Дизайн
Sergey Sukhov

Деструктивный проект: как дизайнеры разрушают общество

Photo by Jorge Alcala on Unsplash

Профессиональные компромиссы и отсутсвие принципов делового сотрудничества — паразит в коммерческом организме современного общества, который по кирпичикам растащит вашу карьеру, амбиции и морально-этический фундамент. Поэтому дизайнеру важно иметь этические принципы, определяющие его стратегию сотрудничества с клиентами.

Личный опыт

История зарождения ценностных ориентиров в профессиональной деятельности берет начало практически на самом старте моей карьеры. Первый раз я споткнулся на этикетке фальшивой Coca-Cola, которую мне положили на стол с формулировкой «Надо также и без лишних вопросов» в одном из провинциальных рекламных агентств. Я всегда страдал ортодоксальным перфекционизмом, от которого до сих пор пытаюсь избавится, но иногда он догоняет меня и дает пинка в виде издержек по проекту. Немудрено, что с таким «профессиональным» качеством, исполнителем этой работы выбрали именно меня. Разливали эту «колу» предпреимчивые «южане» в соседнем подвале. Сделал. Осмыслив содеянное, понял, что остался неприятный осадок, который в день зарплаты благополучно сошел на нет. Второй раз споткнулся об упаковку мыла, которое было сварено все теми же «гостями с юга». На этот раз осадок остался даже после зарплаты.

«Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее»

Роберта Л. Петерс

В то время я читал книгу Дэвида Бермана «Do good design: как дизайнеры могут изменить мир». На задней стороне обложки была цитата Роберта Л. Петерса «Дизайн создает культуру. Культура формирует ценности. Ценности определяют будущее». Это была одна из первых книг, которую я прочитал и, отчасти, именно она изменила мое понимание роли дизайнера в обществе и его степень отвественности. У Андрея Зубрилова есть термин «Радиус заботы». Применительно к этой статье я буду опираться на модель Андрея, но позволю себе перефразировать сам термин. Давайте обозначим его как «Радиус отвественности».

Радиус отвественности

Классическая схема личного радиуса ответсвенности выглядит так: Я, Семья, Бизнес, Страна, Мир. В профессиональной же сфере нужно кардинально поменять порядок:

  • Бизнес (коммерчески успешный проект, удачная коммуникация с целевой группой)
  • Страна (коммуникация не идет в разрез с неоспоримыми нормами общества)
  • Мир (что хорошо большому обществу, хороши и миру в целом)
  • Семья (коммуникация положительно или нейтрально воздействует на семью)
  • Я (коммуникация положительно или нейтрально воздействует лично на меня)

Мы не можем поставить на первое место Страну, Семью или Мир, потому что получится попытка перевоспитать/улучшить общество за счет средств бизнеса. Этим может промышлять меценат или филантроп, но никак не среднестатистический владелец бизнеса. Дизайнер это ремесленник с творческим подходом, поэтому главная утилитарная задача — коммуникация с аудиторией для извлечения прибыли бизнесом, а потом уже все остальное. Искусство в работе дизайнера — сделать так, чтобы проект отвечал сразу нескольким критериям:

  • Решал задачи бизнеса
  • Не оказывал пагубного влияние на общество (семью, страну, мир)
  • Говорил о важном, обращал внимание на проблемы
  • Удовлетворял амбиции дизайнера с точки зрения эстетики

И если вернуться к моей ситуации, то хотел бы я, чтобы мои дети употребляли подпольный лимонад? Нет. Поэтому решения, принимаемые нами в профессиональной деятельности, влияют не только на размер денежной компенсации, которую мы с вами получаем, но и на будущее наших детей и общества в целом. Отказываясь от проектов, оказывающих негативное влияние на общество, мы трансформируем и сам бизнес — собственники понимают, что время «продать и заработать» проходит, но наступает новое время — где нужно нести ответственность за свои действия, чтобы обрести лояльную аудиторию.

Вчерашний дизайнер-студент мыслит в первую очередь категориями красоты и денег, которые за эту красоту можно получить. Плевать он хотел на социальную ответственность, а потому никаких морально-этических принципов на старте карьеры нет. Хотел было написать, что и не может быть, но все не так однозначно. За формирование ответственного подхода дизайнера к рабочему процессу ответственна система образования, которая обучает чему угодно — пропедевтике, технологиям, софт-скилам, — но только не этике и социальной отвественности. Я изучал дизайн в разных школах и мастерских, но нигде не про это слышал. Было одно исключение — мастерская Владимира Чайки, где на одном из занятий мы обсуждали нечто подобное.

Как определить свои этические ориентиры

Для этого не требуется какое-то специфическое правило или методология. Здесь также не может быть универсального рецепта. Каждый человек неравнодушен к какой-то проблеме, например:

  • Загрязнение окружающей среды — не работаете с компаниями по производству пластиковой упаковки.
  • Чистота мирового океана — тот же пластик и нефтедобывающие компании.
  • Защита животных — не сотрудничаете с производителями одежды и косметики, которую тестируют на животных.
  • Социальная деградация — отказываете бизнесу в сфере развлечений (онлайн-казино, порнография)
  • и так далее…

Можно руководствоваться не только общемировыми проблемами, но и личными. Например, от курения умер родственник и это сформировало у вас четкую позицию относительно табака — трансформируйте это в свой этический принцип. Этим вы не просто «встанете в позу», но повысите собственную значимость. Несправедливость в жизни трансформирует отношение к миру и проблемам в нем, но это не только трансформация ради трансформации. Это трансформация ради изменения общества. Общество трансформирует вас, вы его — процесс обоюдный. Это нужно, как минимум, для поддержания баланса во Вселенной. Не будет баланса, жажда наживы перевесит здравый смысл и покрамсает все этические ориентиры.

Меня можно читать в Medium или подписаться тут на VC.ru. Для всего остального есть Facebook.

{ "author_name": "Sergey Sukhov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 1, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 195511, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Jan 2021 09:27:48 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
–1

Мы за все хорошее против всего плохого. Есть ли что то хуже дизайна хомячка? Гранты и место под солнцем вещи конечно нужные, но спрос то будет по факту - что для себя, а что для кого то. А он будет, пока никто не отвертелся. К тому, что пустое, бизнес на первом месте...

Ответить
1

Хотел было разобраться и аргументировано ответить, но не смог... Очень интересно, но ничего не понятно.

Ответить
2

мне кажется, это нейросеть. И, судя по слову "хомячок", ее сделал лично Владимир Соловьев. 

Ответить
1

Зачёт. Вискаса двойную.

Ответить
0

Не надо отвечать. Просто посмотрите канал на том же медиуме Сергея Карелова, он и на Дзене есть. Он просто единственный из пропагандонов, на кого я подписался, чтобы развлекаться, и отслеживать, за какие идеи сейчас платят в свободном мире. Пропаганда тотальна. И это иммено пропаганда, которая подбирает своих, раздаёт членство.

Ответить
0

почему порнография в разделе соц. деградации?

Ответить
0

Может я чего-то не знаю, но она вроде как не способствует умственному развитию 🤷🏻 Деградация в этом случае равно Деморализация.

Ответить
0

Почему каждый гуманитарий рано или поздно захочет стать «совестью нации» ? И вместо работы судить всех остальных: кто праведен, а кто грешен?
Неиспользованный диплом юрфака так мешает?

Ответить

Комментарии

null