{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как объяснить задачу дизайнеру: бриф, ТЗ, интервью

Если вы обращаетесь в компетентную дизайн-студию или к опытному дизайнеру-фрилансеру, то перед разработкой дизайна вас обязательно попросят описать цели и задачи будущего дизайна.Чтобы понять, что вообще нужно делать, дизайнеры должны понять, зачем они это будут делать. Постановка целей и задач — основополагающий этап в разработке дизайна. Без него нет смысла что-то начинать.

Как правило, целями дизайна служат цели вашего бизнеса: увеличение прибыли путём увеличения запоминаемости компании, выделение бизнеса среди конкурентов, удержание потенциальных клиентов на сайте, доведение их до покупки и т.д.

Также клиент, который обратился к дизайнерам как владелец бизнеса, имеет полное право поставить личные задачи дизайнерам: «Хочу, чтобы было круто!» или «Не используйте синий цвет, моя жена его не любит» и т.д. Обратите внимание, что обычно заказчик дизайна не компетентен в этой сфере, поэтому его пожелания и советы могут испортить конечный результат и повлиять на достижение целей.

Если клиент обратился к ответственным дизайнерам, то они постараются переубедить вас использовать ваши ошибочные пожелания, чтобы сделать максимально эффективный и эстетичный дизайн.

Что такое бриф, ТЗ и интервью. Их отличия

Чтобы задачи, которые ставит клиент перед дизайнерами, наверняка выполнялись, их нужно чётко сформулировать и задокументировать. В этом помогают такие документы, как техническое задание (ТЗ) или бриф.

Бриф — это небольшой документ, похожий на опрос для клиента. В нём в форме «вопрос-ответ» раскрываются основные ответы на вопросы, которые важно знать дизайнерам перед выполнением своей работы. Например, при выполнении логотипа надо знать:

  • Какое название будет в нём использоваться;
  • Есть ли альтернативные названия для дополнительных версий логотипа;
  • На каких носителях будет использоваться логотип;
  • Какие у вас пожелания и т.д.

ТЗ — это более подробный и большой документ, где описываются технические характеристики дизайна. Если делаем сайт, то описываются все необходимые функции сайта, количество страниц, их объём, цели, задачи сайта или отдельных страниц и другие технические требования. Если делаем заказ, например, в типографии, то в ТЗ прописываются размеры изделий, плотность бумаги, тип бумаги, количество изделий, количество цветов при печати, дополнительные функции печати и т.д.

Грубо говоря, бриф — короткий документ с описанием задачи, а ТЗ — подробный документ, описывающий также технические подробности. Бриф вы можете заполнить самостоятельно, если менеджер или дизайнер отправит вам ссылку на него, например, в Google Forms, а вот ТЗ рекомендуется составлять, общаясь с исполнителем дизайна, и по его шаблону документа ТЗ.

Интервью — это способ заполнить бриф или ТЗ через диалог между заказчиком и исполнителем, что более эффективно благодаря живому общению, где в любой момент можно что-нибудь переспросить или задать дополнительные вопросы.

Советы по заполнению брифа или ТЗ

В идеале, дизайнер уже имеет список нужных для понимания задачи вопросов. Также он сам предлагает оптимальный способ получения ответов на них. Если же дизайнер не задаёт вам никаких вопросов, проект вряд ли будет успешным.

Можно не готовиться к брифованию или интервью, если вы достаточно хорошо знаете свой проект. Если же вы не знаете, с какой целью заказываете дизайн, какие проблемы он должен решить, какие особенности есть у вашего бизнеса и чем он отличается от конкурентов, то советую сначала обдумать концепцию своего бизнеса или даже написать бизнес-план. Потом смело идите к дизайнеру.

Если всё-таки вы хорошо знаете свой бизнес, но некоторые его особенности требуют уточнения, то записать их перед беседой с дизайнером лишним не будет.

Для того, чтобы дизайнер понял, что от него требуется, а вы могли сопоставить его результаты со своими требованиями, вы должны хорошо разбираться в своём бизнесе и осознанно подходить к заказу дизайна.

Несколько советов, как отвечать на вопросы брифа или ТЗ

  • Никогда не отвечайте на вопросы общими фразами. «Хочу, чтобы было супер круто», «Хочу, чтобы все удивились», «Хочется бомбу!» — эти фразы ничего не скажут дизайнеру о проекте. Пытайтесь конкретизировать свои требования: «Хочу ярко», «Нужно, чтобы заголовок был на первом месте», «Думаю, тут подойдёт неоновый стиль» и т.д.;
  • Если вы не поняли какой-то заданный вам вопрос, то не стесняйтесь переспрашивать. От того, насколько правильно дизайнер поймёт задание, зависит успешность проекта. Поэтому в ваших же интересах как можно лучше описать задачу и требования;
  • Старайтесь ответить на все вопросы, не игнорируя их. Вам может показаться, что некоторые вопросы не касаются дизайна, и вам можно на них не отвечать, но если эти вопросы есть в брифе или ТЗ, значит они важны для дизайна. Не спорьте с профессионалами;
  • Отвечайте на вопросы как можно более развёрнуто. Если вы заказываете, например, айдентику или рекламу, где важны эмоции, то постарайтесь использовать эпитеты, чтобы дизайнеры поняли, какие эмоции должен вызывать дизайн;
  • Игнорировать вопросы дизайнеров нельзя, но можно добавить свои мысли насчёт проекта. Например, если вы заказали сайт для ресторана, то вы можете уточнить, нужно ли вам организовать фотосессию для персонала или блюд из меню.

Личный опыт

По опыту скажу, что работа по хорошо заполненным брифу или ТЗ сокращается на часы или даже десятки часов. Благодаря этому я намного лучше понимаю задачи и требования клиента, что позволяет выполнить проект почти без правок и без долгих согласований.

Ключ к успешности проекта — взаимопонимание дизайнера и заказчика, а лучшее средство для этого — грамотная коммуникация.

Спасибо за прочтение, но и вы выразите благодарность:)

Чтобы выразить её, перейдите и подпишитесь на мои соцсети, для меня это очень важно.

Мой блог о дизайне с рубриками, проектами и многим другим;
Статьи для недизайнеров и владельцев бизнеса.

0
1 комментарий
Станислав Калашников
Не спорьте с профессионалами

Типичный заказчик:
— Ты чё, братан, охуел? Я тебе с барского плеча на дошик отвалил, а ты мне ещё указывать будешь?! Давай меня тут не учи, ебашь, что сказал. Я в Бизнес Молодость два ляма забашлял не для того, чтобы меня тут всякие учили.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда