UX и «Точка». Как устроены продуктовые исследования
Звонят из банка с просьбой поучаствовать в исследовании. Как отреагируете? Кто-то пугается, кто-то не понимает, о чем идет речь. Мы решили рассказать, как устроены UX-исследования в Точке: благодаря им делаем банковские продукты для людей.
- UX-исследования — это способ сделать сервис полезным для реальных людей.
- UX-исследованиями занимаются продуктовые команды Точки, куда входят сами исследователи (как правило, психологи или социологи по образованию), а еще разработчики, продакт-менеджеры и дизайнеры.
- Любые исследования невозможны без участия действующих клиентов банка.
- Обычно исследование проходит в формате конфиденциального интервью, которое длится от 20 минут до часа и вознаграждается.
Сейчас в Точке идут масштабные исследования, связанные с изменением внешнего вида интернет-банка: хотим переделать его под потребности пользователей. Исследования первой версии заняли два месяца. Теперь параллельно будем вносить правки и продолжим запускать кабинет на новых пользователей, собирать обратную связь. Спрашивать, что помогает работать, что бесит. Больше фидбека — лучше результат, поэтому в ближайший год потребуется ваше активное участие.
Зачем нужны исследования
UX-исследователь — это человек, который строит мост между бизнесом и пользователями. Он выясняет, будет ли востребован новый продукт и как сделать существующий более удобным. UX-исследования появились, чтобы помочь бизнесу сократить расходы и увеличить прибыль, отталкиваясь от реальных нужд людей.
UX-команды есть во многих крупных компаниях. Их работа делится на два основных направления: поиск идей для новых продуктов и исследование существующих сервисов. В Точке мы решили сделать так, чтобы ни один продукт не выпускался на пользователя без UX-тестирования.
Многие знают, что Точка работает по холакратической модели. Вместо иерархической структуры люди делятся на круги по направлениям — круг Внутренняя среда, круг Взрослый бизнес, круг Бренд. Внутрь кругов, связанных с продуктом, мы поместили UX-исследователей. Так они могут полноценно погрузиться в продукт и следить за его развитием на каждой стадии.
По базовому образованию многие UX-исследователи — психологи и социологи. Методологическая база помогает им в работе, а развитые навыки общения делают беседу приятной.
Любое исследование невозможно провести без пользователей. Внутренняя статистика может дать гипотезы — например, показать, что люди часто куда-то заходят, но почему именно заходят, можно узнать только из развернутых ответов. И наоборот: интервью пользователей часто валидируют статистикой, чтобы понять, как часто встречается кейс отдельного клиента. Поэтому мы приглашаем участвовать в исследованиях текущих клиентов банка, ведь они пользуются продуктом каждый день.
Вторая трудность в разработке связана с тем, что банковские интерфейсы довольно сложные: нужно выводить на экран много данных, в том числе юридических. Поэтому хорошо тестировать интерфейсы на реальных данных клиента, чтобы он мог в них погрузиться и проверить, все ли легко найти. Наша задача — сделать банк для предпринимателей максимально простым, интуитивно понятным.
Вот, например, действующая версия приложения Точка X. Мы получили от клиентов фидбек, что в ней неудобно ориентироваться по событиям и разделять финансовые события и остальные.
После обработки обратной связи от клиентов мы решить сгруппировать информацию для быстрого поиска по событиям, добавили статусы, назначение платежа, фильтры по финансовым операциям и дополнительной информации. В будущем планируется добавить поиск и фильтры:
Кого ищут исследователи
Есть два основных типа исследований: пользовательское интервью и юзабилити-тестирование. В интервью мы изучаем потребность в том или ином сервисе. Юзабилити-тестирование помогает понять, удобно ли работать с уже существующим продуктом или прототипом, отсюда и его название.
Принять участие в интервью может не каждый. Под каждую задачу мы составляем базу клиентов, чей опыт был бы полезен. Ориентируемся на тип бизнеса, размер организации, продолжительность работы с конкретным сервисом. С избранными связывается координатор Точки. Размер базы варьируется от десяти человек до тысяч клиентов. Поэтому участие каждого респондента из десяти подходящих под параметры для нас очень важно.
Координатор задает уточняющие вопросы, чтобы убедиться, что человек нам подходит. Спрашивает, работает ли человек с этим инструментом самостоятельно, проверяет, активен ли его счет в Точке. Тех, кто проходит по всем критериям, приглашаем на встречу. Перед встречей звоним еще раз, чтобы убедиться, что все в силе.
До пандемии встречи проходили в офисе Точки или офисе клиента. Сейчас перешли в онлайн. Это сложнее — чтобы видеть друг друга, нужен Zoom или Skype, которые мы просим установить заранее. Во время исследования делимся экраном, даем удаленный доступ к сервису или скидываем ссылку на прототип. Просим человека выполнить какое-то задание в интерфейсе и озвучить, что он делает.
Как проходит беседа
Продолжительность встречи или видеоинтервью — от 20 минут до часа. Звоним в рабочие часы, по часовым поясам от Москвы до Екатеринбурга, потому что исследователи в основном базируются в Москве. Вопросы задаем подробные — важно уловить нюансы. Так как пользователи Точки — это предприниматели и компании, b2b-сегмент, поэтому перед разговором приходится глубоко погружаться в бизнес клиента. Вот пример того, что может интересовать исследователя:
- Почему компания подключила интеграцию с сервисом Точки
- Какие операции клиент выполняет при помощи продукта Точки
- Почему именно эти операции
- Сколько сотрудников использует продукт
- Как распределяются задачи сотрудников компании, которые работают с продуктом
Бывает так, что интервью срывается: люди просто забывают о звонке или опасаются рассказывать о своей работе. Иногда отменяется по три интервью в день, что сильно расстраивает UX-специалистов и тормозит разработку. Эта проблема не уникальна для Точки: многие наши исследователи сталкивались с подобным и в других крупных IT-компаниях. Делаем все возможное, чтобы снизить количество отмен: подстраиваемся под график клиентов, связываемся в удобном им видеосервисе, напоминаем о встрече заранее. За участие в интервью обязательно благодарим. Обычно это сертификаты на популярные сервисы — стриминг, доставка еды, такси.
Многие спрашивают, как мы заботимся о данных, полученных во время разговора. Политика здесь очень жесткая: все разговоры конфиденциальны, а персональные данные и записи бесед запрещено пересылать коллегам по исследованиям при помощи мессенджеров или внешних файлообменников. Вся информация хранится на внутреннем сервисе компании.
Что происходит после разговора
Все данные по каждому клиенту, все вопросы и все гипотезы, которые мы проверяли на этом тестировании, вносим в таблицу кодировок. Исследователь готовит отчет и обсуждает его вместе с продуктовой командой, куда входит продакт-менеджер, аналитик, дизайнер. Если задачей интервью было изучение нового рынка — решаем, будем ли выходить на новую аудиторию, с каким предложением. Если это юзабилити-тестирование — смотрим, в чем проблема, насколько она распространенная.
Для оценки частотности кейсов можем подключать количественную аналитику: изучаем статистику по аналогичным случаям. Но чаще смотрим на сами сценарии: бывает, что задача редкая, но важная, а выполнить ее в интернет-банке не получается. Скажем, нужно человеку сформировать платежку, и это первоочередное действие для целой цепочки, но выясняется, что кнопка для платежки спрятана в четвертой вкладке на пятой странице. Здесь, очевидно, есть проблема несовпадения ценности задачи для клиента и способа ее выполнения.
Все проблемы, выявленные в результате исследований, ранжируются — по критичности для бизнеса, по стоимости реализации. Затем что-то забирает себе дизайнер, что-то продакт-менеджер, что-то берут разработчики. Важно определиться не только с тем, будем ли вносить изменения, но и понять, в каком виде — ведь даже для одной кнопки существует несколько десятков вариантов расположения и цветов и названий. Кстати, названия кнопок и все другие тексты тоже не возникают сами — за них отвечает UX-редактор.
Резюме:
- Звоним своим клиентам только по делу — чтобы сделать продукт или сервис лучше
- Все интервью конфиденциальны, а данные хранятся в безопасности на внутренних серверах компании
- Вопросов будет много, но интервью не может длиться больше часа
- Ответы используются только для разработки и улучшения продуктов специалистами продуктовой команды
- За участие в исследовании дарим сертификаты на популярные сервисы
Я всегда топил за Тинька, пока оборот не вылез за миллион в месяц. А после оказалось, что тогда уже Точка становится гораздо интересней по тарифам. И уже после перехода - обнаружил что ещё и интерфейс круче, в мелочах. Так держать ребята, отличный UX у вас.
Вот никак не пойму у меня эти долбанные стикеры всегда на полу с утра валяются))) как они у них так держатся)))
Надо отрывать не снизу вверх, а сбоку по горизонтали, тогда при приклеивании на поверхность стикер не будет скруглен там где клей и будет держаться лучше, ну и сама поверхность для записи не будет задираться)
Точка - мегабанк ) Спасибо вам )))
красавцы =)
Суперкрасавцы =)*
Трелло в точке?
Нет, трелло это канбан доска а у них на стикерах скорее всего CJM
“Принять участие в интервью может не каждый. “
Гениально! Другие гоняются за пользователями, а вы ещё не каждого берёте, кто бесплатно согласился потратить на вас время.;)))
В статье пишем о том, что участие небесплатно: «За участие в интервью обязательно благодарим. Обычно это сертификаты на популярные сервисы: стриминг, доставка еды, такси». :-) Причём часто клиент может сам выбрать то, что ему больше нравится.
Нам действительно важно, чтобы в исследовании принимала участие релевантная предмету исследования аудитория. Для каждого тестирования есть определённый скринер с требованиями.
Кто ранжирует и раздает решения проблем? Продакт?
Сейчас модно писать про UX, но частенько он идет в отрыве от CX как более полной картины отношений клиент<->бизнес.
UX это, так сказать, клиент<->приложение<-бизнес
Про UX/CX.
Работа исследователя в Точке не ограничивается только интерфейсом или приложением. Стараемся мониторить все соприкосновения клиента с Точкой, передаём информацию о проблемах соответствующим кругам, исследователи следят за тем, чтобы решение вопроса не продолжалось.
Про ранжирование проблем.
Это зависит от того, какое исследование проводилось и какие проблемы были выявлены. Например, если в ходе юзабилити-тестирования нашли проблемы во взаимодействии клиента с интерфейсом, то ранжирует эти проблемы сам исследователь. Если проявились какие-то «особенные» проблемы, клиент высказал интересные мысли, либо это был кастдев - исследователь всё это фиксирует и передает продакту.
Про предложения решений проблем.
Если проблемы лежат на таких уровнях UX, как непосредственно интерфейс, компоновка элементов на странице или экране, навигация по приложению, то исследователь может сам предложить решение. Если проблема лежит на уровне скоупа (набора фич, наличия или отсутствия функционала) или бизнес-стратегии, то решением этих вопросов занимается уже продакт самостоятельно, либо привлекая к работе исследователя.
"Стараемся мониторить все соприкосновения клиента с Точкой, передаём информацию о проблемах соответствующим кругам, исследователи следят за тем, чтобы решение вопроса не продолжалось".
Извиняемся. Конечно же, следим, чтобы все разрешилось :)
Имели в виду, чтобы решение вопроса продолжалось.
«Извиняемся»? Продолжительное время просим прощения?
Бесит, что в сентябре в чате оставила заявку, чтоб при выписке операций на каждой странице была маска карты. До сих пор не сделали и направляют в отделение банка за распечаткой. Из-за этого не могу доказать, что возвраты на карту не приходили.
Добрый день!
Напишите, пожалуйста, ваш ИНН в личные сообщения. Хотели бы разобраться в ситуации.
Зачем ИНН? Обращение N 20-09-23063, до сих пор никакого ответа. Возвраты так и не поступили от Joom и Aliexpress по нескольким покупкам, а приходить лично в офис за бумажной выпиской с печатью по каждой операции в 2020 году это как просить направить её мне по факсу.
Добрый день!
ИНН нужен, чтобы идентифицировать вас как клиента.
Также хотели бы уточнить, что работаем дистанционно, и все документы в бумажном виде отправляем службой доставки.
Будем ждать ИНН, чтобы скорее разобраться в ситуации. Если удобнее общаться в почте, то можно отправить информацию на [email protected]
Пока не написала здесь, мне никто не предложил отправить документы службой доставки, при этом отправить по e-mail тоже отказались.
Спасибо. Письмо получили.
Проверяем информацию.
Точка так себе последнее время. То что то там, само не подключилось, и поэтому не работает. То налоги посчитали неверно, из за чего влетел на пеню от налоговой. То нельзя с сейфом поработать из приложения. Короче хватает забот. Еще кормят этой Точка Х уже как год. Хотя не знаю, надо ли мне это. Я за 4 года в Точке, чаще баланс проверяю в приложении.
Добрый день!
Приложение "Точка X" запустили в мае этого года. Сейчас оно доступно в виде закрытого бета-тестирования. Совершенствуем его с каждым днём и стараемся максимально приблизить к функционалу интернет-банка. В новой Точке будет работа с сейфом, улучшенный сервис по работе с выставлением счетов и многое другое.
По поводу расчёта налогов и подключения сервисов.
Напишите нам, пожалуйста, ваш ИНН в личные сообщения. Сможем всё проверить.
Сделайте, пожалуйста, подготовку актов одним кликом по приходящей сумме, а не 7 кликов через поиск выставленного счёта (который не известно, оплачен или нет).
Добрый день!
Уже работаем над сервисом для выставления счетов. На данный момент реализовали статусы для каждого документа: "Оплачен", "Просрочено", либо "Не оплачен". Будет доступно в Точке X.
Идею по формированию документов из платежа унесли разработчикам. Подумаем, что можно сделать.
Пишу вам об этом с 2017 года, так что у ваших разработчиков там уже целая стопка )
Приложение одно, а аудитория разная по сегментам. Есть ли возможность настроить интерфейс и функционал под профиль компании?
Мы подошли к решению этого вопроса немного с другой стороны. Клиентов разделяем по сценариям использования приложения: какие операции чаще всего совершают, какими сервисами пользуются, сколько контрагентов, счетов, карт добавляют. По нашим наблюдениям, это зависит именно от размера, а не от вида бизнеса. При этом потребность в тех или иных сервисах у клиентов по большей части совпадает, но крупному бизнесу чаще требуется что-то специфическое.
Сейчас каждый клиент Точки видит только то, чем он пользуется. Например, если у клиента всего 1 компания, то мы не отображаем ему кнопку «Сменить компанию».
В планах реализовать возможность настраивать главную страницу, чтобы каждый мог самостоятельно принимать решение, какую информацию он хочет видеть, а какую — скрыть.
Точка - классный банк. Как только перешел к ним, был ошарашен отсутствием возможности выпустить карту к валютному счету. В тиньке такая функция была. Точка быстренько, за месяц, сделала это возможным. Спасибо большое за такую быструю реакцию на острые проблемы пользователей.
Исследовали, нашли боли пользователей, закрыли их. С респондентами снова связываетесь?
Всё зависит от того, что за задача.
Например: а) сначала было какое-либо исследование (интервью, опрос, наблюдение, анализ обратной связи от клиентов), обнаружили проблему. Дальше мы придумали интерфейсное решение. Вновь обратились к клиентам уже с юзабилити-тестированием этого решения;
б) в разработке или на редизайне находится сложная фича со множеством микро-сценариев. Первое юзабилити-тестирование выявило проблемы, мы их исправили и хотим провести повторное юзабилити-тестирование, чтобы убедиться, что всё работает отлично.
В этих случаях мы считаем, что стоит обратиться к клиентам повторно.
Когда можно обойтись без повторного обращения к клиентам?
Мы провели юзабилити-тестирование чего-то точечного, простого, несложного, нашли проблемы, исправили их, отправили в релиз и смотрим уже аналитику (как изменились показатели после исправлений, а также ориентируемся на обратную связь от самих клиентов).