{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Lena Nexman

Как успешно сдать дизайн заказчику в 2021 году

Истории моего “успеха” по лишению денег и времени, а также подробный гайд, как работать с заказчиком по дизайну и не собрать все возможные грабли.

Итак, вы получили вкусный заказ, Заказчик кажется потрясающе адекватным (даже не отправляет по 5 голосовых в минуту), вы понимаете, как быстро выполнить заказ, и уже даже прикинули, куда потратить денежку...Однако, спустя время что-то пошло не так…

1. Очевидное - заключайте договор и получайте деньги частями

Без договора - вы примерно всегда неправы. Ваши слова будут истрактованы неверно, а оставшихся денег, если вы не используете 100% предоплату, вы не получите примерно никогда. К слову, даже если предоплата получена, у Заказчика всегда есть шанс подать на “необоснованное обогащение” и еще парочку веселых статей, и дальше уже вам придется доказывать, что деньги получены не случайно, что вы выполнили всю работу и так далее.

Составить договор относительно просто - обратиться к недорогому юристу или надрать шаблонов студий и с их помощью скомпилировать результат. Работать можно от лица самозанятого, ИП или через безопасную сделку какой-нибудь биржи.

Сдавать работу и принимать оплату лучше частями, например: 20% за ТЗ по брифу, 30% за прототип, 15% за итоговую концепцию главной, 35% после сдачи остатка. После сдачи части работы - обязательно подписывайте акт приемки-передачи.

2. Неочевидное - записывайте все диалоги

Один раз договора не хватило. Заказчик почти месяц под разными предлогами настаивал, что я должна предоставить ему 3 дизайна всех страниц (!) вместо одного, хотя в диалоге по телефону обсуждались исключительно 3 концепции. Потерь нервов и времени можно было бы избежать, если бы я тогда записывала все диалоги, чего и вам советую.

На встречах с заказчиком просто следите за языком и финализируйте результаты встречи, убедитесь что поняли друг друга верно :) Помните, что если человек с той стороны слабо разбирается в дизайне, скорее всего, он поймет все не так.

3. Очевидное - заполняйте и утверждайте бриф

Как оказалось, многие из коллег, особенно на простых услугах, до сих пор минимально брифуют клиента по телефону или посредством переписки, не предоставляют клиенту “под подпись” конечный вариант брифа и начинают работу. Часто это заканчивается фатально - Заказчик недоволен, остаток средств вы не получаете, работа уходит в никуда. Вывод простой: опросили заказчика - составили бриф, получили финальное “да”, предоплату - и только потом начинаете действовать.

Если бриф финализировать не удалось - лучше даже не начинать работу.

4. Неочевидное - брифа почти всегда мало.

Бриф - хороший документ для начала. Кроме брифа на дизайн сайта, по-хорошему, нужны:

  • Референсы, примеры того, что нравится или не нравится, и самое главное - почему! Как минимум по 2-3 примера по каждой части. Удивительно, но далеко не у всех в брифах это есть.
  • Прототипы и CJM, если их делаете не вы.
  • Цель создания сайта, максимально приближенные конкуренты.
  • Пожелания по стилю/стилистике, по тем же сайтам можно назвать как минимум 12 стилистик, из которых может выбрать заказчик.
  • Пожелания по шрифтам и иллюстрациям.
  • Данные статистики - Метрика, Analytics, иных систем статистики.
  • Прочие вопросы, которые вы хотите прояснить.

Если по вашему запросу, в обозначенное для диалога время, Заказчик отказывается предоставлять примеры, дополнительную информацию, опять-таки лучше даже не начинать. С большой долей вероятности вы будете долго пытаться угадать что у него на уме и, скорее всего, не угадаете. Фрустрация, потраченное время, минус деньги - вам это надо?

Также, получая ответы на вопросы, вы можете понять что цели Заказчика, мягко скажем, нереалистичны. Что делать, думаю, понятно.

5. Очевидное - обсудите в чем будете сдавать макеты

Не раз мне на голубом глазу Заказчик сообщал что ему нужен только дизайн, верстальщик у него есть, хотя на самом деле ему нужен был Тильда-сайт. Как-то раз это выяснилось в процессе, и было крайне неудобно отказываться от выполнения после того, как 70% проекта сделано.

Иногда оказывалось, что верстальщик Заказчика привык работать с фотошопом, в фигме ему все не то, и “сделайте пожалуйста макет нормально”. Уточните, как вы будете сдавать макет, чтобы не наткнуться на конфликт или очередную оказию.

Самый используемый в моей практике инструмент - Figma, реже попадается Photoshop/Sketch, а вчера пришел запрос на дизайн в InvisionApp, буду делать ;)

6. Неочевидное - обсудите правила сдачи, размеры макетов, наличие верстальщика и программиста у заказчика

Возможно, это тема для холивара, однако я считаю так: несмотря на то, что я лично занимаюсь только UX и дизайном, для меня важно, чтобы в свет вышел достойный сайт, а не глючное нечто, которым невозможно пользоваться. Чтобы проект не остался “на полке”, потому что Заказчик не смог доделать его до конца силами сторонних исполнителей.

Поэтому:

  • Стоит четко понимать, кто будет в дальнейшем делать верстку/разработку, какие у него возможности и т.д. С какими размерами макетов он привык работать (например 320 для мобайл, 768 - планшет, 1140 - десктоп и др.), размер сетки и т.п.
  • Не помешает проверить верстальщика, посмотреть адаптацию его работ.
  • Покажите один из ваших макетов верстальщику и уточните: есть ли у него вопросы.
  • Желательно иметь своего верстальщика под рукой, который, в случае чего, сможет поправить макет Заказчика или отдать готовую верстку на внедрение.

Если сайт получится кривым - вы не сможете показывать ссылку на него другим Заказчикам, и за следующим сайтом к вам вряд ли вернутся.

7. Очевидное - подготовьте макеты для верстки

Тут просто - разложите все по полочкам, чтобы верстальщику было удобно. Хорошая статья об этом есть на Хабре. https://habr.com/ru/post/463061/

8. Неочевидное - напишите подробное ТЗ по шрифтам, анимациям, предложите свою помощь в проверке результата

В случае, если проект сложнее чем 3 экрана статичного контента, чаще всего, у верстальщика будут вопросы. Переборов свою лень и сделав ТЗ для верстальщика со скриншотами за полчаса - вам не придется в дальнейшем отвлекаться на различные диалоги.

За множество лет работы я не встречала ни одного “частного” дизайнера, который вместе со своей работой отправлял подробное ТЗ и мне кажется, это очевидное упущение. Выбирайте: или сразу потратите полчаса, или вас будут дергать еще неделю-две-три.

Поскольку я думаю о результате, я всегда предлагаю помощь в проверке итоговой верстки. Иногда это преподается как отдельная услуга, иногда - это включено в стоимость дизайна, это зависит от размеров сайта.

Даже если заказчик не может заплатить за проверку - мне проще потратить 15 минут, проверить в Windows/iOS/Android, выписать правки в табличку Google и этим я снимаю с себя ответственность за результат. То есть - я сделала всё что могла, чтобы заказчик получил качественный продукт.

Вместо итога

Помните, что вы, как дизайнер, выполняете бизнес-цели Заказчика, а не рисуете картинки. Старайтесь узнать цели и особенности проекта, помочь Заказчику довести задачи до результата и тогда сарафанное радио будет работать на вас. Что, опять-таки, сэкономит время на поиски новых Заказчиков.

“А что если заказчик сядет на шею?” - спросите вы. То, что заказчик вам сел на шею - значит только то, что вы не отказались от него, игнорируя знаки “подешевле, побыстрее, вчера, мы работаем без договора, у меня нет времени на ТЗ” и прочие. Если вы поняли, что вас будут использовать как сидорову козу в процессе работы - возвращайте деньги за этап и расторгайте договор. Работайте с теми, кому вы хотите помочь и кто готов достойно эту помощь оплачивать.

С вами была Лена, не прощаюсь ;)

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Павлович

Предоплата это конечно хорошо. Но на деле часто голову ломаешь какую в принципе цену называть чтобы "не спугнуть". Не говоря уж про предоплату. Особенно когда у тебя ни ип, ни шаблона договора и все это кажется бюрократическим адом, где только ещё должен потом останешься. 

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ракленко

подруга сначала тоже боялась брать предоплату, исходя из таких соображений, в итоге оказалось, что ее нужно брать даже если работаешь со знакомыми, иначе это превращается (в лучшем случае) в работу за спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

Да уж. Щас прямо вспомнил некоторые моменты из того опыта когда "работал" со знакомыми и улыбнулся)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Да, без предоплаты, даже если заказчик супер-надежен, представляет успешный международный сервис и так далее - я не работаю. Натыкалась как минимум на несколько случаев, после которых даже с родного брата возьму предоплату ;)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Насчет предоплаты говорить не буду - я всегда ее беру и цену называть не боюсь, но работаю уже давно :)

Заменой предоплате/договору/статусу ИП - может быть безопасная сделка на бирже. Тот же фрилансхант берет комиссию по безопасной сделке 5/5% или 9% с Заказчика. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

не нашел там такого раздела. видел на апворке тоже можно как-то через их сайт с заказчиками на стороне работать, чтобы типа все по честному. но выглядит всеравно как доп. гемор. А заказчики как правило хотят быстро, просто и не дорого, других пока не встречал. 

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

https://freelancehunt.com/service/safe вот тут есть. 
Да, выглядит как геморрой, но тут у заказчика есть выбор:
- Или простой договор + предоплата
- Или 100% предоплата через безопасную сделку
А пример договора, который я заключаю с заказчиками - могу скинуть, если интересно. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

Это я видел - 1) "Вы публикуете проект на сервисе, указав, что вы желаете работать через Сейф — предложения исполнителей начинают поступать через считанные минуты." Каких исполнителей если я сам все делаю? 2) "Среди ставок фрилансеров заказчик выбирает победителя на основании предложенной цены, рейтинга исполнителя, портфолио, наличия верификации." - все понятно... А вот договор бы посмотрел)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Там суть такая. Если вы хотите работать как Исполнитель - просите Заказчика зарегистрироваться и дальше создать на вас персональный проект (скидываете ссылку на свой профиль, там будет кнопка "Персональный проект"). 
Я сейчас так верстальщика наняла для одной из своих задач :) Его не было на бирже, но для заказа он создал аккаунт. 

По договору - скоро создам отдельную статью "Договор для дизайнера" и там в подробностях разберу почему, зачем, какие пункты важны и так далее. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

спасибо, будет интересно почитать

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

скинь шаблон договора плз

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Хан

Хороший разбор, и он не только про нынешний год, этих правил следует придерживаться всегда ☝️

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Целиком и полностью согласна ;)
Но, кто его знает этот 2022 год, может там уже надо будет добавить к списку "успешной сдачи" NFT - ключ и снимок мозга, сделанный Neuralink. Ну, чтоб точно удостовериться что все на 300% ок.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Работа ТОЛЬКО по договору, с чётким ТЗ и предоплатой. Нет времени бриф заполнять - досвидос. 

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Вот. Будет больше таких как вы - такими темпами поднимем культуру заказа дизайна на новый уровень. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Попов

Тема актуальная не только для дизайна, спасибо за разбор!

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Согласна. В целом, наличие регламента к любой работе упрощает жизнь всем - и Заказчику, и Исполнителю. 

Ответить
Развернуть ветку
Замир Мирзабеков

. Бы л у меня клиент  который мне предъявил за слишком большой сбор информации. В итоге вернул предоплату, расторг договор. Объяснил это тем, что без информации, которую я хочу получить, ничего не выйдет. Короче клиенту тупо было лень потратить несколько часов на бриф. Через месяца 4 он обратился снова, но уже чтобы я переделывал чужую работу.  Как то так 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman
Автор

Спасибо за интересную историю, такие случаи на практике я редко встречала :)
У меня было разок, когда клиент для аудита юзабилити сайта отказался предоставить доступ к статистике сайта, хотя в договоре об этом черным по-белому написано. Мотивировал тем, что там "конфиденциальные данные" и "вам это знать не нужно" (facepalm.jpg)

Ответить
Развернуть ветку
Ливун

и правда иногда бывают очень скрупулёзные закащики 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 20 комментариев
null