{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как создать масштабируемую дизайн-систему: рассматриваем на примере SaaS-продуктов

Мы в Heads and Hands создаем мобильные экосистемы и развиваем некоторые продукты на протяжении нескольких лет. Над ними могут работать разные дизайнеры, разработчики, проджекты, поэтому актуален вопрос того, как обновлять продукты, но сохранять дизайн узнаваемым.

Мы нашли и перевели практическую статью о том, как организовать дизайн-систему для SaaS-продуктов. Она раскладывает на шаги создание дизайн-системы.

Главный вызов для SaaS-продуктов — создание масштабируемого дизайна, который бы отражал рост бизнеса и эволюцию продукта и в то же время адаптировался к изменениям. О том, как справиться с задачей, пойдет речь в статье.

Чтобы создать масштабируемый дизайн продукта, необходимо уметь организовывать время, команду и дизайнерские ресурсы. Для этого и нужна система.

Преимущества дизайн-систем

Эволюция разработки интерфейсов в сторону компонентного подхода (ReactJS, AngularJS) создала потребность в централизованных системах.

Дизайн-система — это набор повторно используемых компонентов с четкими стандартами, которые можно собрать для создания и обновления продуктов, чтобы обеспечить единообразие интерфейсов.

Работы по созданию дизайн-системы можно разделить на две части:

  • Стандартизация дизайна — определение и создание шаблонов проектирования.
  • Рекомендации по оформлению — документация, которая объясняет, как использовать компоненты.

Стандартизация дизайна

Любой дизайн начинается с руководства по стилю, которое содержит элементы, формирующие идентичность бренда.

Дизайн-система, как и руководство по стилю, начинается со следующих шагов:

  • подбора основных цветов и стилей текста,
  • выбора библиотеки иконок,
  • определения стандартных стилей для изображений, графиков, иллюстраций и других базовых элементов.

Наиболее популярный подход к созданию дизайн-систем — методология атомарного дизайна, введенная Брэдом Фростом. Она заключается в применении иерархии к элементам пользовательского интерфейса и создании блоков, структурированных как «атомы», «молекулы», «организмы», «шаблоны» и «страницы».

Источник: Atomic Design by Brad Frost

С этой методологией дизайнеры могут стандартизировать мельчайшие элементы интерфейса: кнопки, элементы ввода, подсказки. Создавать комбинации из элементов интерфейса, которые будут часто использоваться вместе: панели навигации, группы ввода. Далее переходить к более крупным комбинациям: формам, спискам, и, наконец, к созданию макетов страниц.

Проектирование состояний

Дизайн должен отражать разные состояния элементов пользовательского интерфейса при взаимодействии с ним. Вместе с фронтенд-разработчиками проверяйте все возможные состояния: по умолчанию, при наведении, отключено, активно, посещено, содержит ошибки, успешно заполнено и так далее.

UI-компоненты в дизайн-системе Shopify

Разработка макетов

Создание стандартного макета страницы — самая важная часть дизайна в SaaS-приложении. Для создания макетов необходимо выстроить информационную архитектуру и пользовательские сценарии.

Адаптация пользователей будет проходить быстрее, если использовать ограниченное количество макетов страниц.

В зависимости от типа данных, можно стандартизировать следующие макеты в SaaS-продукте:

  • Дашборд с отображением статистики и графиков.
  • Макет для больших списков с сортировкой и фильтрами.
  • Отображение ленты активности.
  • Формы для создания и редактирования контента.
  • Макет для настроек.
  • Беседы, чаты.
Примеры макетов в дизайн-системе Salesforce

Поработайте над стандартным зонированием для каждого макета страницы. Определите место для навигации, разместите кнопку «Назад» и другую дополнительную навигацию. Используйте доступную зону для основного содержимого, а остальное пространство для дополнительного.

После создания шаблонов навигации и макетов страниц приступайте к детальным сеткам и работе над адаптивными макетами.

Проектирование для гибкости

Самая большая проблема на данном этапе — найти «единую сетку для всего».

В зависимости от сложности стандартных макетов и содержимого доступны несколько решений: гибкий (fluid) макет, центрированный макет, фиксированная сетка.

Чтобы найти подходящий адаптивный дизайн, необходимо объединить несколько правил:

  • Определите наиболее подходящую ширину содержимого для удобного чтения.
  • Определите порядок отображения контента при ограниченном просмотре.
  • Убедитесь, что важная информация всегда доступна.

Если продукт поддерживает несколько языков, при стандартизации следует учитывать, что ширина содержимого может отличаться от одного языка к другому.

Гид по интернационализации в дизайн-системе Shopify

Инструменты имеют значение

Для дизайна используется множество инструментов: Sketch, Figma, AdobeXD. Основная идея — выбрать тот, в котором удобнее создать библиотеку повторно используемых компонентов интерфейса, чтобы импортировать их в любой рабочий файл.

Например, если вы используете Sketch, функция Sketch Libraries позволит создать общий файл со всеми стилями. Библиотеку можно импортировать в любой файл Sketch и предоставить доступ к элементам в ней. По мере увеличения количества символов файл библиотеки может стать тяжелым и медленно загружаться. Его можно разделить на отдельные файлы и создать отдельные библиотеки для значков, кнопок, форм. Sketch позволяет вкладывать библиотеки друг в друга.

В Figma есть функция Team Library, которая позволяет создавать компоненты интерфейса и совместно использовать их в нескольких документах.

Хранение компонентов в библиотеках сэкономит время при совместной работе. Внедрите такой процесс: как только утвержден новый компонент, дизайнеры должны добавить все элементы в общую библиотеку или обновить старые. Обновление распространит изменения на существующие файлы.

Руководство по дизайну

Дизайн-система должна иметь единые принципы — документацию, в которой объясняется, какой компонент использовать, где и когда. Обычно руководства по дизайн-системе разбиты на несколько разделов, например, вы можете организовать гайдлайн следующим образом:

  • Стили. Укажите, как использовать цвета, типографику, интервалы, иконки, стили изображений, графики и т. д.
  • Компоненты. Перечислите все компоненты пользовательского интерфейса: кнопки, таблицы, баннеры, формы, диалоговые окна — и дайте рекомендации по их использованию. Приведите примеры состояний для компонентов.
  • Макеты. Объясните, как использовать макеты страниц, навигации, уведомлений, индикаторов обратной связи, оверлеев и диалогов, справочных текстов, всплывающих подсказок и т. д.
  • Контент. Рекомендации по формату данных, интернационализации, доступности, пустому содержимому и страницам ошибок.

В зависимости от вашего продукта вам может потребоваться больше или меньше разделов для гайдлайна.

Если продукт будет расширяться, то дизайн-система обязательна. На проектах поменьше все зависит от желания заказчика, так как создание дизайн-системы требует дополнительных трудозатрат. На всех проектах мы собираем UI-kit со стилями шрифтов, цветами, иконками, кнопками, состояниями и передаем заказчику.

Екатерина Токмакова, Арт-директор в Heads and Hands
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда