{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Люди обожают большие кнопки»: почему мозг считает мышь и тачскрин лучше голосовых технологий и как это влияет на дизайн Статьи редакции

Мнение Томаса Смита, основателя фотосервиса Gado Images. Вероятно, ответ скрыт в механизмах эволюции и строении кожи.

Leica Q — цифровой фотоаппарат в дизайне 1935 года

В 1968 году учёный Дуглас Энгельбарт показал прообраз гипертекстовой системы и первую компьютерную мышку. С тех изобретатели пытаются чем-то её заменить, но успеха не добились.

Распознавание жестов, голосовое управление, тачпады, стилусы — у всех была своя минута славы. Современная компьютерная мышь — беспроводная, с лазером и напичкана кнопками, но базовый дизайн и функциональность, в общем-то, идентичны тем, что показал Энгельбарт.

Энгельбарт и первая компьютерная мышка. Изначально механизм состоял из двух колес: одно для движения вверх-вниз, другое — для движения влево-вправо

Хоть как-то соперничать с мышкой смог совершенно другой формат — тачскрин на смартфоне. Он идеально подходит для небольшого устройства вроде iPhone. Но, как и компьютерная мышь, тачскрин — в в сущности физическая, тактильная технология. Голосовые помощники вроде Siri и Alexa иногда полезны, но как часто вы используете их для управления приложениями или отправки писем?

Физические технологии вроде мышки или тачскрина по-прежнему актуальны, потому что лучшие ИТ-продукты — гибридные. В них переплетаются цифровое и аналоговое, виртуальное и физическое, машинное и человеческое.

Чтобы понять нашу любовь к таким гибридам, нужно глубоко покопаться в эволюции и строении мозга. Они объяснят, почему iPhone воспринимается продолжением руки, почему продолжает существовать Amazon Kindle и почему люди обожают большие, громоздкие физические кнопки.

Я фотограф, и провожу много времени, изучая и используя камеры. Я снимаю и на пленку, и на современные цифровые фотоаппараты, так что в моем распоряжении есть и те и другие. Моя любимая камера, однако, находится где-то посередине — Leica Q.

Это цифровая беззеркальная камера, но её дизайн — такой же, как у камеры 1935 года, включая физическое управление выдержкой, диафрагмой и затвором.

Leica Q — хипстерский возврат к прошлому, непрактичный, созданный, чтобы впечатлять других фотографов? Нет. Leica создала модель Q такой, потому что это логично. Все нужные функции размещены интуитивно понятно.

Спустя 550 тысяч кадров я могу пользоваться Q буквально с закрытыми глазами: знаю цену деления на механизме затвора и не глядя щелкаю от скорости к скорости. Когда я нажимаю кнопку спуска затвора, чувствую щелчок. Если его нет, значит, Q не сфокусировалась и мне придется отключить автофокус и сфокусировать камеру вручную.

Leica Q фантастическая отчасти потому, что она гибрид. В ней лучшие цифровые элементы (цифровой сенсор, впечатляющая светочувствительность) объединены с лучшими аналоговыми (интуитивно понятные элементы управления, настоящий затвор).

Другие величайшие технологические продукты — тоже гибриды. Говорят, Стив Джобс ненавидел кнопки и делал все, чтобы убрать их из устройств Apple. Но даже он не уничтожил знаменитую кнопку «Домой», которая возвращает пользователя к переключению между приложениями или на домашний экран. Она сохранилась даже на последних поколениях iPad и флагманских iPhone.

Благодаря стабильности и обратимости, которую дает кнопка «Домой», навигация по сайту или приложению похожа на прогулку по садовой тропинке в реальном мире, в то время как в бесконечных возможностях голосового управления можно утонуть.

Новые функции в незнакомом приложении можно пробовать, зная, что всегда есть возможность вернуться на домашний экран нажатием одной кнопки, которая находится прямо перед вами.

Некоторые устройства существуют только затем, чтобы придать цифровой информации аналоговый вид. Большинство может читать электронные книги на смартфоне, но немало людей, включая меня, готовы выложить $350 за Amazon Kindle, цифровое устройство, которое по максимуму воспроизводит чтение физической книги с помощью электронных чернил.

У Kindle Oasis даже есть кожаный чехол, который сближает устройство (и его запах) и красивый переплетенный том из личной библиотеки какого-нибудь стареющего профессора.

По словам Amazon, чехол «покрывается естественной патиной, делая каждую обложку уникальной» и «открывается и закрывается точно так же, как книга». Kindle — идеальный гибрид, он сочетает лучшее от цифровых книг (портативность, простота покупки) с опытом чтения физических.

Kindle в кожаном чехле

Почему мы так сильно любим подобное? Скорее всего, ответ связан с устройством мозга. Люди — существа тактильные, физические. В нашей коже есть четыре вида механорецепторов, которые позволяют мозгу воспринимать прикосновения. Три из них распознают базовые сенсорные ощущения, например давление или растяжение. Четвертый, особо чувствительный, называется пацинианской корпускулой.

Эти корпускулы распознают вибрации. В отличие от других механорецепторов, они быстро перегружаются при прямом контакте с кожей. Но их чувствительность к вибрации позволяет делать нечто удивительное — взаимодействовать с инструментами так, как если бы они были частью тела.

Представьте, что держите в руках молоток. Когда вы забиваете гвоздь, небольшие вибрации проходят от молотка к руке. Корпускулы различают эти крохотные вибрации, перекодируют их в электрические сигналы и посылают в мозг. Там они обрабатываются в тех же центрах, которые используются для сигналов непосредственно от кожи — будто механорецепторы находятся и в самом молотке.

Если вы много пользуетесь молотком, ваш мозг привыкает распознавать его вибрации. Тогда молоток становится как бы продолжением тела.

Пацинианские корпускулы позволяют взаимодействовать и с другими объектами:

  • Они позволяют почувствовать рельеф дороги, когда вы ведете машину. Каждое покачивание создает вибрацию, которая передается через руль к рукам.
  • Читать шрифт Брайля.
  • Распознавать и грубую текстуру шерсти, и гладкость оконного стекла, даже стеклянный экран iPad.

Пацинианские корпускулы, вероятно, эволюционировали, чтобы позволить нам пользоваться орудиями труда, вроде каменного молотка или швейной иглы. Но сегодня они пассивно и активно задействованы в физических устройствах.

Когда я настраиваю затвор на своей Leica (и особенно когда чувствую крошечный «щелк» срабатывания затвора), работает пацинианская корпускула. То же самое происходит, когда я нажимаю кнопку перелистывания страницы на Kindle и чувствую приятный щелчок.

Любой прибор с физическим управлением взаимодействует с пацинианскими корпускулами и другими механорецепторами. Клавиатуры смартфонов так легко использовать в том числе потому, что они искусственно вибрируют при нажатии на виртуальную букву. Ученые специально настраивают их так, что нажатие экранной клавиши или кнопки ощущается (для корпускул и, следовательно, для мозга) точно так же, как прикосновение к реальной вещи.

Наука, отвечающая за проработку этих ощущений, называется гаптикой, это подраздел эргономики. Зная, что от гаптики зависит успех устройства, компании вроде Apple публикуют для дизайнеров детальные инструкции о лучших тактильных находках.

Хорошая гаптика, например, должна быть полностью предсказуемой для пользователя. Как указывает Apple в руководстве, «если гаптика не работает на причинно-следственную связь, она может смутить пользователя и показаться необоснованной».

Предсказуемость позволяет корпускулам и мозгу запомнить последовательность ощущений, свойственных устройству или приложению (так же, как физическая кнопка «Домой» позволяет находить предсказуемые пути в незнакомом интерфейсе). Со временем они все крепче закрепляются в мозге, усиливая ощущение, что приложение или устройство — это продолжение тела.

Если гаптика непредсказуема, ощущения могут сбить мозг с толку. Если бы молоток каждый раз вибрировал по-разному, было бы трудно научиться ловко им пользоваться. То же самое относится и к приложению, которое меняет тактильные характеристики с каждым новым обновлением.

Хорошая гаптика — или хороший дизайн в случае устройств с физическим интерфейсом — это то, что делает гибридные продукты такими приятными и успешными. Через корпускулы эти устройства взаимодействуют с мозгом напрямую, задействуя тысячелетние механизмы, которые позволяют нам работать с инструментами.

Нехватка гаптики также объясняет, почему голосовые помощники создают ощущение странного присутствия. Взаимодействие с Alexa никак не ощущается. Даже ребенок может взять iPad и немедленно начать им пользоваться. А вот управление голосом требует практики.

Компьютерная мышь популярна так долго потому, что она делает руку и пальцы частью компьютера, полагается на те же нейронные механизмы, которые работают на протяжении целых эпох. Такую связь трудно воспроизвести на любом другом устройстве ввода — особенно на том, которое полагается только на звук.

Первая мышка от Apple — Lisa Mouse. В отличие от колес в варианте Энгельбарта, здесь курсором управлял стальной шарик

Чтобы создавать крутые технологичные продукты, разработчики должны сознательно придумывать гибриды, то есть продвигать преимущества цифровых продуктов и одновременно заботиться о базовой человеческой потребности что-то брать, держать и трогать.

Мелкие детали вроде щелчков кнопки или тактильной виртуальной клавиатуры могут казаться незначительными, но они взаимодействуют с чем-то глубинным, физическим, человеческим. Правильное использование гибридных взаимодействий — это разница между просто хорошим технологичным продуктом и продуктом, который меняет жизнь.

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Егоров

Примерно так выглядит вещь, которой пользуются

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
мне самому не нравится

люди им владеющие просто не нищуки которые готовы с фабричных инструментов пылинки сдувать 
еще бы пленочку на экран наклеил 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Reut

Просто у хозяина закончился "период сдувания пылинок", который есть всегда когда покупаешь что то новое, классное, то что давно хотел.

Ответить
Развернуть ветку
Yevgeniy Rozenblat

У владельцев фотоаппаратов Leica это такой фетиш. Чем больше царапин, тем активнее используется камера. Круче всего это выглядит на моделях М с латунным корпусом черного цвета, там сквозь царапины просвечивает желтый металл. Q, к сожалению, блестит алюминием. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Yan Petrov

У меня Q так-же выглядела, а вот М7 я берег от царапин, но только потому, чтобы дороже ее продать. 

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец
Пацанианские корпускулы, гаптика...

Интересно, у промдизайнеров есть своя команда в Что? Где? Когда? :-\

Ответить
Развернуть ветку
Zachary Vichinsky

Пожалуйста, сделайте большие кнопки на картах @Yandex 

За рулём очень трудно попадать!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трунов

Я использую для приближения двойное нажатие по экрану, для уменьшения одинарное двумя пальцами. Возможно так будет удобнее.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Королевский

Зато ненужные "Где поесть", "Продукты" и "Аптеки" большие

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Клейменов

Там же есть режим навигатора в котором кнопки в полтора раза больше 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yandex.Support

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, какая версия приложения у вас установлена? При построенном маршруте после нажатия кнопки «Поехали» кнопки масштаба и стрелки местоположения увеличиваются. Определить свое местоположение на карте автоматически можно нажав на кнопку со стрелкой. Какие дополнительные возможности определения местоположения вы хотели бы видеть в приложении?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Милана Шахова

Позволю себе немножко занудства от бывшего биолога в лице меня:

1. Не пацинианские корпускулы, а тельца Пачини. Корпускулы - это термин из ветхой книжки университетской библиотеки. Непонятно, почему в английском языке оно используется в таком ключе.
2. Тельца Пачини - не единственные крутые тельца из механорецепторов. За чтение шрифта Брайля как раз отвечают тельца Мейснера, а не Пачини - так как мейснеровские клетки быстро адаптируются к изменениям формы и текстуры, в то время как тельца Пачини отвечают в основном только за вибрацию и давление.
3. "Когда я настраиваю затвор на своей Leica (и особенно когда чувствую крошечный «щелк» срабатывания затвора), работает пацинианская корпускула".

Да если бы. Когда вы нажимаете затвор лейки, срабатывают все 4 рецептора и посылают нейронную обратку в мозг: там проводится анализ скольжения, растяжения, давления на кожу и так далее. Поэтому если вы прикладывались головой в жизни или (упаси боже) обжигали кончики пальцев, та самая связь может быть нарушена. Именно поэтому некоторые из нас ненавидят прикосновения шерсти, и тут уже ведущие инженеры Apple не спасут наше восприятие.

Статья интересная своим синтезом дизайна и научпопа. )

Ответить
Развернуть ветку
PC summoner

Добавлю, что во время разговора задействуется больше ресурсов чем в движении пальца, поскольку ресурсы наш организм просто так не намерен отдавать то и принцип работы примерно такой "чем  меньше нагрузка - тем больше ресурсов под сохранностью ", человек ленив по природе и старается упростить все до автоматизма как ту самую ручную настройки камеры, самое забавное что в мыши и телефоне, используются всего лишь несколько пальцев, в то время как разговор с Сири задействует голосовые связки, лёгкие, язык и все прилегающее лишь для того что бы сказать только " Сири ". Не думаю что для этого нужно было посвящать статью, Но это старания, затраченное время и личное наблюдение автора, за что могу выразить уважение.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

В айфоне 4 была кнопка блокировки со звуком дробовика. Немало легенд как подбирали звук блокировки 

Вообще с недавнего времени перешел на кнопочные телефоны для звонков. Не отвлекают от дел, позволяют сосредоточиться на делах здесь и сейчас, а не залесть посмотреть что-нибудь отвлеченное 

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Каким кнопочным телефоном пользуетесь?
Я пытался, но ни один телефон не устроил. Часть проблем критичная. Как, например, разговорный динамик, во время работы которого окружающие слышат разговор не хуже вас. Или полное отсутствие вибрации на звонок.

Ответить
Развернуть ветку
Arseniy Ym

А почему мозг должен иначе? Для воздействия на социальные объекты используется речевой аппарат, для технический действий руки

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Struzhkov

по мне удобно это тачпад и клава, если не требуется точности большой, в шахматы без мышки тяжело

Ответить
Развернуть ветку
Борис Б

Это все, конечно, здорово, но почему в пример приводится Лейка, в которой количество кнопок меньше, чем в среднем фотоаппарате и Киндл,  давно отказавшийся от механических кнопок управления? 
Выходит, сенсорный мир победил?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роботы

Ошибка многих - доставать товар из коробок. Варвары. Пока на гарантии, не смей!

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

не со всем согласен, но впадлу писать 😬

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Кравцов

спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
Koxae Sun

А я бы и отказалась от кнопок, так голосовое управление в зачаточном состоянии и то только для гаджетов. А я бы не отказалась кое-какие команды занбиндить на голос. Но пока только мышь пером заменила, давно уже мышь только для игр.
И ещё были колонки лж, управляемые жестами. Целый месяц радовалась, а потом колонки безвозвратно сдохли. Больше я не рисковала.
С другой стороны, не всегда удобно разговаривать с устройствами или махать им руками. До сих пор находятся люди, которые нервно реагируют, когда я говорю в гарнитуру, которая незаметна. Хотя ушам сто лет в обед уже. Не представляю реакцию, если вместо нажатия на кнопку для управления ухом, нужно будет гримасничать или дёргать головой. )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Golinski

самый крутой интерфейс это мозг-компьютер

сейчас у нас есть тапы и свайпы, или клики мышью и клавиатурой - все, а интерфейс мозг-компьютер позволил бы создавать совершенно любые действия, например, переключение вкладок или переключение между приложениями, моментальный выбор нужного инструмента и т.д. - нечто похожее на горячие клавиши, только с минимальными откликом

Ответить
Развернуть ветку
Ernesto Guevara

Вспоминается старина Маклюэн.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда