{"id":13653,"url":"\/distributions\/13653\/click?bit=1&hash=fee89fe6174decc3f9a9e1cefc15dbde7d85d27279acdc112d63d4da4d5a0e3c","title":"\u0427\u0435\u043c\u043f\u0438\u043e\u043d\u0430\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432: \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u0434\u043e 100 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u0418\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441\u043d\u043e!","imageUuid":"8c1166aa-ed4d-5964-8fea-818410a466e6","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Maria Tsvang

Возможности саморекламы в поиске клиентов в сфере графического дизайна

М. Д. Никанорова
студентка Московского художественно-промышленного института
Научный руководитель:
В.М. Мирошникова
профессор Московского художественно-промышленного института

Аннотация: В этой статье рассматриваются возможности саморекламы в сфере графического дизайна для поиска клиентов-заказчиков. Проблема актуальна в данный момент по рядку причин: большая конкуренция среди дизайнеров, страх не найти себе места на рынке труда после получения образования, отсутствие понимания своих возможностей у начинающих специалистов, динамика меняющихся тенденций с развитием технологий. Предпринята попытка дать ответ на вопрос: какие актуальные и действенные способы саморекламы существуют для поиска заказчиков в сфере графического дизайна.

Ключевые слова: дизайн, графический дизайн, самореклама, конкуренция, клиент, портфолио, фриланс.

Современное состояние рынка труда и развития экономики в направлении цифровизациии являет не только тревожные опасения за будущую трудоустроенность, но и предоставляет потенциал новых возможностей для выпускников вуза в обеспечении своей занятости. Многие из нынешних студентов, кто получает профильное дизайнерское образование, сталкиваются со страхом неопределенности, по поводу свей трудоустроенности. Наибольшую тревогу вызывает страх, что по завершении образования им не удастся найти заказчика, работу и часто даже не представляют, как это сделать. Кому нужны начинающие специалисты, когда на рынке столько много знающих конкурентов с различными расценками на свои работы? Как в этом океане найти для себя место – многим студентам не понятно. Попробуем рассмотреть сложившуюся проблему.

На современном рынке услуг по графическому дизайну практически отсутствует система государственного запроса на специалистов-дизайнеров, отсутствие рабочих мест по профилю в ведущих отечественных государственных организациях представляют проблему для трудоустройства выпускников дизайнерского профиля. Подавляющее большинство рабочих мест для графических дизайнеров – это организации частного бизнеса, которые испытывают кризисные последствия, вызванные пандемией и не стремятся к расширению штата сотрудников.

В настоящий момент, благодаря цифровым технологиям многие получают возможность искать работу с помощью Интернета, включиться в новые формы занятости, к числу которых относится фриланс, часто называемый «самозанятостью». [И.В. Василенко развитие фриланса как новой возанятости в условиях цифровизации экономики]

Исследователи фриланса как формы трудовой самозанятости выделяют различные мотивы, но для графических дизайнеров, работающих в digital среде наиболее характерными являются:

- своевременность и современность, возможность быть в современном тренде, использовать потенциал информационных технологий;

- время и удобство, для многих фрилансеров важным является возможность распоряжаться своим временем, планировать его в соответствии со своим самочувствием и активностью;

- свобода, распоряжаться своим временем [1].

Для успешного старта начинающему дизайнеру-фрилансеру необходимы не только творческие навыки, методы работы в профессиональных компьютерных программах, но и комплекс компетенций по самопрезентации, позволяющих эффективно заниматься поиском заказов.

Сложилось мнение, что чтобы стать конкурентоспособным дизайнером, необходимо иметь высшее образование в этой сфере. Но, в настоящее время складывается тенденция приема на работу в должности дизайнера людей, квалификация которых строится лишь на опыте работы. Исследование, проведенное учебным интернет-ресурсом «Моё образование», приводит следующую статистику:

- более 50% работающих в России дизайнеров не имеют высшего образования;

- 25% имеют высшее образование в других сферах деятельности;

- около 20% – дипломированные специалисты-дизайнеры

- около 5% – дизайнеры со средним школьным образованием [2].

Следовательно, диплом о высшем образовании не является однозначным аргументом в пользу при выборе работодателями сотрудников, а клиентами специалистов по своим творческим нуждам.

Так сложилось, что именно среди графиков чаще всего можно встретить дизайнеров, не имеющих профильного образования, которые преуспевают, занимаясь фрилансом или официально работая в своей сфере. Это происходит в связи с тем, что область работы дизайнера вполне доступна, его инструментарием может воспользоваться любой желающий, а сам род деятельности является довольно прибыльным. В подобным условиях на рынке труда возрастает конкуренция между дизайнерами, имеющими образование и не имеющие такового [3].

Проблема трудоустройства становится особо актуальной, когда конкурировать за рабочее место приходится не только выпускникам вуза, но и специалистам с уже имеющимся опытом работы, поэтому процессу самопрезентации результатов и достижений деятельности студента-выпускника своему будущему работодателю должно уделяться большое внимание на этапе обучения в вузе [4].

Преимущество высшего дизайн-образования базируется на систематизированных знаниях, которые дают возможности студенту реализовать творческую энергию максимально образом. Выпускник, получивший профильное дизайнерское образование может и должен составить конкуренцию на рынке труда своим коллегам без образования, в силу комплексности полученных профессиональных компетенций, в том числе и коммуникативных, направленных на самопрезентацию собственных знаний, навыков и опыта деятельности. Одним из таких инструментариев является собственное портфолио дизайнера.

Исследованию сущности понятия портфолио, его функций и значению для результативности формирования профессиональных компетенций посвятили свои работы ряд отечественных авторов, среди которых: Д.В. Шестакова, А.А. Шехонин, В.А. Тарлыков, И.В. Клещева, А.Ш. Багаутдинова, О.А. Васильева, И.Л. Васюков, А.Н. Волков, В.А. Девисилов, Т.А. Смолина и др.

В большинстве случаев именно по работам, представленным в портфолио, работодатели оценивают качество и профессионализм потенциального сотрудника. Поэтому внешняя сторона и эстетика оформления портфолио дизайнеров должны стать приоритетной задачей самопрезентации [5].

В портфолио дизайнера, помимо качественной презентации ваших творческих работ, сами представляемые работы должны выглядеть эстетично. В первую очередь, чтобы эффективно конкурировать с другими специалистами, в любой творческой профессии необходим объект сравнения, в данном случае — портфолио. Электронное или бумажное – зависит от конкретного метода поиска будущих клиентов (онлайн или офлайн).

В качестве примера оформления портфолио важным методом является анализ существующих примеров конкурентов по выбранной нише графического дизайна. Процесс создания работ для начального портфолио может быть разным. Есть вариант предлагать свои услуги бесплатно; выставлять конкурсные работы; придумать дизайн и потом его попробовать продать; создавать дизайн для знакомых; или придумать себе абстрактный заказ. Правила всего два – в портфолио должны находиться не все работы, а только лучшие. И только те образцы вашего творчества, стилистику которых вы хотите и можете повторить. На этапе, когда портфолио оформлено, необходимо определиться с расценками, проанализировав ценообразование конкурентов схожего с вашим уровнем и стилем, и запускать процесс публикации портфолио.

В интернете множество онлайн-бирж поиска работы для дизайнеров, среди которых наиболее популярными являются: Freelancer.com, Dribbble.com, Behance.net. Преимущества поиска клиентов на онлайн биржах заключается в возможности менять своё место расположения и оставаться в том же радиусе наработанной репутации и собранной базы клиентов, а также в возможности зарабатывать деньги во всемирной стабильной валюте [6,7].

Другим вариантом поиска заказов, возможен обход различных заведений и магазинов, где предлагая услуги по созданию меню, листовок, сайта, айдентики, рекламы и прочего, можно наладить связь с человеком, отвечающим за принятие данного решения. В таком случае понадобится напечатанное портфолио. Многим людям всё ещё проще договариваться «вживую», поэтому это отличный шанс повлиять на мнение клиента в свою пользу.

В качестве дополнительных вариантов саморекламы в поиске клиентов можно опробовать сотрудничество с коллегами смежных сфер. Например, веб-дизайнеры, могут предложить свои услуги программистам, а графические дизайнеры – менеджерам по продвижению продуктов или услуг.

При поиске клиентов можно проводить аудит имеющегося у потенциального клиента дизайна и предложить решение найденных проблем, обоснованный редизайн существующего исходного визуального образа. Сейчас всё более популярным становится ведение личного блога в социальных сетях Инстаграм, Телеграм, Youtube и др. На данных площадках вы можете выступать в роли эксперта и специалиста, наполняя свой контент полезной специализированной информацией, таким образом, возникает больше доверия, к вам больше прислушиваются и как результат становится легче продвигать свои услуги. В социальных сетях, как и на бирже фриланса можно использовать рекламу для привлечения большего числа потенциальных клиентов.

Несмотря на многочисленные способы поиска клиентов, пока у начинающего специалиста недостаточно уверенности в себе, будет хорошей практикой устроиться в дизайн-фирму, где наставники помогут во всём разобраться, накопить опыта работы и почувствовать себя в безопасности, для этого также потребуется только портфолио и резюме. Метод портфолио, хорош тем, что несмотря на наличие постоянной работы, всегда можно искать дополнительные заказы для увеличения дохода и роста своего профессионального уровня.

Список литературы

1. Василенко И.В., Василенко И.В. Развитие фриланса как новой формы занятости в условиях цифровизации экономики // В сборнике: Социология в изменяющемся научно-образовательном пространстве современного общества. Материалы международной научно-практической конференции. VII Дыльновские чтения. Саратов, 2020. С. 147-153. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42824110_73485543.pdf

2. «Мое образование», образовательный интернет-ресурс, URL:https://moeoobrazovanie.ru

3. Мананникова А.Д., Буцерова О.В. Проблема актуальности высшего образования для графического дизайнера // Графический дизайн: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 80-82. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29788015_80133645.pdf

4. Мирошникова В.М., Ситник А.В. О проблемах профессиональной реализации выпускников-дизайнеров// Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: Материалы IV Международной научной конференции. Издательство: Учреждение высшего образования «Московский художественно-промышленный институт», Москва, 2020. С. 658 – 663. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43158240_93039834.pdf

5. Мирошникова В.М. Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации// Мир науки. – 2016. – № 5. – Т. 4. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30096192_88358285.pdf

6. Kadrov.ru: сайт об удаленной работе, фрилансе, заработке. URL: https://www.kadrof.ru/ [Дата обращения 24.11.2020].

7. Rusbase. Медиа, которые решает задачи предпринимателей. URL: https://rb.ru/ [Дата обращения 24.11.2020].

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null