«Гениальные дизайнеры не воруют»: как команда Icons8 боролась с заимствованием контента Статьи редакции
Команда каталога бесплатных иконок Icons8 поделилась с редакцией vc.ru колонкой о том, как они боролись с воровством контента.
«Маленькие дети – маленькие заботы, большие дети – большие заботы». Сфере дизайна эта поговорка тоже подходит. Большие компании сталкиваются с большими проблемами и для их решения им приходится содержать целый штат юристов. Маленькие компании уповают на свою малую известность. А что же делать компаниям «средней» руки?
Давайте сыграем в игру «Найди 5 отличий». Сколько отличий вы нашли?
Ни одного? А сейчас?
Надпись внизу гласит: «Необходимо обязательно делать ссылку на автора». Какая ирония.
Мы живем в 21 веке, а люди продолжают красть друг у друга овец. Лет так 100 назад вы бы взяли отцовское ружье и ласково попросили вернуть ваше поголовье. Но на дворе 21 век и в наших руках уже совершенно другое «оружие» — DMCA.
DMCA — это американский закон, который позволяет авторам украденного контента пожаловаться провайдеру. Провайдер должен уведомить владельца сайта и, в случае его бездействия, выключить хостинг.
Вы могли бы сказать: «Ничего страшного, это же всего одна иконка». Верите или нет, но были времена, когда у нас вообще ничего не крали. Это было 12 лет назад, когда мы были еще никому не известной дизайнерской компанией. И нашей защитой от воровства была наша неизвестность.
Но в один прекрасный день мы узнали о человеке, чьей жизненной целью было уничтожение водяных знаков в крупных масштабах. Он использовал наши иконки как готовый результат своего труда.
Мы были польщены. Особенно, учитывая, что водяных знаков на наших иконках никогда и не было.
Его сайт уже давно канул в лету. Но мы почти уверены, что он жив-здоров, и прекрасно себя чувствует на сайтах типа Fiverr
Не имея необходимого опыта в области защиты прав интеллектуальной собственности, мы поступили как многие в нашей ситуации — закрыли глаза. Этой позиции мы придерживались на протяжении нескольких лет, кропотливо работая над новыми иконками, искренне веря в то, что мир полон добрых людей, а плохие люди не знают о существовании Google.
Затем произошел несчастный случай — мы разбили свои розовые очки. И тогда наш взгляд упал на очень известный сайт, который собирал работы других дизайнеров. Там были представлены иконки Icons8, но без всякого упоминания о нас.
Постойте! Это, наверно, просто ошибка. Ведь этот сервис создан для помощи дизайнерам в продвижении своих работ. Мы написали им через Twitter, на что получили короткий ответ: «Привет, отправьте, пожалуйста, ваше сообщение в службу поддержки». В течение месяца мы отправили несколько дружелюбных сообщений в их службу поддержки. Ответом нам была многозначительная тишина.
Дизайнеры, можно сказать «братья по крови», просто игнорировали нас. Ни указания реального авторства, ни информации о лицензии, ни ответа на наши сообщения — они присвоили себе авторство, по сути, просто украв иконки. Нашей доброте и наивности был нанесен удар в спину.
Расстроенные и злые, мы не знали что делать. Нам всего лишь хотелось добиться справедливости. А лучший способ добиться справедливости — начать войну. И вот как она начиналась.
Разведка
Война начинается с разведки. В нашем случае необходимо было узнать, кто использовал наши иконки незаконно, не указывая авторство и ссылку на нас. Google и, в частности, функция «похожие изображения», несильно помогли нам в этом. Тогда мы решили загрузить 655 наших иконок в специальный инструмент.
С помощью этого сервиса мы выяснили, что 8770 сайтов использовали наши иконки. Учитывая нашу модель распространения, нас эта цифра совершенно не удивила. Любой желающий может бесплатно скачать иконки на нашем сайте, не забывая указывать авторство при их использовании.
Оставался открытым вопрос, сколько из этих сайтов использовали наши иконки, нарушая условия лицензионного соглашения. «Меньше знаешь — крепче спишь». Мы на своей «шкуре» убедились в правдивости этой поговорки:
- 900 случаев кражи;
- на каждый случай кражи в среднем приходится по 3 иконки (с разбросом от 1 до 50);
- около 10% сайтов использовали иконки Icons8 нелегально (когда мы проверяли другие наши иконки — а всего их на сегодня 34 000 — показатель 10% сохранялся).
Разведка была успешно проведена. Следующий шаг — выбор оружия массового поражения.
Вооружение
Наш выбор был скудным. Можно сказать, у нас не было выбора вообще. Мы использовали электронную почту. Три разных сообщения были составлены и отправлены «нарушителям».
Дружественное: максимально дружеский тон, никакого упоминания DMCА, никаких «предъяв»:
Эффективность: ответили 0 из 10.
Дипломатичное: нейтральный тон, упоминание DMCA:
Эффективность: ответил 1 из 10
Угрожающее: обращение напрямую к хостинг-провайдеру сайта, в отдел по вопросу нарушения прав интеллектуальной собственности и заявления прав на свою интеллектуальную собственность.
Мы обращались в поддержку хостинг-провайдера сайта и заявляли о нарушении прав на интеллектуальную собственность. Мы также направляли три письма нарушителям: первое, второе, и третье.
Эффективность: ответили 10 из 10
Похоже, автор поговорки «Доброта не знает границ» никогда не рисовал иконок. Мы отправляли по 20 злобных сообщений в день. Что примерно равно количеству иконок, которые мы тогда рисовали ежедневно. Сказать по правде, это не то, к чему мы готовились, выбирая профессию дизайнера.
Была ли наша ситуация уникальной? Похоже, нет.
Огонь по своим
В своем праведном гневе мы «задевали», порою, наших честных и преданных пользователей. Кто-то из них приобрел иконки через другие агентства, кто-то использовал другой аккаунт. В любом случае это всегда заканчивалось неприятным опытом для всех вовлеченных.
Итоги военных действий
По нашему грубому подсчету (900 * 3 / 365), в среднем каждый день у нас воровали по 7 иконок. И это только из тех 655 иконок, которые мы решили проверить. На тот момент нам не хватило смелости проверить всю нашу библиотеку (тогда она насчитывала 10000 иконок). Однако можно было уверенно заявить, что наши иконки воровали быстрее, чем мы их рисовали.
Наша «война» продолжалась несколько месяцев, настоящая цифровая бойня, конца и края которой не было видно. Мы выигрывали сражения, но чувствовали, что проигрываем войну. Мы не получали наслаждения от побед, как, в прочем, и утешения. Каждый день нам приходилось отправлять неприятные сообщения и вести нелицеприятные диалоги. В конце концов, мы устали от этого и решили остановиться.
Послесловие
В 70% случаев у нас воровали по одной иконке. Кто-то может сказать в свое оправдание: «Ну это всего одна иконка...». Одна иконка, один логотип, один вебсайт.
До появления интернета можно также было сказать про одно яблоко, одну овцу. Так что же изменил интернет, если люди продолжают воровать поштучно? Воров стало в тысячи раз больше. И даже если каждый из них «возьмет» по одной иконке, этого будет достаточно, чтобы выложить всю нашу библиотеку иконок, а это несколько лет трудов наших дизайнеров.
В наши дни в ходу новая отговорка для любителей «позаимствовать» чужую работу:
Как и любая «заезженная» фраза, она, со временем, потеряла свое истинное значение, так как разные люди по-своему начали ее трактовать.
Джейкоб Касс, дизайнер и основатель Just Creative, отказался от использования собственного логотипа в 2012 году:
А вот эти ребята — нет:
Бывало и веселее, по рассказу Джейкоба: «Некоторые люди копировали мою биографию. Кто-то додумался скопировать фотографию моего офиса, изменив мое имя в Photoshop».
Джейсон Майо, член комьюнити Icons8, поделился таким случаем: кто-то взял его фотографию и заменил в лицо Photoshop:
«Гениальные дизайнеры воруют» — это всего-лишь красивая отговорка. По правде говоря, мы все друг у друга что-нибудь воруем. Наш обучающий ролик о том, как использовать DMCA, был записан в сломанной версии видеоредактора. Но мы приобрели лицензию позднее. Когда? Как только мы перестали оправдывать себя. Никто нас не склонял к покупке лицензионной версии программного обеспечения.
Как мы уже убедились, с позиции силы этот вопрос не решить. И дело не только в том, что такие разборки невыгодны с точки зрения затраченного времени и ресурсов. Самой неприятной во всей этой истории была эмоциональная составляющая.
Мы отправили последнее письмо в апреле 2015 года. 10% пользователей воровали у нас иконки. Это значит, что 90% — не воровали. Нам бы очень хотелось поблагодарить их.
Ух ты!
Не знал что вы русские.
Ото ж.
Ух ты. Крутые у вас иконки.
Но цены конечно кусачие. Вы не делаете сегментацию по странам, где для нищих стран, вроде той в которой я живу, одни цены, для других другие?
Наверно, вы правы. Если бы мы сделали цены как у вас, вы бы подписались?
Оффтопик: Онлайнер мне понравился. Для фейсбука и твиттера не будете расширять?
Pedro - прикольная тема!
Спасибо!
Хотя вот именно он почему-то не идет. Мы видим, что люди его пробуют разок и не возвращаются — уже как только не исправляли. Пока на холде.
И что итогом? Так и не удалось добиться справедливости и заставить убрать иконки?
После публикации статьи с нами связался флетайконс и сказали большой текст со следующим мессаджем:
"Мы как прочли, сразу же убрали овцу. А раз мы такие хорошие, пожалуйста уберите статью из вашего блога".
Flaticon убирают, когда берешь за жопу. Вот и щас: написали в том духе, что иконку они убрали, а значит якобы и проблема решена, попросили убрать статью (!).
Сколько у них еще наших иконок осталось — вопрос открытый. Пока что каждый раз, когда ищем, находим.
Надеюсь эти копирасты растратят все деньги на юристов и обанкротятся. Туда им и дорога, информация должна быть свободной
Вообще, свободная информация != бесплатная информация.
Но вы правы, бесплатное и свободное - это хорошо.
Я передам коробочку с вашими словами в подарок ребёнку, вместо настоящего подарка, который можно было бы купить, если бы информацию воровали меньше.
Соглашусь с автором. Было бы лучше, если бы эти все искусственные ограничения в интернете исчезли. Если бы все картинки и ресурсы были бесплатными и без претензий. Если бы Photoshop и Illustrator были бесплатными. Если бы еда была бесплатная и за квартиру не надо было бы платить. Вот тогда бы я целый день сидела и рисовала бы иконки за просто так и раздавала бы всем вокруг. Но мир не такой.
Видите ли, читая ваш коммент, я подумал о свободе новостей, и *информации* подобного рода. То, о чем написали вы - это не информация, это работа. Работа людей, которые хотят получать за свою работу деньги. Конкретно здесь, люди даже не хотят получать деньги, они просто хотят чтоб результат их работы, в которую они вложили силы/время/другие ресурсы не воровали другие люди. Люди, которые присваивают их работу себе. И если вас устроит, например, что на своей работе, вы сделаете какое-то дело, а ваш коллега скажет начальству, что сделал её он, то я пойму ваш коммент. Но не пойму вас. Вы странный.
Осталось выяснить за чей счет. Если за ваш, то согласен полностью
А альтернатива? Если мы все откроем, то не обанкротимся?
Если в статье только про tier2 стоки которые распространяют ваши иконки не соблюдая ваши условия - это нормально, можно дальше не читать
Если про сайты конечных пользователей:
"иконки за так. За хлопоты, которых вы не заслужили."
проблема может быть серьезней
У вас получилось что-то вроде хонейпота:
1 создали условие
-повесили на часть общедоступных иконок свой ip (со степенью изменения)
-раздаете бесплатно уникальные иконки - они расходятся по tier2 стокам которые не всегда точно копируют условие распространения (или условия упрощаются до стандартизированных сс)
2 используете несовершенные процедуры (на уровне хостера (он не верифицирует адекватность претензии) ).
Следствие
a. я беру иконку на фри стоке без условий / рисую похожую по общему референсу (тому же, которым руководствовался ваш дизайнер) (и этот момент шире, чем телефон/лупа)
b. хостер получает жалобу
c. я получаю сообщение - надо вносить изменения (платить кому-то в большинестве случаев)
d. я пропускаю сообщение - хостер блокирует аккаунт
Если "гениальные дизайнеры не воруют" то "хороший сервис должен понимать последствия и адекватно оценивать свои претензии при нестандартной модели распространения"
1. Согласен со всем. И похожие прецеденты были — см Warner Bros vs Hotfile https://en.wikipedia.org/wiki/Hotfile#Countersuit_against_Warner_Brothers
2. Если я так сделаю, плюньте мне в лицо
По факту все конечно по-человечески происходит. Мы все в одном котле варимся, если перессоримся — то с кем дальше жить?
Tier 2 стоки дружат с дизайнерами — это их и контент, и аудитория.
Хостеры ценят своих клиентов и просто так сервера не гасят, это же их клиентура. Я с таким не сталкивался, по крайней мере.
Дизайнеры в целом живут дружно, делятся опытом и помогают друг другу, особенно за пределами русскоязычного пространства.
В целом, VC отрезал концовку статьи — цитату из Платона. Она была бы к месту и в этом комментарии:
Это криминализация и смешивание понятий
1 Иконка это символ. Ее суть не быть уникальной, а унифицировать и визуализировать понятие. - многие иконки похожи
2 Вы не первые, кто начал рисовать иконки. Многие образы появились до вас. - есть ограниченное визуальное представление символа, которое будет однозначно читаться.
Еще уже категории
iOS 9
Windows 10
Windows 8
Material
Android 4
часть ваших иконок адаптирована под гайды/визуальный стиль, которые сильно сужает возможное представление.
3 На сколько уникальны ваши иконки? Есть 34,500 иконок. За те годы, что делали - сколько ваших дизайнеров заимствовали устоявшиеся образы? На сколько они уникальны? Кто проверял? - нельзя однозначно сказать на сколько % "вдохновился" дизайнер. Если 99% вдохновления и 1% нового - это уже новая работа? Видимо, вы считаете, что новая.
4 Вы абузите всех подряд на основании, что в вашей коллекции есть такая иконка, значит она ваше ip, оставляя за рамками как эта оценка происходила. - я смотрю google material design icons и вижу совпадение по некоторым иконкам - да, может не 1-1 pixel perfect - но где граница? Я взял иконку телефона и чуть поправил шейп - новая? Ок, пусть добавление 1% изменений - новый продукт. Вы на 100% уверены, что инструмент визуального поиска адекватно фиксирует такие расхождения?
Я не оправдываю воровство, отнюдь. Воровство - понятие сложное. Вся визуальная культура строится на заимствовании. Когда один образ перетекает в другой и получается новый продукт? Где тот момент? А гайды? Вы так же воруете гайды (чье-то ip, путсть и распространяемое фо фри). Есть много интересных книжек про патентную систему и кейсов, связанных с ними.
И ок - с точки выгоды - вы делаете все правильно. Используете возможные инструменты. Так и надо.
Но моралфагать и вешать клеймо вор-вор на всех подряд - это очень узко.
Мы сходимся в том, что иконки основаны на общепринятых визуальных символах. И мы оба далеки от zero tolerance policy.
Поэтому:
1. Раздаем всякие телефоны и лупы бесплатно, не говоря уже о чужих лого вроде фейсбука:
https://icons8.com/welovesvg - open source искалка и неск. наших сетов,
https://ru.icons8.com/web-app/category/Very-Basic — бесплатные svg
https://ru.icons8.com/web-app/category/Logos — все бесплатно
2. Далеки от того, чтобы пушить кого-то за трубку.
Вообще, у софтины много false positives, мы пока не уверены, никому не писали (и от этого так долго получается, в отличии от https://www.eff.org/deeplinks/2015/02/absurd-automated-notices-illustrate-abuse-dmca-takedown-process . Из-за этого процесс такой долгий и нудный — иконку должен идентифицировать сам дизайнер, который рисовал.
Нам не нравятся ярые случаи вроде flaticon. Они сами попросили SVG — сказали, пришлют много трафика. После чего разместили их как свои и делали все, чтобы все оставить как есть, с 2014 года.
Сколько у них еще на сайте — вопрос. Сколько иконок других дизайнеров — вопрос. И совершенно точно многие невинные люди им поверили, скачали у них иконки, поставили ссылку на flaticon/freepik (они требуют), и таким образом сами того не зная нарушили копирайты.
Ребята, если среди вас такие есть — дайте знать, мы вам отдадим иконки за так. За хлопоты, которых вы не заслужили.
Блин, благодаря этой статье я узнал о вашем сервисе. Крутые иконки. Ребят, подскажите пожалуйста, у вас есть статья о том, как правильно ставить авторство на вас, как и в каких случаях можно использовать ваши иконки?
Спасибо, бро!
Как ссылку ставить — тут: https://ru.icons8.com/license
Ну не могут люди, которые воруют чужое, добиться успеха в своём деле. Это априори невозможно. Только это и утешает :)
Apple, Microsoft...продолжать?
И Казахстан пожалуйста добавьте)
=) ok
Из статьи непонятно чего вы выиграли своей войной в финансовом плане. Стоила ли овчинка выделки?
Нет.
Пару лицух продали на 500 долл за время эксперимента. Если все равно чем заниматься, работа как работа — можно было продолжать.
Если хочется делать, то что любишь — однозначно нет.
Комментарий удален модератором
Старое интервью с Иваном, создателем Icons8
https://vc.ru/p/visualpharm
От себя: спасибо за крутой сервис! И отдельное спасибо за юмор: фраза "стриптизерша танцует на лице мертвого дизайнера" в свое время заставила разместить ссылку на вас :)
Ахаха, желтуха — наше все!
Спасибо!
Статья - огонь! Прям как на иконке!
Щас попробуем.
работы мало у людей)
У каких людей — у нас или тех кто иконки в нарушение лицензии берет?