{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайн упаковки лекарств: как таблетки помогли нам придумать шрифт для цифр и получить самую престижную премию мира

В этом году мы, Repina branding, взяли золотую награду на международном конкурсе дизайна упаковки Pentawards. Рассказываем, как мы создавали проект для фармацевтической компании Canonpharma, который занял первое место на престижной премии дизайна и упаковки и получил «Best of Behance».

Мы поделимся не только тем, как делать дизайн, но также как анализировать задачу клиента и создавать работающую систему.

В нашей профессиональной деятельности дизайнерам важно получать награды, и особенно ценятся международные премии и конкурсы, потому что они показывают совершенно другой — мировой — уровень дизайна.

Для дизайнеров очень важна эта высокая оценка, потому что она не только показывает уровень профессионального развития, но и работает как проверка себя на соответствие мировым трендам и потребностям в сфере дизайна. В 2019 году мы уже получали награды серебро The Dieline и бронзу Pentawards за упаковку средств для зубов, но, конечно, мечтали о фестивальном золоте.

Предсказать на старте, что проект конкретного заказчика будет фестивальным, невозможно, но в процессе иногда становится понятно, что конкретная работа агентства сильно отличается от других и ее стоит отправить на конкурс.

Какой дизайн получает награды на премиях

Мы проанализировали, какие дизайн-проекты чаще других становятся призерами премий и фестивалей. И это два типа проектов:

  • очень красивые проекты со сложными форм-фактором и производством; когда смотришь и понимаешь «я бы тоже так додумался, но не сделал бы так красиво»
  • простые проекты из разряда и «я бы сделал так красиво, но не додумался». Но за простотой проектов всегда стоит большая задача дизайнера по переосмыслению, работе с функциональностью и юзабилити, а также по пониманию того, как этот дизайн будет каждый день использоваться в реальной жизни.

То есть у конкурсных проектов должна быть понятная структура и четкая идея, которая будет просматриваться во всей работе. Априори это должно быть красиво. Но недостаточно сделать просто красивый дизайн, для победы в конкурсе он должен:

  • быть новаторским с точки зрения стиля, графики и в контексте подхода к дизайну;
  • отличаться от того, что привычно в этой категории на рынке, и суметь по-новому решить проблему конкретную проблему потребителя с функциональной точки зрения.

Как все было

К нам обратился клиент — фармацевтическая компания Canonpharma production. Они пришли к нам за разработкой единого дизайна дженериков (аналоги существующих лекарств с теми же действующими веществами, но по более доступной для покупателя цене).

Проблема дженериков в том, что, в отличие от брендовых лекарств, дизайн их упаковки настолько нейтрален, что их невозможно отличить друг от друга. Полка с дженериками в аптеке выглядит безлико, и покупатель теряется и не понимает, что ему лучше взять.

Проблема: дженерики выглядят безлико, не отличаются от конкурентов, компании сложно вводить новые препараты и создавать дизайн упаковок.

Задача: разработать цельную систему дизайна упаковок для дженериков Canonpharma, которая позволит вводить новые препараты, создавать новые линейки с фармакологическими группами, и все это должно быть легко и при этом выделять их среди всех конкурентов. Цель компании: сделать лекарства доступными с помощью технологий. В процессе работы над этим проектом мы крутили у себя в голове: «Доступность, удобство и технологичность».

Шеф, все пропало

Половина успеха в дизайне — это не рисование, а аналитика и полное погружение в решение задачи. Сейчас мы расскажем, как проводили анализ проблемы клиента и к чему это нас привело.

В начале работы мы провели большое исследование уже имеющейся продукции и ее упаковки в компании. Всего в линейках дженериков было более 100 SKU (stock keeping unit — это складская единица товара), их надо было отсортировать по видам концентрации действующего вещества, чтобы понять, какая система используется в дизайне сейчас и как можно ее улучшить и видоизменить.

Система была, но ее не было

Линейка дженериков Canonpharma выглядела вот так

Мы распределили лекарственные средства по 8 категориям, изучили каждую из них и проанализировали, как внутри нозологической группы меняется дизайн и как он зависит от принадлежности к конкретной категории.

На старте показалось, что есть некая внутренняя система и логика, но позже мы убедились, что ее нет.

Старый дизайн препарата Розувастатин Канон

Посмотрите на это лекарство из группы «кардиология», все выглядит логично: основной цвет красный, указывает на принадлежность к нозологической группе, дополнительный синий цвет отвечает за препарат, цвет концентрации наследуется отсюда и должен наследоваться на все виды дозировки конкретного препарата. Но при дальнейшем анализе мы поняли, что в дизайне остальных препаратов что-то пошло не так.

Другие лекарства в «кардиологии» обозначаются уже не только красным, но и другими оттенками, а дополнительные цвета есть и в других категориях. А красный встречается не только в «кардиологии», но и в других категориях и в других оттенках:

Разброс цвета в препаратах из группы кардиология

В общем, оказалось, что система только видимая и надо все полностью переделывать. Давайте конкретно расскажем, что пошло не так.

В процессе анализа мы выявили три основные проблемы:

1. Основные цвета всех категорий не были унифицированы, встречались пересечения по цвету и даже градиент. По идее у каждой из 8 категорий лекарств должен был быть свой цвет, а на самом деле они использовали 14 цветов и при этом весьма хаотично.

Мы проанализировали все категории и нашли, какие цвета используются одновременно в нескольких:

2. Цветовая схема основных и дополнительных оттенков. Например, красный в «кардиологии» отвечает за группу, а дополнительный синий — за дозировку действующего вещества. Но проблема в том, что синий используется не только в «кардиологии», а встречается в 28 разных оттенках в других группах и как основной, и как дополнительный цвет.

3. Последняя проблема — цвет дозировки действующего вещества. Например, в «кардиологии» этот цвет наследуется от дополнительного синего цвета:

Но где-то появляется градиент, где-то — новые неожиданные цвета, а где-то — новая дозировка, и для нее не находится промежуточного цвета. Сложно масштабировать эту систему.

Все сложно, но надежда есть

У каждого лекарства в линейке дженериков была какая-то своя логика построения упаковки. Мы презентовали этот анализ клиентам, они убедились в том, что надо менять подход к упаковке принципиально, и доверили разработку нам.

Поняли, что в первую очередь надо придумать не просто дизайн упаковки, а работающую систему, в которой можно будет легко создавать новые упаковки для новых лекарств, дозировки и категории. Было много промежуточных вариантов, где мы пытались нащупать идеальное решение. И через разные концепции и подходы пришли к варианту, который и взял золото на Pentawards.

Дизайнеру не стоит бояться выдвигать новые гипотезы и отбрасывать неудачные решения, потому что именно они помогают сделать правильные выводы и по крупицам собрать идеальный вариант.

Три концепции

1. Абстрактный паттерн и отвлекающие буквы

Суть идеи:

Мы решили пойти от цвета и задали для каждой группы свой цвет, а также поместили на упаковку первую букву названия группы, например: К — это кардиология, П — психиатрия и Э — эндокринология. Для каждой группы также сделали абстрактный паттерн, который отвечал за группу визуально.

В процессе разработки этого варианта нам казалось, что абстрактная графика позволяет идентифицировать группу, дополняет принадлежность лекарства к ней, подчеркивает индивидуальность и добавляет технологичности всему дизайну.

В чем минус концепции:

Мы поняли, что концепт нерабочий, потому что не решает задачу клиента.

На первый взгляд, элементы могут показаться функциональными, но по факту они свою роль не выполняют, потому что не помогают покупателю и провизору отличать дженерики друг от друга.

Например, все лекарства одной группы выглядят практически идентично за счет одного цвета и похожего дизайна. Различить их можно будет только по названию, а информация о дозировке написана так мелко, что придется сильно приглядываться.

Иконки-паттерны выглядят абстрактно и тоже не помогают, а скорее запутывают. К тому же не для каждого человека будет очевидно, что буква «К» на упаковке означает, что это лекарство из группы «кардиология».

Какой вывод мы сделали:

Использование цветов помогает указать на принадлежность к группе.

2. Менделеев и полусферы

Суть идеи:

Мы вдохновились таблицей Менделеева и вынесли крупными буквами на упаковку сокращенное название препарата. Например, на упаковке препарата «Прегабалин» мы написали крупно Preg, а цифра 4 указывала на дозировку.

Концентрация действующего вещества также обозначалась количеством полусфер на упаковке, а цвет полусфер отвечал за принадлежность к одной из 8 нозологических групп препаратов. Например, фиолетовый — это «психиатрия».

В чем минус концепции:

Мы запутываем провизора и покупателя. Так, читая на упаковке крупное Preg, он может подумать, что это название лекарства, в то время как оно называется иначе. Это запутывает и отвлекает и точно не помогает лучше ориентироваться в разных лекарствах.

А еще здесь дублируется указание дозировки полусферами, цифрой рядом с сокращенным названием препарата и собственно точной информацией о концентрации действующего вещества на упаковке. Это избыточно и нефункционально. К тому же не все цвета хорошо ложатся на название, написанное черным шрифтом.

Какой вывод мы сделали:

Цифры помогают лучше ориентироваться в дозировке действующего вещества лекарственных средств, а деление по цветам помогает ориентироваться в группах препаратов.

3. Диджитальная шкала

Суть идеи:

На опыте предыдущих концепций мы поняли, что не на любом цвете будет хорошо смотреться черный шрифт, и добавили белую плашку под названием препарата. Для каждой группы использовали свой цвет, как и в предыдущих концепциях. Здесь основная задумка — показывать дозировку с помощью шкалы основного и дополнительного цвета: чем меньше дозировка, тем меньше полосок, и наоборот — шкала растет в зависимости от концентрации действующего вещества.

В качестве референса для этой концепции использовалась метафора «progress bar».

В чем минус концепции:

Мы поняли, что упаковка для лекарств не может быть слишком яркой, потому что сама сфера медицины определенным образом диктует особенности дизайна.

Другой нюанс заключается в том, что так как много препаратов внутри групп, то сложно подбирать сочетания цветов так, чтобы они контрастировали и хорошо друг с другом сочетались. Это отличный концепт для нескольких препаратов, но не для системы, где более ста препаратов и мы предполагаем, что их количество будет увеличиваться.

В будущем это приведет к тому, что компании придется искать новые сочетания, и это будет мешать масштабированию продуктовой линейки и быстрому созданию дизайна упаковок.

Какие выводы мы сделали:

Мы поняли, что нужно создать максимально масштабируемый без привлечения дизайнера вариант. Цвет для каждой категории все еще хорошая идея, но нужно дополнить эту идею чем-то, что добавит индивидуальности и узнаваемости.

Цифры, цвет и грани таблеток

Фишка финального варианта, который взял золото на Pentawards, не столько в дизайне, сколько в продуманной системе, которая позволит создавать упаковки для новых лекарств, будет легко адаптирована под 100+ существующих дженериков и позволит добавлять к ним сколько угодно новых лекарств.

Мы придумали систему, которая учла все минусы предыдущих концепций и полностью решила задачу клиента: сделать масштабируемую систему, которая позволит использовать ее на любом количестве препаратов, а дизайн будет выделять лекарства Canonpharma среди конкурентов и поможет покупателю узнавать лекарства, а провизору быстро находить их на полке и отличать от сотен других дженериков.

Схема выглядит сложной и даже устрашающей, но только на первый взгляд.

Три ключевые составляющих новой системы дизайна

  • Деление по нозологическим группам — конкретный цвет отвечает за каждую из 8 групп.
  • Деление по препаратам — индивидуальный номер у каждого лекарства в группе.
  • Деление препаратов по дозировке — еще одна цифра, которая зависит от количества действующего вещества в лекарственном препарате. То есть условно 8 мг — цифра 1, 16 мг — цифра 2 и т. д.

После того как мы продумали систему, перешли собственно к дизайну основного элемента упаковки лекарств — шрифта для цифр.

Шрифт для цифр должен был удовлетворять двум критериям:

1. Цифры должны быть хорошо читаемы и различимы издалека, чтобы и провизор, и человек, который покупает лекарства, легко считал любую цифру.

2. Цифры должны быть нетривиальными, с характером, ведь они станут главным элементом на упаковке. Вариант взять готовые цифры из наборного шрифта мы даже не рассматривали.

Финальный вариант дизайна цифр выглядел вот так:

В процессе создания шрифта для цифр мы оттолкнулись от дизайна самих таблеток. У них есть характерные скосы и линии, которые и легли в основу визуального образа цифры на упаковках:

Тут должна быть шутка о том, как «таблетки помогли придумать нам дизайн цифр»

Первая цифра на упаковке — это порядковый номер лекарства, а вторая после точки — дозировка.

И вот, что получилось:

А вот так наше лекарство выглядит среди конкурентов: лаконичный яркий дизайн выделяет продукцию Canonpharma на фоне других лекарств-дженериков.

Если сравнивать с упаковками конкурентов, то видно, как другие дизайнеры пытались решить аналогичную задачу. Но мы уверены, что идея с цифрами должна полностью перевернуть представления о дизайне лекарственных средств.

Именно поэтому наш дизайн новаторский: он меняет подход к оформлению дженериков, делает их узнаваемыми для потребителя и удобными для работы провизора.

Такой подход имеет ряд сильных преимуществ по сравнению с классическим дизайном:

1. Система, основанная на цифрах, позволяет транслировать совершенно новый современный подход к дженериковым препаратам, основанный на заботе о пациенте и максимальном удобстве использования

2. Любой дизайн можно повторить, кроме цифр. Эту идею можно закрепить за собой навсегда. Больше никто в фармацевтике не сможет использовать нумерацию

3. Система позволяет решить проблему пациентов, которые часто не могут запомнить название лекарства. Пользуясь препаратами от Canonpharma, нужно помнить только свою цифру в группе

4. Польза для врачей — проще сделать назначение пациенту

5. Удобство для провизоров — легко найти, запомнить и порекомендовать, когда покупатель спрашивает, препарат какой фирмы лучше взять

6. Дизайн позволит сэкономить ресурсы на внедрение и дизайн упаковки новых препаратов

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Fedor Novikov

Напомнило мне анекдот:
Капитан на корабле:
— Штурман, приборы?
— Шестнадцать, капитан.
— Что шестнадцать?
— А что приборы?

Это я к тому, что может быть фармацевту и провизору, работающим с этим брендом будет удобно быстро распознавать этот код, но покупателю глубоко по барабану что эти цифры означают

Ответить
Развернуть ветку
aleksey sergeev

Согласен, пришел человек в аптеку, видит на полке название лекарства, которое ему выписал врач и огромные цифры. Что они означают — загадка. Это точно то, что ему нужно? Ему ведь нужен просто аспирин, а не 58.2 аспирин. Чтобы разобраться не нужном потребителю шифре дизайнер советует ему прочитать эту статью.

Ответить
Развернуть ветку
Invictus Domini
Мы поняли, что упаковка для лекарств не может быть слишком яркой, потому что сама сфера медицины определенным образом диктует особенности дизайна.

Мне это утверждение показалось самым спорным местом материала.

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Мукин

Логика нумерации понятна, цифры пожалуй третий по простоте считывания вид информации (после цвета и формы), который к тому же даёт гораздо больше вариантов. Но проблемы всё равно на мой взгляд имеются:

– Использование более чем двух цифр ведёт к путанице, особенно когда их смысл разный. 22.1 или 21.2 мне там нужно было? К тому же разных дозировок вряд ли бывает больше пяти, и надобность цифр пропадает. Плюс у вас начинают мешаться понятия — дозировка в миллиграммах и дозировка «по номеру». 2мг может быть дозировкой №1, что тоже не добавляет ясности.
Решение: цвет уже использован в группе — но форма свободна. Поэтому для дозировки лучше подойдёт идея полукружочков из варианта с «менделеевым» (или любая другая графика, обозначающая «больше» и «меньше»), только не надо так крупно на всю коробку (см. придирку №2). К тому же избавляетесь от мешанины визуальных весов цифр.

– Акценты кажутся расставленными странно. Символьность и система всегда только помощь, главный идентификатор лекарства — его название, и оно должно быть крупнее и контрастнее. У вас же числа явно самые заметные, название лекарства написано даже не акцидентным (на такой упаковке) черным, а всё тем же цветом что и огромная цифра.

– Цвет сложно воспринять как «информацию». Есть красное лекарство 14, и есть зелёное лекарство 14. Для такой важной системы идентификации было бы полезно дублировать цветовую информацию текстом — и тут у вас тоже была замечательная идея с буквами, к14 и э14.

– Выбор шрифта цифр существенно снижает читаемость. Особенно единичку узнать, когда она обозначает дозировку и становится меньше, довольно сложно.
Решается конечно просто заменой шрифта, хотя и стремление к уникальности понятно, просто кажется не верный был выбор сделан в сторону того, что взяли в итоге. Из проб шрифтов первый и последний по-моему подошли бы лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Мукин

Быстрый набросок, не такой красивый и аккуратный, но вроде бы решающий проблемы распознавания. И к символам дозировки можно еще сразу рядом написать граммовку

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Samsonov

Тарас вы отлично доработали идею ребят из repinabranding!!! Очень лаконично и понятно для потребителя!!!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бровко

Да, так гораздо лучше!

Ответить
Развернуть ветку
Дичь Петрович

Покупателям не пофиг на упаковку таблеток? Лишь бы помогли. Насчёт выделиться на полке - это ж не продукты, вы чё. А вот эти таблетки особо выделяются, возьму-ка их 😁Так-то молодцы конечно, развели клиента на бабки

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Nikiforov

Чз ЧБ? 

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Samsonov

.

Ответить
Развернуть ветку
Arartem

Каждый день прихожу в аптеку и выбираю лекарства на полке.
Мммм какая у амоксиклава красивая упаковка., надо взять.

Ответить
Развернуть ветку
Roma Schreibikus

- Давайте придумаем никому непонятную систему цифр, и выведем ее на самое видное место упаковки!
- Отличная идея!

Ответить
Развернуть ветку
Степан Краснов

«Если сравнивать с упаковками конкурентов, то видно, как другие дизайнеры пытались решить аналогичную задачу. Но мы уверены, что идея с цифрами должна полностью перевернуть представления о дизайне лекарственных средств.»

Вы перестарались и сделали систему для пациента сложнее. Если сравнивать с упаковками конкурентов, то там явно считываются названия препаратов, а это в первую очередь именно то, что нужно!

Идею с цифрами вы описали  в кейсе. В реальной жизни у человека, который пришёл в аптеку, нет этой легенды. Т.е. вы человека грузанули непонятной информацией для него. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Bodrov

«Именно поэтому наш дизайн новаторский: он меняет подход к оформлению дженериков, делает их узнаваемыми для потребителя и удобными для работы провизора».

Поставленные циферки на стандартную коробку препарата, на мой взгляд, никак нельзя назвать новаторством в дизайне. В других сегментах таких приемов вагон и маленькая тележка). Ну, а про логику использования концепта в реальной жизни уже написано. Потребителю назначенного препарата глубоко наплевать на графическое оформление коробочки.

Ответить
Развернуть ветку
А В

Круто, молодцы. Учитывая не простую иерархию ассортимента, при этом желание сделать просто и лаконично с цветом, цифрами - выглядит интересно.
Если учитывать, что цена будет доступнее благодаря технологиям, и продвижению через врачей, вполне может вызвать тренд у конкурентов, взять схему с нумерацией и для своих препаратов, это упростит структуру для всей ниши. Тогда врачам, можно будет называть просто номер, и дальше человек будет выбирать из цены и бренда в аптеке. 

Ответить
Развернуть ветку
Andy Ch

Сама графика с цифрами прикольная - если рассматривать это как графический элемент. Смущает, что к основному (и самому весомому, пожалуй) элементу - названию, добавились еще и цифры. Это как два заголовка для одного блока текста, но разные по стилю и оба болдом.
Другое дело, что тут надо определиться с первоочередной задачей - выделить для покупателя и провизора упаковку на полке или упростить считывание информации. Понятно, что хорошо бы и то и другое ))

ЗЫ А названия для лекарств конечно генерят адские. Наверное в соседней комнате с икеевскими генераторами ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Forium

Столько работы ради упаковки...
И при этом вряд ли столько же ради названия.
Имхо, идея №2 и вариант в комментах тут как-то понятнее и более запоминаюшиеся. Но основной вариант тоже норм, в целом.
Интересно, насколько вообще по факту дизайн упаковки препаратов важен. Всё равно их там тысячи и ты пришёл с бумажкой, на которой написаны названия и дозировка. + новые форматы аптек где нужную пачку выдаёт робот и их особо не видно. 

Ответить
Развернуть ветку
Дичь Петрович

А фармацевты инфу о таблетках по базе смотрят и сканером со штрих-кода считывают. Им об дизайнерские изыски глаза и мозг ломать некогда и ни к чему

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бровко

Норм. Для японцев сойдет. Но более нигде.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда