Нужно ли молодой компании тратить деньги на упаковку и дизайн

Собрали три случая, когда без дизайна не обойтись, и три — когда он не нужен.

Когда вы запускаете новый бизнес, всегда есть выбор: заказать сайт у фрилансера на конструкторе Tilda, или обратиться в дорогое агентство. С одной стороны, новому бизнесу логичнее тратить все деньги на продукт. С другой стороны, в некоторых индустриях не получится запустить продажи без качественного сайта. А для него нужен и логотип, и фирменный стиль, и профессиональный контент: получается, ещё до старта бизнеса надо вложить в дизайн кучу денег?

В этой статье мы рассмотрим оба случая. Сначала обсудим несколько распространённых ситуаций, когда стартапу не обойтись без вложений в дизайн и контент. А затем приведём несколько примеров, когда тратиться на упаковку бизнеса нам кажется нерациональным.

Что такое упаковка бизнеса?

В этой статье мы будем относить к упаковке всё, что касается внешнего вида продукта, рекламных материалов и точек касания с клиентом. Например, в упаковку входит брендинг и айдентика, презентации, видеоролики, сайт.

Упаковка — это весь дизайн и контент, который сопровождает продукт и виден клиенту или вашим партнёрам.

Если вы уже точно решили, что бизнесу важно иметь сильный дизайн, но не уверены, с чего начать — с видеороликов или рекламных креативов — обратите внимание на одну из наших предыдущих статей. В ней мы подробно обсудили, с чего в малом бизнесе начинается дизайн. Если коротко: сильному продукту в первую очередь нужен брендинг, остальное элементы можно постепенно надстраивать на бренд как на фундамент.

Когда имеет смысл тратиться на дизайн и упаковку

Случай 1. Сразу нужен фирменный стиль, потому что очень много точек контакта

В некоторых стартапах большой объём клиентов или пользователей — это одна из ключевых идей бизнес-модели. Например, маркетплейс не будет зарабатывать, если на нём не совершают сотни тысяч транзакций каждый день. Сервис для аренды пауэрбанков тоже не будет иметь экономический смысл, если у него будет два десятка пунктов выдачи в Москве.

В стартапах, где продукт сразу важно тиражировать на большое количество клиентов, важно с первого дня проработать внешний вид всех точек контакта. Например, если у маркетплейса будет устаревший дизайн, а пункты выдачи пауэрбанков будут серыми и неприметными, это помешает продажам. Если выручки не будет, бизнес не начнёт развиваться.

В таких стартапах логично вкладывать деньги в упаковку с первого дня. Если не заниматься брендом и айдентикой с самого начала, а вложиться, например, через несколько лет, то менять внешний вид всех точек контакта будет дорого. Чтобы не переплачивать в будущем, логично вложить в дизайн сразу.

«Бери заряд» — компания, которая находится на стадии стартапа, но уже имеет фирменный стиль: логотипы, цвет, айдентику, шрифты. Автоматов по выдаче пауэрбанков уже больше 2 000 и каждый месяц они добавляют ещё 200.

Если не вкладывать в фирменный стиль в самом начале, а вложить попозже, то придётся сменить дизайн у тысяч забрендированных устройств.

Вкладывайтесь в дизайн, если вам важно сразу иметь продуманный фирменный стиль, чтобы масштабировать точки контакта.

Случай 2. Хочется казаться лучше или показать то, чего пока не существует

Часто в ритейле используют не фотографии вещей, а их рендеры — 3D-модели, рисунки и картинки, которые доведены до совершенства. Например, на сайте Apple и Samsung увидите не фотографии телефонов, а их модельки. Просто получить идеальную фотографию сложно, а картинку можно нарисовать именно такой, какая нужна в отделе маркетинга. Это работает не только с гаджетами: мы часто видим рендеры автомобилей, недвижимости и даже книжек и даже не задумываемся о том, что в реальности они выглядят не так идеально.

Поэтому в бизнесе, который продаёт физический продукт, важно уделить внимание дизайну и упаковке на самой ранней стадии. Красивые детализированные рендеры продают гораздо лучше, чем фотографии. Особенно если речь о продуктах, которые должны транслировать статус владельца. Качественные рендеры будут выигрышнее смотреться на современном лаконичном сайте, а для сайта нужен брендинг. Получается, если бизнес продаёт премиальный физический продукт, то в дизайн нужно инвестировать с первого дня.

Ещё есть стартапы, в которых продукт нужно презентовать на массовую аудиторию до того, как его изготовили. Например, если вы собираете деньги на Kickstarter на производство нового гаджета, то пока можете показать только картинки. Именно через изображения и дизайн вам нужно создать доверие и вызвать эмоциональный отклик у будущих покупателей, чтобы они решились купить несуществующую вещь.

Помните умные часы Pebble? Они собрали двадцать миллионов долларов на Kickstarter благодаря сильной идее и крутой упаковке: написали текст, подготовили рендеры и впечатляющий ролик. 

Если бы они не вложились в дизайн, то вряд ли смогли бы так ярко презентовать концепцию продукта.

Вкладывайтесь в дизайн, если хотите, чтобы продукт в маркетинговых материалах выглядел ещё лучше, чем в жизни, или просто продаёте то, чего пока нет.

Случай 3. Дизайн — часть продукта

В некоторых компаниях продукт неразрывно связан с дизайном. Это справедливо для большинства современных онлайн-сервисов. Например, если вы разрабатываете мобильное приложение, то понятная упаковка и сильный дизайн важны уже на старте. Прототип для исследований потребительских проблем или тестов гипотез вполне может быть собран в самом простом дизайне, но релизная версия массового приложения уже нет. Иначе предприниматели рискуют на старте проиграть конкурентам.

В офлайн бизнесе тоже бывают ситуации, когда дизайн — часть продукта. Как правило, это бизнесы из сферы услуг, которые создают для клиента некий опыт. Например, ресторан — это не просто вкусная еда, это экспириенс: вы обращаете внимание на интерьер, на опрятность персонала, на посуду. Всё это упаковка: ресторатору выгодно сразу потратиться на дизайн и открыть заведение с впечатляющим интерьером, а не с голыми стенами.

Не экономьте на дизайне, если уверены, что упаковка — часть продукта.

Когда нет смысла вкладывать в дизайн

Случай 1. Когда нужно запуститься максимально быстро

Часто в стартапах нужно выпустить продукт как можно раньше. Чем больше времени уходит на подготовку, тем больше шансов у конкурентов: они могут случайно или намеренно создать копию вашего продукта и запуститься раньше. Тогда им легче будет занять долю рынка и начать зарабатывать на ваших клиентах.

Как правило, сильный дизайн не создаётся в рекордные сроки. Если у вас стоит задача запуститься как можно раньше, нужно снизить требования к визуальной составляющей и не тратить слишком много денег на дизайн. Иначе вы рискуете разочароваться, затянуть процесс, создать стресс для себя и подрядчика.

Крутой дизайн не получится сделать быстро. Если нужно запуститься fast & dirty, выбирайте более дешёвую упаковку: фрилансеров вместо агентства, сайт на конструкторе вместо авторского дизайна.

Случай 2. Когда нет денег или на дизайн уйдут последние деньги

Если вы запускаете бизнес за свой счёт — без поддержки инвесторов или фондов, — вы экономите каждый рубль. В бизнесе нельзя рассчитать всё со стопроцентной точностью, поэтому какие-то статьи расходов обязательно вырастут. В итоге может сложиться ситуация, что на дизайн у вас остаётся слишком мало или не остаётся вообще ничего.

Безусловно, в такой ситуации не имеет экономического смысла тратить деньги на упаковку бизнеса. Дешёвый дизайн будет некачественным и, по сути, бесполезным. Если у вас есть последние сто тысяч рублей перед запуском бизнеса, лучше запустите рекламную кампанию.

Качественный дизайн стоит дорого. Если денег нет, займитесь упаковкой на следующем этапе: лучше потратить последние деньги на рекламу.

Случай 3. Дизайн не играет роли в первых продажах: они уже состоялись или обеспечены

Бывает, что дизайн в бизнесе вообще не играет роли. Например, если вы разрабатываете самый современный в мире турбореактивный двигатель, к вам придут все производители самолётов. Сайт, презентация и дорогой видеоролик не повлияют на их желание купить ваш продукт, поэтому тратиться на дизайн в таком бизнесе нет смысла.

Некоторые компании создаются ради конкретной сервисной задачи и работают только на одного клиента. Например, чтобы обслуживать логистику международной компании или помогать искать мерчендайзеров в крупнейшую национальную сеть супермаркетов. В таких компаниях даже необязательно иметь отдел продаж, поэтому дизайн точно не в приоритете.

Если вы понимаете, что первые продажи вам точно обеспечены без дизайна, не стоит тратить на него деньги. Возможно, у вас один из тех редких случаев, когда упаковка бизнеса не играет роли.

Выводы

По нашему мнению, молодому бизнесу или стартапу логично вкладываться в дизайн прямо на старте в трёх ситуациях:

  1. У бизнеса много точек контакта, он должен быстро масштабироваться. Лучше вложиться в фирменный стиль на старте, чтобы потом не переделывать.

  2. Продукт придумали, но пока не произвели: он ещё на производстве или его строят прямо сейчас. Чтобы формировать доверие с будущими покупателями, логично вложиться в дизайн: будут качественные рендеры и промо-материалы.
  3. Дизайн — часть продукта. Это справедливо для приложений, онлайн-сервисов и сферы услуг, например, общепита. Если приложение непонятное или у ресторана некрасивый интерьер — продуктом не будут пользоваться.

Но есть как минимум три ситуации, когда тратить деньги на дизайн в стартапе нам кажется нерациональным:

  1. Нужно запуститься максимально быстро. Крутой не сделают за два дня. Если не готовы ждать, нет смысла тратить большие деньги: выбирайте более дешёвые альтернативы.

  2. Нет денег или на дизайн уйдут последние деньги. Если перед запуском остались последние 100 000 ₽, лучше пустите их на рекламу: крутой дизайн стоит дорого, а дешёвый может быть бесполезен.

  3. Вы уже обеспечили себе первые продажи. Есть компании, где первые продажи не зависят от дизайна. Например, в сервисном бизнесе, который обслуживает международную корпорацию. Не тратьте деньги на дизайн, если он не поможет продажам.
0
19 комментариев
Написать комментарий...
Embacy

А так - как всегда, отличная статья, правильные и полезные для клиента мысли, апвоут!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry P.

Не эксперт, но я бы еще добавил b2b сектор к случаям, когда не нужно. В случаях, когда бизнес является конечным потребителем.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Popov

там же не люди, этим пользуются

Ответить
Развернуть ветку
Альберт

в b2b нет конкуренции? им не нужно раскручивать свой бренд? слишком обширное понятие

Ответить
Развернуть ветку
Embacy

"Как правило, сильный дизайн не создаётся в рекордные сроки" - мы готовы поспорить))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ляшенко

Да нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Пока ты делаешь "дизайн", твои конкуренты делают презентации, собирают деньги инвесторов и с продуктом, собранным на коленке, начинают наращивать базу, брать долю рынка. Если рынок новый, то есть шанс забрать конкурентам его большую часть, пока ты будешь выводить свою фирменную айдентику. 90-95 % стартапов из Восточной Европы на этом и горят.
Дизайн важен тогда, когда других особых отличий нет (например, ты очередной ноунейм-финтех)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ig Rm

Дизайн презентаций - тоже дизайн. И я не про красивые слайды, а про хорошую инфографику, продуманное разбиение контента, своевременное целевое предложение и т.п. Плохо оформленная презентация может стоить стартапу успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

У ЯндексаГо, конечно, ещё тот дизайн. Если современные тенденции - это азиатский фьюжн-апп, то да, он соответствует

Ответить
Развернуть ветку
Клим Сэйбов

Антон, поясните пожалуйста, что такое азиатский фьюжн-апп. Впервые сталкиваюсь с таким понятием.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Апп-матрешка, куда включены +- все сервисы, которыми занимается компания: от логистики до, например, кредитных продуктов и денежных переводов. Все это обернуто в яркую упаковку, что в итоге превращает АПП в попурри из ярких иконок и подразделов, которые отвечают за сервисы и дополнительные настройки. Часто в этом случае дополнительные настройки какой-либо услуги теряются, или доступ к ним затруднён, через интерфейс объединенного приложения. Яркий пример - это Grab

Ответить
Развернуть ветку
Ig Rm

Странная риторика, на мой (субъективный) взгляд, когда дизайн обсуждается как цель. Нужен или нет. Дизайн - это средство, по большому счету это способ коммуникации с потребителем (и в это можно включить все: юзабилити приложений, соответствие ожиданиям пользователя, если мы говорим о каких-то премиум вещах, презентации для стартапов, на стадиях когда надо продать свой продукт.). "Хороший" дизайн – это про то, что ты при первом взгляде понимаешь, что да, этот продукт/услуга/приложение - это то, что мне нужно. И когда понимаешь, что такое дизайн, вопрос "Нужен ли он здесь?", становится не актуальным.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Khamenkov

Отчасти верно. В дизайн не нужно вкладываться, если: 1. Денпингуешь рынок 2. У тебя на столько эксклюзивный продукт, что его покупают только за счет характеристик. 3. Единственное УТП - цена.

Но в остальных случаях  - и особенно не стартапе с "плохим дизайном"  - вы не сможете:
- Адекватно проверить "нишу", тк % конверсии будет ниже
- Выделиться на фоне конкурентов
- Обосновать цену продукта или услуги
и тп.  - те получите "среднюю температуру по больнице". После этого весьма проблематично сделать вывод  - заходит ваш продукт на рынок или нет.

Постулат о том, что хороший дизайн и делается долго - весьма относителен. Безусловно крупные студии берут внушительные суммы за разработку, но как правило, это деньги за адекватный клиентский сервис (аккаунт менеджер, планирование, чай-кофе =), а не за адекватный проработанный дизайн. Так как при всем при этом рисуют люди  - в том числе те, кто зарабатывает фрилансом в не стен студии. (У Лебедева вообще нейросеть рисует)

Хороший дизайн  - это долго, но не на стадии первичной отрисовки. Для профи создать фирменный стиль и тот же сайт на хорошем уровне для старта  - хватит недели - двух. (да ценник будет дороже, чем поделки на Тильде в 2-3 раза, но значительно ниже и быстрее, чем у студии) А вот дальнейшая работа над поддержкой дизайн концепции  - это работа в долгую (Все POS, баннеры, фото и тп...)
Дизайн  - это не просто один раз нарисовал и забыл. Это философия бренда и кропотливая работа по поддержке и доработке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Клава

Я всегда думала что в любом случае нужен в первую очередь, но потом прочитала комменты) С некоторыми я согласна

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда