{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Петербург не выбрал логотип для общественного транспорта. Это даже хорошо

Что я думаю о городском конкурсе на выбор нового логотипа всей системы — и почему считаю его образцом того, как делать не надо.

Всем привет! Меня зовут Иван Касаткин – я работаю дизайнером. И это именно я разработал один из логотипов, вышедший в шортлист. Конкретно – третий вариант, лидирующий в голосовании до набега «гачимучеров».

Мой вариант (в СМИ упоминается как «третий»)

Для тех кто не знаком с сутью, небольшая предистория – осенью 2020 года государственный «Организатор перевозок» начал свободный приём заявок на участие в конкурсе на разработку логотипа общественного транспорта для Санкт-Петербурга. От участников было необходимо представить лишь вариант логотипа «в растровом или векторном формате».

Подобное упрощение формы заявки позволило городу получить около 70 вариантов значка, но, к большому сожалению, по большей части просто от инициативных жителей, нежели чем от профессиональных дизайнеров.

Итог оказался плачевен – выставленные варианты оказались не потенциальными конкурсантами на вакантное место «городского символа системы», а исключительно ватой для забивки места в бесплатных газетах. А позже ещё и кормом для развлекательных сообществ.

Так уж получилось, что никакие собственные мысли на этот счёт не перевешивали общее мнение о конкурсе – и я готов признать, что да, я вместе с жителями считаю подобнее мероприятие издевательством. И сейчас расскажу почему так.

Так проводят конкурсы только…

Если в двух словах описать все впечатления местных жителей от презентации, то оно выглядело приблизительно так: «это что?». А действительно, господа – что же это? Как показала история, лишь попытка неудачного самопиара за счёт других.

Подавая заявку, я ожидал получить в результате какой-то багаж полезных знаний, комментарии от специалистов и освещение недостатков в СМИ (да, как бы странно это не звучало, но это тоже суперполезно для развития). А получил описание недостатков транспорта, губернатора Петербурга и функционала формы опроса. Ожидать, впрочем, изначально следовало именно этого, учитывая что о таком «поиске талантов» сообщили лишь узкоспециализированные местные сообщества государственных перевозчиков, которые, понятное дело, читают не слишком охотно.

«Организатору перевозок» стоило совершенно иначе проводить весь процесс отбора нового символа – не выбрасывать какие-то «самые лучшие идеи», а сперва озаботиться, какую реакцию вызовут неготовые варианты — никто не готов видеть «черновой вариант», все ждут готовенькое.

Ради этого к конкурсу уже на этапе старта должны были быть приглашены профессионалы своего дела. И, уж извините, не «профессиональные местные жители», отмеченные наградой администрации, а действительно опытные люди – владельцы зарекомендовавших себя в других городах студий, авторы крупных, хоть и любительских проектов. Иными словами, люди уже встретившихся с базовыми проблемами дизайна в других местах, и, что немаловажно, решившие их в конкуренции с другими.

Сетка адресных табличек Челябинска, разработанная Ильёй Бирманом.

Ну окей, а, спросите вы, неужели тогда вообще местным жителям не останется никаких шансов предъявить свои идеи? Так дайте такую возможность – переформатируйте идею конкурса с «создания логотипа» на «предъявление образов». Научите создавать непрофессионалов красоту! И абсолютно так же, затем мотивируйте дальнейшим выставлением на самое видное место – остановки, подвижной состав и форму. Пусть и не в первозданном, задуманном автором виде, а с учётом всех последующих правок.

(Хотя столь крупные конкурсы всё равно должны проводиться с хоть какой-то благодарностью).

Разумеется, тогда всё мероприятие «звенело» бы правильно. Город мог рассчитывать на качественное оформление подвижного состава, печати и униформы персонала.

Сейчас «звенит» только TJ, Пикабу и социальные сети. Потому что главным поводом для обсуждения стал непрофессиональный подход к построению идеи конкурса, а не столько логотипов.

Неплохой в идее, но подкачавший в образах вариант логотипа от Asgard. Уверен, после правок он бы смотрелся выигрышнее всех вариантов

Увы и ах. Занимаетесь организацией крупных вещей, знайте — никогда к вам в руки не придёт благодать. Ведь:

Рисуют ради галочки

Не секрет, что в нашей стране огромная проблема с дизайном. Мы не умеем смотреть на вещи просто, мы хотим «красоты». Из-за этого рождаются ужасные монстры, сотворённые из пластика, паршивого рукописного шрифта и натужных переизобретений классики «на новый лад».

Варианты адресных табличек для Санкт-Петербурга

Почему так происходит? На самом деле, вовсе не из-за запертости восприятия в силу менталитета. Всё просто – потому что нас окружает говно. Когда вы выходите на улицу, вы видите синюю поликарбонатную табличку с номером парадной, хотя могли бы красивую металлическую цифру. Когда садитесь на остановке в ожидании автобуса, вы видите не спокойную стеклянную конструкцию, а дешёвую, железную сетку с кучей рекламы.

Мы воспитываем свой вкус смотря на лживую отмазку, притворяющуюся частью инфраструктуры. И позже, когда дело доходит до дизайна, выставляем своё видение на глаза публики. Такой же, воспитанной пластиком и «шрифтом Ворда».

Поэтому, коль вашим желанием выступает максимальная связка с местными жителями, первым этапом такого конкурса должны были стать вступительные лекции о транспортном дизайне, и лишь потом сбор заявок.

Ну как, скажите мне, можно всерьёз говорить о будущем оформлении, когда в вариантах лежат просто зарисовки, не применённые во всех размерах и под все ситуации? Первым же пунктом надо было сказать – «ваше творение будет олицетворять транспорт в любых ситуациях, в хороших и не очень». Не в ТЗ, а на странице оповещения о готовом результате!

Население требует мяса

Что особенно возмутительно, даже при откровенном провале город так и не начал работать над исправлением имиджа. «Подумаешь, кто-то вспомнил о «Гачимучи» и символе марса. Подумаешь, все сравнивают знаки с Xiaomi». Это всё пустяки. Снятие голосования произошло только после уж совсем возмутительного – упоминания в федеральных СМИ и развлекательных Telegram-каналах (прошу заметить, аполитичных). Довести до такой абсурдной ситуации ещё уметь надо!

И здесь кроется ещё одна деталь, на которую я хочу обратить внимание уже как редактор, написавший не одну статью о благоустройстве Петербурга. Подобная история доказала, что никто всерьёз не задумывается о будущем транспорта, а настоящая потребность сбора — лишь генерация белого шума. Город выставил конкурс ради закрытия собственных же проблем, возникающих на фоне роста стоимости проезда, неудачной транспортной реформы (в 2020 году должны были закрыться коммерческие маршруты, однако планы были сдвинуты из-за пандемии). И предложил не их решить, а выбрать значок для автобусов.

Мне бы вспомнить, когда был успешный прецедент редизайна (и только редизайна) и последующего изменения лояльности жителей в позитивную сторону. Всё таки, наверное, была какая-то связка с социальной работой, объявлением и комбинированием планов о реконструкции сети.

Остановка московского общественного транспорта. Повышение лояльности жителей произошло после крупной реформы всей системы, включающей не только дизайн «Москва меняется»

С точки зрения пиара, в нынешних условиях стоило бы полностью пересмотреть возможность выбора брендинга и передвинуть бы конкурс на, хотя бы, конец 2021 и начало 2022 года. И начать сначала не с выбора дизайнера, а создания хоть какой-то приемлемой, временно заменяющей навигации. И, когда уже основной объем будет понят, начать собирать по крупицам общий каталог потребностей.

Дорогой комитет по транспорту, чем поможет вам брендинг, если у вас до сих пор не на всех остановках висят аншлаги, а схемы так вообще отсутствуют? Сначала найдите нормальных пиар-менеджеров, разберитесь с грядкой разных ведомств (в вопросах оплаты она до сих пор решается через одно место, кстати. Неверующих приглашаю прокатиться с банковской картой). И только потом зовите подчёркивать ваше единство.

Вся эта история свидетельствует о проблеме действий государственной системы без признания простых потребностей и слабостей обычных жителей города. Хочется надеяться, что подобный конкурс не будет завершён в ближайшее время, а сперва станет причиной для пересмотра вообще всей системы коммуникации. Иначе зачем мы вообще работать будем?

Со свое же стороны, когда вы точно поймёте что «пора», я буду готов помочь. Но не просто с логотипом, а разработкой «дизайн-системы».

P.S: Петербург (и не только он) всегда может написать мне в Telegram, либо в комментарии под этим постом.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Тарас Мукин

Очень грустно видеть всегда такие конкурсы и голосования на тему дизайна, и встречаются они повсеместно, на всех уровнях важности. Потому что графдизайн в головах людей до сих пор не профессия и даже не ремесло, а просто рисовальки, "я так сам в пейнте нарисую", ну и так далее, сами знаете. Каждый готов нарисовать, каждый готов поставить свое весомое "нравится", и выбран обычно оказывается просто самый понятный и броский из вариантов, независимо от важности этих качеств в текущей задаче (и лишь иногда благодаря удаче этот вариант оказывается хорошим по совсем другим причинам). Ну и плюс специальная олимпиада в дисциплине "кто быстрее докажет, что похоже на хуй или какой-нибудь другой логотип". 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Да и часто делают не готовую взрослую систему идентификации и навигации а просто "логотип для красоты".

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда