{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Я потерял веру в UX»: основатель агентства о том, как корпорации усложняют интерфейсы ради увеличения прибыли Статьи редакции

Компании перестали думать об удобстве для пользователей, вводят их в заблуждение и запутывают, считает основатель дизайн-агентства Creative Good Марк Херст.

Далее — конспект его колонки.

Основатель дизайн-агентства Creative Good Марк Херст

Я много лет верил в UX. Считал, что понятный и удобный пользовательский интерфейс сделает жизнь клиентов лучше, в то же время принесёт пользу бизнесу — увеличит прибыль и сократит затраты на обслуживание.

В 1997 году я основал Creative Good с этой идеей. И несколько лет она подтверждалась — назову это «десятилетием 1», с 1997 по 2007 год. Компании поняли, что улучшать UX выгодно. Они были готовы вкладываться в исследования и поддержку клиентов. Торговля, финансы, здравоохранение, туризм и другие сферы были заинтересованы в этом.

Ситуация изменилась в 2008 году, во время финансового кризиса. Началось «десятилетие 2», период спада с 2008 по 2018 год, когда UX-команды стали менее влиятельными в компаниях.

Стартапы начали искать деньги, пытались переманить финансистов с Уолл-стрит в Кремниевую долину. В руководстве ИТ-корпораций появилась идея «быстро разбогатеть». Поэтому наиболее важными были данные и алгоритмы, а UX стал подачкой для пользователей.

Я помню, как в 2014 году читал доклад о своей книге “Customers Included” в тур-фирме. И в перерыве UX-команда этой компании отвела меня в сторону. Они сказали мне: «Конечно, мы можем провести исследование, выслушать клиентов и дать рекомендации разработке. Но что, если руководство не только игнорирует наши советы, но и требует заниматься чем-то другим?»

«Мы лжём нашим пользователям», — сказал обеспокоенный дизайнер. Он объяснил, что начальство регулярно просило UX-команду создавать дизайн, который намеренно вводил в заблуждение. Видимо, для увеличения прибыли.

Тогда я им ответил, что моя книга должна объяснить, как важен дизайн для компании. Но эти ребята были правы в своём скепсисе — никакая книга или семинар не могли повлиять на изменения в корпорациях. UX использовали в лучшем случае для «смягчения» очевидно вредных функций, которые ввели на основе данных.

Но я не думал, что будет ещё хуже.

Если в «десятилетии 2» UX потерял своё влияние, то в «десятилетии 3» он полностью изменился. Сейчас я бы дал пользовательскому опыту новое понятие — «эксплуатация пользователей».

Отличный пример — процесс отмены подписки на Amazon Prime. Я узнал об этом из истории Изабеллы Квай в New York Times две недели назад. Группа по защите прав потребителей в Норвегии подала жалобу на абсурдно сложный и неудобный процесс отмены подписки Prime на Amazon.

Процедура отмены подписки очень долгая и состоит из шести отдельных страниц. На каждой странице клиенту навязчиво предлагают сохранить подписку, даже если он решил расторгнуть соглашение.

А после необходимо прокрутить страницу, полную текста и графиков, которая показывает, как много преимуществ потеряет пользователь.

из жалобы группы по защите прав потребителей в Норвегии
Процесс отписки от Amazon Prime

Пример может показаться не таким значимым: отмена подписки зачастую запутанная. Ещё в 2006 году AOL попала в новости из-за того, что отказалась отменять подписку по просьбе клиента.

Но Amazon раньше была лидером в UX. Многие годы Джефф Безос в каждом интервью, каждой статье подчёркивал важность своей стратегии: клиентский опыт, клиентский опыт, клиентский опыт. Безос утверждал, что компания помешана на обслуживании клиентов. И это сработало.

Теперь всё иначе. То, что должно быть одной страницей с кнопкой «Отменить подписку», стало шестистраничным документом с «тёмными паттернами» — дизайнерскими приёмами, которые вводят пользователей в заблуждение и отвлекают.

В этом суть «десятилетия 3» — в Amazon есть хорошо обученный UX-отдел, который активно обманывает, эксплуатирует и вредит своим клиентам. UX полностью изменился: ранее он защищал интересы пользователя, а теперь работает против него. Чтобы увеличить прибыль, компании превратили UX в инструмент для использования клиентов.

И случай с Amazon не единичный. Я много писал о подобном в Facebook, Google и других корпорациях. Зачастую вся ИТ-индустрия повторяет за UX-решениями Amazon.

Также производитель электронных сигарет Juul использовал философию «дизайн-мышления» от Стэнфордского университета. Бренд публично сочувствовал потребителям и рассказывал в рекламе, что хочет помочь бросить курить. Но на самом деле захватывал рынок целого поколения юных потребителей никотина.

Такое «возрождение» UX дорого обошлось. Превращение дизайна во вредную сферу привело к оттоку специалистов, которые могли и должны были получить больше поддержки.

Яркий пример — жители Нью-Йорка не могут разобраться, как использовать сайты о вакцинации. Пенсионеры рассказали NYT, что не могут записаться на приём и теряются в запутанном сайте, созданном государством.

А разработчик Хи Джин хотел назначить даты вакцинации для своих родителей, но не смог найти централизованного сайта с необходимыми данными.

Во время крупнейшего в мире кризиса здравоохранения Нью-Йорк не может создать полезный сайт о вакцинах.

Телефон — технология 1950-х годов — лучший вариант, чтобы узнать информацию. И это после 25 лет веб-разработки. Позор.

Марк Херст, основатель Creative Good

Будущее пугает: общество работает на цифровых платформах, в то время как UX больше не помогает использовать эти инструменты. А лучшие и самые высокооплачиваемые профессионалы в дизайне работают над манипуляцией и обманом пользователей. Жители Нью-Йорка продолжают умирать от Covid-19, потому что нет простого способа запланировать посещение врача.

Иллюстрация Эрики Холл
0
205 комментариев
Написать комментарий...
Dmitri Verovski

Статья - все в кучу. Странные разочарования заработавшегося специалиста.
UX - это просто инструмент, который решает поставленную задачу. Какая задача и кто ее ставит? Если задача сделать платную отписку простой и в 1 клик, это одно решение. Если задача снизить % отписок, то это совсем другие решения. 

Вообще отписка от чего-то всегда сложно и муторно. А вот все точки входа - легко и быстро. И когда это было наоборот или хотя бы равнозначно? Никогда по-моему. Отписки у Apple точно так же закопаны в настройки. Логически вообще не догадаться где их искать. 

Что там в UX у каких-то гос сайтов с информацией про КОВИД это вообще отдельная история. В общем "разочарование эксперта", 2 разрозненных примера и открытие в стиле "корпорации оказывается хотят больше заработать", вот и вся статья.

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

О том и статья. Если раньше "задачу" для UX, условно говоря, ставил клиент, то есть цель была в том - чтобы клиенту было удобно, то сейчас задачу для пользовательского интерфейса ставит бизнес. А цель бизнеса - это не чтобы пользователю было удобно, а чтобы побольше с него состричь бабла, либо введя в заблуждение, либо поставив в ситуацию, когда "легче дать, чем сказать нет", либо тупо "стены сделал, дверь забыл, оставайся здесь, дебил".

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Verovski

Этого никогда не было. 

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Очень громкое утверждение. Во времена, когда клиент платил раз и навсегда за продукт, был интерес делать удобно для клиента. Так как только тогда он нес деньги. А сейчас, когда действия с программным продуктом ведут к финансовым обязательствам, сформирован непреодолимый соблазн настроить эти действия так, чтобы увеличить вероятность состричь с клиента бабки и уменьшить вероятность, что он соскочит.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Verovski

Клиент это пользователь продукта? Или клиент это тот кто заказывает разработку продукта у разработчиков и дизайнеров?

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

В данном случае пользователь.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Verovski

Я понял. Мне статья не зашла. В ней какой-то очень узкий взгляд на UX из серии "раньше трава была зеленее" UX был хороший. А теперь UX алчный и плохой, плюс "я старый, жена ушла да и бизнес разваливается... " шутка. Это все слишком упрощенно. Да, сейчас больше схем монетизации продукта.
1) Но, все же one time payment и сейчас присутствует. Подписки становится больше, но и продуктов с разовым платежем хватает. Например Affinity. 
2) Довольно много фримиум моделей. Figma и тд где вообще пользуйся бесплатно, плати за доп функционал. Этого очень много. 
3) Утверждение о том что UX стал плохой тк пользователи перестали платить за продукт разово спорно. Если UX будет прям уж плохим повсеместно, ничего страшного, пользователь отпишется, найдет как, распутает темные паттерны и уйдет к конкуренту. 
4) "раньше был хороший UX" в чем выражается на примере из статьях? Например Амазон всегда славился тем что в нем в 1 клик можно все купить. Но так ли это хорошо для пользователя? Помоему покупка в 1 клик опять в интересах корпорации, а вот в интересах ли это пользователя вопрос. 

В общем тут много о чем можно поговорить но обычно такие статьи являются результатом некого личного разочарования в работе, выгорания, спада в бизнесе. Еще и личные проблемы накладываются. )

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Ну понятно, что в одной статье сложно раскрыть вопрос во всей его многогранности. Это нужно монографию писать. В статье взята за основу некая тенденция. Понятно, что всегда есть другие варианты, но речь о тенденции, чем-то таком, что постепенно входит в моду и со временем становится общим местом. Недавно на виси была статья, где человек пользовался каршерингом и не залил фотки тачки после использования, потому что интерфейс спокойно дал ему перейти на следующий шаг без таких фоток. А потом он вляпался на кучу денег, потому что эта тачка попала в ДТП, а он не смог доказать, что отдал машину в приличном состоянии. И не важно в данном случае, что было с тачкой на самом деле, важно то, что интерфейс приложения помог пользователю легко и непринужденно поставить себя раком. Подозреваю ли я злой умысел? Да. Если обязать пользователей заливать фотки, то им геморрой, еще связываться не захотят, а так - карточка привязана, виновного искать не надо, снимай деньги и радуйся.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Kovyl

Вообще то "ad hominem" - классический аргумент когда по существу возражений нет.
А ситуация когда на привычных сайтах где все работало и было интуитивно понятно, меняется на положение когда толком разобраться трудно, но деньги ты вынужден оставить, встречается в последнее время все чаще и чаще.
Как и в любом бизнесе на смену энтузиастам в стиле: есть проблема/спрос - мы её закроем, на новом рынке приходят дельцы из традиционного бизнеса в стиле: есть потребитель, нужно заставить заплатить его больше.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitri Verovski

Примеры конкретные какие для сайтов где было хорошо но стало плохо?
Так же почему там все равно вынуждены платить?

Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда