{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Vyacheslav Shushurikhin

Бутылка для соевого соуса Kikkoman за 60 лет стала символом удобства: каким принципам следовал её дизайнер Кендзи Экуан Статьи редакции

Тара с красной крышкой уже стала музейным экспонатом, но японская компания Kikkoman до сих пор использует её и продала больше 400 млн таких бутылочек.

«Создатель вещей»: кто такой Кендзи Экуан

В 1945 году, в 16 лет, будущий дизайнер окончил военно-морскую академию. Возвращаясь домой, в Хиросиму, он из окна поезда увидел разрушенный город. Его младшая сестра погибла из-за бомбардировки, а отец, буддийский монах, умер от лучевой болезни. Позже монахом ненадолго станет и сам Экуан.

«Лицом к лицу с небытием, я почувствовал огромную ностальгию по человеческой культуре. Мне нужно было что, что можно потрогать, на что посмотреть. Тогда я решил стать создателем вещей», — вспоминал Экуан.

Молодой Кендзи Экуан

В 1950 году Экуан поступил в Токийский университет искусств, где основал с другими студентами «Группу Коике» (GK). Она получила название в честь профессора университета Иватаро Коике, который преподавал основы проектирования и помогал студентам в работе.

В университете тогда не было отдельного факультета дизайна. Я изучал традиционные ремесла, которые дали хорошую базу: овладел многими техниками и понял общие принципы эстетики. Я проводил много исследований, желая понять психологию человеческих потребностей.

Дизайн для меня всегда значил делать людей счастливыми. И я счастлив создавать вещи, которые дарят удобство, функциональность и красоту.

Кендзи Экуан

Группе удалось поработать с несколькими известными компаниями. Yamaha заказала у них дизайн пианино, и они сняли чёрную отделку и оставили натуральное дерево.

Популярный японский производитель велосипедов Maruishi заказал у них раму велосипеда, подходящую для женщин. По словам Экуана, тогда в группе было не очень много сотрудников, но уже появились известность и репутация.

Экуан (второй справа) сразу после прилета в США в 1950-х во время образовательной поездки artcenter

Группа также активно участвовала в конкурсах и занимала призовые места. В 1957 году сообщество переросло в дизайн-студию GK Design, и Экуан руководил ей до конца жизни.

Символ новой Японии

Крупный японский производитель соевого соуса Kikkoman до октября 1955 года продавал соевый соус в больших бочонках, а затем перешел на литровые бутылки. Ими было удобнее пользоваться дома.

Бочонки и бутылки с соусом Kikkoman с логотипом компании — тысячелетней черепахой

Однако покупатели просили компанию сделать упаковку ещё меньше и удобнее, чтобы её легко можно было разместить на столе. Компания устроила конкурс, в нём выиграл Экуан (ему было меньше 30 лет).

В одном из интервью дизайнер рассказывал, что, работая, он вспоминал, как его мать поднимала большую бочку с соевым соусом во время готовки. Ему хотелось упростить эту задачу.

Дизайнер потратил на поиск идеальной формы для бутылочки соуса больше трёх лет — и создал около ста прототипов, прежде чем нашёл идеальное решение. Возможно, Экуан придумал финальную форму во время медитации, пишет The Times.

Бутылочка с широким дном и узким горлом закрывается ярким красным колпачком-дозатором, он позволяет выливать соус точно. Благодаря прозрачному стеклу можно оценить, сколько соуса осталось. Сам тёмный соус контрастирует с яркой красной крышкой, это добавляет визуальной глубины.

Это помогло Экуану сделать бутылочку удобной и при этом узнаваемой — в ней читается японская эстетика, которую хотел сохранить дизайнер.

Бутылочка стала бестселлером в Японии сразу же после появления в 1961 году, а затем и во всем мире. А Экуан — первым японским дизайнером-знаменитостью, отмечает Independent.

30 марта 2018 года форму бутылочки (без надписей) зарегистрировали в Японии в качестве торговой марки. Кроме Японии, форма бутылочки зарегистрирована в России, США, Украине, Норвегии, Австралии и ЕС. Средняя цена знаменитой бутылочки — около $10 за границей и около 300 рублей в России.

Как бутылочка повлияла на продажи и стала предметом искусства

Одной из причин популярности новой бутылочки стало удачно выбранное время для её вывода на рынок — именно в эти годы американцы заинтересовались иностранной кухней.

К моменту смерти Экуана в 2015 году Kikkoman продала более 400 млн таких бутылочек, они превратились в один из узнаваемых символов японской кухни.

В 2003 году Экуан получил престижную премию Lucky Strike Design Award за дизайн бутылочки. Также она выставляется в качестве постоянного экспоната в Центре дизайна Северного Рейна в Германии и в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 2020 году компания впервые выпустила лимитированную серию бутылочек «Весенний цветок 2020», приуроченную к цветению сакуры. От обычной бутылочки эта упаковка отличается специально созданной иллюстрацией

По словам старшего куратора архитектуры и дизайна в Музее современного искусства в Нью-Йорке Паолы Антонелли (она знала Экуана лично), музей не просто так экспонирует бутылочку. «Она находится в коллекции, потому что работает идеально. Это красивый, разумный и чрезвычайно изящный дизайн, одновременно древний и крайне современный», — объясняла она в интервью NPR.

Соевый соус был очень важен для идентичности Японии после Второй Мировой войны. Это был способ вернуть себе международный вес. Задача Экуана была создать такую упаковку, чтобы соус можно было экспортировать по всему миру. И ему это удалось.

Паола Антонелли

По её словам, у Экуана не было формального стиля, что и делало его выдающимся дизайнером: «Каждый предмет, который он создавал, он делал с нуля. Таким образом, бутылочка соевого соуса Kikkoman настолько индивидуальна, что это больше, чем стиль. У лучших дизайнеров нет стиля».

Антонелли однажды поинтересовалась у Экуана, почему японцы часто обращаются к западным дизайнерам и архитекторам, несмотря на то, что у них есть много древних традиций в визуальном искусстве.

Экуан ответил: смысл в том, чтобы копировать, понимать, черпать вдохновение для развития собственного языка. «Он говорил мне, что мы только готовимся к тому, чтобы захватить мир. И действительно, так и случилось», — заключила Антонелли.

Не только бутылочка: что ещё создал Экуан и его компания

Кендзи Экуан работал над дизайном транспорта:

А также проектировал жилье и мебель:

Сверху — «Тыквенный дом», созданный в 1964 году. Экуан спроектировал модульное жилье для пары: можно присоединить пространство снаружи, в том числе капсулу для ребенка. Снизу — Furniture House, год тот же. У каждого предмета есть «скелет», «органы», «кожа»

В музеях выставлялись не только бутылочка, но и другие работы Экуана и GK Design.

По часовой стрелке: тюнер Yamaha, ортез Kawamura Gishi, контроллер Nemoto Kyorindo

Принципы Экуана и GK Design

  • «Промышленный дизайн — это то, что ты делаешь для других».
  • «У всего есть душа. Создание предмета — это наделение его собственной душой».
  • «Само слово и понятие экодизайна для 20 века — одно из важнейших. Эко — значит не только экологический, но и экономический».
  • Дизайн нужно разрабатывать так, чтобы использовать половину ресурсов, которые требовались прежде. «Еда должна быть такой же вкусной, но ее должно требоваться вполовину меньше. Одежда должна оставаться удобной, но на нее нужно тратить вдвое меньше материалов. Дома должны быть простыми и экономичными, но жить в них должно быть удобно».
  • «Дизайн всегда создает отношения между человеком и вещами, которые делают лучше нашу жизнь и будущее».

В феврале 2015 года Кендзи Экуан умер в Токио из-за болезни сердца. Ему было 85 лет.

{ "author_name": "Vyacheslav Shushurikhin", "author_type": "self", "tags": ["\u044f\u043f\u043e\u043d\u0438\u044f","\u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 59, "likes": 117, "favorites": 145, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 156645, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 12 Sep 2020 13:52:33 +0300", "is_special": false }
0
59 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
34

Вот наша новая инновационная бутылка, присаживаетесь поудобнее 

Ответить
19

Смех смехом, а я всегда, когда видел эту бутылку и держал в руках, восхищался размером, формой и удобством. Много раз говорил это друзьям и знакомым, что она идеальна. И тут читаю про неё. Прихуел малеха :)

Ответить
3

а вы не Дмитриевич часом?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

–3

ахахаха

Ответить
–34

Символ удобства? это когда ты её наклоняешь, а он,  не льется, ты начинаешь его трясти, забрызгивая все вокруг. Окей. 

Ответить
45

Вы путаете с какой-то другой бутылочкой для соевого соуса. В крышке Киккомана 2 дырочки - через одну льётся соус, через другую проходит воздух. Получается, что соус льётся равномерно

Ответить
1

Я так в детстве морковный сок из стеклянных банок пил по 259мл. У них ещё была жестяная крышка. Всегда делали 2 отверстия специальной открывашкой. 

Ответить
23

Тут тебе Ольга Орлова объяснила, что ты не прав. Возможно, конечно, ты и прав, хрен его знает, но что-то мне подсказывает, что баба с фиолетовыми волосами разбирается в соевом соусе лучше

Ответить
7

Руки норм?

Ответить
0

Вы просто неправильно ее держите!

Ответить
4

Ну  не знаю... Уже лет 10 -15 (а может и больше) им только пользуюсь, ни разу такого не случалось.

Ответить
0

Николай, если вам не повезло с одной бутылочкой по той или иной ситуации, это не значит что вещь не практична и не удобна. В статье автор раскрыл историю, за что Огромное спасибо)

Ответить
0

Сразу видно — большевик. 

Ответить
6

Это очень типичная статья про соус Киккоман, много букв и полное отсутствие понимания сабжекта.

Главное достоинство и главное дизайнерское решение в этом соусе не в форме бутылки, а в крышке, которая позволяет равномерно наливать соус без брызг и капель. Такой же принцип как и в качественных чайниках, вот тут отличный ролик про это https://www.reddit.com/r/Damnthatsinteresting/comments/ijud15/checking_the_quality_of_handmade_chinese_teapots/

Ответить
–2

Ну да, вам виднее.
А признание формы бутылки чуть ли не произведением искусства - это для лОхов. Нормальные пасаны признают только крышку

Ответить
5

Да, виднее. В отличии от бутылки Кока-колы (дизайн которой тоже считается классическим и зарегистрированным торговым знаком), произведением искусства признан весь диспенсер Киккоман, не только бутылка.

Во-вторых, несмотря на свои прекрасные пропорции, бутылка практически полностью повторяет традиционные Tokutoshi, бутылочки для сакэ.

В третьих, сам мастер Кендзи об этом сто раз говорил - более ста прототипов чтобы сделать крышку правильно и именно крышкой он гордился больше всего.

Ответить
0

Фулл абсенс андестендинга сабжекта

Ответить
0

про типичную - рил в точку, тк про крышку, что она тоже его рук дело, только из этого коммента узнал 😕 спс!

Ответить
3

читается японская эстетика

у лучших дизайнеров нет стиля

Эмм

Ответить
9

Эти две цитаты отлично иллюстрируют, как всё в дизайне на самом деле обстоит. 

Ответить
0

Типа неопределённо, потому что это противоречивое шуе?

Ответить
5

Ну, если придираться к словам, то на самом деле понятие эстетики не равно понятию стиля. Вместе с тем дизайн — очень противоречивая сфера, и количество противоречий пропорционально количеству дизайнеров, участвующих в оценке. 

Ответить
1

Спасибо за ответ.

Ответить
3

Тоже считал удобной, пока не опрокинул случайно эту бутылочку в холодильнике. С крышечкой все же удобнее.

Ответить
0

Сам по себе их соус даёт кислоту в маринаде, для курицы приходится с терияки смешивать, а для говядины больше кетчупа и лука добавлять в обжарку.
Корейские лучше по вкусу, имхо.
А бутылка да, норм, только в массмаркете все равно редко встретишь. Только в Metro / Виктории.

Ответить
1

Kikkoman-овский соус не фонтан, но бутылочкой пользуемся потом для уже нормально купленных в канистрах..

Ответить
2

Им бы отдельно бутылку продавать))

Ответить
0

Тогда нужно делать больше лимитированных серий , будет как с Абсолютом, мне рассказывали там свой мир по перепродаже и коллекционированию бутылок, в т.ч. и не обязательно полных..

Ответить
2

Это редкий соус на нашем рынке (если брать «классический», а не «легкий»), который не содержит сахара. А вы к нему привыкли, поэтому терияки и хочется добавить.

Ответить
1

Редкий соус, это какие нибудь литровые упаковки из Aeon-а, или MaxValu например..))
А Kikkoman это скорей масс-сегмент...

Ответить
0

Я упомянул редкость в плане отсутствия сахара в нем. Практически весь соевый соус на наших прилавках содержит сахар. За редким исключением.

Ответить
0

В любом перекрестке и карусели продают

Ответить
2

Даже ни чего не хочу слышать. Бутылка очень удобная и сколько вариантов видел, к данной бутылки претензий не имею.(это моё мнение) Автору спасибо за историю.

Ответить
2

Бутылочка действительно удобная, а вот соус мне не нравится. Очень соленый. А вот дешманский Sen Soy - самое то, налил в киккомановскую бутылочку и пользуешься.

Ответить
0

с зеленой крышкой - малосольный

Ответить
0

Не видел, попробую, спасибо

Ответить
1

Отличная статья!👏🏻

Ответить
1

 По часовой стрелке: тюнер Yamaha, ортез Kawamura Gishi, контроллер Nemoto Kyorindo

Вроде против часовой.

Ответить
0

В названии прослеживается KKK

Ответить
0

бутылка изящная но в такой фасовке покупать оч дорого, если конечно часто используешь соус. а он имхо самый вкусный. даже если суши заказываю, комплектный сразу в помойку, там как водой разбавили. литровка на озоне стоит 500 рублей, и тоже неплохо сделана

Ответить
0

Водой и разбавляют. Только не тот соус, к которому мы привыкли, а концентрат соуса.

Ответить
0

вот чего не хватает этой бутылке - так это маленькой прозрачной полоски, что бы было видно сколько осталось соуса в таре -_____-

Ответить
0

Вся бутылочка прозрачная, ты о чем? 

Ответить
0

я о том что я не хочу снимать этикетку, а в ней бутылка темная и ничего не видно

Ответить
0

Я когда первый раз воспользовался этой бутылочкой то почему-то подумал что одну из дырочек надо закрывать пальцем, что я и сделал. Возможно, что не я один. Вопросы как там с санитарией. 

Ответить
0

прально.
пока верхняя дырка закрыта, из нижней не льется.
удобно целиться, и можно точно отмерять

Ответить
0

Стерильность!

Ответить
0

Очень полезная статья,читал и удивлялся
А так сам пользуюсь этим соевым соусом и скажу что бутылка действительно удобная и придраться не к чему

Ответить
0

сколько же мусора создали эти 400 млн бутылок ;(

Ответить
0

они стеклянные и перерабатываются

Ответить
0

Еще одно доказательство того, что за любой кажущейся простой стоит огромная проделанная работа!

Ответить
0

Удобно разливать водку с такой бутылки.

Ответить
0

Прикольно, мне очень нравится. 

Ответить
0

Неплохо так, больше 3х лет работать над идеей бутылки это достаточно много)

Ответить
Читать все 59 комментариев
Главные новости недели: презентация Apple, складные смартфоны Samsung, автопилот Tesla и очки Xiaomi

Говорим о главных новостях недели в подкасте Telegram-канала ForGeeks с Сергеем Кузнецовым. Сегодня специальный гость — Иван Звягин, контент-директор РБК Трендов и подкастер в ОЧБ и Хоба. Вместе мы обсудили, что показала Apple, какое будущее у складных смартфонов, зачем Илон Маск запустил обычных людей в космос и нужны ли нам умные очки.…

Как погрузиться в производство и провалиться в продажах, часть 1

Приветствую, вам предстоит прочитать первую часть моей истории о том, как мы с партнером поверили в дело, но что-то пошло не так. Уверен, статья будет полезна для вас и вы сможете сделать какие-нибудь выводы для себя.

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Заказанный в постамат товар 18+ нужно возвращать в пункте самовывоза

Хочу поделиться неудачной историей заказа товара 18+ на «Озоне» и как «Озон» не хочет помогать решить проблему. Текст могут читать только совершеннолетние пользователи сайта.

Дайджест новостей Сбера: AR-экскурсия, распознавание животных и премия для учёных

Прогулки по Политехническому музею с роботом Сепулькой, чудеса компьютерного зрения, научная премия — начало сентября в Сбере выдалось насыщенным. Делимся с вами самыми интересными новостями компании во втором выпуске нашего дайджеста.

Почему Wildberries, при якобы дорогой комиссии Visa и MasterCard, отменил оплату наличными

Так как боты Wildberries минусят меня сразу после регистрации и их комменты почему то пишуться только под моими статьями напомню еще одну немаловажную деталь

«Ну, мальчики, вот и я»: мошенник Виктор Люстиг, который продал Эйфелеву башню на металлолом и обманул Аль Капоне Статьи редакции

Виктор Люстиг с 19 лет обманывал людей в США и странах Европы, сменил десятки паспортов и 47 псевдонимов, несколько раз сбежал от полиции. А в тюрьму попал из-за женщины.

Виктор Люстиг
IPO Remitly Global (#RELY) и Cue Health (#HLTH) и распределение денег по 6 размещениям

Подтверждения по IsoPlexis (#iso) до сихпор нет, поэтому предполагаю, что либо IPO отсрочится, либо будет в последний момент. Разбираем ещё 2 IPO на следующей неделе.

Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

null