{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Увеличиваем прибыль приложения-магазина в 2021 году: какие фичи привлекут больше клиентов и повысят конверсии в покупку

В конце года тимлид дизайн-отдела «Лайв Тайпинга» Саша Купина выступила на крупнейшей в России конференции «Электронная торговля-2020». Она рассказала, как за счёт правильных дизайнерских решений создать комфортную среду для покупателей и увеличить прибыль ecommerce-приложения. Краткий конспект её лекции для читателей vc.ru.

Привет! Я Саша Купина, ведущий дизайнер в компании «Лайв Тайпинг». Мы разрабатываем мобильные приложения 10 лет и большинство наших клиентов приходят к нам с eCommerce-проектами, поэтому мы тщательно следим за изменениями в этой сфере.

Из-за локдауна в первой половине 2020 года eCommerce выполнил пятилетку за полгода: за шесть месяцев сфера показала рост, который ожидался в ближайшие 4–6 лет. Главным двигателем роста оказался мобайл – об этом говорит свежий отчёт сервиса App Annie.

Основной потребитель продуктов eCommerce – пользователь смартфона.

По данным исследования Innofact и Mastercard, 8 из 10 европейцев совершают покупки через мобильные устройства. В России 84% людей совершают покупки с помощью смартфона, при этом 36% делают это минимум раз в неделю.

Мобильное приложение – инструмент продаж и удержания покупателей. Он работает гораздо эффективней, чем мобильный веб. Сравнительное исследование компании Criteo показало, что по сравнению с мобильным сайтом в мобильном приложении:

  • количество просмотренных продуктов на 285% выше;
  • конверсия в покупки на 120% выше;
  • средний чек на 11% выше.

Эти показатели будут сохраняться ещё примерно 10–15 лет. Больше о роли приложений в eCommerce можно найти в статье «Что вам нужно знать о разработке мобильного приложения для интернет-магазина».

Тренд mobile first – наша реальность. Задача мобильных разработчиков – сделать приложение удобным для пользователя и выгодным для клиента.

Функции приложения интернет-магазина в 2021 году

Функция, без которой невозможно представить приложение-магазин, – продажа товаров. Но людям нужно нечто большее, чем просто купить вещь: им нужно занять время, отвлечься от переживаний, просто получить приятные эмоции от просмотра красивых картинок.

Если приложение снимает стресс и стимулирует выброс дофамина, то пользователь хочется вернуться в него. Следовательно, вторая функция приложения-магазина, о которой пока ещё говорят мало, – это вовлечение в покупку.

«Лайв Тайпинг» разрабатывает eCommerce-проекты, в которых удобно покупать, и в которых пользователь будет «залипать», как в TikTok или Instagram. Для этого наши дизайнеры продумывают, как реализовать базовую и продвинутую функциональность приложения.

Фичи, о которых я расскажу, помогут повысить количество входов в приложение, конверсию и средний чек.

Базовая функциональность: прокладываем удобный и быстрый путь к покупке

Каталог, корзина, личный кабинет и оплата – базовая функциональность приложения-магазина, продавать без которой невозможно, – она есть у любого бренда.

Чтобы приложение выигрывало у конкурентов, дизайнер заботится не только о его визуальном облике, но и продумывает путь, который ведёт пользователя к покупке (как сделать пользовательский дизайн, который не разорит бизнес, мы рассказали в статье на vc.ru), – он должен быть максимально коротким и комфортным. Как этого добиться?

1. Помогаем сделать правильный выбор

Чем быстрее человек выберет товар, тем быстрее он его оплатит, поэтому в интересах магазина помочь покупателю с выбором. Для этого настраиваем:

  • Каталог

Навигация в каталоге должна быть простой: огромное количество выпадающих списков и категорий отпугивает пользователя –достаточно одного-двух уровней вложенности каталога. Нужно как можно быстрее показать пользователю товары, далее он уточнит запрос с помощью фильтров – искать так быстрее, чем переходить от подкатегории к подкатегории.

В приложении Sephora мы сделали свой набор фильтров для каждого типа продуктов. Например, уникальный фильтр «Эффект» в категории «Помады» позволяет выбирать только из матовых или глянцевых помад
  • Проморолики

У пользователя приложения нет возможности потрогать или примерить товар, поэтому он делает выбор, основываясь на том, что видит. На фотографиях можно разглядеть далеко не все подробности, а вот видео расскажет о товаре больше, чем изображение.

Для ретейлера Sephora видео делают бренды, поэтому сценарий и подача у промороликов разные. Популярный жанр – сторителлинг: пользователю показывают, как макияж преображает героиню и меняет её жизнь
  • Отзывы

Приблизить шопинг в приложении к опыту покупки в офлайн-магазине помогут отзывы. Люди, которые их оставляют, выполняют роль консультантов: они подскажут, как вещь садится, если мы говорим об одежде, как носится, маломерит или нет. Благодаря честным отзывам пользователь не потратит время на товар, в котором разочаруется, а магазину не придётся делать возврат.

Отзывы в приложении Wildberries

Ещё один плюс отзывов внутри приложения: они защищают сторы от негатива. Если человек недоволен купленными кроссовками, он не будет занижать оценку приложению, а напрямую сообщит о проблеме продавцу.

Отзывы внутри приложения защищают сторы от негатива и обеспечивают быструю обратную связь.

  • Рекомендации

Рекомендации – это фича, которая увеличивает средний чек. Показывая пользователю товары, которые соответствуют его предпочтениям, сопутствующие товары или товары-лидеры продаж, приложение как бы намекает, что в корзину поместится что-то ещё.

Высокие оценки товара говорят о его качестве и о надёжности доставки. Добавляя эту рекомендацию, вы сообщаете пользователю: нам доверяют

В приложении «Иль де Ботэ» мы сделали свою версию сопутствующих товаров: поместили в корзину товары до 500 рублей, чтобы при завершении покупки пользователь добавил в корзину приятные мелочи, как это обычно делают на кассе.

Не переусердствуйте с советами: рекомендации – это вспомогательный инструмент.

Важно помнить, что пользователь выбирает сам, и не переусердствовать с советами. Рекомендации – вспомогательный инструмент, поэтому в карточке товара его лучше поместить там, где он не будет отвлекать от основного товара.

Рекомендательная система – сложная работа с бэкендом. Каждая пользовательская сессия содержит в себе события, которые нужно проанализировать. Обработка такого количества данных требует затрат, но именно она позволяет создавать уникальные для каждого пользователя рекомендации.

Эти фичи помогут пользователю правильно оценить вещь и сделать покупку, о которой он не будет жалеть. В итоге средства, потраченные на привлечение покупателя в приложение, частично окупаются.

2. Упрощаем оплату товаров

69% пользователей бросают корзины с товарами, и часть делает это из-за сложного процесса оплаты. Вернуть покупателей обратно практически невозможно, поэтому важно с самого начала дать им удобные инструменты:

  • Быстрое добавление в корзину

Кнопка «В корзину» в сетке товаров поможет постоянным покупателям быстрее наполнить корзину и перейти к оплате. Постоянники знают, за чем пришли в магазин, им не нужно тратить время на карточку товара и изучение характеристик – их интересует только покупка, поэтому путь к ней лучше упростить.

  • Покупка без регистрации

Пользователи не любят регистрироваться: это требует дополнительных усилий и не приносит осязаемой пользы. Особенно это касается возрастных людей: они не понимают, зачем магазину нужны их личные данные, да и вбивать маленькие буквы в маленькие поля неудобно.

У людей нет мотивации регистрироваться – лучше упростить этот шаг.

Для идентификации пользователя достаточно запросить его номер телефона – другую информацию о себе человек заполнит в Личном кабинете, когда у него будет на это время.

  • Оплата мобильным платежом

Сервисы мобильных платежей Apple и Google Pay помогают совершить покупку за один клик: пользователю достаточно нажать кнопку «Оплатить», когда всплывёт нативное окно с подтверждением. Apple и Google хранят виртуальные карты пользователей на своих серверах и не передают информацию частным магазинам, поэтому такой метод оплаты безопасен.

Если у магазина небольшой ассортимент, то базовых функций хватит, чтобы создать MVP-версию и протестировать спрос. Но если ассортимент и частотность покупок высокая, то магазину не обойтись без приложения с продвинутой функциональностью – именно она поможет заинтересовать и удержать пользователей и выделит приложение среди конкурентов.

Превращаем мобильный шопинг в досуг

Привлечение пользователя стоит дороже, чем его удержание, – при разработке приложений мы не игнорируем эту заповедь маркетинга. Магазин тратит слишком много средств на рекламу, чтобы просто взять и отпустить пользователя, поэтому приложение должно удерживать его. Один из способов сделать это – превратить шопинг в досуг.

Добавляя в приложение развлечения, мы подсаживаем пользователя на «дофаминовую иглу». Схема простая: человеку нравится использовать приложение ➝ он заходит в него чаще ➝ чаще покупает ➝ магазин получает больше прибыли. Достичь этого можно с помощью продвинутой функциональности.

Каждый вход в мобильное приложение – это глоток дофамина для пользователя.

1. Кастомизация главного экрана

Настраиваемый модуль главного экрана продающего приложения, как витрина магазина, которую можно украшать к разным праздникам и акциям. Менять (кастомизировать) главный экран можно из административной панели на стороне магазина – это сокращает затраты на разработчиков и тестировщиков и позволяет менять интерфейс без обновлений в сторе.

Сделать дизайн главного экрана может каждый: для менеджеров Sephora и «Иль де Ботэ» мы разработали гайд, который помогает организовывать элементы на маленьком экране смартфона так, чтобы они смотрелись читабельно и эстетично

2. Сторис, как в Instagram

Сторис – это инструмент, который позволяет продавать товары через визуальные истории и не требует много затрат на реализацию. Пользователи привыкли к этой фиче: заходя в приложение, они просматривают истории, чтобы узнать новости, иногда делают это автоматически. У магазина есть несколько секунд, чтобы заинтересовать покупателя стильной картинкой или видео.

Сторис необязательно должны быть в приложении 24/7 – их можно сделать «сезонными»: сообщать о новых коллекциях, акциях или важных новостях.

Lamoda использует сторис в качестве продвижения своих мероприятий

3. Тёмные паттерны, как у OZON

Тёмные паттерны – это уловки, которые использует магазин, чтобы продать больше товаров. Навигацию в приложении можно организовать так, чтобы пользователь видел только товары, которые нужно продать магазину.

От обилия скидок в Ozon голова идёт кругом. Всё хочу, всё хочу, всё хочу! (с)

Манипуляции работают, но я не советую использовать их, если вы строите отношения с пользователем на доверии. В долгосрочной перспективе лучше иметь лояльных покупателей, которым приятно возвращаться в приложение, чем крупную единовременную покупку.

4. Свайпы, как в Tinder

Свайпы – запоминающаяся киллер-фича для eCommerce-приложения. Они не заменят полноценного каталога, но вовлекут пользователей в изучение товаров: таким способом покупатели могут просматривать новинки, оценивать рекомендации. Когда человек «смахивает» товар, приложение корректирует раздел «Рекомендации» и показывает продукты с более высокой вероятностью покупки.

В приложении Sephora на главном экране свайпами можно переключаться между акциями: это позволяет покупателю быстро пролистать все варианты и сфокусироваться на акции, которая ему по душе

5. AR-примерка

Технология дополненной реальности (AR) появилась не вчера, но долгое время была сырой. Сейчас крупные ретейлеры внедряют её в приложения, чтобы человек увидел, как товар смотрится в жизни. Виртуальные примерки не заменяют реальные, но для пользователя ценна любая информация, когда нет возможности потрогать товар.

AR может снять с пользователя некоторые страхи, например у IKEA примерка позволяет оценить габариты мебели внутри помещения.

Фича рассчитана на вау-эффект. Но независимо от практичности AR привлекает пользователя тем, что даёт ему новый опыт взаимодействия с приложением. В TikTok одно время была популярна маска, которая «красила» волосы в лиловый цвет. Под её влиянием в приложении появился тренд: девушки красились в лиловый и снимали результат на видео. Цвет в жизни отличался от маски, но всем было интересно попробовать.

Тренд AR – маски в Instagram и Snapchat. По этой же модели развиваются и бьюти-приложения, «примерить» помаду и румяна, в которых позволяет селфи-камера. На фото я подбираю цвет помады в приложении Gucci – это залипательно

6. Геолокация

Фичи на основе геолокации работают как промоутеры: они завлекают пользователя в магазин с помощью выгодного предложения.

Благодаря GPS приложение понимает, что пользователь находится недалеко от бутика и отправляет ему пуш-уведомление: «–25% на новую коллекцию только сегодня». С таким предложением трудно пройти мимо магазина.

Стор-чекин – это «отметка» пользователя в физическом магазине, за которую он получает бонусные баллы: покупатель приходит в магазин, «чекинится» и обменивает бонусы на подарки.

Стор-чекины и геопуши работают на увеличение продаж в физическом магазине. В статье «10 функций, которые помогут вашему бизнесу» мы рассказали о других фичах мобильного приложения, которые заточены на повышение прибыли розничного магазина.

7. Геймификация

Игра несёт радость и разрядку, поэтому люди с удовольствием откликаются на участие в играх. В приложении-магазине элементы геймификации способны завладеть вниманием человека и удержать его. За участие магазин дарит подарки и бонусы. Продлить эйфорию пользователя можно, сделав игру беспроигрышной: так магазин создаёт позитивное подкрепление, и человек заходит в приложение чаще.

К новому году мы обновили игру в приложении Sephora – сделали advent-календарь. Пользователь разбивает шарик и получает скидки, бонусы и комплименты от брендов. После объявления о старте игры количество входов в приложения увеличилось

Грамотное сочетание удобной базовой и вовлекающей продвинутой функциональности принесёт магазину больше лояльных покупателей, которые готовы тратить в приложении не только деньги, но и время.

Время приложений настало

Повторю основной тезис своего выступления на конференции «Электронная торговля – 2020»: главный потребитель продуктов eCommerce – пользователь смартфона. Конкуренция в этой сфере будет расти, поэтому задача мобильной разработки создавать приложения, которые будут не только продавать, но обеспечат досуг пользователей.

В подготовке материала я опиралась на опыт «Лайв Тайпинга», на свой опыт покупок через смартфон и на официальные данные Nielsen Norman Group. Если вы хотите узнать больше про реализацию этих фичей, то задавайте вопросы — я с удовольствием отвечу в комментариях.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Дмитрий Беговатов

А мы делаем лендинги-сторис как отдельные и самодостаточные единицы для продвижения товаров или услуг – https://storyland.mobi

Кейсы по росту конверсии в 2 раза тут – https://storylandmobi.carrotquest.help/category/316

Можно создать сайтик с телефона и есть бесплатный тариф 😊

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

И вашему продукту привет) оставлять ссылки в коментах — это как-то новый способ продвижения?) вы уже второй. Подскажите, это эффективно? А то может надо бежать свою статью пиарить ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Irek Khasyanov

Немного само-пиара: для сайта сторис тоже можно прикрутить, я даже разработал такой инструмент :) https://storista.io/ru/ 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

Хороший у вас продукт — можно и попиариться) Для екома можно добавить в сториз ссылки на товары, чтобы продвигать их еще эффективней.  

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Любовь Тимошенко

У вас правда интересный продукт! Если не секрет, почему цены в долларах?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Vavilov

а нет у вас опасения, что завтра инстаграм закроет АПИ и продукту конец? 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Бойченко

Сделайте опенсорсную либу или SDK для приложений

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Mercator

Сам себя не похвалишь - первый диагноз. Стор, чекин и фича - второй диагноз. "Другие товары предлагаем в конце карточки" - вдогонку к первому диагнозу. Ну понятно, все-то в начале карточки предлагают рекомендации и только эти - в конце. Все мобильные "сторы" похожи один на другой как под копирку, но обязательно себя нужно подать как потрясающе оригинальных. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

Я иногда в тинькоф журнале читаю дневники трат. В каждом дневнике от программиста/менеджера/дизайнера из IT есть авторы в комменты по поводу «Стор, чекин и фича» — наверное, оставленные вами)) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Бойченко

Не статья, а жемчужина

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лысенков

Далеко не каждый интернет-магазин может позволить себе приложение как у валдберриз или озон, в разработку которых влиты и продолжают вливаться миллионы рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

К крупным игрокам стоит присматриваться — у них много пользователей и большая опытная команда. Их интерфейсные решения взвешенные и тщательно оттестированы и исследованы.

Если интернет-магазин небольшой, но понимает потребность в приложении, то благодаря озону или вб можно понять, что сделать в своем приложении и как это будет работать. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Бойченко

Главное, чтобы этот магазин не исчез потом, когда весь шопинг окончательно станет мобильным.

Ответить
Развернуть ветку
Artur

2 место в рейтинге дизайнеров компании? А 1 место у сео?)))

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Там не было, что это рейтинг компании. Там вообще ничего не было, что это за рейтинг. Какой-то рейтинг. Может, его и вообще нет. Для слайда придуман. 

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Евгений Бойченко

Имеется ввиду вот этот рейтинг - https://ratingruneta.ru/apps-creative/

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

Согласна

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойченко

а что важного нужно сделать для каждого из этих двух типов покупателей?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мария Ананьева

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

И вам)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Так какие?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Харин

Крутая статья! 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойченко

Крутой комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Magnus

Кому эти рекомендации? Озону и Вайлдберриз?)
Потратьте овер кучу денег, втулите все подряд - будет круто! )

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Kupina
Автор

Это рекомендации владельцам мобильных приложений. Если у вас есть базовые функции в приложении, то можно смотреть в сторону развития одной-двух из списка тех, что предложены. Никто не говорит про то, что нужно внедрять все и сразу. Развиваться продукт нужно постепенно и осознано. 

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Купи, на! Ты чё, на, в натуре, на! А ну кипа, на!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бойченко

Да вы мастер каламбуров! Приходите к нам в клуб доморощенных каламбуристов: https://vk.com/firmarifma

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
48 комментариев
Раскрывать всегда