{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как проводить UX исследования, даже если твои заказчики не готовы за это платить.Техники, которые я узнал на DL Boost

Последние 7 дней я спал по 4 часа и генерировал десятки дизайнерских концепций для крупных российских брендов. Так прошла моя онлайн-стажировка DL Boost 2.0 с Александром Ковальским из CreativePeople и Сергеем Красотиным из Humbleteam.

Стажировка — это 7-ми дневный интенсив, прокачка навыков UX исследователя. Нас учили в сжатые сроки придумывать нестандартные решения клиентских задач, отсеивать слабые идеи и выбирать наиболее эффективные.

Главный инсайт — можно потратить всего пару часов на то, чтобы провести экспресс исследование даже если ты обычный дизайнер и у тебя нет заказчиков, готовых платить за UX аналитику.

Практика на реальных задачах

Учились на задачах реальных клиентов CreativePeople — делали интерфейс детского банкомата для Райффайзенбанка, решали проблемы навигации и растерянности клиентов в новых офисах Альфа-Банка.

Для МТС мы проектировали интерфейс мобильного приложения, которое поможет разгрузить очереди на их новой концертной площадке, строящейся рядом со «Сколково». Очереди в туалет и за едой неизбежны, когда на площадке одновременно находятся тысячи человек.

На разбор работ пришел Никита Новоселов, арт-директор мобильных приложений МТС и рассказал какие функции в приложении уже реализованы, а какие запланированы на следующие итерации.

Концепт приложения с маркетплейсом еды и мерча для концертной площадки МТС. Продажа еды через приложение — это довольно простая идея первого уровня.

Техники для экспресс исследований

За 7 дней разобрали, повторили и применили много техник помогающих в короткие сроки придумывать сильные решения.

Таймлайн Ковальского. Визуализация пользовательского сценария в основе которого находится ключевое действие. Например, ключевое действие в Uber — поездка. До поездки пользователь откроет приложение, выберет машину. После поставит оценку. После такой декомпозиции становится видно, на каких этапах пользователю нужна помощь.

Альфа-Банк внедряет новые phygital офисы без талончиков и классических стоек обслуживания. Клиента банка распознает камера на входе, а затем консультант сам к нему подходит. Мы проектировали приложение, помогающее ориентироваться в новом офисе.

Jobs-To-Be-Done. Метод помогает сконцентрироваться на реальных потребностях клиента. Классический пример — человек покупает дрель, чтобы просверлить дырку, чтобы повесить картину. Ему нужна картина на стене, а не дрель.

Lean Canvas. Краткий бизнес план компании помещающийся в одну таблицу. Помогает держать перед глазами проблему, решения, ключевые показатели бизнеса и предлагать идеи не оторванные от реальности.

Интервью. Количественные или качественные исследования, помогающие увидеть проблемы пользователей, которые раньше не замечал.

Коридор ограничений. Технические ограничения устройства и когнитивные особенности пользователя. Например, интерфейс электронного билета в телефоне должен наследовать черты бумажного до тех пор, пока не изменится устоявшийся паттерн.

Конкуренция сред. Помнить, что задачу можно решить с помощью различных носителей. Покупать билеты удобнее с компьютера, а просматривать информацию о поездке — с экрана мобильного телефона или на бумажном билете.

Конкуренция гипотез. Наработка большого количества гипотез для того, чтобы потом их можно было сравнить и выявить наиболее интересную.

Матрица гипотез. Все наработанные гипотезы раскладываются по матрице «Дорогое — Дешевое внедрение», «Эффективное — Малоэффективное решение». Дорогие и малоэффективные сразу отсекаются.

Придумывали, как можно платить марками в приложении «Почты России». Кстати, вы знали, что если на почте попросить провести оплату марками, то отправления будут дешевле на 20%? Работает с письмами и бандеролями.

Пирамида потребностей. Пирамида Маслоу адаптированная под дизайн. Идеальный интерфейс должен быть функциональным → надежным → удобным → приносить удовольствие → иметь ценность для пользователя. Именно в таком порядке.

HADI циклы. Способ внедрения гипотез в проектах. Гипотеза (hypotesis) → дизайн процесс (action) → сбор данных (data) → аналитика (insights).

Техник было больше, я выписал только те, которые относится непосредственно к дизайн-исследованиям.

Вывод

7 дней в диком темпе помогли повторить и отточить исследовательские навыки. Я научился быстрее думать и принимать решения. Перестал бояться и полюбил дизайн исследования. Укрепил навык презентации своих работ, потому что теперь знаю, что если у меня есть хотя бы 2 свободных часа, то я смогу найти нестандартное решение проблемы для своих клиентов.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Yehor Petrenko

Так как же все-таки проводить UX исследования, даже если твои заказчики не готовы за это платить?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Фирсова

Отвратительная рекламная статья. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Герасимова

Классно :)
Особенно нравится, что ты вынес главный инсайт для людей, у которых нет времени внимательно читать все. Лайк!)

Ответить
Развернуть ветку
Egor Maltsev
Автор

Спасибо! Надеюсь, что кому-нибудь это может пригодиться)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Синяев

Как проводить UX исследования, даже если твои заказчики не готовы за это платить?

Создать стажировку, на которой куча юных падаванов будут вкалывать.

Потом еще писать о том, что им нагрузили в мозг статьи...

Аналитика, это не Insight, первое - это некий результат полученный из данных в виде метрик, а второе выводы, которые вы сделали на основе аналитики, метрик.

Lean Convas - это бизнес модель, а не бизнес план.

"человек покупает дрель, чтобы просверлить дырку, чтобы повесить картину. Ему нужна картина на стене, а не дрель."

"Хрена с два", есть люди, которые любят и покупают хороший инструмент, а пользуются им раз в сто лет. Тут может быть, как потребность в самоактуализации, так и потребность в познании, а не физическая потребность сделать дырку и тут вопрос в сегментации клиентов по их потребностям и работа с ними.

Интервью - это та еще ловушка, если бы Генри Форд интервьюировал фермеров, то вместо грузовика, он бы делал подковы и надежные уздечки с седлами...

Адаптированная пирамида Маслоу ( в своей статье у Маслоу не было никакой пирамиды), да и уровней было 7, а не 5 это так адаптировали. Не говоря уже о том, что сама модель потребностей весьма спорна и критикуется, тут еще и "адаптировали"
Дизайн интерфейса имеющий ценность для пользователя, и дизайн интерфейса который должен приносить удовольствие, удовольствие - это не ценность для пользователя?
Автор сам понимает, где разница?

Ответить
Развернуть ветку
Egor Maltsev
Автор

Спасибо за дополнения. 

Добавлю к заметке:

Lean Canvas — модель, включающая в себя те же пункты, что описываются в бизнес-плане, но сжато и очень коротко. Расходы, доходы, ца, метрики и пр.

По jtbd — все так, не вижу противоречий. У людей могут быть разные потребности. Кто-то хочет повесить картину дома, кому-то нужно каждый день на стройке сверлить сотни отверстий, кому-то, как вы сказали, нужно самоактуализироваться через продукт. В нашем случае главное — фокусироваться на том, чего стремится достичь пользователь. Это поможет, например, лучше понять контекст использования продукта или увидеть непрямых конкурентов.

Про интервью здесь уже написали хорошие комментарии, да и в принципе тема гигантская. Но вы правильно сказали, что не нужно спрашивать у людей, какой конкретно продукт им нужен. Но задавая вопросы можно выяснить их реальные потребности. А зачем самостоятельно интерпретировать результаты опросов. Если люди жалуются на подковы и уздечки, то можно предположить, что они нуждаются в телеге, которая едет сама, без лошади. Что первый изобретатель автомобиля и сделал.

По пирамиде потребностей нужно раскрыть подробнее, согласен. 4-ый уровень — когда продукт вызывает эмоциональный отклик у пользователя. Например, хочется скинуть другу и показать как классно он сделан. 5-ый, когда продукт ценен сам по себе. Он идеально выполняет все свои функции и уже переходит в разряд произведений искусства. 

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Guseinov

Удивительно (нет) почему никто не плюсанул ваш коммент

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Kulneva

Спасибо, полезная статья!) 

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Москаленко

 Классно и суперполезно, тожне собиралась все в кучку собрать, в ноушене. Теперь не буду, твой в закладках оставила, спасибо:)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Prodzhekt

Отвечаю на вопрос, заданный в заголовке: 1) способ: пишите в facebook что вам нужны 5-7 человек для тестирования
2) выходите на улицу и "ловите" людей для проведения коридорки прямо там
3) находите сервисы, форумы, чаты где уже есть люди, готовые потестировать ваши прототипы.

Если не соглашаются бесплатно - накинуть каждому символическое вознаграждение из собственного кармана.
Профит, статья готова)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Пасечник

вознаграждение за свой счет? это уже не бесплатно, это уже минус )) 

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Пасечник

нюанс в том, что за исследование все равно было заплачено - в виде оплаты времени человека, который делал все описанное в статье, а потом писал саму статью :) 

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Жуков

Перечисление техник. Так и я могу :) По сути тут кроме интервью всё остальное исследованием не является, это просто посидеть с пивом, подумать перед проектированием прототипов. Все эти потребности, барьеры, сегментации пользователей (всё по внутренним убеждениям UXeра) можно засунуть в одну CJM. А вся суть проблемы в поиске инсайтов, которые могут дать только другие индивиды и наблюдение за ними. А тут всё сильно зависит от предмета нашей исследовательской деятельности. Если ты делаешь UI для банкомата, то можно взять чекушку коньяка и пол дня потратить на наблюдения как люди с банкоматами общаются вживе, ваш интерфейс не протестировать но посмотрите на среду и аналоги. Если в вашей организации есть граждане, не относящиеся к разработке - пойдите к коллегам покажите им распечатку или прототип - зафиксируйте их реакции и мысли. Для исследований нужны другие живые люди, для бесплатных исследований нужны свои живые люди, но не засорённые знаниями о предмете исследования.

Мы когда надо было быстро проверить понимают ли пользователи что-то в конкретном лейауте, ходили в бухгалтерию и HR, и им развлечение отвлечься от рутины и вам чистые пользователи. Если там все у вас злые купите пачку кит-ката или рафаелок. 

Ответить
Развернуть ветку
Тик ток Тренд

где вы эту чушь копируете 

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда