{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны

Всем привет! Меня зовут Саша, я — глава дизайна «Манго Офис» (aka «Манго Телеком»).

Сегодня я увидел редизайн логотипа Яндекса и решил порассуждать на эту тему. Кто-то его хвалит, кто-то хейтит — так происходит всегда со всеми увесистыми калорийными и нажористыми редизайнами. Тут же мы постараемся представить, что знаем детали задачи, которые ставили дизайнеры, и предложим свои варианты.

Я в статье, а вы в комментариях. Погнали.

Дисклеймер. С трепетной любовью отношусь к работам Ильи Рудермана и дизайнеров Яндекса. Разумеется они знали, что делают.

Итак основная задача устами главдизайнера:

Новая айдентика отражает суть современного «Яндекса» и хорошо выглядит на самых разных поверхностях, от экрана смартфона до пакета с продуктами из «Лавки». В то же время она напоминает, что у сервисов «Яндекса» общие технологии и общее начало — поиск.

Геннадий Лохтин, дизайн-директор «Поиска»

Также Геннадий объяснил необходимость перемен тем, что 13 лет назад, когда разрабатывался предыдущий логотип «Яндекса», никто даже не думал, что интернет-компания может заниматься доставкой продуктов, обрабатывать платежи и делать беспилотные автомобили.

Расшифровывается так: «Мы хотим выглядеть современнее, хорошо смотреться в оффлайне и сохранить преемственность».

Вот, что у них получилось

Современнее

Логотип ≠ бренд. Часто IT компании сильно упрощают свои лого, чтобы те не мешали визуальной коммуникации какими-то своими дополнительными смыслами. В таких случаях логотип — просто надпись (именно так и переводится слово «логотип»). Это иногда приводит к тому, что логотипы компаний начинают смотреться довольно шаблонно. Чего точно Яндекс не хочет: выглядеть шаблонной IT компанией.

Яндекс показывает, как будет работать его зонтичный бренд. Хоть слова и по одной базовой линии, но круглая иконка в середине относится к строчной букве слева и прописной справа по-разному. Появляется ощущение, что сервисы написаны неровно:

Крупные IT компании фокусируются на названии больше, чем на оформлении шрифта

По редизайну Яндекса видно, что они очень хотели этого избежать, и у них классно получилось. Плюс зонтичный бренд стал консистентным и непротиворечивым. Вот фантазия на тему:

9/10
Актуальность. Где 10 — не «лучшесть», а шкала в «настройках» задачи.

Оффлайн-френдли

Одним из самых важных параметров оффлайн логотипа является читаемость в плохих условиях. Буквы Н и Д — если расфокусироваться сливаются в прямоугольник. «Я» получилась классной, очень характерной. На неё сделали самый большой упор, это клево — она стала более пропорциональной и универсальной, красиво вписывается в круг.

Старый логотип Яндекса выдерживает тряску и туман
Новый логотип превращается в кирпич везде, кроме ретины

Есть гипотеза, почему «ндекс» уделили так мало внимания. Вероятно, «ндекс» планируется совсем убрать — тогда «Я» в кружочке заменит весь логотип в ближайшем будущем. Будет только (Я)+(иконка сервиса)+(название сервиса). И сокращённый вариант в таком случае будет состоять из двух иконок: (Я)+(иконка сервиса). Изящно, а для названий сервисов текущий насыщенный шрифт не помеха. В моих фантазиях всё будет выглядеть так:

5/10
Читаемость в оффлайн. Где 10 — не «лучшесть», а шкала в «настройках» задачи.

Преемственность

Старый логотип Яндекса довольно аутентичен. В нём очень хорошо реализован потенциал кириллицы. Его можно напечатать на открытке, поместить на сайте или футболке, обложке старинной или современной книги и он будет смотреться гармонично.

К сожалению, я совсем не могу сказать того же самого про новый логотип. Видится, что это было очень важно — сделать логотип менее «разговорчивым» и более стерильным, чтобы он уступил первенство сервисам. Буква «Я» при этом всё ещё очень говорящая и хорошо акцентирует внимание.

5/10
Преемственность. Где 10 — не «лучшесть», а шкала в «настройках» задачи.

Мой вариант

Для начала пришлось заниматься обратным инжинирингом пиксельной сетки нового лого. Причём так, чтобы избежать субпиксельного рендеринга. Это когда вектор идёт поперёк пикселя и получаются лишние полутона. Если забить, получится грязно. Заодно уж, раз на главной яндекса иконки 44 px, то пусть шильдик тоже будет 44.

Реконструирую пиксельную сетку по джипегам и SVG с главной Яндекса

Я не поклонник заваливать задачу мешками денег, как это обычно делают техногиганты. Скорее предпочитаю обходиться меньшим. Недостижимый идеал: изящные насыщенные смыслами решения, совсем без ресурсов. Если верна гипотеза о том, что «ндекс» скоро всё, то его можно меньше вылизывать и чуть больше заточить под оффлайн.

Поэтому будем делать на коленке за пять минут)

Опираясь на собственные предпочтения, верну логотипу «разговорчивости», оставив чуть больше «кирилличности» и «оффлайности». От этого закономерно пострадает его современность и стерильность. Для достижения таких свойств можно взять что-то обкатанное, выжженое в сетчатке русского глаза. И чтобы хорошо читалось в сложных условиях зимних грязевых туманов Москвы. Да, я в курсе, что это практически неважно, но мы фантазируем в условиях ограниченных ресурсов.

Похожие решения уже существуют. Например, есть целая куча шрифтов, предназначенных для навигации и дорожных указателей. Чтобы далеко не гуглить (прости Яндекс, ха-ха), взял у Татьяныча шрифт для знаков Директ.

С первого подхода Шрифт не лёг от слова совсем. Насыщенность не совпадает, знаки слишком грубые и просторные. Для указателей хорошо, для логотипа — слишком. Пришлось немножко допилить.

Получилось кириллично, немного грубо, но зато суперчитаемо. Двое из Яндекса против брутального шрифта для указателей. Now fight!

Звучит музыка битвы ♬

Краш-тесты

Просто на белом фоне логотип редко когда существует, но я не откажу себе в удовольствии сделать ему больно в таких «лабораторных» условиях.

ALS Direct чуть получше читается

Давайте теперь посмотрим на машинки, размазанные неправдоподобным блёром фотошопа. Только открыл и сразу вспомнил, за что же я его так ненавижу.

На бегу легче прочитать шрифт с указателей благодаря ножкам «Д», более широкой «Н», и большему пространству между «Н» и «Д».

Заключение

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Вы супер. Если вам кажется, что я считаю себя невероятно остроумным — вам не кажется) Приглашаю в комментариях покритиковать или похвалить статью, а также поделиться своими соображениями. Это будет приятно. Ещё приятнее, если отправите ссылочку друзьям ❤

Кому понравилась идея со стикером «Мы», вот вам ПДФ очка:

И приглашаю всех добавляться во френды в фейсбуке и писать мне по любым вопросам. Всем Казимир!

0
192 комментария
Написать комментарий...
Крыса Алиса

Слушайте, кроме очевидной истории, что этот редизайн затрагивает профессиональные чувства дизайнеров, для обычного потребителя тут есть что-то значимое? 

Я хотел спросить «и не лень вам», но решил попробовать сформулировать культурнее.

Ответить
Развернуть ветку
Кондрат Кондратенко
Автор

Спасибо, что культурнее)
Для обывателя тоже важно, но меньше. Видели города в северной Европе? Они очень хорошо выглядят, опрятно и со вкусом. Всё от того, что там уже с молоком население впитывает более продвинутую визуальную культуру. Их контекст и насмотренность лучше просто от того, что они там живут.

Поэтому если мы хотим однажды так же — надо продвигать хороший дизайн, анализировать, обсуждать и фантазировать. По-другому никак)

Ответить
Развернуть ветку
Крыса Алиса

Александр, спасибо за обстоятельный ответ! В таком ключе согласен.

Ответить
Развернуть ветку
189 комментариев
Раскрывать всегда