{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Меняя реальность. Профессия дизайнер интерактивных медиа

Кто и как создает масштабные интерактивные инсталляции и коммерческие шоу, рассказывают школа дизайна Contented и креативный директор студии Luna Park Илья Рыжков.

Дизайнер интерактивных медиа — это человек, который смешивает две реальности: настоящую и цифровую. Например, заставляет оживших персонажей League of Legends сражаться на мультимедийной сцене площадью 1000 м². Это непривычный опыт для пользователя, а иногда и возможность стать соучастником происходящего. Например, не просто наблюдать лазерную проекцию на фасаде здания, а управлять ей.

Интерактивное шоу в Эр-Рияде на открытии фестиваля The Nexus Arabia, разработанное компанией Avocado Toast

Такими преобразованиями реальности сегодня занимаются российские дизайнеры из мультимедиа студий типа LUNA PARK или Avocado Toast. Они разрабатывают коммерческие шоу для самых разных заказчиков. Это может быть открытие фестиваля для геймеров, как в случае с проектом о League of Legends, или презентация автомобиля.

Конечно, над проектом работает целая команда, но именно дизайнер делает первый шаг: придумывает идею и сценарий и отрисовывает первые модели. Как архитектор, который придумывает здание, но сам его не строит.

Главная ответственность интерактивного дизайнера — создать воплотимую вау-идею. Если людям скучно и никто не хочет сфотографировать твой проект, считай, он провалился. Если твои коллеги просто не смогут построить то, что придумал дизайнер, такой проект не получится ни продать, ни воплотить. Поэтому дизайнер всегда ищет баланс между коммерческим интересом заказчика, креативностью и техническими возможностями и работает на стыке очень разных навыков. Нужно уметь и сценарий придумать, и достаточно разбираться в контроллерах и генеративной графике.

Работа дико интересная. Ты сценарист, дизайнер, UX-дизайнер и режиссер в одном лице. Видеть, как твои макеты работают на экране это классно, но когда они работают в физическом мире — это потрясающие ощущения.

Илья Рыжков, Креативный директор Luna Park

На практике работа над проектом выглядит так: дизайнер создает идею, продюсер собирает команду, которая сможет ее воплотить, и начинается собственно разработка проекта.

Дальше на примере реального заказа мы покажем, как работает интерактивный дизайнер и как из наброска на экране получается трехмерная инсталляция и проекция на фасаде здания.

Латвэнерго: проекция на фасаде здания в центре Риги

Заказчик: Латвийская энергетическая компания, главный поставщик электричества в стране.

Ситуация: компания решила напомнить жителям, что энергия, которую она поставляет, это источник жизни для всего города.

Задача: разработать и воплотить проект для фестиваля «Старая Рига». Проект должен рассказывать об истории компании и символическом значении энергии.

1. Исследование

Первым делом мы засели за историю компании и специфику ее работы. Основной источник энергии в Риге — это река Даугава, которая используется для производства электричества. Так родилась центральная метафора проекта: преобразование воды в энергию.

Мы заранее знали, что основой проекта будет проекция на фасаде, поэтому начали с изучения здания и его окружения. Было решено, что на самом фасаде изображение будет недостаточно глубоким, поэтому дополнительно мы установили 3D-экран.

2. История

Любой дизайн — это история, но в случае с интерактивными инсталляциями это особенно важно. Когда у тебя столько инструментов вроде генеративной графики и лазеров, грех все это не использовать. Для проекта мы решили рассказать историю о том, как Латвэнерго преобразует силу природы в электричество и дает жизнь городу и его жителям.

На этом этапе дизайнер начал рисовать раскадровку и составлять примерный тайминг.

Интерактивный дизайнер — это больше креатор и продюсер, чем человек, который рисует скетчи руками. Хотя и рисовать тоже нужно уметь. Тут скорее подойдет слово «креатор», «творец».

Илья Рыжков, Креативный директор Luna Park

Наша история, рассказанная на экране, состоит из четырех частей.

1. Источник энергии. Река Даугава

Вода будет наполнять трехмерный экран и плескаться внутри как в аквариуме. Постепенно воды будет становиться все больше, волны придут в движение и сформируют логотип компании и число 80.

Примерно 120 секунд.

2. Производство энергии, преобразование воды в электричество

Вода из реки Даугава обладает колоссальным запасом энергии. Турбина на электростанции пробуждает ее и преобразует в электричество.

Примерно 60 секунд.

3. Потребление энергии

Преобразованная энергия поступает в города Латвии и зажигает свет в домах и квартирах.

Примерно 120 секунд.

4. Жители Латвии

На экран на фасаде здания выводят трехмерные фотографии жителей Риги, которых мы снимали в течение месяца. Более 3000 лиц сменяют друг друга.

Примерно 10 минут.

На этапе создания истории заканчивается главная часть работы интерактивного дизайнера. Может показаться, что это скорее режиссерская роль, но для ее выполнения нужны многочисленные дизайнерские навыки и владение рядом инструментов.

Чему и как долго учиться, чтобы работать интерактивным дизайнером

Для работы интерактивным дизайнером необходимы базовые дизайнерские навыки: умение создавать пользовательские сценарии, понимать, как твой продукт работает в жизни. Поэтому большим плюсом будет, если человек раньше создавал сайты и приложения. Также необходимо освоить ряд более специфических программ хотя бы на базовом уровне:

- Любой графический редактор для создания скетчей, раскадровок и презентаций для заказчика.

- Cinema4D

- OctaneRender

- TouchDesigner

- MadMapper

- Arduino

- TouchOSC

- Понимание современных технологий.

Въехать в тему — пара месяцев, а дальше интересоваться всю жизнь.

3. Разработка и продакшн

Когда сценарий готов, за дело берется продюсер. В каждой команде эта должность может называться по-разному. Задача этого человека — собрать команду, которая воплотит проект в жизнь. Если в проекте есть генеративная графика и лазерное шоу, нужно найти программистов, которые напишут код для создания графики и инженеров, которые привезут и подключат лазеры. И это огромная ответственность для дизайнера — ценность его проекта нулевая, если его нельзя будет создать в реальности.

Обычно в каждом агентстве есть свой пул подрядчиков, но иногда приходится постараться, чтобы найти нужного специалиста.

На проекте Латвэнерго пришлось искать отдельного специалиста по симуляции жидкости. В кадре вода должна была врываться в турбинный отсек и раскручивать турбину. Такая красивая реалистичная вода мало кому удается.

В это время наш разработчик Миша Григорьев был занят созданием абстрактной генеративной воды. Внешне это выглядит так: на экране есть потоки воды, и зрители могут управлять ими жестами.

Илья Рыжков, Креативный директор Luna Park

На проекте Латвэнерго мы придумывали идею, сценарий, занимались арт-дирекшеном, программированием интерактивной механики, продюсированием, контролем подрядчиков и монтажа. Отдельно пришлось привлекать CG специалистов (3D-графика, рендер), звукорежиссера и специалистов по техническому обеспечению площадки.

Всего проект был сделан за пять месяцев (включая работу над тендерным предложением). Интерактивный дизайнер был полностью вовлечен в проект только первый месяц, а дальше выполнял скорее консультативную роль: следил за тем, чтобы согласованная с заказчиком идея воплощалась должным образом и искал решения вместе с разработчиками.

Потрогать руками

Самая суть интерактивного дизайна — это возможность зрителей влиять на результат. Ничто не вовлекает зрителя в проект так, как возможность управлять им. Обычно это создается с помощью компьютерного зрения, когда камера следит за действиями зрителя и соответственно реагирует.

В проекте Латвэнерго мы дали зрителям возможность управлять водой на экране. Для этого перед зданием был установлен специальный пульт с сенсорами.

Домашние проекты и ручная сборка

Не все проекты в интерактивных медиа создаются с таким размахом, как инсталляция Латвэнерго или шоу в Эр-Рияде. Зачастую проект представляет собой презентацию на обычном экране или небольшую конструкцию, которую дизайнер собирает с коллегами за выходные.

Для детского творческого лагеря «Камчатка» Илья Рыжков придумал и воплотил проект «Маяк». Это физическая модель маяка, в которой каждый этаж вращается вокруг своей оси с заданной скоростью и направлением. Свет на каждом этаже контролируется индивидуально и реагирует на музыку. Каждый этаж имеет уникальный характер преломления и отражения света.

Еще один «домашний» проект — световой куб для Парка Горького, который реагировал на музыкальные вибрации.

Особенность таких проектов в том, что в них используется весь арсенал интерактивного дизайна. Это те же самые технологии, которые применяются в коммерческих проектах и рекламных кампаниях. Только здесь дизайнер пользуется большей свободой и может практиковаться без оглядки на коммерческий интерес заказчика.

Как становятся интерактивными дизайнерами

Это новая профессия и как таковых школ еще не появилось. Этим обоснован постоянный интерес агентств к редким специалистам, которые оказываются на рынке. Есть несколько онлайн-школ и магистратур в Европе и США. Например, программы в американской школе UCLA Design Media Arts и в швейцарской ECAL.

В России одной из первых школ интерактивного дизайна стал наш курс «Дизайнер интерактивных медиа» от Contented. Кураторами и преподавателями стали дизайнеры из таких студий, как Luna Park и Avocado Toast, Dream Laser. На курсе мы учим тому, что сами владельцы и команды студий хотели бы видеть в своих будущих сотрудниках.

0
3 комментария
Сергей Леопольдович

Молодцы! 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Андреев

-

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Seregin

Где находить заказы на такие проекты?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда