{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как применить гештальтпсихологию в графическом дизайне

Человек мыслит шаблонами, и это не всегда плохо. Наш мозг использует накопленные в детстве визуальные образы на протяжении всей жизни, достраивая картинку вокруг «на автомате». Благодаря этому механизму мы неосознанно видим в облаке сердечко, а в пене морской волны — барашков.

Эта справочная статья будет полезна начинающим дизайнерам, коммуникаторам и специалистам, которые работают с пользовательским опытом.

Мы знаем, как действует этот механизм благодаря гештальтпсихологии. Это группа принципов визуального восприятия, созданные в 1920-х годах немецкими психологами Кристианом фон Эренфельсом, Максом Вертгеймером, Вольфгангом Келером и Куртом Коффкой.

Применительно к дизайну теория гештальта объясняет стремление людей объединить визуальные элементы в группы. Существует несколько ключевых принципов, лежащих в основе гештальта. Они помогают понять связь между визуальными коммуникациями, психологией человека и возможностями контроля восприятия дизайна.

Возникновение

Люди сначала идентифицируют элементы по их общей форме. Узнаваемый контур быстрее находит отклик в сознании пользователей, поэтому и проще воспринимается.

Овеществление

Мозг с легкостью узнаёт объект, даже когда он не дорисован. Можно исключать части контура до тех пор, пока человек в состоянии выявить близкое совпадение с «шаблоном», который уже есть в его памяти.

Метастабильность

Все знают эти загадки, когда в одном рисунке оказывается два персонажа или два сюжета. Мозг не способен видеть оба предмета сразу, поэтому быстро перемещаемся между альтернативами. Одно в любом случае окажется доминирующим и перекроет второе.

Инвариантность

Простые объекты распознаются независимо от их вращения, перемещения и масштаба.

Благодаря этим открытиям были сформулированы 6 принципов, которые используют визуальные коммуникации. Они нужны для того, чтобы сделать процесс восприятия информации более простым и точным.

1. Близость

Элементы воспринимаются как связанные, если расположены близко друг к другу. Так пользователь понимает, как соотносятся между собой смысловой блок, изображения, текст и другие элементы.

Источник: Pinterest

2. Общая область

Всё, что находится в одной области, рассматривается как единое целое. Общая область усиливает иерархию и повышает сканируемость дизайна.

Источник: Pinterest

3. Схожесть

Элементы со схожим дизайном (форма, размер, цвет) кажутся более связанными, чем те, которые выглядят по-разному. Этот принцип помогает классифицировать объекты в пределах группы и связывать их между собой по значению или функции.

Источник: Pinterest

4. Симметрия

Симметрия создает ощущение комфорта и позволяет сосредоточиться на том, что действительно важно.

Источник: Pinterest

5. Продолжение

Элементы, располагающиеся по прямой или плавно изогнутой линии, воспринимаются как сгруппированные в отличие от тех, что выстроены по ломанной линии. Чем плавнее линия, тем проще элементы складываются в единую фигуру, потому что мозг предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления.

6. Общая судьба

Неважно, как далеко друг от друга располагаются объекты и насколько они разные: если они вместе движутся или изменяются, то человек воспринимает их как взаимосвязанные. Этот эффект работает, даже когда нет явного движения, а есть только намёк на него (например, показано направление).

Источник: Pinterest

Визуальные коммуникации опираются на научные теории о психологии человеческого восприятия, в том числе и на теорию гештальта. Принципы этой теории позволяют во многом управлять пользовательским вниманием, делать дизайн одновременно и запоминающимся, и гуманным.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Крамарь

Чем так нравится комнатным психуелогам гештальт - к нему за уши притягивается все, что угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Komorebi

Крайне слабая и поверхностная претензия.

Ответить
Развернуть ветку
Oleksandr Kolisnichenko

я бы сказал - "притянутая за уши" претензия

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крамарь

Да что вы говорите.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Примите и проживайте

Ответить
Развернуть ветку
Даша Пашнина

Видимо у вас какой то свой незакрытый Гештальт по этому поводу...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крамарь

Да, давай проанализируем мои децкие травмы.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Вечкасов - Маркетолог

Что за пассивная агрессия?
Да у вас эта тема заряжена однако

Ответить
Развернуть ветку
Артем Локтев

Самая бессмысленная статья из всех что я когда-либо видел.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда