{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

UX-дизайн: эффект Зейгарник, или как открытия профессоров психологии помогают доводить пользователей до цели на сайте

Статья для начинающих UX/UI-дизайнеров, исследователей и аналитиков. В статье рассказывается о том, как открытия профессоров психологии Московского государственного и Гарвардского университетов могут помочь большему числу пользователей достичь необходимых целей на сайте.

Время прочтения ~4 минуты.

Советский психолог, доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ Блюма Вульфовна Зейгарник, в 1927 году под руководством Курта Левина (чьи идеи оказали большое влияние на социальную психологию) провела ряд экспериментов в ходе которых обнаружила интересную закономерность: память о незавершенных действиях сохранялась у человека почти в два раза (1,9) дольше чем память о завершенных действиях.

Слева: Блюма Зейгарник. Справа: результаты экспериментов Зейгарник. wikipedia.org

В ходе экспериментов, Зейгарник просила испытуемых решить несколько задач за определенное время. При этом, в процессе решения задач, половине испытуемых не давали завершить часть задач, ссылаясь на нехватку времени.

После чего Зейгарник просила всех испытуемых перечислить задачи, которые они запомнили. Оказалось, что среди сохранившихся в памяти задач, отношение завершенных к незавершенным в среднем равнялось 1,9. То есть почти в два раза больше задач вспомнили те испытуемые, которых прервали во время решения задачи.

По итогу экспериментов Зейгарник резюмировала, что в случае прерывания решения задачи у испытуемого возникал определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи.

А согласно теории поля Курта Левина, задача, которая уже была начата, устанавливает напряженность, и это напряжение снимается лишь по завершению задачи. Но если задача прерывается, то снижение напряжения затруднено, за счет чего задача дольше сохраняется в памяти человека. Данный эффект незавершенных действий и есть эффект Зейгарник. Если всё это звучит слишком сложно, то простыми словами эффект Блюмы Зейгарник можно описать так:

Эффект Зейгарник: Незавершенные задачи остаются в памяти человека дольше, чем завершенные.

Блюма Зейгарник, Доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ

Эффект Овсянкиной

Позже, другой профессор психологии Гарвардского университета, но также с русскими корнями, Мария Овсянкина, дополнила эффект Зейгарник своими исследованиями. В частности, она выяснила, что прерванная или незавершенная задача, даже без дополнительных стимулов и напоминаний, воспринимается испытуемыми как «квазипотребность».

То есть, незавершенная задача создает навязчивые мысли, направленные на то, чтобы вернуться к задаче и закончить прерванное действие. Другими словами, при незавершенной задаче, человек сам стремится к завершению (разрядке). Данный феномен был назван эффектом Овсянкиной.

Применение эффекта Зейгарник и эффекта Овсянкиной в дизайне сайтов

Наверняка вы наблюдали подобные эффекты в своей жизни, например, когда хотели посмотреть 1-2 серии сериала, а в результате просмотрели целый сезон. Сценаристы сериалов хорошо знакомы с описанными выше эффектами и потому каждая серия заканчивается на интересном и интригующем моменте сюжета. Подобное прерывание похоже на прерванную задачу в экспериментах Зейгарник и Овсянкиной. Зритель очень хочет добраться до конца истории (завершить начатую задачу) и потому проводит за просмотром больше времени, чем планировал.

Аналогичным образом эффекты Зейгарник и Овсянкиной применяют и на сайтах, например, многие новостные СМИ указывают броский заголовок, который прерывается многоточием. Пользователь заинтригован и появляется желание прочитать статью целиком, чтобы завершить начатую задачу.

Броские заголовки и незавершенные подзаголовки вызывают желание пройти по ссылке и прочитать всю новость  gazeta.ru

Другой пример применения эффектов Зейгарник и Овсянкиной в дизайне – это корзина интернет-магазинов. В большинстве сайтов, корзина является самостоятельной страницей. Но некоторые интернет-магазины делают корзину первым шагом в оформлении товара. Таким образом пользователь зашедший в корзину просмотреть товары становится вовлеченным в процесс оформления покупки.

Выйти из такой корзины означает прервать задачу. А это, исходя из экспериментов выше, остается в памяти надолго и подталкивает пользователей вернуться к задаче и закончить прерванное действие.

Страница корзины не отделена, а является первым шагом оформления покупки burberry.com

Другой пример применения феномена Зейгарник и феномена Овсянкиной – это использование трекеров (индикаторов) прогресса. На примере оформления кредитной карты на сайте банка Тинькофф, пользователь только зашел на страницу с описанием условий по карте, а трекер прогресса уже показывает, что пройдено 5%.

То есть пользователь уже вовлечен в процесс оформления, словно он уже проделал часть работы. Он видит весь путь и подсказку, что необходимо сделать чтобы дойти до конца. Уход будет означать прерванную задачу. А потому, многие пользователи стараются завершить начатое.

Трекер прогресса на странице с описанием кредитной карты банка Тинькофф tinkoff.ru

Вывод:

По возможности, используйте шаги или другие индикаторы выполнения задач пользователем в дизайне сайтов, чтобы визуально указать предстоящий путь и акцентировать внимание на том, что задача не завершена. Тем самым, вы сможете повысить вероятность выполнения задачи, а вместе с этим и конверсию сайта.

В данной статье очень кратко разобран лишь один способ улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX-дизайне на основе поведенческой экономики, инженерной психологии и UX-исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник «Конверсия на стероидах», в котором собрано множество подобных точек роста конверсии в виде удобного курса по UX-дизайну.

Приходите и прокачивайте свои скиллы в дизайне и набирайтесь убедительных аргументов для обоснования своих дизайн-решений перед заказчиками.

0
92 комментария
Написать комментарий...
Светлана Саморенова

Полезная статья, спасибо! Всегда было любопытно, как приходят подобные мысли в головы исследователей

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

@Инспектор  @Эдуард Файзуллин  это шутка такая? Сколько это будет продолжаться то?

 Ну конечно же, и всех 100+ подписчиков я накрутил, в том числе сотрудников VC, которые на меня подписаны тоже "новореги". И все 780+ лайков я сам себе поставил.

Ну так да, в ваших статьях полно новорегов с которыми общаетесь только вы. Они лайкают ваши статьи, лайкают ваши комменты, делают репосты и добавляют их в закладкаи. Задают уточняющие вопросы, вы им развёрнуто отвечаете, тем самым повышая активность и вовлечённость.

Никто не сомневается в том, что вы обладаете багажом теоретических знаний и хорошо ориентируетесь в материале, но это не отрицает вашей заинтересованности в продвижении своих «книжек».

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Файзуллин
Автор

Берите больше, проведите расследование, подключите Навального и сравните всех ежей с коптера и выясните кто из них пишет лайкает под этим аккаунтом :)

А затем напишите президенту Зеленскому и спросите является ли он моим ботом, потому что кто-то лайкает мои посты с его фотографией :)

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Какое невероятное совпадение, что люди с фэйковыми аккаунтами отметились исключительно под вашими статьями. Добавили их в избранное, прокомментировали, лайкнули и вы развёрнуто, конечно же, как и всем другим, ответили на их уточняющие, расширяющие тему вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Файзуллин
Автор

«Исключительно под вашими постами» - это показывает вашу неосведомленность в вопросе и поверхностное мышление. Есть целая статья на VC которая называется «Ботоловцы, остановитесь!», ссылка ниже. Так вот в ней рассказывается о таких "ботоловцах", кто называет всех зарегистрированных недавно пользователей ботами, травит и минусует.

Комментарии под этой статьей: То чем вы занимаетесь - это охота на ведьм, под соусом "очищения ресурса от ботов" сотни новых пользователей перестают пользоваться vc.ru из-за таких горе-расследователей. Есть какие-то сомнения в комментарии - есть кнопка «пожаловаться». Вот вы пожаловались, инспектор не нашел нарушений - значит вы оказались неправы. Борьба с ботам это дело только самого ресурса.

Цитата из статьи: Совершенно недопустимо если человек увидел статью, зарегистрировался, оставил комментарий, который кому-то не нравится, и тут же налетела толпа с минусами и издевательствами.

Любое мнение важно, даже то которое не совпадает с вашим и вам не нравится (кстати, оно может быть более ценным или более верным относительно вашего сегодняшнего, люди меняются). Давайте ценить чужое мнение.

Если нет 100% уверенности, что это спам или бот — забудьте про обвинения. Если есть 1% сомнений — даже не думайте никого обличать. Вы не принесёте никакой пользы, только вред.

Обвинения о ботах может задеть человека, эта та черта которую переходить нельзя. Иначе сайт не оздоровится и очистится от ботов, а протухнет от агрессии. Лучше не поймать 10 ботов, но зато и не обидеть 1 человека.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Да что за ересь вы несёте, Эдуард?

Статья появилась 2 часа назад в оффтопе, как личное мнение юзера, а фэйковые комментарии под вашими статейками тянутся с 2019 года — это голые факты.

И тут вообще не обсуждается «ценность» комментариев или ваших писулек, а обсуждается факт наличия вопиющих фэйков и то, как вы с ними общаетесь исключительно для продвижения статьи в алгоритмах ЦП, о чём неоднократно писали сами.

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард Файзуллин
Автор

Не важно когда была написана статья. Важно, что она говорит о наличии ботов и живых пользователей недавно зарегистрированных в целом, а вы утверждаете, что они только под моими постами. Уже искажение информации от вас.

Вам стоит почитать значение слова "факт", потому что вы понимаете его ошибочно. Факт — это объективное и доказанное утверждение. А то что вы выдаете за "факты" таковыми не являются.
1) Вы несколько раз пожаловались на якобы ботов, но инспектор никаких нарушений не нашел, что доказывает субъективность вашей позиции.
2) Вы выдаете за "голые факты" то, что человек который зарегистрировался недавно - обязательно бот, хотя это далеко не всегда так, ведь новые реальные пользователи появляются в любое время.
3) Вы утверждаете, что человек указавший фотографию другого человека - это 100% бот, хотя я показал аккаунт с фотографией президента Украины, но это не он, но при этом это реальный человек, не бот. А значит ваше утверждение снова не факт.
В результате, вы высказываете ваше субъективное и недоказанное мнение. А вовсе не голые факты.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда