{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайн-антипрожарка: какие функции стоит перенять у Ozon

«Дизайн-прожарка» — рубрика, в которой команда Mojo разбирает интерфейсы интернет-магазинов. Обычно мы находим ошибки и рекомендуем решения. В этот раз пришли к выводу, что критиковать может каждый, а вот найти позитив — нужно постараться.

Меня зовут Женя Князев, и я — продуктовый дизайнер. С моим участием вышли «Прожарки» «М.Видео», ASOS и Wildberries.

Мы в Mojo вместе отвечаем на комментарии и часто ставим в пример Ozon, почему — читайте ниже.

Ozon — старейший российский интернет-магазин, основан аж в 1998 году. Банковскими картами тогда и не пахло, поэтому пользователи бронировали товар на сайте и ехали в магазин выкупать его.

Немного древности в вашу ленту

К слову, так маркетплейс выглядел в 2017 году. Хорошо, что после 20 лет подражания Amazon ребята всё-таки одумались.

Главная страница

Разбор полётов по традиции начинаем с десктопа.

Ozon подписывает иконки. Всё по канонам доступного дизайна, чтобы даже неопытный пользователь понимал, что к чему.

Содержимое «Личного кабинета» и «Заказов» показывают при наведении — тоже хорошо, но онховеров нет у «Избранного» и «Корзины».

Каталог вынесен в одну большую праймери-кнопку, которую трудно пропустить. Скрытую навигацию почти в два раза сложнее найти на странице.

Авторизация по номеру телефона без регистрации с кучей полей.

Главная справляется со своими задачами: информирует посетителя о широте ассортимента, рекламирует спонсорские продукты и услуги самого маркетплейса.

При этом за счёт комбинирования разных форматов изображений, домашняя страница выглядит не слишком заваленной.

Каталог

Категоризировать товары — это самое трудное в маркетплейсах. У Ozon это неплохо получается. В каталоге нет каких-то абстрактных разделов вроде «бакалеи» или «здорового выбора». Всё написано человеческим языком.

Иконки упрощают сканирование, но здесь цель — выделить дополнительные продукты Ozon.

Что странно — это категория «Автомобили и мототехника». Дизайнер не подумал и ребята, которые заполняли разделы, тоже. Кажется, что здесь пусто, но если пролистнуть выше — категории есть.

Хорошая фильтрация:

  • несколько вариантов показаны для каждого фильтра — позволяет понять, что внутри;
  • экономит пространство — большинство пунктов скрыто под кнопкой «Посмотреть всё». Если её раскрыть — появляется поиск для удобной навигации.
  • на самой кнопке стоит акцент;
  • не забыли возможно свернуть фильтр обратно;
  • большое количество вариантов дополнено поиском по ним;
  • помимо поиска есть деление по алфавиту — пользователю проще воспринимать информацию, разделенную на части.

Понятно решение с сайдбаром — фильтров много, и они меняются в зависимости от категории. Горизонтальной фильтрацией тут не обойтись, хотя часто она будет эффективнее.

Слайдер дополнен полями ввода и не реагирует на случайные клики в середину. Отфильтровать цену можно только бегунками — всё по лучшим практикам.

Применённые фильтры отображаются над списком товаров — их легко корректировать. Контекст поиска трудно потерять и невозможно забыть.

Поиск

Моя любимая часть в этом интернет-магазине.

Во-первых, есть поиск по категориям. Ещё бы добавить его в «мобилку» — и было бы слишком хорошо.

Во-вторых, Ozon умеет распознавать проблемные запросы. Вводим «Много мух», и он показывает средства для борьбы с насекомыми.

Ошибки в запросах тоже распознаёт и исправляет, словом, кайф.

При заполнении поля маркетплейс выводит подходящие категории. Историю запросов можно удалять, чтобы жена не спалила, на что вы тратите деньги.

У поиска тоже относительно хороший инструмент фильтрации. Можно выбрать категорию, доставку, скидки, бренд.

Если поиск автоматически определил категорию товара — в фильтрах показывают её характерные особенности.

Внутри Ozon много маленьких интерфейсных фичей. Например, из-за большого количества уведомлений личный кабинет походит на почтовый сервис. Например, можно отметить все оповещения как прочитанные. Чувствуется забота.

Карточка товара

В карточке товара можно переключать фотографии.

Когда наводишь курсор на лайк, появляется тултип с пояснением к действию. Даже ваш дедуля поймёт, что это значит.

При этом Ozon прямо в карточке умудряется довольно неплохо рекламировать себя. Говорят, у нас и склады есть, и доставка, ребята, давайте дружить.

Маркетплейс хорошо подаёт рекламу. Её много, но она не давит. Спонсорские товары оформлены так, что человек, скорее всего, решит, что это самые популярные продукты в категории.

Минус: некоторые элементы выглядят кликабельными, но не являются таковыми. Например, цветовые свотчи и размеры.

Можно добавить несколько позиций прямо из карточки, не переходя в корзину. Для товаров типа чипсов это must have функция, которой пренебрегают.

Пользовательский контент в карточке прямо под описанием товара. Социальное доказательство подтолкнёт клиентов к покупке. Плюс люди сфотографируют продукт во всех вариациях лучше профессионала по техзаданию.

В карточке товара рассказывают про скидки: сколько их, как они применены и какую выгоду получает покупатель.

Идеи для внедрения — товар можно подарить, можно узнать о снижении цены.

Характеристики в описании товара категоризированы и хорошо оформлены.

Наверху фиксируется блок с информацией, какой товар ты изучаешь. Захочешь добавить в корзину — не придется скролить. Жаль, что без цены.

Есть статистика по отзывам, но она некликабельная — нельзя отфильтровать именно ту оценку, которая меня интересует. Зато есть сортировка отзывов.

Там, где отзывов больше тысячи, Ozon сам систематизирует данные.

Для премиум-товаров доступны консультации по аудио и видео. Правда консультанты работают по расписанию, которое нигде не опубликовано.

В карточке пример «полезного» FOMO (fear of missing out — страх упустить). Не говорят: «Купи, потому что этот товар просматривают ещё 10 тысяч человек», а информируют об остатках.

Таблица размеров рядом с выбором, чтобы максимально упростить подбор

В сравнении можно выбрать ключевые характеристики — они выводятся наверх. Можно даже сравнивать товары в кросс-категории. Сравнение только по отличающимся характеристикам уже гигиенический минимум.

Минус: при добавлении в сравнение появляется тултип. Если не успеть кликнуть, то страницу почти невозможно найти.

И ещё минус: в «Избранном» можно составлять собственные списки, но только авторизированным пользователям. Внутри нет поиска и фильтрации хотя бы по категориям. Для маркетплейса это плохо, потому что товаров в избранном может быть много.

В корзине у количества товара выпадающие списки. Если вариантов много, придётся долго скроллить. Решение с «+» и «−» был бы удобнее.

Нужное количество можно ввести, но только если доступно больше 10 позиций. Альтернатив в этом случае тоже нет, только ввод.

Классно, что пишут, сколько товара осталось.

Выпадающий список меняется на поле ввода, если выбрать в выпадающем списке «10+»

В чекауте спрятано поле промокода — не отвлекает пользователя от покупки. Если акцент на поле слишком сильный, то люди идут гуглить и могут не завершить оформление.

Упрощены хедер и футер — тоже хорошо, но лучше упрощать ещё на этапе корзины.

Мобильная версия

Начну всё же с позитивных моментов, которые не пересекаются с десктопом:

Избранное в виде дашборда — отличное решение для смартфона. Наконец-то можно легко попасть в сравнение. С ноутбука мне это удалось с трудом.

Можно фильтровать пункты выдачи по типу, услугам и способу доставки.

Плохо: fab-кнопка крестика не даёт эффективно пользоваться навигацией на этой страницу. Я хочу закрыть окно, и возникает конфликт.

Данные из SMS автоматически подтягиваются. Можно вбить код для авторизации одним кликом.

Классный онбординг. Хотя бы в «мобилке» становится ясно, куда спрятали сравнение.

Теперь к минусам.

Первое, что встречает нас на главной — карусель с еле заметными индикаторами. Хорошо, что без автоанимации.

Последовательное меню в каталоге не даёт вернуться обратно к категориям. Нажатие физической кнопки «Назад» перекидывает пользователя на главную.

При этом с Safari навигация не дружит вообще — кнопку «Посмотреть» не видно. Таб бар тоже конфликтует с iOS.

В мобильной корзине уже нет выпадающих списков, но не хватает «+» и «−». Это решение удобнее, чем дропдаун или ручной ввод при количестве до 6-7 товаров.

Выпадающие списки в сортировках не кастомизированные.

Крутите барабан, если хотите добраться до нужного пункта. Но сначала догадайтесь, что он там вообще есть

И это не тот случай, когда приложение работает лучше мобильной версии — там всё то же самое.

Вывод

Выглядит так, будто я вымученно старался хвалить Ozon, но получилось не очень. Нужно честно признаться: когда начинаешь детально что-то рассматривать, минусы всё равно бросаются в глаза.

В общем и целом идеальных интернет-магазинов не бывает. Ozon явно беспокоится об обеспечении качественного пользовательского опыта и это похвально.

Пишите в комментариях, UX каких сайтов нравится лично вам. Возможно, мы вместе сможем пополнить рубрику позитивными примерами :)

Подписывайтесь на Mojo и не забывайте про «+1», если было полезно.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Raymond Akimov

Добрый день. Я из Ozon. Спасибо большое за такой подробный анализ нашего сайта и проложения. Давайте по порядку:

- В разделе с меню мы обязательно задействуем возможность с онховерами, если будет такая потребность.
- Часть предложений в разделе "Корзина" мы уже проверили в бою, другие нет, но обязательно их задействуем!
- Так как на нашем сайте несколько миллионов позиций - разделов тоже не мало. Мы продолжаем по сей день работать над оптимизацией в фильтрации этой огромной базы данных на сайте. Будем честны, - это задача не из лёгких, но мы ищем лучший путь для решения этой задачи.
- Насчёт кнопки с выбором постамат - согласны с вами. Она действительно не самая удобная. Мы поправим её обязательно!
- На нашем сайте вы можете сделать заказ любому человеку в любую доступную нам точку земли. Но эта задумка, как вы заметили, не развита достаточно. Над её реализацией будем думать ;)
- О снижении цены раньше можно было узнать нажав специальную кнопку. Сейчас же мы сообщаем о таких изменениях, если товар добавлен в Избранное. Уведомления об этом сейчас в работе.
- А фильтрация по категориям в избранном и списках есть в том же самом привычном месте. Поиск же надеемся реализовать в ближайшем будущем, он будет полезен для наших пользователей.
- Насчёт списков товаров всё просто: как бы не было грустно, но, по нашим наблюдениям, неавторизированные пользователи теряют их достаточно легко. Именно поэтому мы стимулируем к созданию личного кабинета в приложении или на сайте.
- А вот тултип у нас сам не скрывается, только пользователь может его закрыть.

“Наверху фиксируется блок с информацией, какой товар ты изучаешь. Захочешь добавить в корзину — не придется скролить. Жаль, что без цены.” - тут отдельное спасибо. Взяли на заметку 👍

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Спасибо, что прислушались :D Не ожидали.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Спасибо : D Нам настолько нечем заняться, что мы наняли специального человека, который собирает инфу и пишет статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ayer

Егор, ну зачем так. Под твоими статьями ведь можно так же написать, но мы этого не делаем 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Bioware

Привет! Спасибо за статью, очень круто и интересно!
Вопрос - в одной из статей цикла про интернет-магазин вы писали про табы в карточке товара.
Скажите, какая альтернатива на ваш взгляд лучше? Просто как верно заметили в комментариях к той статье - не всегда удобно разворачивать полотно. В том же озоне как раз таки полотно, и это крайне неудобно когда чтобы найти характеристики или описание, нужно скролить 4 экрана.

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Привет, Игорь!

Спасибо, что читаете и цените 🖤

Нам нравится полотно, где бóльшая часть контента свернута. Так сохраняется более типичный для пользователя паттерн сканирования и меньше вероятность того, что раздел не заметят.

Следующее решение в топе — показывать разделы на первом экране коротко, а полную инфу уводить в табы. Это решение сейчас популярно среди магазинов техники вроде Связного и М.Видео. Им нужно было малой кровью решать проблему табов.

Лайфхак — дублировать табы сверху и снизу. Такая избыточность позволит снизить вероятность их пропустить для пользователя.

С мобилкой тоже есть специфика. Если интересно — подробный рассказ в статье 👇

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Bioware

Правильно я понял что под полотном подразумевается вот это?

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Это полотно текста + табы с описанием, характеристикой, упаковкой и т.д.

Под полотном в своем сообщении подразумевалось последовательное представление блоков, как у Ozon. У Wildberries тоже блоки идут один за одним.

Как разбираться с полотнами текста и делать их читабельными я тоже писал в первой статье по интернет-магазинам. Еще об этом регулярно пишет Ильяхов. 

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Bioware

Немного промахнулись с веткой). Я просто как раз прочитал ваши циклы статей и не могу понять с табами - не могу найти у вас в статье идеального примера. То что я скинул это я так понял аккордеон, как рекомендует Baymard.
 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Брантон

Нравятся ваши статьи, вот только у вас сайт студии какой-то не очень удобный(хоть и симпатичный). Юзабилити как по мне страдает чуток. Но это с ПК, на мобиле на много приятнее выглядит. :)

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Юзабилити на нашем сайте страдает совсем не чуток. Ошибки молодости 😂Мы в процессе редизайна :)

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Жалко что на такое же подробное описание мобильной версии у вас уже не хватило сил.

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Не то, что сил не хватило — просто старались сделать покороче. Длинные статьи не дочитывают :с

И «мобилку» Ozon хвалить сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Там по сути одна проблема - интерфейс визуально перегружен лишней информацией. При этом весь ребрендинг прошёл зря - стилистика вообще не выдерживается. Такое ощущение, что одни его сделали для галочки, а другие вообще не поняли, что к чему произошло. Всё очень неаккуратно(

Ответить
Развернуть ветку
Привет

"Минус: некоторые элементы выглядят кликабельными, но не являются таковыми. Например, цветовые свотчи и размеры." - вроде в какой-то версии они были кликабельными или все зависит от списка товаров в категории, зачастую вижу разный вывод

Ответить
Развернуть ветку
Antro
Автор

Протестили разные категории товаров — сейчас везде некликабельные. Возможно,  это временно 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда