Вот из зе прóблем: как не надо составлять ТЗ для дизайнера
Если вы — начинающий маркетолог или просто предприниматель, которому нужно грамотно составить техзадание для дизайнера, эта статья для вас.
Последние три года я сотрудничала с курсом, где ребята учатся на профессиональных менеджеров маркетплейса. В процессе учёбы они проходят все стадии работы на Ozon, включая создание карточки товара и взаимодействие с дизайнером (со мной).
И я заметила, что многие новички сталкиваются с одной и той же проблемой. Давайте расскажу, что это за проблема и её избежать.
Цитата из реального ТЗ для слайда на Ozon:
Можно взять бело-серый фон, в правой части расположить теплый светильник крупным планом. В левой части будет текст. Текст можно расположить внутри белого прямоугольника. Всего на слайде должно быть 2 прямоугольника с текстом. Прямоугольник должен быть виден. Цвет текста - черный. Должен быть хорошо виден, шрифт можно сделать жирным.
Видите проблему? А она есть.
Почему так писать ТЗ не надо:
- Не нужно за дизайнера делать его работу. Менеджер или руководитель бизнеса не должен ставить перед собой задачи, вроде с какой стороны расположить текст, какого цвета должен быть фон и какой формы должна быть подложка под текстом. Это не ваша работа! Нет смысла тратить на неё свои силы и время.
- Ставьте задачу, а не рассказывайте, как её нужно выполнить.
Вы когда к стоматологу приходите, не рассказываете ему, почему нужно сверлить зуб тем или иным инструментом? Нет, вы говорите «Зуб болит, можете вылечить?».
Дизайнеру тоже не нужно говорить, какого цвета должен быть текст, лучше скажите, например «Нужен макет в минималистичном современном стиле». - Дизайнер - не нейросеть! Цитата из ТЗ как будто написана для ChatGPT: если напишу, что текст внутри прямоугольника, эта чёртова машина не станет лепить его куда попало! Дизайнер — живой человек, не бойтесь ставить задачу человеческим языком. Например: информацию про гарантию лучше выделить, это важно.
- Описывая задачу излишне конкретно, вы лишаете себя возможности получить лучший результат. Ведь если дизайнер сделает точно так, как вы просите, это вовсе не означает, что макет будет хорош. Это в вашем воображении оно красиво сложилось, как будет на реальном макете — одному Богу известно. И опять напрашивается сравнение: если прийти в кондитерскую и заказать эклеры из манки, яиц и сахарного сиропа, вам их, конечно, сделают. Но вряд ли это будут лучшие эклеры и едва ли они вам понравятся на вкус.
- Если вы пришли к дизайнеру — доверяйте ему. Если вы хотите контролировать всё до сантиметра, возможно, сторонний специалист — не ваш вариант и стоит решать дизайнерские задачи своими силами.
А как надо?
Вот так:
1. Начните с ограничений
Заказывая любой макет (для соцсети, сайта, маркетплейса), в первую очередь укажите размеры макета и ограничения по весу файла. Например: 1000*1000 пиксел, вес не более 200 кб. Если вы не знаете размеры и вес — так и скажите дизайнеру: хочу заказать у вас макет для ленты в ВК, размеров и ограничений по весу не знаю, можете самостоятельно уточнить? Любой хороший специалист не откажет.
2. Прикрепите всё необходимое
Отправляйте всё, что может пригодится дизайнеру в создании макета: ваш логотип, брендбук, ссылку на фотосессию, текст для макета, логотипы партнёров, предыдущие макеты, на которые стоит опираться по стилю, макеты, которые просто нравятся, и т.д.
3. Расскажите что нравится
Например: мне нравится минимализм и яркие цвета, как у Альфа-банка
Если есть какое-то видение макета, расскажите о нём: дизайнер не телепат! У него может быть противоположный взгляд на реализацию задачи. Если нет никакого представления о результате — доверьте результат дизайнеру.
4. Расскажите, что не нравится
Например: только не мультяшный стиль и не используйте фиолетовый цвет.
Этой информации дизайнеру будет достаточно для создания макета под ваши требования.
Кстати, на своём сайте я давно использую брифы, созданные на Tilda для своих клиентов: вот, к примеру, бриф на разработку дизайна для соцсетей.
На следующей неделе расскажу, как ставить задачу дизайнеру, если есть всего одно фото товара (спойлер: да, нейросети помогут, но не стоит ждать чуда).