{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Бумажка из бухгалтерии и UX

Что происходит, когда за проблему, с которой все давно смирились, берётся UX-дизайнер.

Когда нам что-то нужно от человека на сайте, всё вроде бы понятно: ставим всё простое и манящее, убираем всё лишнее и сложное, смотрим карты кликов и веб-визоры, тестируем гипотезы, находим оптимальное решение и выкатываем его.

Но в физическом мире нам тоже что-то периодически нужно от людей: чтобы они вытирали ноги на входе, возвращали на место тележку в супермаркете или оценивали качество обслуживания в окошке банка.

Конкретно наша проблема заключалась в том, что клиенты постоянно забывали отправлять нам подписанные документы после отгрузки наших настолок и тетрадей.

Более того, с этим сталкиваются все: от производителей шпал до дистрибьюторов кошачьего корма. Хотим мы того или нет, любая сделка должна быть закрыта актом, накладной или УПД: в общем, подписанным документом. Если документа нет, то есть потенциальные проблемы с клиентом или налоговой в будущем.

Чтобы документы возвращались с подписью и в нужное место, к ним иногда крепят небольшие вкладыши с напоминанием. Дело хорошее, но проблема в том, что все они выглядят примерно одинаково. К слову, мы когда-то использовали что-то очень похожее.

Когда сотрудник на стороне клиента видит такие бумажки по 50 раз в день, он перестаёт обращать на них внимание на третий день работы. И уже неважно, что там написано: напоминание не работает, а документы оседают в бардачках экспедиторов, в папках менеджеров и на столах бухгалтеров.

В какой-то момент нам надоело по 3–4 дня искать закрывающие документы в конце каждого квартала, и мы решили сделать заметный вкладыш с напоминанием, который будет подталкивать к нужным действиям.

«Ага. Только вот никакая бумажка не защитит от разгильдяйства и не гарантирует возврат документов», — скажет читатель.

Гарантий нет, и это правда. Но очень часто эта маленькая штуковина — единственный способ избежать потери документов. Поэтому мы решили выжать из неё максимум.

Шаг 1. Уточняем задачу

Когда начали советоваться с командой, то выяснили ещё два нюанса.

Сперва оказалось, что проблема не только в том, что документы не отправляют: часто их отправляют, но не туда, куда просит напоминалка, а на юридический адрес (в нашем случае это склад в 10 км от офиса). Стало понятно, что писать «отправьте сюда» недостаточно: нужно писать «отправьте не туда, а вот сюда».

Второй момент, который выяснили после пары экспериментов: любой слишком яркий вкладыш тоже не работает, потому что похож на рекламный буклет. Поэтому нам предстояло сделать его заметным, но не похожим на рекламу.

Шаг 2. Не даём пройти мимо

Итак, наш вкладыш должны заметить все, кто получил документы в руки. Сначала были попытки сделать что-то «максимально заметное и в лоб», но потом поняли, что текст от лица персонажа будет восприниматься лучше, чем просто надпись.

Благо, персонажей у нас на тот момент уже было полно в наших играх. Сначала взяли жирафа в «битом» и «не битом» виде.

Потом битый жираф показался чересчур ультимативным, и решили попробовать другого персонажа. В этот же момент вводим call to action, чтобы человек понял, что мы от него хотим.

Разница в мимике была не очевидна, поэтому нужен был кто-то более выразительный. В этот же момент поняли, что вкладыши с цветными элементами работают лучше. Решили вернуться к жирафу, оставив только одного персонажа для визуального контакта.

Шаг 3. Тестируем и усиливаем

Прикрепили новый вкладыш к накладной и сразу увидели, что рамка не работает: вырезают прямо по ней, и в итоге линия остаётся «за бортом», а вкладыш сливается с документом.

Решили добавить яркую рамку, чтобы гарантированно выделялась. А ещё добавили галочку к правильному адресу и уточнили формулировки, показав перед этим бухгалтерии и логистам.

Шаг 4. Вовлекаем во взаимодействие

В один прекрасный день наш юридический адрес «переехал» со склада в офис, и акцент на неправильном адресе был больше не нужен. К тому моменту документы уже забывали отправлять в разы реже, но всё ещё забывали. Поэтому, меняя «техническую» информацию, мы решили усилить вкладыш, добавив душевности и интерактива.

Даже у нас в команде нашлись скептики, которые говорили: «Да кто вам будет на вкладышах рисовать, со взрослыми людьми работаем». Однако только за первые три недели после отправки документов с новыми вкладышами никто ничего не забыл и не перепутал, а Галине стали возвращать вот такие экземпляры.

0
50 комментариев
Написать комментарий...
Николай Лобачев

Первый раз такое встречаю. Очень креативно! Представляю насколько приятно получить бухгалтеру такую бумажку, какой разрыв шаблона.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Сколько труда и ресурсов тратится на бесполезные процедуры... :( 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров

И не говори, брат

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Это ж для удовольствия, а не для работы. :) 
P.S. Жаль, часть про Drylabs.io на скрин не попала. :) 

Ответить
Развернуть ветку
_nevo

лучше один день потерять, потом за пять минут долететь.
благодаря этому подходу, предполагаю, ребята сэкономили (уже) много часов выбивания и ожидания закрывающих документов (и сэкономят в будущем).

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Это да — я не про ребят, а в целом про практику работы с «закрывашками» в Рф.

Ответить
Развернуть ветку
_nevo

а, ок! неправильно понял.
некоторые вещи приходится просто принять, но когда существует электронный документооборот — воешь от бессилия )

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Электронный документооборот же...

Ответить
Развернуть ветку
Степан Старченко

Звучит-то здорово, но пока что для большинства компаний это тёмный лес, поэтому многим приходится работать с бумажками. Это как наличка — неудобно, непрактично, но оч многие рассчитываются именно так

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин

Это не так. Большинство подключилось в СБИС/Диадок, чтобы сдавать отчетность в налоговую. Но многие даже не подозревают, что через них же могут подписывать документы.
У нас очень много контрагентов и, когда запрашивают оригиналы, мы в 90% случаев отправляем именно по ЭДО.
Почти все наши клиенты из регионов.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan U

Я сам из региона отправляю по ЭДО и очень многие из столицы отправляют именно бумажки и просят оригиналы :(

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Spivak

наличку сложнее отследить ;)
Поэтому многие предприниматели старой закалки предпочитают именно ее. Новое же поколение - топит за диджитализацию - удобно же.

Ответить
Развернуть ветку
Rabbit Rabbin

Знаете сколько раз видел ситуацию, когда две компании пользуются ЭДО, но сотрудники забывают спросить у контрагентов и все вместе весело уничтожают леса Карелии. Ну или совсем недавно была тупость: когда одни компании пользовались условным СБИСом, а вторые Диадоком и не могли обменяться. Благо сейчас появился роуминг.

Ответить
Развернуть ветку
Уоррен Баффет

Просто детские болезни...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

Как контрагент БУ подтверждаю, ЭДО у них есть )
Но, видимо, у многих из из контрагентов его нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

вот с языка снял!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiia Suiasova

Работала в бухгалтерии, как человек в теме могу сказать, что вы лапочки и очень креативно подошли к вопросу
(ибо реально было капец как долго доки вытаскивать иногда)

Ответить
Развернуть ветку
Cojes

Думаю так даже лучше будет

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гончаров

Битый или не битый?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Букаев

Битый жираф особенно креативно! Классный кейс!

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Кругликов

"Никто ничего не забыл" это значит документы стали возвращать 100% партнёров? А сколько раньше возвращали? Без цифр сложно оценить результат.

Ответить
Развернуть ветку
Alex D

Вот бы ЭДО еще везде был и не перекидывать бумажки изо дня в день, особенно на удаленке (мысли вслух, понимаю что не везде и не всегда работает, но блин...)

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

ЭДО позже сделают почти обязательным, все перейдут 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Скорей бы

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

А могли бы просто организовать забор почты с юрадреса. К слову, который для того и нужен, чтобы на него отправляли.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

Можно даже не забирать, а написать заявление в почтовом отделении на пересылку на нужный адрес. Сейчас кстати эта услуга бесплатная стала. Только судебные письма пересылать не будут, а все остальные нормально придут.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Классно придумано. 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Агонь!!! Очень круто! Люди реально рисуют смайлики, это так классно) И Галину с рисунка хочется порадовать смайликом)

Ответить
Развернуть ветку
Topre

Все круто! Даже подтолкнуло самого задуматься о подобном.

Но ведь проблема - мне люди пишут-звонят и спрашивают "Где документы?"
Потому что одни люди получают товар, а другим людям нужны документы. Куда первые люди их девают - большая загадка. Однажды я забрал документы на почте и минут через 10 мне звонит клиент и говорит (скорее предъявляет), что документов на поставку нет - заглядываю в сумку - лежит письмо от них, с уже подписанной УПД с двумя печатями. Что я гордо сообщаю и тон клиента сменяется на уважительную просьбу.

Вообще мне кажется мне надо делать не жирафа, а картинку видеокамеры - типа "Отправка товаров и документов зафиксирована на видео". А это правда - для "особых" клиентов я делаю фото или видео себе на телефон.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Зыков

Жираф просто -ТОП 😁👍

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гагулин

Классно, завтра же попробую ))

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Кейс хороший! Но стоило добавить за агитацию за ЭДО: он бы решил вашу проблему гораздо удобнее!

И добавлять с тестом типа - «позвоните нам - мы расскажем и покажем как перейти на ЭДО и начать экономить, ускорить доставку документов и помочь сберечь леса Карелии!»))

Ответить
Развернуть ветку
Пакетик Чайный

Денис, так перед вами — поле непаханное. Вы можете и агитацию добавить, и вообще выйти в ТОП-1 по развитию записок кладовщикам.
Скорее ноги в руки и делитесь с нами подобными кейсами!

Ответить
Развернуть ветку
Bonanza Me

Красавцы, вот же могут толковые статьи писать! За последние пол года, первая толковая статья из рассылки вс. Спасибо автору! Будь счастлив!

Ответить
Развернуть ветку
Аня Жаворонкова

Огонь! Круто придумали))

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Маркевич

Здорово придумано!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Trankov

Прекрасный кейс, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Bugaev

Ребята, вы в прошлом веке работаете! ЭДО на дворе, не тратьте силы на фигню

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Сафатов

Может в больших городах на ЭДО и работают многие, но когда большинство контрагентов не то что с регионов, а посёлков, сами они не перейдут на ЭДО, пока принудительно не переведут. 

Ответить
Развернуть ветку
fairyanxiety

Студент из Воркуты, про ЭДО услышала впервые. До этого прыгала от счастья, что могу к врачу через госуслуги записаться

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

Ага, когда минимум 90% контрагентов работают без ЭДО

Ответить
Развернуть ветку
Лукаш Хойнацки

Класс!

Ответить
Развернуть ветку
Stasishe Dontmatter

как вам вот такое:
"Уважаемый Такойто Такойтович!

Направляю бумажный вид заявки ТЗ-200922-137466, согласованной
в электронном виде в государственной информационной системе
Санкт-Петербурга «Система формирования и учета проектов».

Приложение: Заявка на оказание услуг сотовой связи на 2л. в 1экз."

Сначала заявка в виде вордовского документа проходит все стадии согласования, а потом уходит уже в бумажном виде, с подписями и печатями. Согласовывается в СФУПе, потом подписанный документ сканируется и передаётся в ЕСЭДД с проставленным номером заявки в СФУП . ЕСЭДД здесь - единая система электронного документооборота и делопроизводства. СФУП чуть выше, в тексте письма расшифровывается.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

тот случай когда даже Узбекистан уже перешел на обязательный ЭДО по счет-фактурам и вопрос просто не существует:)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Акинин

Блин, а мы накостылили целую систему, с qr-кодами и напоминаниями...

Ответить
Развернуть ветку
Stas Panfilov

я не понимаю, причем здесь ux. склонность заменять здравый смысл исследованиями и километровыми подводками?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Соколов

Жираф милый. Но проблему клиента не изучали.
Вместо того чтобы помогать клиентам и поставщикам с подписанием электроподписью разработали мотивирующие стикеры. Ну бывает.

Вы не представляете какая это боль таскать нафиг не нужные накладные на почту. 

Ответить
Развернуть ветку
47 комментариев
Раскрывать всегда