{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Почему бизнесу выгодно разрабатывать сервисы, доступные для людей с особенными потребностями

Существует стереотип, что люди с инвалидностью — малочисленная и неплатежеспособная аудитория. Поэтому может показаться, что доступность продукта (accessibility) — не приоритетная задача для разработчиков цифровых продуктов и сервисов. Однако это не так.

Доступный продукт — это продукт, в котором отсутствуют барьеры, препятствующие взаимодействию с ним. Это важно всем пользователям: и тем, у кого есть инвалидность, и тем, кто испытывает временные трудности. Например, молодые мамы, которые составляют большую долю мобильной аудитории, часто используют телефон одной рукой, потому что другой держат ребенка. В этот момент для них, как и для человека, у которого нет одной руки, важно без труда оформить онлайн-заказ, найти нужный товар в приложении или оплатить счета. Или, например, при прямом падении солнечных лучей на экран телефона любому человеку, так же как и слабовидящему, будет трудно что-то разглядеть, если шрифт неконтрастный. То же относится и к людям старшего возраста. Несмотря на то, что образ жизни и в целом потребности людей с инвалидностью и людей старшего возраста различны, требования к доступности цифровых продуктов у них одинаковые. Например, и для тех и для других важна адаптивная верстка сайта, которая адаптируется под любой экран при масштабировании. Кстати, если говорить о размере аудитории для которой важна доступность, это 48 млн человек, из которых 37 млн (по данным Росстата за 2018 год) — люди пенсионного возраста и 11 млн — люди с инвалидностью, некоторые из которых одновременно относятся и к категории людей пенсионного возраста.

Валерия Курмак, руководитель практики Human Experience, AIC

С порталом для старшего поколения «Баба-Деда» и Tiburon Research мы провели исследование цифрового поведения людей с особенными потребностями и выяснили, почему бизнесу выгодно разрабатывать доступные онлайн-сервисы.

Мы выдвинули такие гипотезы:

  • занятость людей с инвалидностью зависит от их цифрового поведения;
  • цифровое поведение людей с инвалидностью и старшего поколения не отличается от поведения остальных. Если это так, то бизнес должен быть в равной мере заинтересован в этой аудитории.

Для того, чтобы проверить наши предположения, мы провели интервью, опросы и обработали более 480 анкет, которые заполнили люди с инвалидностью и люди пенсионного возраста. Всего — 295 женщин и 192 мужчины, от 18 до 83 лет. Исследование проводилось с 20 мая по 10 июля 2020 года, в период самоизоляции.

Более 350 респондентов указали, что ежедневно применяют ассистивные технологии для работы с ПК и мобильными устройствами: увеличители текста, скринридеры (программы экранного доступа), брайлевские дисплеи, джойстики, выносные кнопки, роллеры, субтитры. (Важно, что ассистивные технологии работают с основными версиями сайтов и приложений и не требуют разработки специальных версий).

В отношении респондентов 60+, в том числе использующих ассистивные технологии, мы получили цифры, очень близкие к официальной статистике — работает 31%, не работает 69%.

По данным Федеральной службы государственной статистики, занятость среди людей с инвалидностью трудоспособного возраста (18–59 лет) составляет 18,7%. Среди участников нашего опроса занятость респондентов трудоспособного возраста оказалась в 3 раза выше — 62%.

Такая разница объясняется тем, что в исследовании приняли участие люди с сенсорной и двигательной инвалидностью, и не участвовали люди с нарушениями функций кровообращения, дыхания, пищеварения и другими нарушениями, которые рассматривает официальная статистика. Кроме того, в отличие от официальной статистики исследование AIC учитывало все виды занятости — и постоянную работу, и временную, и не официальный заработок. И наконец, в отличие от официальной статистики, в исследование AIC вошли респонденты, обладающие по крайней мере базовыми навыками работы с ПК и мобильными девайсами.

Полученные в ходе исследования показатели занятости свидетельствуют о явной корреляции: чем больше человек диджитализирован (пользуется ПК и мобильными технологиями, использует онлайн-сервисы для бытовых и профессиональных потребностей, знает и использует ассистивные технологии), тем больше у него возможностей найти работу и даже в условиях пандемии оставаться включенным в трудовую деятельность.

Мы также изучили сервисы, которыми пользуются наши респонденты.

Из графика видно, что цифровое поведение людей с инвалидностью и старшего возраста не отличается от цифрового поведения всех остальных пользователей интернета.

К примеру, трудоустроенные люди в период самоизоляции заказывали онлайн в основном готовую еду, а нетрудоустроенные — доставку из магазинов, в частности, из «Перекрестка».

Однако диджитализация людей с особенными потребностями говорит лишь об их вовлеченности в онлайн, стремлении зарабатывать и состояться в выбранной профессии, а не о доступности самих онлайн-сервисов для реализации этих потребностей.

Большинство онлайн-сервисов все еще остаются недоступными. Мы выделили ТОП-3 критичных интерфейсных проблем, на которые стоит обратить внимание разработчикам онлайн-сервисов.

ТОП-3 ключевых проблем недоступности онлайн-сервисов

  • Сложная навигация

Например, незрячие люди воспринимают интерфейс на слух, и если навигация по сайту запутанная, то пользователю приходится либо запоминать все ходы по памяти, либо уходить с сайта.

  • Маленький размер шрифта / неконтрастный шрифт

Например, жёлтые буквы на белом фоне воспринимать сложно даже людям с обычным зрением. А вот жёлтый на чёрном фоне — очень хорошее сочетание. Оно широко используется в аэропортах для легкого считывания на удаленном расстоянии.

  • Некорректно с точки зрения доступности написанный код

Если разработчики не прописали в коде сайта слова «получить выписку» или «заказать продукты», то незрячий человек, используя скринридер, услышит только слово «кнопка», и не поймёт, для чего она.

Поэтому основная рекомендация состоит в том, чтобы закладывать доступность на этапе разработки продукта.

Простая нецифровая аналогия — пандус. Если вы в самом начале не подумали о том, что вход у вас должен находиться на одном уровне с улицей, то вам потом придется строить пандус. Если же вы заложили эту возможность в самом начале, то она фактически ничего не будет вам стоить. Так что, версия сайта или мобильного приложения может и даже должна быть одна, главное учесть базовые элементы доступности вроде контрастных шрифтов и цветов, интуитивно понятной навигации

Валерия Курмак, руководитель практики Human Experience, AIC

Миф о том, что аудитория старшего возраста покупает все самое дешевое и покупает мало, повсеместный. Однако, согласно исследованию Gfk Russia в марте 2020, порядка 21% всего рынка FMCG, а это 2 триллиона рублей, пришлось только на те домохозяйства, которые полностью состоят из людей старшего возраста. А ведь есть еще и смешанные семьи, где старшие родственники также вносят свою долю в потребительский рынок России. При этом у старшего поколения нет значимого перекоса в сторону более дешёвых брендов, как ожидали бы многие. Таким образом, уже сейчас старшее поколение является одной из ключевых покупательских групп. Но до сих пор эта ниша пока не занята большим количеством брендов и крупных производителей. Ни офлайн, ни онлайн

Анастасия Лазибная, основатель портала «Баба-Деда»

Запрос на доступность у бизнеса постепенно появляется.

Да, не так быстро как хотелось бы, но он имеется. Accessibility — направление не всегда понятное для бизнеса. В перспективе доступность, как элемент разработки сервисов и сайтов, будет становиться популярнее. Это обусловлено рядом факторов, одним из которых является вступление в силу 01.04.2020 Национального стандарта ГОСТ Р 52872 [требования доступности для инвалидов по зрению]

Алексей Любимов, эксперт по невизуальной доступности Банка ВТБ

Компаниям не стоит закрывать глаза на важные изменения в диджитал-среде: обеспечивая доступность сегодня, бизнес получит лояльную платежеспособную аудиторию завтра.

0
5 комментариев
Art.Spark

хотите создать действительно что-то нужное ?
создайте сервис по трудоустройству таких людей.
а не называйте их "я могу их подоить/платежеспособная публика".
научитесь давать, а не брать.
это тоже выгодно. гораздо выгоднее гнилого маркетинга "втюхай ненужное барахло".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крамарь

И кстати, сервис будет востребован.

Но надо сказать, что люди с ограниченными возможностями - не значит, что они неполноценные, и их надо непременно обнять и плакать. Поверьте, этого в их жизни полно, и от голода умереть у них шансов куда меньше, чем у нас с вами. Не надо их жалеть, надо помогать им быть конкурентными. Среди них много вполне отличных профессионалов в разных областях, знаю программиста - аутиста, управленца с ДЦП, глухих художников. Но вот продуктов, с которыми им было бы удобно работать, мало, и им приходится труднее. 

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

ну и вот скажите, почему так работает - специалисты со стажем, впритык не понимают того, что им бегло скажет мимо проходящий комментатор.
вместо того чтобы самого человека сделать ценностью, с большим профитом,
они извлекают ценность из него, впаривая коммерческие пустышки, с малым профитом

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крамарь

Вы что конкретно хотите сказать, я не пойму никак?

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

я уже сказал, в людях с особенностями видят коммерческую возможность чето впаритть.
это тупо и аморально

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда