Продуктовый дизайнер — что это за профессия?

Как и в любой другой профессии, дизайнер не может уметь всё. Графический дизайнер, дизайнер интерфейсов, веб-дизайнер — это разные люди с разными задачами и компетенциями. Относительно недавно компании начали искать продуктовых дизайнеров. Что он должен уметь и почему стоит учиться этой профессии?

На эти вопросы ответили участники паблик-тока онлайн-университета Skillbox по курсу «Продуктовый дизайнер».

Чем занимается продуктовый дизайнер?

Это довольно «молодая» профессия, в которой соединены разные функции и задачи. Нужно уметь заниматься прототипированием, проводить исследования пользователей, использовать навыки анимации и графического дизайна.

Анастасия Попова

руководитель продуктового направления в Альфа-банке

Для продуктового дизайнера важно уметь смотреть на то, что ты делаешь, не только собственными глазами — т.е. дизайнера, который работает с макетами. Нужно учитывать интересы бизнеса, стратегию коммуникации.

Чтобы все это сделать, этого нужно много разговаривать с командой. Грубо говоря, если у тебя есть какая-то задача, ходить и «мучить» всех вокруг.

Никита Трунов

руководитель продуктового дизайна в ПСБ-банке

Продуктовый дизайнер сфокусирован на нескольких задачах: вижн продукта, как этот продукт зарабатывает деньги и как решает проблемы пользователей.

Главное в работе продуктового дизайнера — соединить «хотелки» бизнеса с проблемами и болями пользователей в единый продукт, который удовлетворит всех. Довольно часто бизнес хочет, чтобы пользователь за что-то заплатил, а пользователь платить не хочет.

Поэтому в работе важно находить решения — придумать связку между бизнесом и пользователем.

Как проходит обычный день дизайнера продукта?

Никита Прилепский
руководитель бренд-направления в Тинькофф-банке

Когда-то я работал продуктовым дизайнером и делал приложение для телевизоров, мобильных телефонов и веба. Это было мое второе место работы как дизайнера — я много рисовал и прокачивал свои навыки.

Сейчас все изменилось. Около 70% рабочего времени уходит на коммуникации. Я узнаю у всех участников, что происходит с проектом, собираю данные, провожу исследования, общаюсь с заказчиками, убеждаю их, что предложенное решение работает. На сам дизайн — уходит максимум 40-30% времени.

Я не переживаю, что стал меньше рисовать. С помощью коммуникаций с разными членами команды я набираюсь знаний. У меня есть люди, которые имеют невероятную экспертизу — аналитики, технологи. Общаясь с ними, я приобретаю новый опыт. И это больше плюс, чем минус.

Анастасия Попова

руководитель продуктового направления в Альфа-банке

Наши дизайнеры работают в похожем режиме. С утра «дсм-ка» — собрание команды, на котором каждый рассказывает, что делал вчера и что собирается делать сегодня. Это помогает понять, как продвигается работа.

Обычно утренняя планерка занимает около 20 минут. Потом дизайнеры идут работать. Основную часть времени занимает общение с командой.

Сейчас у меня, к сожалению, практически нет «ручной» работы. Под моим руководством работают около 60 дизайнеров, я просто не успеваю погружаться в макеты. Я помогаю настроить диалог с бизнесом, с продуктовой командой, ребятами из маркетинга — чтобы никто ни на кого не обижался и продукт в итоге получился хорошим.

Помимо работы надо не забыть поесть. На удаленке нет ощущения отключения от работы. Иногда я вижу, как дизайнеры что-то пишут в рабочих чатах даже поздно ночью.

Как строится работа команды?

Анастасия Попова
руководитель продуктового направления в Альфа-банке

Мы обычно строим работу так: дизайнер разработал проекты на месяц вперед, и команда их разбирает. В это время у дизайнера есть возможность заняться большой задачей. И он снова подключается к работе команды, когда появляется дополнительные данные или вопросы от разработчиков.

То есть, продуктовый дизайнер обычно находится на несколько спринтов вперед. Так работа команды организуется эффективно.

Но многое зависит от задач. Когда дизайнер работает над большой задачей, он зачастую не в спринте. Быть в спринте — это работать над чем-то неделю или две.

Никита Прилепский
руководитель бренд-направления в Тинькофф-банке

Нет единого метода. Каждая команда выбирает стиль работы, который ей подходит.

У нас действовал такой принцип: дизайнеры начинают работать только над продуктом, когда его разработка уже запланирована. Это помогает не рисовать «в стол». Если что-то планируют разрабатывать через полгода, дизайнеры подключались незадолго до начала разработки.

Кто такой product owner, и как он связан с дизайном продукта?

Product owner — это человек, который отвечает за продукт, над которым работает продуктовый дизайнер. Многие не понимают, чем именно занимаются владельцы продуктов и как они общаются с дизайнерами.

Анастасия Попова
руководитель продуктового направления в Альфа-банке

Для нашей команды — это люди из классической части банка, которые формируют сам банковский продукт. Финансовые сервисы, различные бонусы и предложения разрабатывают специальные люди. Для примера, они могут предложить такую идею: «Клиент в месяц тратит больше 30 тысяч рублей с карточки, нужно сделать бесплатное обслуживание».

В этот момент они вступают в роль product owner при общении — объясняют, что придумали и просят реализовать. Мы пытаемся учить продактов именно такому стилю общения с дизайнерами.

Никита Трунов
руководитель продуктового дизайна в ПСБ-банке

В нашем случае, Product owner играет роль заказчика и «адвоката бизнеса». Он отвечает за то, чтобы продукт зарабатывал деньги, а команда фокусировалась на стратегических задачах. А продуктовый дизайнер больше похож на «адвоката пользователя». Он пытается сделать удобный и понятный продукт, которым удобно пользоваться.

Кто в команде придумывает идеи?

Никита Прилепский

руководитель бренд-направления в Тинькофф-банке

При сложных задачах решения предлагает вся команда. Собираются все: продакты, дизайнеры, технологи, разработчики. Вместе мы пытаемся найти оптимальное решение.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Leonid Lapidus

Крч дизайнеры опять обиделись, что они просто дизайнеры и пытаются заниматься «бизнесом»

Несколько лет назад дизайнеры свои, что это они на самом деле всё-всё делают. Очень обижались, что они такие яркие, а их ставят на один уровень с разработчиками. И доказывали, что от них в проекте зависит ваще всё.
Это прям вот личный опыт общения с десятком дизайнеров из разных уголков необъятной родины

А щас дизайнеры стали продуктологами. Продукты делают :-)
</Сарказм>

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Обычно в компаниях все идеи поручают рожать менеджерам, так как они (якобы) больше понимают и знают покупателя. А дизайнерам уже отдают лишь оформление обертки. Если в итоге продукт не заходит, менеджеры сваливают вину на дизайнеров, за плохую обертку.

Разве не так?

Ответить
Развернуть ветку
Yury S
Болей пользователя 

Кринж от этого нелепого жаргона, которым страдает почти вся индустрия, вместо того чтобы называть вещи своими именами. Слэнг и баззворд стаффинг не делает умнее, но вносит когнитивные искажения. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег

А от слова "Кринж" у вас получается не горит, дедуля?)

Ответить
Развернуть ветку
Yury S

Не, я считаю что если использовать слэнг то по назначению, там где уместно и имеет значение (или же употреблять сразу в оригинале).  А эти "пользовательские боли" очень нелепо выглядят, типа как автоматический перевод в начале 00-х. 

Ответить
Развернуть ветку
Причинно-следственная связь

Всё так.
Я работник банка)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Загитов

знаю, что часто продуктовых дизайнеров путают с продуктовыми менеджерами, а в некоторых компаниях все задачи прод.дизайнера вообще фронтендер выполняет)

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Ну, на самом деле спутать реально легко. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда