{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как мы создали закрытую онлайн-платформу для обучения за 50 дней: о подходе к дизайну и функционалу

Необычный кейс Uprising Agency — студии разработки и дизайна. Об участии в переходе в «онлайн» проекта, который множество лет собирал людей на двухнедельный очный курс.

Вкратце о себе: агентство Uprising формально было создано в первую волну коронавируса, но в сути своей существовало задолго до этого. Разве что раньше у нас не было названия и логотипа. Мы занимались разработкой и дизайном давно — сначала исключительно на нашем первом проекте Bash Today (сервисе бронирования площадок под мероприятия), затем начали появляться сторонние проекты, которые интересовались нашей экспертизой в этом вопросе.

Так, когда с первыми лучами самоизоляции наш основной бизнес — Bash Today — на время перестал функционировать, мы начали искать новые возможности и вернулись к относительно «старой» идее — открыть свое агентство разработки и дизайна.

Кейс, который стал настоящим челленджем

Этот заказ не был для нас первым, но в какой-то мере стал одним из самых значимых — именно этот «вызов» стал для нас отправной точкой к пониманию, что мы как слаженная команда можем все.

Дано:

Существует правовой «think-tank» — Центр международных и сравнительно-правовых исследований (ЦМСПИ), который каждый год проводит Летнюю Школу по международному публичному праву.

Обычно это выглядит так: порядка 35 слушателей из СНГ (как состоявшиеся специалисты — преподаватели, сотрудники юридических фирм, государственных органов, так и те, кто только окончили бакалавриат), собираются на две недели в Москве послушать лекции от всемирно известных юристов, ведущих ученых и практиков в этой области из разных стран (Великобритания, Голландия, Германия и т.д.).

Тем, кто увлекается данной тематикой, об уровне ответственности нашей задачи могут рассказать имена спикеров: сэр Майкл Вуд, Алина Мирон, Манфред Даустер, Филиппа Вэбб, Роман Колодкин, Седрик Рингаерт, Владимир Тарабрин.

Несмотря на то, что Летняя Школа должна была пройти в августе, когда ограничения уже смягчили, руководство ЦМСПИ решило не рисковать здоровьем участников. К тому же, далеко не из всех стран существовала возможность приехать в Москву.

Цель:

Создать с нуля закрытую образовательную платформу на английском языке, которая должна содержать в себе все необходимые аспекты для удобной и продуктивной работы во время Летней Школы.

Основные задачи платформы:

  • координация слушателей (32 человека), экспертов (7 человек) и администрации (8 человек);
  • организация продуктивного взаимодействия — расписание и подключение к видеоконференциям, инструменты для работы по программе, хранение необходимых файлов, оповещение пользователей, общение с администрацией, подключение к электронным ресурсам и т.д.;

  • создание площадки для нетворкинга, возможность добавлять данные о каждом из участников, в том числе видеовизитки.

Срок:

50 дней

На самом деле этот кейс стал челленджем не только для нас, как агентства дизайна и разработки, но и для самого ЦМСПИ, потому что до нас они обращались к нескольким командам, но им везде отказывали из-за очень сжатых сроков.

Дизайн

После всех обсуждений и уточнений мы начали первый этап — создание дизайн-макетов страниц. Мы понимали, что здесь нам важно не только удовлетворить потребности заказчика, но и создать для себя хороший кейс в портфолио, ведь на первых порах работы агентства каждый заказ — «визитная карточка» для следующего.

Три кита создания дизайн-макетов

То, на что мы опираемся при их создании для любого заказчика

  • Тематика проекта

Безусловно, это накладывает свой отпечаток. Одно дело, когда нужно создать дизайн для страниц сайта о бронировании площадок для мероприятий, где можно не стесняться ярких цветов, веселых картинок и смелого дизайна, и совершенно другое — когда речь идет о тематике правового think-tank, которая подразумевает консервативность и инновационность одновременно.

Юридическая тема и средний возраст слушателей (33 года) и экспертов (40-60 лет) определили для нас дизайн как аскетичный, практичный и лишенный всякой «мишуры».

  • Наше видение

Мы как агентство имеем свое четкое видение относительно дизайна интерфейсов. Минималистичность и функциональность мы всегда ставим во главу угла — ведь когда wow-эффект от дизайна пройдет, у человека всегда остается действие, которое ему надо совершить. И чем проще ему будет его совершить, тем лучше.

  • Глубокое исследование рынка

Без изучения уже существующих реализованных проектов невозможно создать что-то новое и цепляющее. Здесь как с изучением истории человечества — знание ошибок прошлого позволяет не совершать их в будущем, а понимание действующих процессов позволяет не просто переносить их в свою работу, но и улучшать, развивать их.

К тому же, это отличный способ погружения в тематику проекта для более глубокого понимания процессов. Речь никогда не идет о «копировании» проектов — это изучение старого для создания поистине нового.

Процесс работы над дизайном платформы

Главным пожеланием заказчика был интуитивно понятный интерфейс — подходящий и удобный для пользователей любого возраста (от 20 до 60 лет) и помогающий достигать цели в несколько кликов.

Для реализации этих пожеланий была выбрана концепция dashboard’а. Наглядная визуализация расписания, реестр уведомлений, мгновенное отображение показателей в реальном времени — это лишь некоторые преимущества данного типа дизайна.

С точки зрения дизайна, Летняя Школа — это классический информативный деловой dashboard-дизайн, базирующийся на уже проверенных нами наработках 2016…2017 гг., но под 2020 год.

Проработка идеи, исследование

Одним из главных референсов или «идейных зёрен» будущего дизайна послужил промо-ролик ЦМСПИ (посмотреть его можно здесь).

Белый, воздушный, минималистичный, деловой, архитектурный, геометрически абстрактный, будто выполненный из гипса. Подобная визуальная стилистика на Западе называется «Clay style». Она отсылает к Скандинавскому минимализму, конструктивизму и утилитарной функциональности — что логически пересекается с сутью юриспруденции: нейтральностью, беспристрастностью, точностью и торжеством сухих фактов.

Саммари из нескольких элементов дизайн-макетов интерфейса

Вдохновившись этой воздушностью, мы решили сделать белый минималистичный интерфейс с мелкими вкраплениями фирменных цветов из логотипа «ЦМСПИ»:

  • красный

  • жёлтый
  • синий
  • зеленый.

На момент создания дизайна мы ещё не знали, что эти четыре цвета символически отображают базовые оттенки, встречающиеся в мировых флагах (концепия глобальности и объединения). Мы узнаем этот нюанс значительно позже, уже после запуска Летней Школы. Но на тот момент мы обыгрывали эти цвета в дизайне без какой-либо смысловой привязки, в основном делая упор на утилитарность значения: красный — важное, зелёный — новое, жёлтый — дополнительное, синий — вспомогательное.

Визуальным дополнением интерфейсам, плиткам, полям и кнопкам послужили «Clay style» иллюстрации и фотографии: белое, гипсовое, стерильное; со статуями, колоннами, куполами в стиле Конгресса США; серьёзное, деловое, юридическое, не тратящее время, сухое и конкретное. Также вдохновением послужили трендовые dashboard’ы топовых агентств ↓

Референсы, которые вдохновили нас на создание интерфейса Летней Школы

Как мы уложились в столь короткий срок

Подобные образовательные платформы в сфере юриспруденции — огромная редкость. Например, мы до сих не встречали чего-то подобного из России или стран СНГ. Несмотря на отсутствие качественных аналогов, мы успели сделать проект в срок — одной из главных причин этого было наличие огромного опыта за плечами и массы готовых наработок из других проектов, в дизайне мы использовали паттерны разных из них.

Говоря откровенно, для меня в этом проекте не было ничего нового. Это было скорее закреплением навыков и знаний, полученных в течение 10-летнего опыта.

Руководитель дизайн-лаборатории Uprising

Функционал платформы

Одновременно с подготовкой дизайнерских решений, шла плотная работа над другими важными составляющими проекта — мы продумывали и реализовывали основной функционал. Здесь большую роль сыграли сжатые сроки и умение приоритизировать — нужно было вычленить наиболее важные для функционирования платформы страницы и идти в дизайне и разработке «от более важного к менее».

Приоритезировать и упрощать. В сжатых сроках важно не распыляться на приятные дополнительные мелочи и функции. Потому что они дополнительные. Вначале делается то, что лежит в основе базовых пользовательских сценариях использования платформы. Это первый приоритет.

Далее уже улучшения и дополнения, сколько успевали. Например, пользователи могли оценивать прошедшие занятия с преподавателями, это было реализовано сразу. Вывод же этих данных и инструментария аналитики в администраторскую панель был реализован в буфере времени, которое останется после реализации core фич.

COO, Head Product Manager Uprising

Расскажем о самых важных страницах и их интересных деталях подробнее:

Личный кабинет и профиль пользователя

Они были трех типов — для слушателей, для экспертов и для администрации Летней Школы. Важно было сделать их такими, чтобы при схожем наборе вводимых данных пользователями, можно было с легкостью отличить, где профиль слушателя, а где профиль эксперта.

К тому же, каждый профиль должен был содержать оптимальное количество информации — не быть перегруженным, но при этом давать достаточно полное представление о пользователе.

Особым требованием было создание возможности для слушателей скрывать свою личную информацию. Наприме, они могли оставить свои данные открытыми для администрации и скрыть их от других слушателей.

Дизайн-макет «Профиль»

Расписание

Эта страница стала не просто «доской объявлений» о ближайших лекциях, занятиях и академической нагрузке, расписание выполняло роль настоящего координирующего инструмента.

Каждая заполненная ячейка в расписании, будь то лекция, семинар или «внеурочное» занятие, имела свою ссылку, которая вела на виртуальную комнату, где это мероприятие проводилось. Здесь было важно учесть нюансы: например, для проведения лекции и сессии «вопрос-ответ» после нее были необходимы разные комнаты.

Ко всему прочему, расписание должно было быть динамичным: то есть не статичной таблицей, созданной нами изначально, а живой структурой, куда впоследствии администрация регулярно добавляла новые мероприятия — одним из таких, например, была встреча в онлайн-формате для всех участников, где были представлены все эксперты и администрация, чтобы слушатели знали, к кому обращаться в случае возникновения вопросов.

Дизайн-макет “Расписание”

Библиотека

Для учебников, научных статей, сопутствующих и иных материалов, в том числе эксклюзивных от экспертов Летней Школы, нужно было создать некую удобную платформу как для загрузки этих файлов, так и для их скачивания/прочтения.

Помимо этого, были некоторые внешние электронные ресурсы и базы данных, которые в рамках Летней Школы предоставляли слушателям доступ к своим материалам — например, Cambridge Law Journals, HeinOnline, Westlaw International, The ICC Digital Library и другие. Слушатели могли искать там актуальные статьи или научные публикации по заданной тематике. Помимо этого у них была возможность делать запрос в библиотеку ЦМСПИ. Нашей задачей в данном случае было подсветить этот аспект — доступно и наглядно показать пользователю, что они могут воспользоваться такой привилегией.

Дизайн-макет «Библиотека»

Дашборд

Страница, которая аккумулировала все наиболее важные и насущные вопросы во время обучения. Здесь слушатель мог увидеть, какие домашние задания нужно сделать, сколько занятий будет сегодня.

На дашборде отображались все уведомления — в любой момент можно было изучить актуальные обновления или возможные изменения в расписании. Отсюда же можно было присоединиться к текущему уроку — это удобнее и быстрее, чем искать нужный в расписании, если слушатель, например, немного опаздывает.

Дизайн-макет “Дашборд”

Система уведомлений

Для того, чтобы все взаимодействие могло происходить через платформу, мы реализовали уведомления (визуализацию можно увидеть выше, на иллюстрации «Дизайн-макет Дашборд»). Администрация таким образом напоминала о мероприятиях, рассылали опросы и сообщали о каких-либо изменениях в учебном процессе.

Из интересного по проекту

Несмотря на то, что все обучение происходило онлайн, администрация Летней Школы, ввиду всей серьезности преподаваемой тематики и подхода к обучению, строго следила за посещаемостью занятий, для чего мы создали так называемый «электронный журнал». Сертификат об окончании обучения могли получить не все — для этого нужно было посетить определенный процент лекций и семинаров.

Оценки самим слушателям не ставились, а вот они как раз могли оценить работу эксперта. В данном случае это, конечно, не было оценкой знаний, а лишь уточнением, насколько материал был полезен и интересен — это использовалось для внутренних целей, в том числе для подготовки к будущим Летним Школам.

Результаты работы

За 50 дней мы смогли создать с нуля и запустить в работу не просто дизайн-концепцию или сайт, а обширную образовательную платформу, где была налаженная функциональная взаимосвязь с Zoom, удобная система управления контентом и все возможности для организации полноценных занятий — как для слушателей, так и для экспертов — без оглядки на слово «онлайн».

Все две недели проведения Летней Школы мы круглосуточно поддерживали платформу и очень рады, что все наши старания окупились с лихвой — платформа получила прекрасные отзывы слушателей, администрации и экспертов Летней Школы по международному публичному праву — 2020.

На данный момент мы ведем переговоры с заказчиком на тему развития этой платформы и планируем к 2021 году добавить много новых интересных фишек — например, чаты для переписки, видеочаты 1 на 1, а главное — создание мобильного приложения.

В чем секрет такой быстрой и слаженной работы команды? В желании сделать, во что бы то ни стало, и опыте каждого человека, кто был причастен к этому проекту — именно эти два фактора сыграли здесь решающую роль.

Мы очень довольны результатом, тем более если учесть сжатые сроки и объём работы. Команде Uprising Agency удалось решить непростую задачу: предложить современное и практичное решение, визуально соответствующее образу Центра международных и сравнительно-правовых исследований.

Отзыв ЦМСПИ
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Лена Иванова

Начнешь читать, так там великие умы бились за то, чтобы сделать очень полезную платформу продуманно и удобно. Присмотришься к макетам и видишь, что джун-дизайнер взял макет с дриббла и поменял там текст на тот, что в ТЗ, вставили в презентацию, продали и ебись оно эвкалиптом.

Особенно заметны ляпы типа первой вкладки "профиль", на которую будешь попадать каждый раз. Зачем? О сценариях использования вообще думали?

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

Елена, безусловно, визуальные решения в современном мире перетекают одно в другое (это видно даже по работам самых именитых дизайнеров на том же дриббле), но заверяем Вас - все макеты эксклюзивны на 100% и созданы вручную. Конечно, мы вдохновились работами других, но копирования и плагиата здесь нет. Иначе зачем мы бы описывали данный кейс?)

Но Вы совершенно правы насчет вкладки "профиль", мы тоже заметили эту оплошность, но в спешке не поправили - гораздо правильнее было бы разместить в верхнем левом углу "домик", потому что дашборд в данном случае важнее профиля, а именно туда, в левый верхний угол тянется рука :)

Спасибо за комментарий! Мы всегда рады конструктивной критике. И, кстати, были бы рады видеть настолько внимательного к деталям дизайнера в своей команде 😉

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

Кстати, в реализованном варианте платформы мы оплошность исправили - в левый верхний угол встал тот самый "домик", который вел на дашборд :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Матин Таджиев

Очень приятный дизайн! Успехов и в дальнейшем! 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Artur Gubar

Хорошая работа 👍 Следовало бы еще учитывать доступность и проверять цвет на контрастность. Уверен что ваш серый не проходит стандарт WCAG

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Plotnikov

«Приоритизировать» пишется через «и», несмотря на «приоритет».

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

Да, Вы совершенно правы, ошиблись :) к сожалению, со временем статью уже нельзя отредактировать 

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Oleinichenko
 За 50 дней мы смогли создать с нуля и запустить в работу не просто дизайн-концепцию или сайт, а обширную образовательную платформу, где была налаженная функциональная взаимосвязь с Zoom, удобная система управления контентом и все возможности для организации полноценных занятий

А почему ссылки нету? И почему текущий сайт Летней школы не имеет ничего общего с вашими макетами?

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

То, что Вы прислали - это сайт ЦМСПИ, на котором просто есть анонс Летней Школы. Здесь нужно внимательно читать название: "Как мы создали закрытую онлайн-платформу для обучения ..". И ответ на то, почему нет ссылки, тоже здесь есть :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Андреев

На скринах, это один из платных шаблонов админки на Bootstrap?

Ответить
Развернуть ветку
Yefim Kolodkin
Автор

В отношении дизайна, UI/UX-решений, компоновки и брендинга проект полностью индивидуальный и создан нами вручную вплоть до каждой пиктограммы :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Андреев

Хорошие у вас дизайнеры!

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда