Интервью с иллюстратором Сергеем Кардаковым (Artraf), для журнала "Freelance" !
Практически каждая успешная рекламная кампания имеет в своем резерве персонажа-талисман. Порой эти герои становятся известнее продукта, который они рекламируют. Все знают кролика Квики, Джонни Уокера и забавных персонажей M&M's. На постсоветском пространстве — это корова Ласуня и динозаврик Дино.
Такой маркетинговый прием создает привлекательный образ компании и вызывает симпатию у потребителя. Персонаж вписывается в общую стратегию продаж продукта и обычно несет только положительные эмоции.
Иллюстрации — это визуализация, которая привлекает внимание не к объекту, а к субъекту. Высший пилотаж, если иллюстрация несет некую идею, посыл, понятный без слов.
Наш сегодняшний герой — это художник Сергей Кардаков, который профессионально занимается разработкой и созданием персонажей. Его персонажи обладают своим характером и стабильно пользуются популярностью у заказчиков. Конек Сергея это забавные мультипликационные герои способные пробудить у потребителя положительные эмоции и неподдельный интерес !
Сергей, расскажите, как все начиналось?
Наверное, ещё в детстве. Всегда что-то рисовал, придумывал, в том числе и каких-то человечков, зверушек, фантастических существ. Если говорить о более осознанном периоде, когда я начал этим ещё и зарабатывать, то это произошло в начале 2000-х годов, когда я занялся видеорекламой в маленькой студии. Я рисовал фоны, придумывал персонажей и анимировал их. Потом я ушёл на одну из Российских бирж фриланса и уже там понял, что мне интереснее всего создавать персонажей с уникальными характерами.
Как вы стали фрилансером?
Случайно. Хотя, как говорят, случайности не случайны. Произошло это в сентябре 2006 года. К тому моменту у меня было накоплено множество картинок, которыми я хотел делиться и получать признание людей. Я думаю, что это необходимо любому нормальному человеку. Дважды я пытался самостоятельно освоить Живой Журнал. В то время он действительно был живым. Но сам я не смог разобраться, как надо загружать картинки, и обратился за помощью к знакомому.
Он мне посоветовал одну из Российских бирж фриланса, которую, конечно, нельзя было сравнивать с ЖЖ. Но это оказалось гораздо лучше! Там я получил первый заказ, потом был второй, третий… А через полгода статус в моём фри-аккаунте установился на «занят» и больше уже не менялся. Я был востребован и счастлив.
Вы рисуете очень интересных и веселых персонажей. Почему выбран такой стиль?
Я думаю, оттого, что таков мой внутренний мир. Мне нравится радовать людей, дарить улыбки, хорошее настроение. Всегда приятно получать отдачу. По закону бумеранга к нам возвращается то, что мы отдаём. Я дарю позитив, и мне его возвращается столько, что ещё на троих хватит! Не скажу, что я делаю это специально, типа: «Ну-ка, нарисую-ка я что-нибудь позитивное, пусть ко мне вернётся!». Нет, это идёт непроизвольно. Так что стиль я не выбирал, думаю, это он выбрал меня.
Как удается достигать такого уровня в рисовании персонажей, которые не уступают героям студий мирового уровня, таких как Pixar и Disney?
Спасибо за комплимент. Мне проще, есть на кого равняться. Эти гиганты индустрии задают стиль, показывают, к чему можно стремиться, какого качества достичь. Это как в гонке следовать за лидером. Если один человек сделал, то и я могу, — вот как я себя подбадриваю. Конечно, многие ориентируются на них. Хотя в моём рейтинге пальму первенства на данный момент держит студия "Dream Works". Мне очень нравятся анимационные фильмы «Кунг-фу Панда» и «Как приручить дракона» с потрясающими персонажами Николя Марле (Nicolas Marlet).
Иногда кажется, что тебе до творчества некоторых художников, как до Луны пешком. Но нельзя раскисать, нельзя опускать руки! В конце концов, до Луны пешком всего девять лет! Если каждый день идти и идти, то постепенно придёшь.
Сергей, вас приглашали работать в компанию по разработке игр "ZeptoLab" (головоломка для iOS "Cut the Rope"). Расскажите подробнее.
Особо рассказывать нечего. Они искали художников, обратились в том числе и ко мне, дали тестовое задание. Так получилось, что я как раз в этот момент переезжал из Москвы обратно в Барнаул, а им нужен был художник в штат. Так что чисто гипотетически я мог бы там работать, шансы были высоки, но, видно, не судьба.
Вы участвовали в разработке игр?
Да, участвовал в создании браузерных игр: «Говядина», «Букашки», «Охотники за Снарком». По-моему, эти проекты сейчас «заморожены».
Сегодня очень популярны игры для платформ iOS. Графику для одной из них я выполнил, но из-за проблем с издателем она никак не выйдет в свет, что, конечно, обидно. Никому не хочется работать «в стол». Позже я работал еще над тремя играми для iOS.
Есть мнение, что хороший художник может сидеть без работы, которая ему нравится, и выполнять так называемую "day job". Что вы можете сказать по этому поводу?
Наверное, я плохой художник, но лично я не могу долгое время работать над одним и тем же проектом, мне это быстро надоедает, а рутина вообще убивает. Моё мнение, что хороший художник не может сидеть без работы, которая ему нравится. Как говорится, «если художник так себе, то он и всем так». А если человек — профи, то у него всегда полно предложений, следовательно, есть выбор. Кому-то нравится стабильность и возможность работать в команде над большим проектом; кто-то, как я например, старается брать разовые заказы, не обременяющие надолго, дающие возможность переключаться на разные задачи. В общем, это скорее не вопрос профессионализма, а индивидуальных особенностей.
Какие составляющие успеха иллюстратора?
Всегда есть какой-то мейн-стрим, есть определённые стили, в данный момент наиболее востребованные рынком. Хорошо, если вам этот стиль близок, вам легче быть востребованным, получать много предложений и иметь возможность выбора. Но ломать себя ни в коем случае не нужно. Думаю, важно уметь найти свою нишу.
А в целом составляющие успеха иллюстратора такие же, как и в любой профессии — делать то, что ты делаешь, с душой и максимально хорошо. Стремиться в следующий раз сделать ещё лучше!
Иногда иллюстрация должна продавать продукт. У вас возникали противоречивые ситуации, когда ради рекламного аспекта приходилось жертвовать своей идеей?
Слава богу, я больше дизайнер персонажей, нежели иллюстратор. И у меня таких проблем не возникало. Персонаж тоже должен продавать продукт, и мои персонажи с этой задачей справляются неплохо.
Какой у вас стиль?
Добрые, забавные, позитивные персонажи: пушистые зверушки, смешные и нестрашные монстры, милые фантастические существа. Если это брутальные «дядьки», то добрые и сильные, если девушки, то самые симпатичные.
Мне нравится, чтобы в композиции были драматизм, динамика, но в то же время, чтобы работа была комичной и в целом позитивной.
Лучше всего мне удаются живые существа, органика. Над техникой и архитектурой мне ещё нужно много работать, изучать перспективу и т. п.
Что вы думаете о самообразовании?
«Вперёд и вверх!» — гласит мой девиз и логотип. Нельзя останавливаться, нужно идти только вперёд, развиваться и совершенствоваться. К слову, расти стараюсь не только в профессиональном плане, но и в личностном.
Где вы черпаете вдохновение?
В жизни мало, в основном в Интернете. Благодаря ему можно не вариться в собственном соку, а впитывать всё лучшее, что есть сегодня в мире.
Меня вдохновляют анимационные работы Pixar и Dream Works, персонажи Николя Марле, Бобби Чиу, Кей Айседеры, Максима Костенко, Дениса Зильбера и многих других профессионалов, всех сложно перечислить.
Как вам удается работать и уделять внимание семье?
Какое-то время назад такой вопрос даже не стоял. Работая дома, это совсем несложно, ведь семья всегда под рукой, да и ты для неё тоже доступен. Но с момента появления дочери Алёны, которую мы в шутку иногда зовём "Стич", я задаюсь другим вопросом: «Как мне удаётся работать?»
С тех пор как дочь начала ходить и прекрасно соображать, работать дома стало весьма затруднительно. Она довольно активный ребёнок, требует постоянного внимания. Если нужно сосредоточиться на работе, то я закрываюсь в комнате. Но в основном работаю после того, как она уснёт, так что у меня не рабочий день, а рабочая ночь. Сейчас планирую снимать офис и уходить туда на 4–5 часов.
Какая у вас была самая забавная история, связанная с иллюстрацией?
Недавно выполнял заказ с подробным техническим заданием. Всё прекрасно расписано, всё понятно. Делаю эскиз и спустя пару дней получаю ответ: «Всё круто! Но концепция слегка изменилась». И следом идёт новое ТЗ, которое на 90 % отличается от предыдущего! Это было забавно.
Какой вы можете дать совет начинающему художнику ?
Если вы настроились на серьёзные результаты, приготовьтесь много думать и много работать. Работа художника, а особенно иллюстратора, это не только работа руками, но и работа головой. Нужно много наблюдать, изучать, знать тему, которую иллюстрируешь, и работать, работать, работать. Забудьте навсегда схему: «Попробуй — не получилось — впадай в депрессию — плачь!». Мы рождаемся, не умея ничего, кроме как ходить под себя. И только многократное повторение действий позволяет нам ходить, бегать, держать ложку с необходимой ловкостью и даже не задумываться об этом.Так что, ребята, не открою ничего нового — тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь! Это совсем несложно, если дело, которым ты занимаешься, тебе нравится. Так что вот вам ещё один совет — выбирайте дело по душе.
Большое спасибо вам за интервью. Редакция журнала "Freelance" желает вам успехов в вашей работе !
-----------------------------------------------------------------------------------
Екатерина Богданова / Freelance Magazine | Сайт журнала: Открыть
------------------------------------------------------------------------------------