вы 5 лет уже пользуетесь приложением - но комиссия все таки есть - можете проверить, это даже прописано в пользовательском соглашении. Рекомендую перейти на официальное приложение ржд - это реально небо и земля, - вся инфа под рукой начиная от счётчика времени оставшегося до отправления поезда и треккинга на какой станции сейчас находится поезд, до полной информации о вагоне.

Ответить
Развернуть ветку
Margaret Gubareva

Колоркодинг в зависимости от времени — прям круто! Возьму на заметку

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 10 комментариев
null