«Гениальные дизайнеры не воруют»: как команда Icons8 боролась с заимствованием контента Статьи редакции
Команда каталога бесплатных иконок Icons8 поделилась с редакцией vc.ru колонкой о том, как они боролись с воровством контента.
«Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы». Сфере дизайна эта поговорка тоже подходит. Большие компании сталкиваются с большими проблемами и для их решения им приходится содержать целый штат юристов. Маленькие компании уповают на свою малую известность. А что же делать компаниям «средней» руки?
Давайте сыграем в игру «Найди 5 отличий». Сколько отличий вы нашли?
Ни одного? А сейчас?
Надпись внизу гласит: «Необходимо обязательно делать ссылку на автора». Какая ирония.
Мы живем в 21 веке, а люди продолжают красть друг у друга овец. Лет так 100 назад вы бы взяли отцовское ружье и ласково попросили вернуть ваше поголовье. Но на дворе 21 век и в наших руках уже совершенно другое «оружие» — DMCA.
DMCA — это американский закон, который позволяет авторам украденного контента пожаловаться провайдеру. Провайдер должен уведомить владельца сайта и, в случае его бездействия, выключить хостинг.
Вы могли бы сказать: «Ничего страшного, это же всего одна иконка». Верите или нет, но были времена, когда у нас вообще ничего не крали. Это было 12 лет назад, когда мы были еще никому не известной дизайнерской компанией. И нашей защитой от воровства была наша неизвестность.
Но в один прекрасный день мы узнали о человеке, чьей жизненной целью было уничтожение водяных знаков в крупных масштабах. Он использовал наши иконки как готовый результат своего труда.
Мы были польщены. Особенно, учитывая, что водяных знаков на наших иконках никогда и не было.
Его сайт уже давно канул в лету. Но мы почти уверены, что он жив-здоров, и прекрасно себя чувствует на сайтах типа Fiverr
Не имея необходимого опыта в области защиты прав интеллектуальной собственности, мы поступили как многие в нашей ситуации — закрыли глаза. Этой позиции мы придерживались на протяжении нескольких лет, кропотливо работая над новыми иконками, искренне веря в то, что мир полон добрых людей, а плохие люди не знают о существовании Google.
Затем произошел несчастный случай — мы разбили свои розовые очки. И тогда наш взгляд упал на очень известный сайт, который собирал работы других дизайнеров. Там были представлены иконки Icons8, но без всякого упоминания о нас.
Постойте! Это, наверно, просто ошибка. Ведь этот сервис создан для помощи дизайнерам в продвижении своих работ. Мы написали им через Twitter, на что получили короткий ответ: «Привет, отправьте, пожалуйста, ваше сообщение в службу поддержки». В течение месяца мы отправили несколько дружелюбных сообщений в их службу поддержки. Ответом нам была многозначительная тишина.
Дизайнеры, можно сказать «братья по крови», просто игнорировали нас. Ни указания реального авторства, ни информации о лицензии, ни ответа на наши сообщения — они присвоили себе авторство, по сути, просто украв иконки. Нашей доброте и наивности был нанесен удар в спину.
Расстроенные и злые, мы не знали что делать. Нам всего лишь хотелось добиться справедливости. А лучший способ добиться справедливости — начать войну. И вот как она начиналась.
Разведка
Война начинается с разведки. В нашем случае необходимо было узнать, кто использовал наши иконки незаконно, не указывая авторство и ссылку на нас. Google и, в частности, функция «похожие изображения», несильно помогли нам в этом. Тогда мы решили загрузить 655 наших иконок в специальный инструмент.
С помощью этого сервиса мы выяснили, что 8770 сайтов использовали наши иконки. Учитывая нашу модель распространения, нас эта цифра совершенно не удивила. Любой желающий может бесплатно скачать иконки на нашем сайте, не забывая указывать авторство при их использовании.
Оставался открытым вопрос, сколько из этих сайтов использовали наши иконки, нарушая условия лицензионного соглашения. «Меньше знаешь — крепче спишь». Мы на своей «шкуре» убедились в правдивости этой поговорки:
- 900 случаев кражи;
- на каждый случай кражи в среднем приходится по 3 иконки (с разбросом от 1 до 50);
- около 10% сайтов использовали иконки Icons8 нелегально (когда мы проверяли другие наши иконки — а всего их на сегодня 34 000 — показатель 10% сохранялся).
Разведка была успешно проведена. Следующий шаг — выбор оружия массового поражения.
Вооружение
Наш выбор был скудным. Можно сказать, у нас не было выбора вообще. Мы использовали электронную почту. Три разных сообщения были составлены и отправлены «нарушителям».
Дружественное: максимально дружеский тон, никакого упоминания DMCА, никаких «предъяв»:
Эффективность: ответили 0 из 10.
Дипломатичное: нейтральный тон, упоминание DMCA:
Эффективность: ответил 1 из 10
Угрожающее: обращение напрямую к хостинг-провайдеру сайта, в отдел по вопросу нарушения прав интеллектуальной собственности и заявления прав на свою интеллектуальную собственность.
Мы обращались в поддержку хостинг-провайдера сайта и заявляли о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Мы также направляли три письма нарушителям: первое, второе, и третье.
Эффективность: ответили 10 из 10
Похоже, автор поговорки «Доброта не знает границ» никогда не рисовал иконок. Мы отправляли по 20 злобных сообщений в день. Что примерно равно количеству иконок, которые мы тогда рисовали ежедневно. Сказать по правде, это не то, к чему мы готовились, выбирая профессию дизайнера.
Была ли наша ситуация уникальной? Похоже, нет.
Огонь по своим
В своем праведном гневе мы «задевали», порою, наших честных и преданных пользователей. Кто-то из них приобрел иконки через другие агентства, кто-то использовал другой аккаунт. В любом случае это всегда заканчивалось неприятным опытом для всех вовлеченных.
Итоги военных действий
По нашему грубому подсчету (900 * 3 / 365), в среднем каждый день у нас воровали по 7 иконок. И это только из тех 655 иконок, которые мы решили проверить. На тот момент нам не хватило смелости проверить всю нашу библиотеку (тогда она насчитывала 10000 иконок). Однако можно было уверенно заявить, что наши иконки воровали быстрее, чем мы их рисовали.
Наша «война» продолжалась несколько месяцев, настоящая цифровая бойня, конца и края которой не было видно. Мы выигрывали сражения, но чувствовали, что проигрываем войну. Мы не получали наслаждения от побед, как, в прочем, и утешения. Каждый день нам приходилось отправлять неприятные сообщения и вести нелицеприятные диалоги. В конце концов, мы устали от этого и решили остановиться.
Послесловие
В 70% случаев у нас воровали по одной иконке. Кто-то может сказать в свое оправдание: «Ну это всего одна иконка...». Одна иконка, один логотип, один вебсайт.
До появления интернета можно также было сказать про одно яблоко, одну овцу. Так что же изменил интернет, если люди продолжают воровать поштучно? Воров стало в тысячи раз больше. И даже если каждый из них «возьмет» по одной иконке, этого будет достаточно, чтобы выложить всю нашу библиотеку иконок, а это несколько лет трудов наших дизайнеров.
В наши дни в ходу новая отговорка для любителей «позаимствовать» чужую работу:
Как и любая «заезженная» фраза, она, со временем, потеряла свое истинное значение, так как разные люди по-своему начали ее трактовать.
Джейкоб Касс, дизайнер и основатель Just Creative, отказался от использования собственного логотипа в 2012 году:
А вот эти ребята — нет:
Бывало и веселее, по рассказу Джейкоба: «Некоторые люди копировали мою биографию. Кто-то додумался скопировать фотографию моего офиса, изменив мое имя в Photoshop».
Джейсон Майо, член комьюнити Icons8, поделился таким случаем: кто-то взял его фотографию и заменил в лицо Photoshop:
«Гениальные дизайнеры воруют» — это всего-лишь красивая отговорка. По правде говоря, мы все друг у друга что-нибудь воруем. Наш обучающий ролик о том, как использовать DMCA, был записан в сломанной версии видеоредактора. Но мы приобрели лицензию позднее. Когда? Как только мы перестали оправдывать себя. Никто нас не склонял к покупке лицензионной версии программного обеспечения.
Как мы уже убедились, с позиции силы этот вопрос не решить. И дело не только в том, что такие разборки невыгодны с точки зрения затраченного времени и ресурсов. Самой неприятной во всей этой истории была эмоциональная составляющая.
Мы отправили последнее письмо в апреле 2015 года. 10% пользователей воровали у нас иконки. Это значит, что 90% — не воровали. Нам бы очень хотелось поблагодарить их.
Ух ты. Крутые у вас иконки.
Но цены конечно кусачие. Вы не делаете сегментацию по странам, где для нищих стран, вроде той в которой я живу, одни цены, для других другие?
Наверно, вы правы. Если бы мы сделали цены как у вас, вы бы подписались?
Оффтопик: Онлайнер мне понравился. Для фейсбука и твиттера не будете расширять?
Если бы я занимался разработкой сайтов на поток, то непременно, даже готов был бы платить по подписке и гораздо большую сумму. Для единичных проектов брать всю базу наверное смысла и нет, т.к. у каждого проекта своя специфика, а вот пакеты по 20-30 иконок был бы смысл продавать на СНГ рынок по сниженной цене (лично по своему кошельку мог бы сказать, что готов был бы выложить ~20$).
К сожалению FB не будет, т.к. в 2014-м закрыли возможность смотреть онлайн статус через API, есть возможность конечно использовать более топорные методы, но это невозможно будет сделать для массового использования.
По поводу Твиттера была идея сделать отдельный сервис, но это и осталось на уровне идеи, т.к. есть куда более крупные сервисы с мониторингом и аналитикой по профилям. Возможно у Вас есть какая-то мысль по поводу киллер-фичи, тогда можем списаться и пообщаться более детально.
Щас попробуем.
После коммента Игоря пришла в голову мысль: поштучная продажа иконок с "подключением" через API
=) Мы уже так очень много кому отгружаем, есть и очень крупные ребята. Так что могу подтвердить вашу гипотезу заочно - очень прибыльное дело.