Как улучшить сканируемость контента и сделать его более читаемым
The UX Collective рассказали об основных паттернах чтения и поделились рекомендациями по улучшению сканируемости контента. Адаптированный перевод материала от продуктового редактора Александра Марфицина.
Если нам нужна информация, мы её гуглим. Затем сканируем название и описание, а когда попадаем на подходящую страницу, ищем подсказки в содержании. Пытаемся понять, стоит ли её читать полностью.
Такое информационно-поисковое поведение можно сравнить с поведением хищников. Дикие животные ищут пищу, чтобы выжить. Люди ищут информацию, чтобы утолить всё возрастающий информационный голод. Эксперты по юзабилити и когнитивные психологи называют это эффектом «информационного запаха» (the information scent effect).
Пользователи оценивают, сколько полезной информации они получат и после поиска сравнивают фактический результат с прогнозом. Когда «информационный запах» ослабевает, люди переключаются на другой источник информации.
Вот почему мы сканируем информацию. Мы не ленивы, просто наш мозг устроен так, что с помощью наших инстинктов он старается решить проблему как можно быстрее с наименьшими затратами энергии. Нет борьбы между ленью читателя и вычурным содержанием, это вопрос эмпатии.
Вам нужно придать форму своему содержанию
Это поможет пользователям выслеживать «информационный запах» и получать максимальную отдачу от вашего сообщения. Мы расскажем об основных читательских паттернах и поделимся рекомендациями по усилению «информационного запаха» в вашем контенте.
4 основных паттерна сканирования
С 1997 года самым популярным паттерном чтения считался F-паттерн. Но с развитием интернета и гаджетов многое поменялось. Теперь NN/g выделяет 4 основных шаблона, по которым люди сканируют информацию.
1. F-паттерн
Пользователи используют этот паттерн при больших объёмах текста без форматирования:
Это похоже на настоящую текстовую стену. Делать её — самая распространённая ошибка при создании контента, людям такие материалы кажутся непривлекательными Поэтому они сканируют слева направо сверху, затем сверху вниз в начале предложений. Только если некоторые слова кажутся им релевантными, они читают дальше.
2. «Пятнистый» паттерн
Читатель глазами перескакивает из одного места на другое, ищет ключевые элементы или руководствуется выделенными фрагментами:
Такой паттерн хорошо поддерживает сканируемость информации, добавляет тексту визуальный ритм. Но он всё ещё далёк от идеала. Читатели будут перескакивать с одного «жирного» предложения на другое в поисках конкретного ключевого слова, а не читать материал последовательно.
3. Паттерн «слоёного пирога»
В этом случае читатель сканирует не слова по отдельности, а целые фрагменты текста:
Этот шаблон помогает считывать заголовки, а затем сканировать соответствующую часть текста. Так пользователи могут читать больше. Но это не лучший паттерн.
4. Паттерн «приверженности» или «обязательства»
При таком сценарии люди последовательно просматривают содержимое. Они читают слово за словом, потому что материал кажется им сбитым и цельным. Такой шаблон можно считать лучшим для улучшения сканируемости контента:
Этот паттерн — цель любого писателя. Нужно усилить «информационный запах» вашего контента не только направляя взгляд на искомые ответы, но и доставляя ключевые сообщения.
Как усилить «информационный запах» контента
Чтобы достичь паттерна «приверженности» для последовательного сканирования контента, нужно:
- Делить содержимое на фрагменты
- Сразу загружать ключевую информацию
- Создавать визуальную иерархию
- Снизить отвлекающие факторы
О каждом из этих пунктов подробнее.
Делить содержимое на фрагменты
Как вы заметили в примерах выше, 3 абзаца из 3 строк намного лучше, чем 1 абзац из 9 строк. Поэтому:
- Используйте подзаголовки как можно чаще. Сделайте их значимыми и укажите в них важную для читателя информацию.
- Пишите короткие предложения. Разделите идеи на несколько простых предложений вместо сложных с запятыми.
- Делайте короткие абзацы. Держите их в пределе 2-5 строк.
- Разбивайте абзацы на списки. Маркированный и нумерованный списки помогают создавать короткие предложения и увеличивают время чтения.
Быстро загружайте ключевую информацию
Сначала ответьте на вопрос пользователя, затем переходите к деталям.
- Правило двух. Внимательно следите за тем, что написано в первых двух абзацах. Затем в первых двух строках, далее в первых двух словах предложения. Если они зацепят внимание читателя, он продолжит сканировать материал.
- Добавьте выжимку материала в самом начале. Чтобы пользователи сразу поняли ключевую идею и убедились, что статью стоит читать.
- Добавьте оглавление со ссылками на подразделы. Они описывают ваше содержание и помогают человеку сразу перейти к нужной информации.
- Задайте иерархию контента. Ответьте в первых двух абзацах: что, когда, кто и где. Затем вникните в «почему», сохранив дополнительные детали.
Создайте визуальную иерархию
Размер текста, цвета и отступы жизненно важны для понимания, как одна часть контента соотносится с другой. Это помогает читателю понять, на что обращать внимание в первую очередь.
- Типографика. О ней хорошо написано в материале Canva. Самое главное — сохранить и передать с помощью типографики порядок чтения.
- Ключевые идеи с полужирным начертанием направляют читателя по всему тексту, снабжая наиболее важной информацией. Используйте полужирное начертание в меру, не стоит выделять больше, чем одно предложение в каждом абзаце.
- Значимые изображения дополняют ваши идеи и предлагают продолжить изучение. Не используйте их как декоративные элементы — они могут украсть внимание читателя.
Снизьте влияние отвлекающих факторов
Аккуратно используйте следующие элементы:
- Выровненный по центру текст. Он нарушает поток чтения и люди сканируют только его. Например, когда читаем новости, то часто обращаем внимание только на заголовок и крупные цитаты.
- Цветные «пятна». Они легко привлекают внимание, но, как и отцентрованный текст, отвлекают от основного потока чтения.
Сканируемый контент в целости и сохранности доставит ваши ключевые послания. По предыдущим рекомендациям вы поняли, что вам не нужно создавать яркий контент. Нужно понять паттерны чтения и усилить «информационный запах». Это вопрос понимания привычек людей.
Больше о пользе контента для продукта в моём Телеграм-канале «Инструменты редактора», блоге на Medium и ежемесячной рассылке. За наводку на статью спасибо Михаилу Хананашвили.
Спасибо за перевод и за инструменты!
"Главред" достаточно неоднозначен, хотя и помогает: всё зависит от выбранного стиля изложения. Для сухих выжимок и информирования — инструмент практически идеален. Также есть полезный русскоязычный сервис "Орфограммка".
Спасибо. Да, согласен. Но я «Орфограммку» больше для выявления ошибок использую, а не «читаемости» :)
В ней здорово подчёркиваются однокоренные и прочие именно корректорские правки, да. Однако они тоже влияют на читаемость и на скорость восприятия.
А про Grammarly хочется добавить, что лучше для себя инструмента так и не нашёл: уже лет восемь или больше пользуюсь, причём бесплатной версией.
Что интересно - этот текст я пролистал.
Хорошая заметка, спасибо! Коротко и по делу, при этом с обоснованием, с истоками. Круть.
Да, ребята хорошо написали, я только перевёл :)
Кайф, спасибо!
Спасибо!
Комментарий удален модератором