Из Вологды в Москву: брендинг магазинов «Молоко недалеко»

Родион Малышев и Жанна И из агентства Free Creative – о том, как создать узнаваемый облик сети магазинов для выхода на столичный рынок.

В ближайшее время в Москве откроются первые магазины сети «Молоко недалеко», которая специализируется на продаже молочной продукции из Вологды. Брендинг, нейминг, оформление торгового пространства и форму персонала для нее разработало наше агентство Free Creative.

В этом материале мы расскажем, как идеи и особенности бизнеса клиента отразились на смысловых и визуальных решениях бренда, а также поясним, почему небольшому бизнесу так важно выходить на рынок с продуманной концепцией.

Идея и бюджет

В прошлом году к нам обратился клиент, который планировал открыть в Москве сеть точек для продажи продукции Вологодского молочного комбината. Его идея заключалась в том, чтобы сделать знаменитую вологодскую «молочку» доступной широкому кругу московских покупателей, поэтому он отказался от выхода на полки больших ритейлеров и сделал ставку на рынки спальных районов.

Клиенту было важно, чтобы магазины сети с самого начала имели запоминающийся вид и передавали главную идею бренда.

Мы готовились к открытию в непростой период, когда многие компании наоборот закрывались. Вторая волна пандемии показала, что ограничения могут вернуться в любой момент. Чтобы обеспечить компании устойчивость, нужно было тщательно продумать все элементы бренда ещё до старта.

Тимур
, Учредитель сети магазинов «Молоко недалеко»

Компании было важно уложиться в разумный бюджет. Нам всегда нравилось работать с небольшими клиентами, которые глубоко верят в свой продукт (таким для нас был, например, ресторан «Ешь хлеб»), поэтому мы давно отказались от фиксированного прайс-листа и подбираем решения в зависимости от пула задач клиента.

Подобный проект, включающий нейминг, фирменный стиль и разработку концепции торговых точек, у нас может стоить от 180 до 350 тысяч рублей.

Требования

Изучив продукт и цели клиента, мы выделили ключевые условия, которые нужно учесть при разработке брендинга:

  • Широкая целевая аудитория. Молоко потребляют люди разного возраста и достатка, и нам предстояло найти то, что их объединяет.
  • Расположение магазинов в спальных районах Москвы. При создании дизайна нужно было помнить, что продукт предназначается не для крупных ритейлеров или модных кофеен в центре столицы, а для уютных районных рынков.
  • Отсылка к сложившейся репутации вологодского молока. В дизайне должно было читаться, что продукт отличается высоким качеством, которым вологодское молоко известно с советских времён. При этом нужно было избежать прямых упоминаний Вологодского молочного комбината, являющегося отдельным брендом.
  • Связь с продукцией поставщика. Покупатель часто ассоциирует продукт с местом, где его берёт, поэтому дизайн торговой точки должен был напоминать о продуктах Вологодского комбината, а вид продуктов – о торговой точке.

На эти требования мы ориентировались на всех дальнейших этапах работы.

Нейминг

При поисках названия мы рассматривали несколько разных концепций, например, тему богатой вологодской природы или советских традиций. В рамках «природной» концепции у нас появилось название «Самые сливки», а в советской – «У Тёти Любы».

Всего мы придумали двенадцать названий, но фаворитом и у нас, и у клиента стало «Молоко недалеко».

Его легко произнести, оно хорошо ложится на слух и точно отражает местоположение магазинов – в непосредственной близости от дома. Мы проверили его по справочнику классов МКТУ, и оно оказалось свободным.

С неймингом получилось стопроцентное попадание. Слово «молоко» напрямую отражает наш профиль – розничная торговля молочными продуктами. «Недалеко» описывает формат: магазин у дома, отдел на экорынке или в ближайшем гастрономе. А общая простота привлекает широкую аудиторию. В итоге складывается нужный нам посыл: «молочный магазин у дома с доступными ценами.

Тимур, Учредитель сети магазинов «Молоко недалеко»

В процессе нейминга мы используем мудборды – наборы изображений, которые передают настроение предлагаемых названий.

Фирменный стиль и айдентика

При выборе визуального стиля мы остановились на советской эстетике. Товары из СССР до сих пор ассоциируются с высокими стандартами качества, и этот стиль позволял передать мысль, что «Молоко недалеко» – продукт, сделанный по заветам той эпохи.

В качестве основных цветов бренда взяли синий, белый и чёрный. Перед началом проекта клиент прислал нам много фотографий Вологды и молочного комбината, и нам запомнилось, что там было много синего неба, а молоко выглядело чистейше-белым.

Для текстовых элементов мы выбрали современный шрифт «Palace of sports», разработанный по мотивам советских начертаний.

При разработке логотипа мы вдохновлялись упаковкой молочных продуктов советского времени. У нас было множество задумок по оформлению носителей, поэтому мы подготовили два варианта логотипа – круговой, похожий на печать, и прямоугольный.

Логотип представлен и в круговом, и в прямоугольном исполнении

Мы планировали дополнять визуалы слоганами (об этом ниже), поэтому лаконичный шрифт было решено усилить визуальными акцентами:

  • Волнистая линия. Помните, как в школе на уроках русского подчёркивали прилагательные? А ещё это молочная река.
  • Стрелка. Тонкая, лёгкая, как будто нарисованная от руки, она хорошо сочетается с общей простотой фирменного стиля.

Слоганы

Когда мы придумали название «Молоко Недалеко», у нас практически сразу родилась фраза «Пейте больше молоко, оно совсем недалеко!» Это навело нас на мысль о том, что визуальный стиль можно дополнить звучными слоганами – тем более, что этот прием широко использовался в советской рекламе.

У этого решения было два важных преимущества.

Во-первых, текстовые элементы помогают выделиться среди повышенного визуального шума спальных районов.

Во-вторых, нам нужно было привлечь к нашим торговым точкам большую и разнородную аудиторию, и наш первый слоган уже работал на эту задачу, озвучивая главные идеи нашего продукта – его близость к дому и доступность для всех.

Все слоганы мы разрабатывали под определенные носители. Например, для вывесок, штендеров и фургонов мы подобрали простую и функциональную фразу, нацеленную на привлечение покупателей к торговой точке: «Нужно свежее молоко? Тогда вам сюда».

Оформление магазинов

При оформлении торговых точек мы предложили задействовать не только айдентику бренда – цвета, шрифты, логотипы, но и бытовые детали. Около стоек можно поставить молочные бидоны, на прилавке разместить восстановленные и покрашенные советские весы, сложить бутафорские пирамидки из товара, как в советских магазинах.

Такие вещи имеют большое значение для восприятия бренда. Покупатель может не запомнить название продукции или ее производителя, но бидоны у прилавка он обязательно заметит и будет ориентировать по ним родных и знакомых: «Где брал? На рынке, где бидоны стоят».

Персонализация бренда

Покупателю важно, кто будет продавать ему продукт. В самом начале, когда мы думали над использованием советских мотивов, у нас родился образ продавщицы Тёти Любы.

Это не хмурая тётка из магазина, а местная жительница, которая знакома со всеми в округе и по-соседски подсказывает, какой товар сегодня посвежее. Покупатель давно её знает – может быть, с самого детства, именно поэтому называет тётей.

Эту идею мы использовали при разработке формы для персонала магазина – подготовили бейджи, напоминающие советские значки.

В остальном форма персонала достаточно современна: имеет простой универсальный фасон, удобна в ношении, шьётся из натуральных материалов. Единственный необычный элемент – головной убор в советском стиле.

Упаковка

Упаковка часто запоминается не меньше самого продукта, поэтому важно сделать её не только красивой и функциональной, но и отвечающей ключевым идеям бренда.

Так, мы предложили нашему клиенту два вида упаковки – крафтовый бумажный пакет и авоську. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами они могут показаться ненадёжными или даже хлипкими, но в этом и заключается их смысл.

Они подчёркивают, что покупателю не нужно нести продукты издалека, потому что магазин находится у самого дома. Заматывать продукты в полиэтилен тоже не нужно: вся продукция – заводского производства, она герметично упакована, и ее можно без опасений класть в бумажную тару.

Авоська также является частью плана клиента по продвижению идей осознанного потребления. Посетители магазинов «Молоко недалеко» смогут получить ее в подарок или приобрести за символическую цену.

А ещё авоська – это просто милый предмет, вызывающий ностальгию по СССР даже у тех, кто там не жил.

Итог

Сейчас к открытию готовятся несколько точек сети «Молоко недалеко», которые будут оформлены в соответствии с разработанным нами гайдлайном.

Проект по брендингу от получения ТЗ до финального утверждения заказчиком занял у нас 1,5 месяца.

За это время мы разработали:

  • Нейминг и слоганы
  • Два варианта логотипа – в круговом и прямоугольном исполнении
  • Дизайн рекламного стенда, листовок, постеров и ряда других носителей
  • Дизайн формы и доставочной сумки курьера
  • Брендирование транспорта
  • Брендинг витрин и оформление внутреннего пространства (стены, прилавок, ценники и другие элементы)
  • Дизайн формы персонала
  • Упаковка
  • Гайдлайн

Остаётся только добавить, что сейчас особенно важно начинать запуск бизнеса с разработки концепции. Может сложиться впечатление, что после пандемии рынок стал свободнее, многие компании закрылись, и можно занять их место даже без узнаваемого «лица».

По нашим наблюдениям, это не совсем так. Пандемия заставила многих людей отказаться от ненужного и стать осторожнее в социальных контактах, в связи с чем они стали тщательнее выбирать, куда ходить и что покупать. Поэтому основателю бизнеса стоит заранее продумать, с какой идеей он идет к покупателям и как будет строить коммуникацию.

Спасибо за внимание!

0
135 комментариев
Написать комментарий...
Павел Логинов

Я бы пил больше молока, если был бы уверен, что оно без пальмового суррогата

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Прочитайте сколько бацилл и прочего на темной стороне в молоке до пастеризации и сколько после. 
Как прочитаете  - напишите ответ, готовы ли вы заливать в себя бульон из молока и поселившихся в нем жителей?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Абсолютное большинство молока, которое продаётся в России — изготовлено из восстановленного голландского сухого сублимата + 10-20% обрата местного удоя.
Инфа сотка, я работал на молокозаводах.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Что такое сухой сублимат? То из чего вышел обрат куда дели?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Сублимированное (сухое) молоко.
То, из чего вышел обрат — разбодяжили в гомогенизаторе с пальмухой и расфасовали в брикетики по 180 грамм.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Согласен (в курсе некоторых тонкостей). Но нельзя все же говорить о какой-то прямо 99% доле производителей кто так жиры намывает в молокопродуктах. 
Т.н. сухое молоко используется в про-ве не чистого молока, а прочих молочных - творог, кефир, йогурты и т.п. Ес-но должно быть без фанатизма в виде замена молочного жира пальмой или аналогом.
К тому же если я правильно помню, в РФ была ярко выраженная сезонность в способностях поставщиков сырого молока поставлять его примерно  равномерно в течение года. Т.е. в какой-то период молоко девать некуда, а в какой-то даже на фасовку чистого молока мало.  Само собой, когда много - сушили, как вариант,  потом его же и использовали при дефиците сырья и не только. Как сейчас - не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
132 комментария
Раскрывать всегда