Редизайн «Яндекса». Взгляд со стороны
Всем привет! Меня зовут Саша, я — глава дизайна «Манго Офис» (aka «Манго Телеком»).
Сегодня я увидел редизайн логотипа Яндекса и решил порассуждать на эту тему. Кто-то его хвалит, кто-то хейтит — так происходит всегда со всеми увесистыми калорийными и нажористыми редизайнами. Тут же мы постараемся представить, что знаем детали задачи, которые ставили дизайнеры, и предложим свои варианты.
Я в статье, а вы в комментариях. Погнали.
Итак основная задача устами главдизайнера:
Также Геннадий объяснил необходимость перемен тем, что 13 лет назад, когда разрабатывался предыдущий логотип «Яндекса», никто даже не думал, что интернет-компания может заниматься доставкой продуктов, обрабатывать платежи и делать беспилотные автомобили.
Современнее
Логотип ≠ бренд. Часто IT компании сильно упрощают свои лого, чтобы те не мешали визуальной коммуникации какими-то своими дополнительными смыслами. В таких случаях логотип — просто надпись (именно так и переводится слово «логотип»). Это иногда приводит к тому, что логотипы компаний начинают смотреться довольно шаблонно. Чего точно Яндекс не хочет: выглядеть шаблонной IT компанией.
Яндекс показывает, как будет работать его зонтичный бренд. Хоть слова и по одной базовой линии, но круглая иконка в середине относится к строчной букве слева и прописной справа по-разному. Появляется ощущение, что сервисы написаны неровно:
По редизайну Яндекса видно, что они очень хотели этого избежать, и у них классно получилось. Плюс зонтичный бренд стал консистентным и непротиворечивым. Вот фантазия на тему:
Оффлайн-френдли
Одним из самых важных параметров оффлайн логотипа является читаемость в плохих условиях. Буквы Н и Д — если расфокусироваться сливаются в прямоугольник. «Я» получилась классной, очень характерной. На неё сделали самый большой упор, это клево — она стала более пропорциональной и универсальной, красиво вписывается в круг.
Есть гипотеза, почему «ндекс» уделили так мало внимания. Вероятно, «ндекс» планируется совсем убрать — тогда «Я» в кружочке заменит весь логотип в ближайшем будущем. Будет только (Я)+(иконка сервиса)+(название сервиса). И сокращённый вариант в таком случае будет состоять из двух иконок: (Я)+(иконка сервиса). Изящно, а для названий сервисов текущий насыщенный шрифт не помеха. В моих фантазиях всё будет выглядеть так:
Преемственность
Старый логотип Яндекса довольно аутентичен. В нём очень хорошо реализован потенциал кириллицы. Его можно напечатать на открытке, поместить на сайте или футболке, обложке старинной или современной книги и он будет смотреться гармонично.
К сожалению, я совсем не могу сказать того же самого про новый логотип. Видится, что это было очень важно — сделать логотип менее «разговорчивым» и более стерильным, чтобы он уступил первенство сервисам. Буква «Я» при этом всё ещё очень говорящая и хорошо акцентирует внимание.
Мой вариант
Для начала пришлось заниматься обратным инжинирингом пиксельной сетки нового лого. Причём так, чтобы избежать субпиксельного рендеринга. Это когда вектор идёт поперёк пикселя и получаются лишние полутона. Если забить, получится грязно. Заодно уж, раз на главной яндекса иконки 44 px, то пусть шильдик тоже будет 44.
Я не поклонник заваливать задачу мешками денег, как это обычно делают техногиганты. Скорее предпочитаю обходиться меньшим. Недостижимый идеал: изящные насыщенные смыслами решения, совсем без ресурсов. Если верна гипотеза о том, что «ндекс» скоро всё, то его можно меньше вылизывать и чуть больше заточить под оффлайн.
Опираясь на собственные предпочтения, верну логотипу «разговорчивости», оставив чуть больше «кирилличности» и «оффлайности». От этого закономерно пострадает его современность и стерильность. Для достижения таких свойств можно взять что-то обкатанное, выжженое в сетчатке русского глаза. И чтобы хорошо читалось в сложных условиях зимних грязевых туманов Москвы. Да, я в курсе, что это практически неважно, но мы фантазируем в условиях ограниченных ресурсов.
Похожие решения уже существуют. Например, есть целая куча шрифтов, предназначенных для навигации и дорожных указателей. Чтобы далеко не гуглить (прости Яндекс, ха-ха), взял у Татьяныча шрифт для знаков Директ.
С первого подхода Шрифт не лёг от слова совсем. Насыщенность не совпадает, знаки слишком грубые и просторные. Для указателей хорошо, для логотипа — слишком. Пришлось немножко допилить.
Получилось кириллично, немного грубо, но зато суперчитаемо. Двое из Яндекса против брутального шрифта для указателей. Now fight!
Краш-тесты
Просто на белом фоне логотип редко когда существует, но я не откажу себе в удовольствии сделать ему больно в таких «лабораторных» условиях.
Давайте теперь посмотрим на машинки, размазанные неправдоподобным блёром фотошопа. Только открыл и сразу вспомнил, за что же я его так ненавижу.
На бегу легче прочитать шрифт с указателей благодаря ножкам «Д», более широкой «Н», и большему пространству между «Н» и «Д».
Заключение
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Вы супер. Если вам кажется, что я считаю себя невероятно остроумным — вам не кажется) Приглашаю в комментариях покритиковать или похвалить статью, а также поделиться своими соображениями. Это будет приятно. Ещё приятнее, если отправите ссылочку друзьям ❤
Кому понравилась идея со стикером «Мы», вот вам ПДФ очка:
И приглашаю всех добавляться во френды в фейсбуке и писать мне по любым вопросам. Всем Казимир!
Ооооочень дизайнерский текст.
Уважаю ваш труд.
Не дочитал.
Спасибо, приятно)
Да чего там. Всегда пожалуйста. Но меня, увы, угнетает эта приобретённая мною неспособность дочитывать мало-мальски длинные тексты. Деградирую помаленьку.
Надо будет взять бумажную книжку из любимых и давно не читанных и перечитать глазами. А то всё аудио последние годы.
Клиповое мышление — наше всё)
Тут скорее место для "увы", а не "ура". Стараюсь если и не победить, то нивелировать эту мутацию восприятия.
Есть специальные препараты, которые решают эту проблему.
Ноотропы? Нет. Спасибо. Пробовал. Хрень та ещё. В принципе, проблему то решил уже. Снова читаю большие тексты. Распечатки. С бумаги идёт только в путь. Похоже, я просто не люблю читать с экрана.
В чтении тактильные ощущения тоже многое решают. Это причина почему виртуальная реальность пока непопулярна, отсутствие интеракции с другими органами чувств.
Вот. Точно-точно. Неполноценность виртуального опыта. Есть такое. На субъективном уровне.
И вот по поводу чтения с экрана и с листа могу сказать, что тут тоже всё субъективно. Я прислушался к себе, но не могу выдать чего-то более осмысленного чем почти детское: "Когда я читаю с экрана, моим глазам неприятно, и потому мне хочется побыстрее закончить чтение". Причём всё равно монитор ли это, смартфон или "чернильная" читалка.
А вот с бумагой подобного дискомфорта нет.
Так что тут действительно физические ощущения, но всё-таки не тактильные.
ЗЫ И что за препараты?
Вот нашел интересную мысль по поводу разницы чтения с листа и монитора. То есть здесь не только тактильные ощущения, но и вот такой момент.
У меня с монитора запоминается хуже чем чтение распечатанного. Интересовался почему, нашел ответ, монитор это активный раздражитель глазных нервов и если Вы с листа читаете в отраженном свете, то с монитора Вы читаете, как бы смотря на лампочку, солнце т.е источник света и мозг борится с этим раздражителем, поэтому запоминается хуже чем при отраженном свете.
Рецептурных препаратов очень много. Это нужно брать и экспериментировать. Плюс могут быть побочные эффекты. Не готов о них рассказывать в общем доступе. О таких препаратах многие психиатры знают, но в США их часто используют био-хакеры для прокачивания памяти, внимания, фантазии и интеллекта. Также есть много запрещенных препаратов, которые тоже могут помочь усилить ментальные способности.
Спасибо за ответы.
Напоминает мне о одной книжке Фрейда. :))))
Что ж, не хотите в общем, не надо. Не буду навязываться. Провоцировать, тем более.
О какой? :) Я не читал его труды...