Поднебесный дизайн

Еще недавно китайские товары были синонимом ширпотреба. Сейчас же китайские смартфоны, холодильники и телевизоры стали востребованными. Что изменилось? И причем тут дизайн?

И снова с Новым годом! Да, мы не ошиблись. Сегодня праздник – Новый год по Восточному календарю. Все знают, жители Поднебесной еще те выдумщики. Они умеют поражать. Национальный центр промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ подготовил краткий обзор китайских изобретений и достижений.

Если забить в поисковик запрос «китайские изобретения», то в первых строках будет «четыре великих китайских изобретения». Это порох, бумага, книгопечатание и компас. Действительно, бумагу в Поднебесной изобрели за век до нашей эры. Ее использовали вместо шелка и других далеко не дешевых материалов. Дата изобретения компаса и вовсе неизвестна. Ясно лишь, что произошло это намного раньше, чем в просвещенной Европе. Уж слишком стремились китайцы легко ориентироваться в пустынных местах и в открытом море.

Страна оставила глубокий след в истории архитектуры и обустройства окружающей среды. Чего стоит только Великая Китайская стена – сооружение не только практичное, но и внешне прекрасное.

Однако успехи прошлого – это не гарантия прекрасного будущего. Китай – идеальная иллюстрация этой мысли. В середине прошлого века, когда в государстве сменился строй, в Поднебесной начался кризис. О нем знают даже те, кто особо не интересуется политикой, экономикой историей. Страна с огромным населением, которое невозможно прокормить, даже пошла на жесткое ограничений рождаемости. Была введена политика «одна семья – один ребенок». О ней до сих пор ходят легенды: одна страшнее другой.

Тогда же было решено всеми силами привлекать в Китай производство. Надо было выживать. Дешевый человеческий труд, другие ресурсы и готовность предоставлять мировым брендам лучшие условия для переноса производства вскоре начали давать свои плоды. Параллельно началось и развитие дизайна. В самом Китае считают, что 1979 год – это начало эры «современного китайского дизайна».

Он прошел несколько этапов развития. В первое десятилетие китайцы учились, стремились понять, что происходит в мире. Затем наступило время поиска идентичности. А следом начался разворот. Китай, который славился дешевой и некачественной продукцией, зачастую скопированной у ведущих мировых производителей, вдруг стал выпускать вполне конкурентоспособную продукцию с хорошим дизайном.

Дизайн-индустрия создана фактически с нуля. Если в 1979 году студентов, которые обучались бы дизайну в стране было всего около 1 тыс., то к концу прошлого десятилетия цифра перевалила за 1,5 млн. Появилось более 100 тыс. дизайн-студий, которые занимаются графическим, промышленным и другими видами дизайна.

Результат налицо. Одним из первых «вау» была Олимпиада 2008 года в Пекине. Тогда Поднебесная поразила весь мир. Вложив невероятную для Игр сумму в организацию окружающей среды, удобную инфраструктуру, гостиницы, медали, производство сувениров – Китай превратил Олимпиаду не просто в праздник спорта, а в витрину того, на что способна страна.

Стартапы и небольшие предприятия стали предлагать свою инновационную продукцию, которая не уступает удобством и качеством мировым лидерам. Например, в Поднебесной придумали одну из первых в мире станций, где смартфон заряжается без подключения проводов. Одновременно в станцию встроили светильник: это предполагает, что прибор поставят в то место, где он всегда будет под рукой.

Именно в Поднебесной появились одни из первых моделей смарт-часов, которые внешне мало отличаются от привычных хронометров, но умели при этом измерять пульс, следить за активностью пользователя.

Там же разработали приборы, которым будет рад любой обладатель аквариума. Специальный аппарат крепится на стенку аквариума, после чего об уборке за рыбами можно забыть. Или еще одно изобретение – компактные 3D-принтеры, которые легко можно переносить с места на место.

Стартапами, малым и средним бизнесом история успеха китайского дизайна не ограничилась. Попробуйте спросить у окружающих, какая у них марка смартфона. С большой вероятностью, вы услышите про один из китайских брендов.

Сейчас Xiaomi занимает третьем место в мире по объему продаж смартфонов. И большая часть моделей – с уникальным дизайном.

Или другой пример – Haier. Еще в 1980-х это была компания с какой-то невероятной суммой долга, почти банкрот. А сегодня им принадлежит заметная доля мирового рынка бытовой техники. Управленцы с опорой на PRщиков, маркетологов, инженеров и техников создали действительно качественную и широкую линейку продукции. Дизайн объединяет их всех. Ни один продукт Haier не создается без учета мнения пользователей, изучения их запросов, разработки сценариев использования. Над каждой моделью холодильников, стиральных машин, кондиционеров работает команда дизайнеров. Причем не только в Китае, но и в специальных центрах по всему миру – так проще адаптировать продукцию к запросам конкретного рынка.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда